Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БДОУ «Детский сад № 319» (г. Омск) .
Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа
Выборка: 5 детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Трактовка понятия «расстройства аутистического спектра» речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 12
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
Вводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Приложения 39
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере, делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи. При этом проблемы самостоятельности у детей с РАС неоднородны и проявляются в разных областях жизни ребенка (А.Н. Кудинова).
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии, коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, позволяющих любому нормальному ребенку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию во взаимоотношениях с внешним миром, вырабатывать индивидуальные привычки и потребности, изучать неизведанное, преодолевать появляющиеся препятствия, вести активную коммуникацию со средой, налаживать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочивать поведение.
У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы. Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность для дошкольников с РАС представляет освоение бытовых навыков. Реальный мир непредсказуем, высокосоциален и динамичен, а это как раз те области, в которых дети с РАС испытывают серьезные проблемы. Чаще всего, дети с РАС предпочитают однообразие, не готовы к постоянному потоку новой информации и не умеют взаимодействовать.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у 1 ребенка с РАС выявлен средний уровень сформированности бытовых навыков, у 4 дошкольников с РАС – низкий уровень. Все 100% детей (5 старших дошкольников с РАС) показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). У родителей выявлен высокий уровень (5 родителей – 100%) сформированности компетенции родителей детей с РАС в вопросах формирования бытовых навыков.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены
1. Беттельхейм, Б. Пустая крепость: Детский аутизм и рождение Я [Текст] / Б. Беттельхейм. – М.: Академический Проект: Традиция, 2014. – 783 с.
2. Болгарова, М.А. Изучение и развитие социально-бытовых навыков у детей старшего дошкольного возраста с аутизмом [Текст] / М.А. Болгарова // В сборнике: Современное педагогическое образование: императивы, трансформации, векторы развития. – 2021. – С. 301-306.
3. Бузмакова, Д.В. Особенности нарушений поведения детей с аутизмом [Текст] / Д.В. Бузмакова // Вопросы педагогики. – 2016. – № 10. – С. 10-14.
4. Бутова, Л.А. Формирование социально-бытовых навыков у детей с РАС в условиях ДОУ[Текст] / Л.А. Бутова // В сборнике: Вызовы глобализации и развитие цифрового общества в условиях новой реальности. – Москва, 2022. – С. 34-38.
5. Гамаюнова, А.Н. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников с ранним детским аутизмом [Текст] / А.Н. Гамаюнова // В книге: Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивной практики. Монография. Под редакцией Н.В. Рябовой. – Саранск, 2017. – С. 95-116.
6. Гилберт, К. Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие: книга для педагогов-дефектологов [Текст] / К. Гилберт / [пер. с англ. О.В. Деряевой]; под науч. ред. Л.М. Шипициной; Д.Н. Исаева. – М.: Владос, 2002. – 144 с.
7. Глуяс, Ф. Люди с РАС: источники проблемы [Текст] / Ф. Глуяс / Перевод с анг. И.М. Смирновой. – СПб.: Питер, 2016. – 225 с.
8. Гостунская, Я.И. Особенности развития навыков социально-бытовой ориентировки у детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / Я.И. Гостунская // Проблемы современного педагогического образования. –2020. – № 67-4. – С. 101-103.
9. Губанова, Н.Ф. Формирование социально-бытовых навыков у детей с расстройством аутистического спектра [Текст] / Н.Ф. Губанова // В сборнике: Образовательное пространство детства: исторический опыт, проблемы, перспективы. сборник научных статей и материалов IX международной научно-практической конференции. – Коломна, 2022. – С. 228-234.
10. Гудл, Дж. Дети с РАС [Текст] / Дж. Гудл, Л. Уинг / Перевод с англ. Т.А. Одарченко. – М.: Академия, 2018. – 412 с.
11. Ермакова, Д.А. Развитие социально-бытовых навыков у детей 6-ти лет с аутизмом посредством оперантного обучения [Текст] / Д.А. Ермакова // В сборнике: Мир детства и образование. Сборник материалов ХIII Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 188-191.
12. Иванова, Е.В. Оценка базовых навыков у детей дошкольного возраста с РАС с помощью методики VB-MAPP [Текст] / Е.В. Иванова // В сборнике: Человек в условиях социальных изменений. Материалы международной научно-практической конференции. – 2022. – С. 111-114.
13. Исаев, Д.Н. Дифференциальный диагноз психического недоразвития у детей [Текст] / Д.Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: в 2 т. – 2-е изд., стер. Т. 2 / под. ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – С. 368–385.
14. Исаев, Д.Н. Аутистические синдромы у детей и подростков: механизмы расстройств поведения[Текст] / Д.Н. Исаев // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: в 2 т. – 2-е изд., стер. Т. 2 / под. ред. В.В. Лебединского, М.К. Бардышевской. – М.: ЧеРо: МПСИ: Изд-во МГУ, 2006. – С. 466–473.
15. Коэн, Ш. Как жить с аутизмом? [Текст] / Ш. Коэн / [пер. с англ. И. Костина]. – М: Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 240 с.
16. Кудинова, А.Н. Организация обучения детей с расстройствами аутистического спектра [Текст] / А.Н. Кудинова // Медико-социальные проблемы инвалидности. – 2022. – № 3. – С. 35-41.
17. Лыткина, А.В. Эффективный подход к развитию навыков самостоятельности у детей с ранним детским аутизмом [Текст] / А.В. Лыткина // В сборнике: Педагогика XXI века: традиции и инновации. Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции с международным участием. Под редакцией Н.В. Фединой. – 2018. – С. 59-62.
18. Мнухин, С.С. О синдроме «раннего детского аутизма», или синдроме Каннера у детей [Текст] / С.С. Мнухин // Журнал невропатологии и психиатрии. 2017. – № 10. – С. 150-151.
19. Очкалова, А.А. Формирование социально-бытовых навыков у детей с аутизмом посредством методов поведенческой терапии [Текст] / А.А. Очкалова // Актуальные вопросы науки. – 2016. – № 28. – С. 80-84.
20. Подун, Ю.В. Проблемы социализации и интеграции детей дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра в социокультурном пространстве [Текст] / Ю.В. Подун // В сборнике: Дефектология и образование в наши. – Краснодар, 2022. – С. 441-447.
21. Старикова, О.В. Применение программы ранней помощи на основе денверской модели раннего вмешательства для детей с РАС / О.В. Старикова // Аутизм и нарушения развития. – 2022. – Т. 20. – № 1. – С. 29-36.
22. Шрам, Р. Детский аутизм и ABA. ABA (Applied Behavior Analisis). Терапия, основанная на методах прикладного анализа поведения [Текст] / Р. Шрамм. – М.: Рама Паблишинг, 2014. – 208 c.
23. Чемпорова, М.Р. Формирование бытовых навыков у аутичного ребенка [Текст] / М.Р. Чемпорова // StudNet. – 2021. – Т. 4. – № 6. – С. 52-56.
24. Цветков, А.В. Нейропсихология аутизма и депрессии [Текст] / А.В. Цветков. – М.: Спорт и Культура-2000, 2015. – 532 c.
25. Ялпаева, Н.В. Формирование навыка одевания по погоде у дошкольников с ранним детским аутизмом посредством куклотерапии [Текст] / Н.В. Ялпаева // Интегративные тенденции в медицине и образовании. – 2015. – Т. 1. – С. 120-122.