Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
|
Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: БДОУ «Детский сад № 319» (г. Омск) .
Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа
Выборка: 5 детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Трактовка понятия «расстройства аутистического спектра» речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 12
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
Вводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Приложения 39
База исследования: БДОУ «Детский сад № 319» (г. Омск) .
Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа
Выборка: 5 детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Есть приложения (методические материалы).
Введение 1
Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 6
1.1. Трактовка понятия «расстройства аутистического спектра» речи в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Проблема формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 12
1.3. Методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 17
Выводы по 1 главе 23
Глава 2. Организация и содержание эмпирического исследования по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 24
2.1. Организация экспериментального исследования 24
2.2. Изучение особенностей сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра 27
Вводы по 2 главе 33
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Приложения 39
Аутичные дети очень отличаются друг от друга по степени нарушения контакта, поведенческим проблемам, уровню интеллектуального развития. Однако, всех их объединяет неприспособленность в повседневных житейских ситуациях и трудность применения накопленных знаний в реальной жизни. И хотя при обращении к специалисту многие родители на первое место выдвигают речевые и интеллектуальные проблемы, несостоятельность аутичного ребенка в социально-бытовой сфере, делает практически невозможным его самостоятельное существование в обществе, создает большие трудности для всей его семьи. При этом проблемы самостоятельности у детей с РАС неоднородны и проявляются в разных областях жизни ребенка (А.Н. Кудинова).
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
В качестве основных причин нарушения самостоятельности многие авторы называют: слабость психического тонуса, сенсорная чувствительность или сенсоаффективная гиперстезия (А.В. Лыткина); трудности перехода от непроизвольных действий к произвольным (С.С. Мнухин); эмоциональная зависимость от другого человека, трудности планирования, организации и самоконтроля, недостаточность мотивации (Ю.В. Подун). Кроме того, процесс обучения отягощается разнообразной картиной аффективных проблем детей с РАС: уход от контакта, стереотипность, негативизм, страхи, агрессивные и самоагрессивные проявления, все они являются существенным барьером для овладения любыми навыками (М.Р. Чемпорова). Процесс формирования бытовых навыков осложняется нарушениями детско-родительского взаимодействия, одной из часто встречающихся проблем – стереотипы гиперопеки, близким легче осуществлять уход за ребенком, чем обучать его выработке самостоятельных навыков.
Расстройства аутистического спектра объединяют детей с разным уровнем психического развития, при этом трудности формирования бытовых навыков характерны для всех детей с РАС и всем требуется специальная помощь в их преодолении. Работа по формированию бытовых навыков чрезвычайно важна для психологической помощи семье, в которой воспитывается аутичный ребенок. Все вышесказанное подтверждает необходимость разработки специальных коррекционных программ по формированию бытовых навыков у детей с РАС.
Объект исследования: процесс формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Предмет исследования: особенности формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Цель исследования: изучить научно-методическую литературу и провести экспериментальное исследование, направленное на выявление особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
В процессе исследования решались следующие задачи:
– изучить особенности детей с расстройством аутистического спектра;
– выявить проблемы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– подвергнуть анализу методы формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра;
– установить особенности и уровень сформированности бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение, систематизация научно-методической литературы по проблеме исследования.
Организация исследования. Эмпирическое исследование было организовано и проведено на БДОУ г. Омска «Детский сад № 319». Экспериментальная выборка составила 5 человек из числа детей старшего дошкольного возраста с расстройством аутистического спектра.
Расстройства аутистического спектра (РАС) – спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии, коммуникациях, а также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов. Нарушения такого спектра приводят к общественной дезадаптации, к искажению ключевых механизмов аффективной организации поведения, другими словами, механизмов, позволяющих любому нормальному ребенку самостоятельно определять оптимально подходящую личную дистанцию во взаимоотношениях с внешним миром, вырабатывать индивидуальные привычки и потребности, изучать неизведанное, преодолевать появляющиеся препятствия, вести активную коммуникацию со средой, налаживать эмоциональное взаимодействие с людьми и произвольно упорядочивать поведение.
У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы. Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность для дошкольников с РАС представляет освоение бытовых навыков. Реальный мир непредсказуем, высокосоциален и динамичен, а это как раз те области, в которых дети с РАС испытывают серьезные проблемы. Чаще всего, дети с РАС предпочитают однообразие, не готовы к постоянному потоку новой информации и не умеют взаимодействовать.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у 1 ребенка с РАС выявлен средний уровень сформированности бытовых навыков, у 4 дошкольников с РАС – низкий уровень. Все 100% детей (5 старших дошкольников с РАС) показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). У родителей выявлен высокий уровень (5 родителей – 100%) сформированности компетенции родителей детей с РАС в вопросах формирования бытовых навыков.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены
У детей дошкольного возраста с РАС отмечаются такие особенности, как негативизм по отношению к речевому общению, трудности адаптации в детском коллективе, задержка познавательной и коммуникативной деятельности, недоразвитость эмоционально-волевой сферы. Из-за типичных для данного нарушения особенностей развития большую трудность для дошкольников с РАС представляет освоение бытовых навыков. Реальный мир непредсказуем, высокосоциален и динамичен, а это как раз те области, в которых дети с РАС испытывают серьезные проблемы. Чаще всего, дети с РАС предпочитают однообразие, не готовы к постоянному потоку новой информации и не умеют взаимодействовать.
Экспериментальная работа по выявлению особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра проходила в форме констатирующего этапа эксперимента. Цель констатирующего этапа заключалась в выявлении особенностей формирования бытовых навыков у дошкольников с расстройством аутистического спектра.
По результатам констатирующего этапа исследования можно сделать вывод, что у 1 ребенка с РАС выявлен средний уровень сформированности бытовых навыков, у 4 дошкольников с РАС – низкий уровень. Все 100% детей (5 старших дошкольников с РАС) показали низкий уровень развития самостоятельности в процессе осуществления бытовых функций (культурно-гигиенические навыки, прием пищи, одевание и т.д.). У родителей выявлен высокий уровень (5 родителей – 100%) сформированности компетенции родителей детей с РАС в вопросах формирования бытовых навыков.
Итак, в ходе проведенного исследования цель достигнута, задачи решены
Подобные работы
- Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023 - Особенности формирования у дошкольников с расстройствами аутистического спектра бытовых навыков (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Курсовые работы, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 800 р. Год сдачи: 2023



