Введение 4
1 Теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка 6
1.1 Сущность и содержание понятия «депозитная политика» 6
1.2 Цели, задачи, принципы, этапы и границы процесса формирования
депозитной политики 11
2 Депозитная политика ПАО «Сбербанк России» 22
2.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк России» 22
2.2 Анализ депозитных услуг ПАО «Сбербанк России» 26
2.3 Формы и методы привлечения денежных средств физических лиц 37
3 Совершенствование депозитной политики 43
3.1 Ключевые проблемы современной депозитной политики России .. 43
3.2 Основные направления и механизмы оптимизации депозитной
политики коммерческого банка 48
Заключение 60
Список используемой литературы 62
Приложение А. Бухгалтерская отчетность «ПАО «Сбербанк России»»
Общие тенденции мирового развития в XXI веке, экономические и социальные перемены, случившиеся в обществе за последние два десятилетия, создали необходимость важнейших изменений в жизнедеятельности банковской системы нашей страны. В настоящее время коммерческие банки во главе с Центральным банком РФ пришли на смену ранее функционировавшим нескольким государственным банкам.
На сегодняшний день перед коммерческим банком остро стоит вопрос формирования ресурсной базы. Учитывая то, что одной из главных задач банка, как и любой коммерческой организации, является получение прибыли, его ресурсная база должна быть максимально оптимизирована и стремиться к минимальным расходам на привлечение и содержание. Сложившаяся ситуация создает конкурентную борьбу за клиента, а точнее за его денежные средства, поскольку именно свободные денежные средства, привлекаемые коммерческими банка во вклады, являются важнейшим источником формирования ресурсной базы коммерческих банков.
Коммерческий банк привлекает ресурсы населения, организаций, других банков в виде вклада и открытия им соответствующих счетов. Операции, с привлекаемыми банками средствами, называются депозитными.
Депозитные операции выполняют все коммерческие банки. Роль их значительна. Данные финансового анализа на 01.01.2019 г. показывают, что из общего объема ресурсов банков России, около 88,8% — это привлеченные средства, оставшиеся 11,2% - собственные.
Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в современных экономических условиях существующей конкуренции между банками за вкладчика, для привлечения денежных средств во вклады и повышения качества управления депозитными операциями важная роль принадлежит разработке и реализации эффективной депозитной политике. рассматривались учеными О.И. Лаврушиным, Г.Г. Коробовой, Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой и другими. Литературы по управлению депозитными ресурсами банка в новых финансово-экономических условиях России нет, что еще раз подчеркивает актуальность нашей темы.
Цель дипломной работы - исследование депозитной политики ПАО «Сбербанка».
Реализации поставленной цели служат конкретные задачи:
1. Изучить теоретические аспекты депозитной политики коммерческого банка.
2. Проанализировать деятельность депозитных услуг в ПАО «Сбербанке».
3. Разработать перспективные направления для развития и совершенствования депозитной политики в ПАО «Сбербанке».
Объектом исследования выступает ПАО «Сбербанк России». Предмет исследования - депозитная политика коммерческого банка.
В дипломной работе использованы следующие методы исследования: расчетно-аналитический и экономико-статистический, анализ литературных источников, анализ организационной документации (отчеты, приказы).
Теоретической и методологической базой исследования являются труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области финансов и банковского дела.
Практическая значимость дипломной работы состоит в возможности использования результатов исследования в деятельности ПАО «Сбербанка» для совершенствования депозитных операций.
По структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Депозитная политика - это система мер, направленных банком на привлечение денежных средств юридических, физических лиц на возвратной основе.
Содержание депозитной политики составляют субъекты и объекты депозитного процесса, принципы формирования, а также границы и механизм формирования депозитной политики коммерческого банка. От эффективности функционирования данного механизма во многом зависит успешное выполнение целей и задач, которые ставятся банком в процессе разработки и проведения депозитной политики.
В рамках депозитной политики банк утверждает виды депозитов, устанавливает сроки их хранения, разрабатывает правила реализации депозитных операций.
Депозитная политика - это важная составляющая успешной банковской деятельности, т.к. депозитные операции входят в основную группу банковских пассивов, являясь тем самым одним из источников активных операций.
Рассмотрев более подробно депозитные операции ПАО «Сбербанк России», можно сказать, что банк принимает депозиты юридических и физических лиц на различных условиях в российских рублях, долларах США, евро и других валютах. Депозиты физических лиц являются основным источником формирования депозитного портфеля ПАО «Сбербанк России».
На период с 2017 по 2019 год ПАО «Сбербанк России» привлекает средства физических лиц, предлагая им новые депозитные продукты. Для привлечения средств от инвесторов ПАО «Сбербанк России» применяет широкий спектр методов и приемов.
Еще раз отметим, что ПАО «Сбербанк России» увеличил депозитный портфель в основном за счет депозитов физических лиц. Общий объем средств корпоративных клиентов уменьшился по сравнению с 2018 годом на 361470 млн. руб. или 4,9%. Это означает, что банк упустил возможность привлекать средства от корпоративных вкладчиков, которые он мог отправлять в кредиты и получать от них дополнительный доход. ПАО «Сбербанк России» адекватно покрывает свои депозиты собственным капиталом. Поэтому он может продолжать наращивать свои заемные средства, но за счет увеличения депозитов корпоративных клиентов.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно успешной депозитной политике ПАО «Сбербанк России». Однако в связи с развитием банковской конкуренции у ПАО «Сбербанк России» возникла проблема ограничения притока средств среднесрочных и долгосрочных депозитов от юридических лиц, что снижает устойчивость банка в целом. Круг корпоративных клиентов довольно узок, а такой тип привлечения ресурсов достаточно дорогой. В этой ситуации для решения этой проблемы формирования ресурсной базы ПАО «Сбербанк России» необходимо активизировать работу по расширению круга корпоративных клиентов.
В итоге, исследуемый банка ПАО «Сбербанк России» предложено внедрение новой банковской услуги - депозитного вклада для корпоративных клиентов «БизнесУф», выгодной как для банка, так и для клиентов, так как процесс оформления не длительный, имеет минимальный пакет документов и данный депозитный продукт предоставляет клиентам выгодные проценты по вкладу.
После внедрения предложенных мероприятий количество вкладов, привлеченных исследуемым банком от юридических лиц, увеличится на 2273280 млн. руб. в прогнозируемом периоде. Следовательно, предложенные мероприятия по совершенствованию организации депозитных операций и депозитной политики в ПАО «Сбербанк России» являются эффективными.
1. Банковское дело: учебник для бакалавров / под ред. Наточеевой Н.Н. М.: Дашков и К°, 2016. 272 с.
2. Белоглазова Г.Н. Банковское дело: учебник / под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.: Финансы и статистика, 2017. 652 с.
3. Белотелова Н.П. Деньги. Кредит. Банки: учебник / под ред. Н.П. Белотеловой, Ж.С. Белотеловой. 4-е изд. М.: Дашков и К°, 2016. 400 с.
4. Болданкова Ю.А. Кредитование физических лиц в России // Наука, образование и культура. 2017. №2 (17). С. 17-19.
5. Быкова К.В. Теоретический аспект экономической безопасности в сфере потребительского кредитования населения // Актуальные вопросы экономических наук. 2017. №56. С. 126-133.
6. Быстров С.А., Полищук А.И. Точная модель потребительского кредита // Финансы и кредит. 2019. №5. С. 22 - 32.
7. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов, обучающихся по направлению «Экономика» / под ред. О.И. Лаврушина. 15-е изд. М.: КноРус,
2016. 448 с.
8. Деньги, кредит, банки: учебник / под ред. М.С. Марамыгина, Е.Н. Прокофьевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 384 с.
9. Информационное агенство БанкИнформСервис [Электронный ресурс]. - URL: https://bankinform.ru/news/singlenews.aspx?newsid=101066(дата обращения: 27.12.2019).
10. Информационное агенство РБК: уровень просроченных долгов по
кредитам [Электронный ресурс]. - URL:
https://www.rbc.ru/finances/06/11/2019/5dc185099a7947d7f29037c6 (дата
обращения: 22.12.2019).
11. Казакова О.Н. Качество кредита и кредитного портфеля // Банковское дело. 2019. №7. С. 74-77.
12. Казимагомедов А.А. Банковское дело. Организация деятельности центрального банка и коммерческого банка, небанковских организаций: учебник. М.: ИНФРА-М, 2019. 502 с.
13. Казимагомедов А. А. Деньги, кредит, банки: учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2019. 483 с.
14. Калинин Н.В. Деньги. Кредит. Банки: учебник. - М.: Дашков и К°, 2018. 304 с.
15. Курманова Л.Р. Подходы к оценке рынка кредитных услуг и возможности его освоения на территории обслуживания коммерческого банка // Финансы и кредит. 2017. №10. С. 17-28.
16. Неволина Е.В. Об оценке кредитоспособности заемщиков // Деньги и Кредит. 2015. №16. С. 32-40.
17. Непомнящих А.В. Вопросы совершенствования банковского потребительского кредитования в РФ // Банковские услуги. 2015. №6. С. 101-108.
18. Нешитой, А.С. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник. 4-е изд. М.: Дашков и К°, 2017. 640 с.
19. Объем просроченных долгов по потребительским кредитам [Электронный ресурс]. - URL: https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10911468(дата обращения: 22.12.2019).
20. Официальный сайт ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. - URL: https://sberbank.ru/(дата обращения: 26.02.2020).
21. Официальный сайт Центрального Банка России. - URL: http://www.cbr.ru/(дата обращения: 26.12.2019).
22. Передера Ж.С. Процентная ставка по кредиту как ключевой фактор кредитования физических лиц // Новая наука: от идеи к результату.
2017. №1-1. С. 125-128.
23. Подробная справочная информация о ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.banki.ru/banks/bank/skb-bank/(дата обращения: 26.02.2020).
24. Положение Банка России от 27 февраля 2017 г. №579-П «О Плане
счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_213488/ (дата обращения: 22.12.2019).
25. Потапова Л.В. Кредитование физических лиц: теория и практика // Символ науки. 2017. №5. С. 136-139.
26. Рейтинг банков по показателю - просроченная задолженность по
кредитам, выданным физлицам [Электронный ресурс]. - URL: https://mir- procentov.ru/banks/ratings/credits-delay-part-fl.html (дата обращения:
26.02.2020).
27. Рейтинговое агенство Банки.ру: банковский сектор в 2019 году. -
URL: https://www.banki.ru/news/research/?id=10890092(дата обращения:
26.02.2020).
28. Русанов Ю.Ю. Банковский менеджмент: учебник. М.: Инфра-М, 2017. 480 с.
29. Старостина С.А. Тенденции во взаимодействии потребительского кредитования с социально-экономическим развитием России // Финансы и кредит. 2016. №24 (696). С.35-44.
30. Старостина С.А. Роль потребительского кредита в обеспечении экономического роста // Финансы и кредит. 2016. №39 (711). С.17-27.
31. Степанова О.А. Потребительское кредитование в России // Фундаментальные исследования. 2015. №2-13. С. 230-232.
32. Тавасиев А.М. Банковское кредитование: учебник. 2-е изд. - М.: Инфра-М, 2018. 366 с.
33. Тютюнник А.В., Турбанов А.В. Банковское дело: операции, технологии, управление: учебник. М.: Альпина Паблишер, 2016. 682 с.
34. Фазрахманов И.И. Совершенствование системы
потребительского кредитования // Финансы, деньги и кредит. 2016. №8. С. 140-141.
35. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и
банковской деятельности» [Электронный ресурс] - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/6833df0e9ef08568539f 50f01a3a53c29505430e/ (дата обращения: 10.12.2019).
36. Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 353-ФЗ «О
потребительском кредите (займе)» [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155986/ea6f7bb32cdb797dc 30aca18be2a215cd0211ad2/ (дата обращения: 10.12.2019).
37. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник для
академического бакалавриата / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Н.Г. Ивановой. 3-е изд.М.: Издательство Юрайт, 2016. 523 с.
38. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / под ред. Л.И. Юзвович, М.С. Марамыгина, Е.Г. Князевой. Екатеринбург: Изд-во Урал. федер. ун-та, 2019. 355 с.
39. Челноков В.А. Банки и банковские операции: учебник / под ред. В.А. Челнокова. М.: Высшая школа, 2015. 296с.
40. Шапошников И.Г. Банковское потребительское кредитование в современных условиях // Пермский финансовый журнал. 2016. №2. С. 24-30.
41. Baglioni A. The European Banking Union: A Critical Assessment. Palgrave Macmillan, 2016. 136 p.
42. Beck Thorsten, Casu Barbara. The Palgrave Handbook of European Banking. Palgrave Macmillan, 2017. 691 p.
43. Chiaramonte L. Bank Liquidity and the Global Financial Crisis: The Causes and Implications of Regulatory Reform. Palgrave Macmillan, 2018. 200 p.
44. Dingle Simon. In Math We Trust. The Future of Money. Bitcoin, Cryptocurrence and Journey to Being Your Own Bank. Bryanston, South Africa : Jonathan Ball Publishers, 2018. 172 p.
45. Ferretti P. New Perspectives on the Bank-Firm Relationship: Lending, Management and the Impact of Basel III. Palgrave Macmillan, 2016. 184 p.