Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Работа №110771

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы81
Год сдачи2017
Стоимость4245 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи графических навыков средствами физических упражнений 10
1.1 Психолого-педагогические и физиологические основы
формирования графических навыков у детей дошкольного возраста .... 10
1.2 Физические упражнения как средство формирования графических навыков 23
1.3 Характеристика графических навыков у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 27
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи графических навыков средствами физических упражнений 32
2.1 Выявление уровня развития графических навыков у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи 32
2.2 Методика развития графических навыков у детей 6-7 лет
с общим недоразвитием речи средствами физических упражнений 44
2.3 Определение влияния физических упражнений на развитие
графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи 57
Заключение 63
Список используемой литературы 65
Приложение 68


Одним из видов базовых школьных навыков является письмо. Когда ребенок попадает в школу, на начальном этапе обучения, первоклассник испытывает сложности в письме: наблюдается быстрая усталость мышц кисти, за счет этого искажается рабочая строка, наблюдается неправильное написание заглавных и строчных букв.
Наблюдается также «зеркальное» письмо: дети не ориентируются «лево», «право» (в направлениях), не понимают «лист», «страница», «строка», не успевает в общем темпе работы.
Дети с такими проявлениями нарушений испытывают сложности в рисовании, раскрашивании, копировании простейших узоров, в соединении точек, а чаще всего трудности в правильном удержании в руках карандаша или ручки. Эти затруднения объясняются не развитостью зрительной, двигательной координации, а также тонкой моторики пальцев руки.
Особенно все это выражено у детей с тяжелыми речевыми нарушениями (наиболее распространенное - общее недоразвитие речи или сокращенно ОНР), число которых значительно увеличилось. Если наблюдаются сложности в развитии моторики, то в последующем наблюдаются затруднения в овладении навыками самообслуживания, затрудняется манипуляция различными предметами более мелкими по размеру, замедляется развитие игровой деятельности. У первоклассников при несовершенстве двигательной пальцевой координации и кистей (тонкая координация) затрудняется овладение письмом и затруднения встречаются и ряде других навыков.
При поступлении в общеобразовательные организации у большого детей данной категории часто встречаются такие нарушения как дисграфия и дислексия.
Исследования показали, что для большинства первоклассников сложнейшим предметом в школе является именно письмо, потому что этот вид учебного навыка предъявляет к детям значительные требования, которые выполнить не всегда могут даже дети без речевых нарушений.
Для совершения двигательного акта письма необходимо иметь хорошую скоординированность движений кисти, длительную фиксацию суставов, связанную со значительной статистической нагрузкой, которая характеризуется неподвижной позой при письме. Нервная регуляция движений еще не совсем сформирована.
Недоразвитие малых мышц руки приводит к низкой выносливости при выполнении статических нагрузок детьми старшего дошкольного возраста, а также определяет чрезвычайную сложность в овладении навыком письма. Все эти факторы оказывают отрицательное влияние на усвоении программы первого класса и обуславливают необходимость целенаправленной работы по развитию тонких координационных движений рук и общей ручной ловкости, специальной подготовки ребенка старшего дошкольного возраста к письму, а также коррекции имеющихся нарушений.
Исследователи, занимавшиеся вопросами начального этапа обучения в общеобразовательных организациях: Ю.Ф. Заманский, Н.Т. Терехова, С.О. Филиппова, В.М. Лыков, А.В. Кенеман, Т.И. Осокина, М.Ю. Кистяковская, - отмечают, что различного рода сложности, с которыми встречаются первоклассники, в значительной мере обусловлены недостаточной сформированностью графических навыков письма на этапе дошкольного детства.
Специальное внимание образованию детей с общим недоразвитием речи и подготовки их к последующему обучению уделяют в дошкольных образовательных организациях. Дошкольное образование направленно на усвоение простейших действий в различных областях, которые необходимы детям в начальной школе (знакомятся с цифрами, с задачами, со счетом, рисуют, лепят, пересказывают тексты, составляют рассказы, учат стихи, поют, знакомятся со звуками, с буквами, проводят наблюдения за природой, делают физические упражнения и др.).
Согласно ФГОС ДО в основную общеобразовательную программу дошкольного образования обучение детей письменной речи не входит, так как эта деятельность не доступна в силу возрастных особенностей для детей дошкольного возраста. При этом ряд авторов (например, В.М. Лыков), советуют активно использовать в дошкольном детстве доступные для детей данного возрастного периода, следующие средства подготовки детей к овладению графикой письма: рисование, разнообразные виды конструирования.
Однако тонкие движения, которые мы наблюдаем в процессе письма, не воспроизводятся ни в лепке, ни в рисовании - наиболее близких к этому виду деятельности. В процесс письма вовлекаются наиболее сложные движения руки и пальцев, зрительное восприятие подчиняется другим целям, ни как в изобразительной деятельности.
Письмо - особенная графическая деятельность. Освоить ее возможно лишь в ходе графических упражнений. Необходимо подобрать физические упражнения, которые станут способствовать формированию и совершенствованию координации движений, они помогут ориентироваться ребенку в пространстве и научат чувствовать ритм, дадут возможность развиваться руке, то есть будут предпосылками для благополучного освоения этого непростого навыка при обучении в школе.
Процесс развития двигательного навыка письма подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка В итоге, двигательный опыт детей может значительно повлиять на успешность его обучения письму. Вследствие этого целесообразно применение физических упражнений для успешной подготовки детей старшего дошкольного возраста к овладению письмом.
Однако, вопрос применения физических упражнений для подготовки детей с общим недоразвитием речи к формированию графики письма, как в практической работе специалистов, так и в научно-методической литературе разработан недостаточно.
Поэтому актуальность нашего исследования определяется существующим противоречием между необходимостью подготовки ребенка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи к овладением письмом и отсутствием разработанной методики применения физических упражнений как средства развития у детей с данной речевой патологией графических навыков.
На основании существующего противоречия определена проблема исследования: каковы возможности физических упражнений в развитии у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи графических навыков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние физических упражнений на развитие графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Объектом исследования в данной работе выступает процесс развития графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: физические упражнения как средство развития графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования строится на следующем предположении: развитие графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи возможно, если:
- подобрать и апробировать комплекс физических упражнений, направленных на развитие основных компонентов графических навыков письма: координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»;
- включать во все формы физкультурно-оздоровительной работы физические упражнения, обеспечивающие развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) изучить теоретические основы формирования графических навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи;
2) выявить уровень овладения детьми 6-7 лет с общим недоразвитием речи графическими навыками;
3) апробировать методику использования физических упражнений для развития графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Поставленные задачи решались с помощью методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественная обработка полученных данных, сравнительный анализ результатов исследования.
Теоретической основой нашего исследования являются подходы отечественных педагогов и психологов (С.П. Ефимова, А.Р. Лурия, А.В. Антропова, Е.В. Гурьянов, М.М. Кольцова, М.М. Безруких, И.Н. Садовникова, О.И. Галкина) относительно развития у детей дошкольного возраста координации движений, пространственных представлений, чувства ритма для успешного овладения графикой письма.
Экспериментальная база. Экспериментальная работа велась на базе подготовительной к школе группы компенсирующей направленности ГБОУ СОШ № 9 СП «Детский сад №16» города Сызрани Самарской области.
Новизна настоящего исследования заключается в экспериментальном изучении влияния физических упражнений на развитие графических навыков письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи.
Теоретическая значимость исследования состоит в выявлении различных взглядов на проблему формирование графических навыков письма средствами физических упражнений; в обосновании возможности развивать графические навыки письма у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи средствами физических упражнений.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная и апробированная нами система использования физических упражнений для эффективной подготовки дошкольников с общим недоразвитием речи к овладению графикой письма может быть использована в практической работе воспитателей, учителей-логопедов дошкольных образовательных организаций.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемой литературы, содержит 8 таблиц, 6 рисунков.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование позволило сделать последующие выводы по поводу теоретических подходов и практического решения проблемы развития графических навыков у детей 6-7 лет с ОНР.
Графические навыки письма причисляются к сенсомоторным навыкам человека. Однако, их основное отличие от других сенсомоторных навыков, обеспечивающих трудовую активность или спортивную деятельность, заключается в том, что графические навыки соединены с обучением и обслуживают письменную речь. В данном состоит их специфика и трудность формирования. Для овладения письменной речью необходима взаимосвязанная работа руки и глаз.
Ключевым показателем отличного почерка, помимо его четкости, считается плавность, ритмичность, легкость и скорость письма.
По мнению ученых (М.М. Безруких, А.В. Антропова, А.Р. Лурия, М.М. Кольцова, Е.В. Гурьянов, Т.С. Комарова, О.И. Галкина, И.Н. Садовникова, С.П. Ефимова и др.) для эффективного усвоения графики письма необходима сформированность следующих компонентов:
- координация движений;
- пространственные представления;
- чувство ритма.
В данном исследовании принимали участие дети 6-7 лет с ОНР. Общее недоразвитие речи - это сложные речевые расстройства, в результате которых у детей наблюдается нарушение формирования всех компонентов речевой системы, относящиеся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Нарушение формирования моторной сферы является сопутствующим при общем недоразвитии речи, так как овладение звуковой системой языка совершается одновременно с формированием общей моторики и дифференциацией движений пальцев рук. В связи с этим для детей с ОНР очень важно накопление двигательного опыта, чем он больше, тем легче происходит становление двигательных навыков. Настоящий опыт, направляемый на точное, двигательное действие (письмо), может удачно усваиваться при выполнении специальных, выбранных физических упражнений. Они способствуют совершенствованию у ребенка с ОНР координации движений, помогают научиться ориентировке в пространстве и чувствовать ритм, формируют руку - то есть обеспечивают ему все, что нужно для эффективного овладения данным сложным навыком (письмом).
Нами было установлено и экспериментально проверено, что развитие графических навыков у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи возможно, если:
- подобрать и апробировать комплекс физических упражнений, направленных на развитие основных компонентов графических навыков письма: координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости»;
- включать во все формы физкультурно-оздоровительной работы физические упражнения, обеспечивающие развитие координации движений, пространственных представлений, чувства ритма и «ручной умелости».
В ходе определения влияния физических упражнений на развитие графических навыков у детей 6-7 лет с ОНР установлено, что у детей экспериментальной группы произошли существенные изменения: выросло количество детей, показавших высокий уровень развития графических навыков (до экспериментальной работы детей с высоким уровнем было 10%, после проведения экспериментальной работы - 20%). Увеличилось с 50% до 70% количество детей, имеющих средний уровень. Снизилось с 40% до 10% количество детей, показавших низкий уровень сформированности графических навыков. Данные результаты свидетельствуют о возможности использования физических упражнений как эффективного средства развития графических навыков у детей 6-7 лет с ОНР.



1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. -
М. : Просвещение, 1998. - 383 с.
2. Агаркова, Н.Г. Формирование графического навыка письма у
первоклассников на основе использования умственных действий [Текст] / Н.Г. Агаркова. - - Л., 1978. 186 с.
3. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей [Текст] / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. - М. : Просвещение, 1984. - 134 с.
4. Безруких, М.М. Формирование графических навыков письма у детей с разным уровнем школьной зрелости [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. - М. : Просвещение, 1978. - 131 с.
5. Бирюкова, И.В. Танцевально-двигательная терапия: тело как зеркало души [Текст] / И.В. Бирюкова. - СПб. : Речь, 2006. - 132 с.
6. Болотина, Л.Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / Л.Р. Болотина, С.П. Баранов, Т.С. Комарова. - М. : Академический проект, 2005. - 239 с.
7. Ботвинников, А.Д. Научные основы формирования графических знаний, умений и навыков школьников [Текст] / А.Д. Ботвинников, Б.Ф. Ломов. - М. : Просвещение, 1979. - 183 с.
8. Бочарова, Н. Физкультурно-спортивные праздники в детском саду. [Текст] / Н. Бочарова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1.
9. Веракса, Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2006. - 71 с.
10. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 3ч. [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Просвещение, 1983. - 409 с.
11. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе [Текст] / О.И. Галкина. - М. : АПН РСФСР, 1973. - 128 с.
12. Горфункель, П.Л. Роль зрительных представлений в формировании элементарных навыков письма [Текст] / П.Л. Горфункель. - М. : Просвещение, 1953. - 142 с.
13. Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. - М. : Просвещение, 1959. - 61 с.
14. Демидова, Е. Организация самостоятельной двигательной деятельности детей [Текст] / Е. Демидова // Дошкольное воспитание. - 2004. - № 1.
15. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - Москва-Воронеж : Институт практической психологии, 1998. - 251 с.
16. Желтовская, Л.Я. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников [Текст] / Л.Я. Желтковская, Е.Н. Соколова. - М. : Просвещение, 1987. - 142 с.
17. Жохова, Ю. Использование больших гимнастических мячей [Текст] / Ю. Жохова // Дошкольное воспитание. - 2002. - №4.
18. Запорожец, А.В. Развитие произвольных движений [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1960. - 172 с.
19. Змановский, Ю.Ф. Роль физического воспитания в подготовке детей к школе [Текст] / Ю.Ф. Змановский, Н.Т. Терехова. - М. : Просвещение, 1980. - 237 с.
20. Кенеман, А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. - М. : Просвещение, 1988. - 270 с.
21. Кенеман, А.В. Физическая подготовка детей 5-6 лет к занятиям в школе [Текст] / А.В. Кенеман, М.Ю. Кистяковская, Т.И. Осокина; под общ. ред. А.В. Кенеман. - М. : Просвещение, 1980. - 250 с.
22. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка [Текст] / М.М. Кольцова. - М. : Просвещение, 1970. - 123 с.
23. Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. - М. : Просвещение, 1970. - 151 с.
24. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Текст] / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М. : Творческий центр СФЕРА, 2005. - 385 с.
25. Лескова, Г.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду [Текст] / Г.П. Лескова, П.П. Буцинская, В.И. Васюкова; под общ. ред. Г.П. Лесковой. - М. : Просвещение, 1981. - 159 с.
26. Ломов, Б.Ф. Формирование графических знаний, умений и навыков у учащихся [Текст] / Б.Ф. Ломов. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1959. - 166 с.
27. Моисеева, Л. О подготовке руки к письму [Текст] / Л. Моисеева, Е. Рахманова, Н. Фунтикова // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 12.
28. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [Текст] / Н.В. Нищева. - СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.
29. Осокина, Т.И. Физическая культура в детском саду [Текст] / Т.И. Осокина. - М. : Просвещение, 1983. - 288 с.
30. Полтавцева, Н. О значении физвоспитания в развитии учебной деятельности [Текст] / Н. Полтавцева, Н. Гордова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №6.
31. Рунова, М. Формирование оптимальной двигательной активности [Текст] / М. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №6.
32. Смирнова, Е.О. Психология ребенка: учебник для педагогических вузов и училищ [Текст] / Е.О. Смирнова. - М. : Школа-Пресс, 1997. - 384 с.
33. Филиппова, С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму [Текст] / С.О. Филиппова. - СПб. : ПИТЕР, 1999. - 91 с.
34. Филиппова, С.О. Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма [Текст] / С.О. Филиппова. - Л., 1992. - 104 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ