Введение 4
Глава 1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования 6
1.1 Фазы сгорания в двигателях с искровым зажиганием 6
1.2 Модель изохорного сгорания 11
1.3 Цикл двигателя с искровым зажиганием (расчёт Гриневецкого-
Мазинга) 14
1.4 Полуэмпирические уравнения, характеристики тепловыделения И.И.
Вибе 17
1.5 Взаимосвязь эффективности работы двигателя с максимальным давлением сгорания 1:7
1.6 Взаимосвязь максимального давления сгорания с ионным током
25
пламени и токи ионизации
1.6.1 Оценка индикаторного давления в камере сгорания 36
1.6.2 Исследование взаимозависимостей между максимальным давлением и
43
ионным током хемиионизации в двигателях с искровым зажиганием
1.7 Выводы по главе 1 и формулировка задач исследования 61
Глава 2. Экспериментальный комплекс 63
2.1 Одноцилиндровая исследовательская установка УИТ-85 63
2.1.1. Описание установки УИТ-85 63
2.1.2. Система регистрации ионного тока 65
2.1.3. Система индицирования (измерения давления в камере сгорания) 67
2.2 Методики проведения и обработка результатов экспериментальных исследований
2.2.1 Методики проведения и обработка результатов исследования на
одноцилиндровой установке УИТ-85 68
2.2.2. Обработка результатов испытаний 72
Глава 3. Результаты экспериментального определения влияния состава смеси и добавки водорода на промежуток времени достижения 74 максимального давления
Глава 4 Анализ изменения максимального давления в зависимости от параметров работы двигателя при добавке водорода в ТВС 85
4.1. Взаимосвязь максимального давления сгорания с величиной тока в
двигателях с искровым зажиганием 87
4.2. Влияние добавки водорода в топливовоздушную смесь на максимальное давление сгорания, при изменении угла зажигания коленчатого вала
Заключение 95
Список сокращений и условных обозначений 97
Список используемых источников 98
В поршневых энергетических установках процесс сгорания углеводородного топлива представляет собой комплексный сложный физико-химический процесс, который протекает при изменении в течение нескольких миллисекунд объеме, скорости перемещения топливно-воздушного заряда, масштаба и интенсивности турбулентности, давления, температуре, а также происходит непрерывное изменение ширины зоны сгорания, турбулентной и нормальной скоростей распространения пламени.
Экспериментальные установки - одноцилиндровая исследовательская установка УИТ-85, стенды с автомобильными двигателями - были разработаны и модернизированы для выявления параметров, определяющих основные характеристики сгорания углеводородных топлив.
Для определения эффективности работы двигателей используется или внесение настоящих значений давления сгорания по углу ПКВ, метод И.И. Вибе [2], или величина максимального давления сгорания (Pzmax), метод Гриневецкого-Мазинга [1] из существующих методик теплового расчёта. В методике Гриневецкого-Мазинга, в отличии от И.И. Вибе, используются только давление Pzmax, а время достижения Р?^, угол опережения зажигания не учитываются.
В последнее время связь между показателями процесса сгорания и характеристиками ионного тока в цилиндрах ДВС была доказана экспериментально и теоретически. Ионный ток мгновенно достигает максимального значения в момент, когда фронт пламени подходит к ионизационному датчику, после чего уменьшается до минимума, что позволяет определить в племени зоны, в которых происходят химические реакции, это было показано в работах Аравина, Иноземцева, Соколика и Семенова.
В ВКР рассматриваются результаты исследования взаимодействия давления Pzmaxи ионного тока. Эксперимент проходил с добавлением водорода в ТВС по 3% и 5% от объема.
По результатам проведенной работы можно сделать вывод о том, что время достижения до ионизационного датчика напрямую зависит от состава ТВС и частоты вращения коленчатого вала. При обеднении смеси заметно увеличивается время появления ионного тока у электродов датчика ионизации.
Экспериментально и теоретически была доказана связь между показателями процесса сгорания и характеристиками ионного тока в цилиндрах ДВС.
Результаты работы показывают, что о величине максимального давления сгорания можно судить по ионному току пламени. Данный факт открывает возможность контроля максимального давления при помощи ионизационных датчиков, которые установлены в удаленной от свечи зажигания зоне КС. Увеличение ионного тока приводит к уменьшению времени основной фазы сгорания. Данная тенденция сохраняется при доле добавляемого водорода в ТВС и разной частоте вращения коленчатого вала. Анализируя вышесказанное, можно сказать о значительном влиянии интенсивности химических реакций горения на продолжительность основной фазы сгорания. Амплитуда ионного тока в большей мере характеризует интенсивность химических реакций.
В качестве инструмента для диагностики процесса горения можно использовать зондовый метод, основанный на электропроводности пламени.
Скорость распространения пламени в значительной степени характеризует продолжительность основной фазы горения, следовательно и, ширину турбулентной зоны горения и интенсивность химических реакций горения.
Было показано и экспериментально и теоретически, что при добавке водорода в ТВС качество сгорания растёт с увеличением частоты КВ и не зависит от степени сжатия, а также при неизменном составе смеси приводит к заметному смещению момента достижения максимального давления сгорания ближе к ВМТ, увеличивается значение максимального давления сгорания, особенно это просматривается, когда двигатель работает на обедненной смеси.
Предложена эмпирическая зависимость для определения величины максимального давления сгорания при изменении скоростного режима работы двигателя.
1. Орлин А.С. Двигатели внутреннего сгорания. Устройство и работа поршневых и комбинированных двигателей. Изд. 4-е / Орлин А.С., Круглов М.Г. // М.: Машиностроение, - 1990. - 289 с.
2. Вибе И.И. Новое о рабочем цикле двигателя // М-Л. Машгиз. - 1962. - 271 с.
3. Шароглазов Б.А. Двигатели внутреннего сгорания: теория, моделирование и расчёт процессов. / Шароглазов Б.А., Фарафонтов М.Ф., Климентьев В.В.// Челябинск, 2006. -382с.
4. Bengt J. Combustion Chambers for Natural Gas SI Engines Part I: Fluid Flow and Combustion / Bengt J., Krister O. // SAE Paper 950469
5. Krister O. Combustion Chambers for Natural Gas SI Engines Part 2: Combustion and Emissions / Krister O., Bengt J. // SAE Paper 950517
6. T. Naganuma, M. Iko, T. Sakonji, F. Shoji: “Basic Research on Combustion Chambers for Lean Burn Gas Engines”, 1992 Int. Gas Research Conf.
7. W.R. Dietrich, W. Grundmann, G. Langeloth: “Pollutant Reduction on Stationary S.I. Engines from Motoren-Werke Mannhiem for Operation on Natural Gas Applying the Lean-Burn Principle”, MTZ, Motortechniche Zeitschrift 47(1986)3 pp83-87
8. C. Arcoumanis, A.F. Biecen, J.H. Whitelaw: “Squish and Swirl-Squish Interaction in Motored Model Engines”, ASME Trans.,J. Fluids Engng, vol 105, pp. 105-112, 1983.
9. T. Kato, K. Tsujimura, M. Shintani, T. Minami, I. Yamaguchi: “Spray Characteristics and Combustion Improvement of D.I. Diesel Engine with High Pressure Fuel Injection”, SAE890265
10. T.D. Fansler: “Turbulence Production and Relaxation in Bowl-in-Piston Engines”, SAE930479
11. B. Johansson: “Influence of the Velocity Near the Spark Plug on Early Flame Development”, SAE930481
12. B. Johansson: “Correlation Between Velocity Parameters Measured with Cycle-Resolved 2-D LDV and Early Combustion in a Spark Ignition Engine”, Licenciate Thesis, ISRN LUTMDN/ TMVK7012SE, Dept. of Heat&Power Enggr,
Lund Inst. Of Techn. 1993
13. M.G. Kingston Jones, M.D. Heaton: “Nebula Combustion System for Lean Burn Spark Ignited Gas Engines”, SAE890211 Figure 14: Rate of heat release in the interval 0.5-10% HR as a function of turbulence-0.18*V mean velocity. Figure 15: Correlation between heat release rate in the interval 0-5-10% HR and turbulence-0.18*V mean velocity 12
14. Yuichi Shimasaki, Masaki Kanehiro, Shigeki Baba, Shigeru Maruyama, Takashi Hisaki, and Shigeru Miyata. Spark plug voltage analysis for monitoring combustion in an internal combustion engine. (SAE paper No. 930461), 1993.H.
15. L. Eriksson. Spark-Advance Control by Ion-Sensing and Interpretation, Nov 25, Sweden, 1998
E.C. Kienzle, P.F. Cassidy, A. Wells, J.J. Cole, C. Meyer: “Lean Burn Combustion for Low Emission Meduim and Heavy Duty Natural Gas Vehicle Engines”, 1992 Int. Gas Research Conf.
16 Larsson, L.J™nsson, L. Karlsson, P-M. Einang: “Volvo THG103 - A Low Emission CNG Engine”, The 3.rd Biennial Int. Conf & Exib. on Natural Gas Engines, Sep 22-25, pp. 332-351, Gothenburg, 1992
17 Andre Saitzkoff, Raymond Reinmann, and Fabian Mauss. In cylinder pressure measurements using the spark plug as an ionization sensor. SAE paper No. 970857, (SAE SP-1263):187-197, 1997.
18 A. Saitzkoff, R. Reinmann, T. Berglind, and M. Glavmo. An ionization equilibrium analysis of the spark plug as an ionization sensor. (SAE paper No. 960337), 1996.
19 Nick Collings, Steve Dinsdale, and Tim Hands. Plug fouling investigations on a running engine - an application of a novel multi-purpose diagnostic system based on the spark plug. (SAE paper No. 912318), 1991.
20 Raymond Reinmann, Andre Saitzkoff, and Fabian Mauss. Local air-fuel ratio measurements using the spark plug as an ionization sensor. SAE paper No. 970856, (SAE SP-1263):175-185, 1997.
21 Lars Eriksson and Lars Nielsen. Ionization current interpretation for ignition control in internal combustion engines. IFAC Control Engineering Practice, Issue 8, Volume 5:p.1107-1113, August 1997.
22 A. Saitzkoff, R. Reinmann, F. Mauss and M. Glavmo In-Cylinder Pressure Measurements Using the Sparg Plug as an Ionization Sensor. SAE 970857
23 J. D. Powell. Engine control using cylinder pressure: Past, present, and future. Journal of Dynamic System, Measurement, and Control, 115:343-350, June 1993.
24. Lars Eriksson. Closed-loop spark-advance control using the spark plug as ion probe. Technical report, 1997. LiU-TEK-LIC-1997:14, Thesis No. 613.
25. List, H. Thermodynamik der Verbrennungskraftmaschine [Текст] / C Hans List. - Wien : Verlag von Julius Springer, 1939. - 123 p.
26. A Simple Model for Cyclic Variations in a Spark-Ignition Engine [Текст] / C.S. Daw [и др.] // SAE Technical Paper. - 1996. - 962086.
27. Tahtouh, T. Les effets combines de l’hydrogene et de la dilution dans un moteur a allumage commande [Текст] : Ph. D Thesis : / Toni Tahtouh ; Universite d’Orleans. - d’Orleans, 2010. - 250 p.
28. Siokos, K Low-Pressure EGR in Spark-Ignition Engines: Combustion Effects, System Optimization, Transients & Estimation Algorithms [Текст] : Ph. D Thesis : / Konstantinos Siokos ; Clemson University. - Clemson, 2017. - 243 p.
29. Tatemura, T Cycle-to-cycle Variation Analysis of Combustion in a Lean Burn Gasoline Engine [Текст] / Toshiki Tatemura // 27th Internal Combustion Engine Symposium. - 2016. - Paper № 5. - Tokyo, 2016.
30. Брозе, Д. Д. Сгорание в поршневых двигателях [Текст] / Д.Д. Брозе. - М. : Машиностроение, 1969. - 248 с.
31. Wildhaber, S.N. Impact of combustion phasing on energy and availability distributions of an internal combustion engine [Текст] : Ph. D Thesis : / Shawn Nicholas Wildhaber ; Missouri university. - Missouri, 2011. - 125 p.
32. Heywood, J.B. Improving the Spark-Ignition Engine [Electronic resource] / John B. Heywood // Symposium University of Madison. - 2005. - Режим доступа : https://www.erc.wisc.edu/documents/symp05-Heywood.pdf. - Загл. с экрана.
33. Heywood, J.B. Improving Engines and Fuels, Together [Electronic
resource] / John B. Heywood // 11th Concawe Symposium. - Brussels, 2015. - Режим доступа : https://www.concawe.eu/wp-
content/uploads/2017/01/ConcaweSymposium_Prof.-Heywood_Improving- Engines-and-Fuels.pdf. - Загл. с экрана.
34. Kato, S The Influence of Port Fuel Injection on Combustion Stability
[Electronic resource] / Shoichi Kato, Takanori Hayashida, Minoru Iida // Yamaha motor technical review. - 2008. - Yamaha Motor Co., Ltd., 2019. -.- Режим доступа : https://global.yamaha-
motor.com/about/technical_review/pdf/browse/44gr03e.pdf. - Загл. с экрана.
35. Аравин Г.С. Ионизация пламени и пламенных газов в условиях бомбы и двигателя, диссертация к.т.н., ИХФ АН СССР, Москва, 1951.
36. Степанов Е.М., Дьячков Б.Г., Ионизация в пламени и электрическое поле. М., Металлургия, 1968.
37. Калькот, Г. Процессы образования ионов в пламенах // Вопросы ракетной техники №4, 1958.
38. Гайдон А.Г., Вольфгард Х.Г. Пламя, его структура, излучение и температура. М.: Металлургиздат, 1959.
39. Иноземцев Н.Н. // Известия АН СССР. Энергетика и автоматика. 1960. N 2. C. 59-66.
40. Zhongquan G., Xiaomin W., Zuohua H., Sadami Y., Eiji T., Kazuki Y., Taro H. The interdependency between the maximal pressure and ion current in a spark-ignition engine. 2012, SAGE
41. Clerk, D. The Theory of the Gas Engine (1882) [Текст] / D. Clerk. - Whitefish : Kessinger Publishing, LLC, 2010. - 178 p.
42. Mickelsen, W. R. Growth rates of turbulent free flames. Fourth international Symposium on Combustion [Текст] / W. R. Mickelsen, N. E. Ernstein // J. Chem. Phys. - 1956. - Volume 25, Issue 3. - P. 325-333.
43. Peters, B. D. Cyclic Variations and Average Burning Rate in a S. I. Engine [Electronic resource] / B. D. Peters, G.L. Borman // SAE Technical Paper 700064. - 1970- . - SAE, 2019 - . - Режим доступа : https://www.sae.org. - Загл. с экрана.
44. Johansson, B. On Cycle-to-Cycle Variations in Spark Ignition Engines [Текст] : Ph. D Thesis : / B. Johansson ; Lund Institute of Technology. - Lund, 1995. - p.
45. A review of deterministic effects in cyclic variability of internal
combustion engines [Electronic resource] / C.E.A. Finney [et al.] // International Journal of Engine Research. - 2015. - P. 366-378 - ORNL, 2019 - . - Режим
доступа : https://www.ornl.gov/publication/review-deterministic-effects-cyclic- variability-internal-combustion-engines. - Загл. с экрана.
46. Dai, W. Modeling of cyclic variations in spark-ignition engines
[Electronic resource] / W. Dai, N. Trigui, Y. Lu // SAE Technical Paper 2000-01-2036. - 2000. - SAE, 2019 - . - Режим доступа : https://www.sae.org. -
Загл. с экрана.
47. Belmont, M. Statistical aspects of cyclic variability [Electronic resource] /
M. Belmont, M. Hancock, D. Buckingham // SAE Technical Paper 860324. - 1986. - . - SAE, 2019 - Режим доступа : https://www.sae.org. - Загл. с
экрана.
48. Splitter, D. A Historical Analysis of the Co-evolution of Gasoline Octane Number and Spark-Ignition Engines [Electronic resource] / D. Splitter, A.
Pawlowski, R. Wagner // Frontiers in Mechanical Engineering. - 2016. - Vol. 1, Issues 16. - P. 16. - ResearchGate., 2019 - Режим доступа :
https://www.researchgate.net. - Загл. с экрана.
49. Thermodynamic sweet spot for high-efficiency, dilute, boosted gasoline engines [Текст] / G. A. Lavoie [et al.] // International Journal of Engine Research. - 2013. - Vol. 14(3). - P. 260-278.
50. Ball, J. K. Cycle-by-cycle variation in spark ignition internal combustion engines [Текст] : Ph. D Thesis : / Jeffrey K. Ball ; University of Oxford. - Oxford, 1998. - 248 p.
51. v. Basshuysen, R. Handbuch Verbrennungsmotor - Grundlagen, Komponenten, Systeme, Perspektiven [Текст] / R. v. Basshuysen, F. Schafer. - Wiesbaden : Springer-Verlag, 2015. - 1176 p.
52. Bates, S. Flame Imaging Studies of Cycle-by-cycle Combustion
Variation in a SI Four-Stroke Engine [Electronic resource] / S. Bates // SAE Technical Paper 892086. - 1989. - SAE, 2019 - Режим доступа :
https://www.sae.org. - Загл. с экрана
53. Одноцилиндровая универсальная установка УИТ-85 для определения октановых чисел топлив./ Техническое описание и инструкция по эксплуатации.
54. Иноземцев, Н. В. Процессы сгорания в двигателях / Н. В. Иноземцев, В. К. Кошкин. - М. : Машгиз, 1949.
55. 1. Шайкин А.П., Ивашин П.В., Семченок В.В. Влияние добавки водорода на токсичность и экономичность ДВС с искровым зажиганием (статья). Журнал: Инженер, технолог, рабочий №3(3, М, 2001 с.22.24).
56. 2. Шайкин А.П., Ивашин П.В., Семченок В.В., Русаков М.М, Прусов П.М. Механизм снижения несгоревших углеводородов и повышение эффективности работы при добавке водорода в топливно-воздушную смесь ДВС (статья). Журнал: НАУКА производству, М, 2001, № 9, с.4.6
57. 3. Шайкин А.П., Ивашин П.В., Семченок В.В., Русаков М.М., Прусов П.М. Механизм снижения концентрации несгоревших углеводородов и повышение эффективности работы при добавке водорода в топливно-воздушную смесь ДВС (статья). Материалы международной научно-технической конференции, посвященной памяти Генерального конструктора аэрокосмической техники, академика Н.Д. Кузнецова, 21-22 июня 2001г., г. Самара, с.91-97
58. 4. Шайкин А.П., Ивашин П.В., Галиев И.Р. Расчёт концентрации несгоревших углеводородов в отработавших газах ДВС. Учебное пособие, Самара, 2014г.
59. Судоргин Н.И., Шайкин А.П., Ивашин П.В. Добавление добавки водорода в топливовоздушную смесь на максимальное давление сгорания в двигатели с искровым зажиганием. ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет, 2014, с. 136-139
60. Судоргин Н.И., Шайкин А.П., Ивашин П.В., Дурманов А.И. Взаимосвязь максимального давления сгорания с величиной ионного тока в двигателях с искровым зажиганием. ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет, 2014, с. 112-115
61. Семченок В.В., Шайкин А.П. Влияние добавки водорода в топливовоздушную смесь на максимальное давление сгорания. ФГБОУ ВПО Тольяттинский государственный университет, 2014, с. 401-404
62. Гайдот А.Г., Вольфгард Х.Г. Пламя, его структура, изучение и температура. М. Металлургиздат, 1959.
63. Дерячев А.Д. Эмпирическая модель оценки концентрации оксидов азота при добавке водорода в ТВС двигателей с искровым зажиганием. Кандидатская диссертация, Тольятти, 2015
64. Хлопоткин С.С., Егоров К.С., Шайкин А.П. Максимальное давление сгорания и величина ионного тока в пламени двигателей с искровым зажиганием. Тольятти, 2018
65. Калькот, Г. Процессы образования ионов в пламенах // вопросы ракетной техники №4, 1958.
66. Степанов Е.М., Дьячков Б.Г., Ионизация в пламени и электрическое поле. М., Металлургия, 1968.
67. Иноземцев Н.Н. // Известия АН СССР. Энергетика и автоматика. 1960. №2. С. 59-66.
68. Соколик А.С. Самовоспламенеие, пламя и детонация в газах. - М.:АН СССР, 1960.
69. Stepowski D., Cottereau M.J. // Arch Combust. 1981. V. 1. P. 147.
70. Шатров, Е.В. Исследование мощностных, экономических и токсиче-ских характеристик двигателя, работающего на бензоводородных смесях [Текст] / Е.В. Шатров, А.Ю. Раменский, В.М. Кузнецов // Автомобильная промышленность. - 1979. - №11. - С. 3-5.
71. Аннушкин, Ю.М. Эффективность горения водородокеросинового топлива в прямоточном канале [Текст] / Ю.М. Аннушкин // Физика горения и взрыва. - 1985.- Т. 21, №3. - С. 30-32.
72. Басевич, В.Я. Промотирование горения [Текст] / В.Я. Басевич, С.М. Когарко // Физика горения и взрыва. - 1969. - Т.5, №1. - С. 99-105.
73. Галышев, Ю. В. Конвертирование рабочего процесса транспортных ДВС на природный газ и водород [Текст]: автореф. дис. ... д-ра техн. наук: 05.04.02/ Юрий Витальевич Галышев ; Санкт-Петербургский государственный политехнический университет. - СПб., 2010. - 34 с.
74. Гумеров, И.Ф. Повышение экономичности двигателя за счет использования добавок водорода к бензину [Текст]: автореф. дисс. . канд. техн. наук: 05.04.02/ Ирек Флорович Гумеров; Московское ордена Ленина, ордена Октябрьской Революции и ордена Трудового Красного Знамени высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана.- М., 1987. - 21с.
75. Лернер, М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив [Текст] / М.О. Лернер. - М. : Химия, 1979. - С. 173-177.
76. Разветвленные цепные реакции в процессах промотирования и инги-бирования горения водорода [Текст] / О.П. Коробейничев [и др.] // Физика горения и взрыва. - 2010. - Т.46, №2. - С. 26-35.
77. Ричардс (G.A. Richards). Скорость распространения пламени в факеле топлива при добавлении водорода [Текст] / Ричардс (G.A. Richards), Сойка (P.E. Sojka), Лефевр (A.H. Lefebvre) // Современное машиностроение, серия А. - 1989, №8. - С. 63-70.
78. Williams, F.A. Combustion Theory. The Fundamental Theory of Chemically Reacting Flow Systems [Текст] / Forman A. Williams. - San Francisco : Benjamin/Cummings Publishing Company, Inc., 1985. - 665 p.
79. Lipatnikov, A. Fundamentals of Premixed Turbulent Combustion [Текст] / Andrei Lipatnikov. - Taylor & Francis Group, LLC., 2013. - 518 p.
80. Improvement of Lean Hydrocarbon Mixtures Combustion Performance by
Hydrogen Addition and Its Mechanisms [Electronic resource] / Hiroyuki Kido [et al.] // JSAE Review. - 1994. - Vol. 15, Issue 2. - P. 165-170. - Elsevier B. V.,
2019 - . - Режим доступа : http://www.sciencedirect.com. - Загл. с экрана.
81. Shuofeng Wang, S. Cyclic variation in a hydrogen-enriched spark¬ignition gasoline engine under various operating conditions [Electronic resource] / Wang Shuofeng, Ji Changwei // International Journal of Hydrogen Energy. - 2012. - Vol. 37, Issue 1. - P. 1112-1119. - Elsevier B. V., 2019 - . - Режим доступа : http://www.sciencedirect.com. - Загл. с экрана.
82. Бортников, Л.Н. Современные аспекты применения водорода в автомобильных двигателях [Текст] / Л. Н. Бортников. - Самара : Изд-во СамНЦ РАН, 2015. - 158 с.
83. Вяткин Д.В. Устройство для регулирования состава горючей смеси в двигателях: [Электронный ресурс] URL:http ://314159. ru/vyatkin/vyatkin 1. htm(дата обращения - 20.08.2014)