Искусство живописи как источник вдохновения в формировании творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования
Введение 3
Глава 1 Формирование творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности посредством изучения живописи 23
1.1 Занятия живописью как деятельность, способствующая активации и развитию творческих способностей детей 10-11 лет 23
1.2 Теоретический анализ методов развития творческих способностей детей средствами изучения произведений отечественных живописцев 34
1.3 Вдохновение - эмоциональный и психофизиологический фактор творческой самореализации индивида 41
Глава 2 Модель опытно-экспериментального исследования педагогических технологий, влияющих на возникновение вдохновения и развитие творческих способностей детей 10-11 лет в процессе создания живописных работ 59
2.1 Педагогическая модель активизации состояния вдохновения и развития живописных способностей у детей 10-11 лет на занятиях живописи 59
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы развития и статистический анализ результатов творческих способностей учащихся среднего школьного возраста 68
Заключение 96
Список используемой литературы 98
Приложение А Работы учащихся 1 группы 102
Приложение Б Работы учащихся 2 группы 103
Приложение В Работы учащихся. Методические пособия к уроку «Мир рисунка» 106
Приложение Г Методические пособия к уроку «Музеи мира» 107
Приложение Д Методические пособия к уроку «Горный пейзаж» 109
«У вдохновения нет расписания»
Стюи Гриффи
Мы часто слышим, что отсутствие вдохновения напрямую влияет на производительность. Фразу «у меня нет вдохновения», говорил в жизни каждый из нас и не по одному разу.
«Вдохновение - состояние наивысшего подъёма, когда познавательные и эмоциональные сферы человека соединены и направлены на решение творческой задачи. Человека в состоянии творческого вдохновения как бы несёт «поток», он не всё понимает в своих действиях, не всегда может сказать, сколько прошло времени (час, день, сутки). Нередко с пребыванием в состоянии творческого вдохновения связано и возникновение инсайтов, озарений» [36].
Вдохновение - приводит творца в состояние, связанное с непреодолимой потребностью в творческом самовыражении, усиливающее желание погрузится в творческий процесс.
Вдохновение, это ни с чем не сравнимое состояние, обусловленное высоким душевным подъёмом, эмоциональным взлётом, оно является неотъемлемым компонентом творческой деятельности. Бытует мнение, что это дар свыше, так как оно может появиться внезапно, очень кратковременно и так же внезапно может покинуть [34].
Художников, поэтов, музыкантов вдохновение посещает гораздо чаще, являясь понятной реакцией, с точки зрения науки основанной на возбуждении очагов коры головного мозга и считается следствием реакции на раздражители извне. Это по большей части безусловно положительные эмоции, впечатления, ощущения, звуки, через образы которых рождается спонтанный порыв, зачастую влекущий за собой воплощение в интересные и незаурядные творческие изобретения или инновационные научные открытия.
Можно с уверенностью сказать, что ни одно значительное произведение искусств не могло появиться без состояния вдохновения. Оно возникло из глубины осознания воспринятой когда-либо информации - слуховой, зрительной, осязательной, тактильной и так далее. Следовательно, мы можем с точностью уверить, что есть определенный «элемент», способствующий появлению инициативы в создании чего-либо. Это тот момент, когда приходит чувство необходимости воспроизвести определенные действия в создании образа, пришедшего в сознание одномоментно, почти в готовом виде на основе воспринятой в течение некоторого времени. Это состояние можно назвать «вдохновение», состояние по значимости воспринимаемое как великий двигатель прогресса. В зависимости от психики и личностной впечатлительности человека, от его опыта и внутреннего состояния порыва к творчеству (вдохновение), может приходить довольно часто или наоборот быть редкостным явлением. Но совершенно точно, что этот порыв, этот всплеск эмоций не поддается совершенно никакой логике, если вдруг на вас нахлынула волна вдохновения, в кущах которой зарождается идея, развивается и зреет в ожидании воплощения [2, с. 112].
Можно долго размышлять над чудесами этого явления, можно бесконечно спорить о том, что первично - длительное изучение материала или спонтанное желание заняться делом, с которым никогда не соприкасался. Достоверно никто не доказал, что же является толчком для творчества - вдохновение, на основе которого рождается идея, или долгий кропотливый труд, который синтезирует и является платформой или фундаментом для взращивания этого неординарного явления. Размышляя над предметами или явлениями, способствующими и являющимися толчком или исходной точкой, - вдохновением, - можно проследить на опыте и убедиться, что это будут не обязательно неординарные явления природы или редкие предметы, это могут быть совершенно простые явления, мысли, мимолётные озарения или обычные бытовые вещи.
Вспомним известное выражение «все гениальное просто» или «простота в обыденности», которые показывают механизм воздействия на рычаги этого самого вдохновения, отчего процесс становится еще более не понятен, еще более загадочен, так как заставляет задуматься над прямой связью в сущности самых банальных вещей, и порой мимолетно увиденных, но влияющих на возникновение идей и создание истинных шедевров живописи, архитектуры, музыки. [38].
Если вспомнить этимологию слова «вдохновение» - от греческого «вдыхание», то мы видим прямую связь с легко возникающими ассоциациями, порождающими легкость дыхания, порыв, подъём духа, увлечение, воодушевление, наитие, мимолетное дуновение и соответственно - исчезновение. И великое счастье для творческого человека, это зерно, подаренное мимолётным озарением и принёсшее свои плоды, пройдя через сомнения, поиск, творческие муки и проросшее в таком же таинственном и загадочном пространстве, именуемом «внутренним миром» [9, с. 412].
«Остановись мгновение! Ты прекрасно!» эти слова Гёте можно применить и относительно рассуждений о живописи, являющимся прямым источником вдохновения, а отсюда и одним из сильнейших факторов влияния и на формирование духовно-нравственного и эстетического воспитания. На протяжении многих столетий произведения искусства являлись примером, на сюжетах которых воспитывалось не одно поколение молодых людей.
Художественные произведения, настоящие шедевры, помимо того, что являют собой несомненные открытия, дарящие эстетическое восхищение от восприятия, от удивления мастерски написанных полотен, являются еще и мощнейшим «оружием» воздействия на психику. Потому и являются сильным отражением действительности, воздействующим на духовно-нравственные и эстетические качества, которые мы стремимся развить у детей с самого раннего возраста. Потому как этот бесценный фундамент и является началом начал в формировании разносторонне развитого человека, являющего собой идеал добра, сострадания, способности прийти на помощь [5, с. 77].
В магистерской работе осуществлена попытка доказать возникновение такого феномена как вдохновение, имеющее непосредственную прямую и неразрывную связь между изучением мирового художественного наследия и активной творческой деятельностью. Это значит, что чем больше ребенок занимается живописью, тем выше его творческая активность, тем больше у него возникает желание рисовать, оттачивая мастерство, подкреплённое возникающим вдохновением. Можно сделать вывод и провести параллели, некий замкнутый круг: изучение и анализ живописных произведений, творческая активность и труд, порождающие опыт, на основе которого совершенствуется мастерство и навыки, а отсюда и творческий подъём, способствующий возникновению вдохновения, которое дает ребёнку стимул к деятельности и формирует желание для дальнейшей работы. Видимые результаты, прогресс, развивающиеся умения и, конечно, поощрение - вот двигатель для возникновения вдохновения. Занятия живописью, основанные на осознании результатов творческой деятельности и трудолюбии в процессе её изучения, гарантируют творческий рост и формируют важнейшие эстетические и общечеловеческие качества личности [4, с. 165].
В результате наблюдения за работой учащихся на практических занятиях по живописи мы выяснили, что изучение наследия великих мастеров живописи, трудолюбие, творческая активность - вот те «три кита», три компонента, которые являются источником вдохновения и влияют на формирование и активацию творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
Об этом же говорят и высказывания великих людей «Вдохновение не любит посещать ленивых» (П.И. Чайковский), или «Вдохновение - это умение приводить себя в рабочее состояние» (А.С. Пушкин), и мы понимаем совершенно ясно, что вдохновение напрямую связано с трудолюбием. Потому, что только труд дает результаты достижения цели, культивируя желание творить, развивая свои художественные способности [28].
Виссарион Григорьевич Белинский сказал: «Вдохновение не есть исключительная принадлежность художника: без него недалеко уйдёт и учёный, без него немного сделает даже и ремесленник, потому что оно везде, во всяком деле, во всяком труде» [1, с. 62].
Бывает и наоборот - первоначально может возникнуть решение, подтолкнувшее к художественной деятельности вспышкой, озарением, идеей, но так или иначе способствующая к вариативности и поиску новых решений, воплощение которых, подпитываются вдохновением. И не важно, было ли это озарение быстропроходящим или послужило навязчивой идеей на долгие месяцы, это всегда двигатель прогресса и материальное воплощение идеи в творческую материальную форму. Ведь для того, чтобы пришло понимание правильности выбора своей деятельности, надо начать трудиться, начать что-то производить, ваять, делать, созидать [15].
Взяв за основу процесс изучение искусства живописи как познание исторического наследия, приводящее к инициации творческого порыва, основанного на практической творческой деятельности, мы предполагаем, что это прямой путь к самореализации личности ученика (подростка), как выражение активной жизненной позиции. Отмечая подростковый возраст как один из важных жизненных этапов перехода к взрослению, необходимо заложить основы осознанности поведения, научить подростка всмотреться в себя и ощутить свою значимость как личности. Необходимо не пропустить возрастной период познавательности окружающей действительности и творческого становления.
Все перечисленные качества, сформированные во время занятий актуальны в процессе деятельности и приводят к самореализации личности. Развивая эстетические качества, ставя перед собой цель освоения и познания окружающего мира через искусство живописи, изобразительная деятельность, как никакая другая, способствует и вдохновляет на создание авторских образов, тем самым дает ребенку возможность почувствовать себя индивидуальностью, разноплановой личностью, повысить самооценку, уйти от обезличивания и проявить свои представления о действительном мире и мире искусства в творчестве. А самое главное провоцирует и активирует желание созидать, творить и воплощать. И это очень важно, так как недостаточно вести теоретические беседы об эстетическом аспекте искусства, важно разбудить вдохновение, акцентируя внимание на примерах живописных полотен, истории создания и биографических фактов великих мастеров.
А это самый яркий и доступный путь самовыражения, возможность полноценного духовного роста и эстетического развития человека. Искусство, и в частности живопись, побуждает на ответные действия, и очень важно направить, и дать ребенку вовремя обрести гармоничное понимание и возможность выразить свое отношение к окружающему, разбудить желание творить по собственной инициативе желанию. Помочь ему подняться на более совершенную ступень уровня сознания и помочь овладеть не только техникой изображения, но и увидеть свою идею с высоты эстетики фактора гармонии. Это понятие включает в себя, то, что надо объяснить ученикам, что творческий процесс начинается задолго до практической работы, он начинается с глубокого анализа и осмысления идеи, ее нравственного и эстетического предназначения. Что любая, даже самая маленькая работа, рисунок накладывает на художника ответственность и имеет своё предназначение нести в мир добро и нравственность [39].
Опираясь на анализ основных источников научной, философской, психолого-педагогической литературы можно отметить статью С.Л. Рубинштейна «Принцип творческой самодеятельности», которая вышла в 1955 году. С.Л. Рубинштейн, впервые верно сделал акцент на особые факторы, влияющие на изобретательское творчество: «Специфика изобретения, отличающая его от других форм творческой интеллектуальной деятельности, заключается в том, что оно должно создать вещь, реальный предмет, механизм или приём, который разрешает определённую проблему» [6, с. 53].
Нельзя не отметить таких авторов как: Н.А. Бердяев «Смысл творчества». Размышляя о творческой свободе, Н.А. Бердяев вторит мысли Канта, Гегеля о взаимодействии и связи свободы и творчества Он пишет: «Таким образом, человек свободен в своем творчестве - это высший уровень развития, а творчество проникает во все сферы бытия человека. Творчество не есть переход мощи творящего в иное состояние и тем ослабление прежнего состояния - творчество есть создание новой мощи из небывшей, до того не сущей. И всякий творческий акт по существу своему есть творчество из ничего, то есть создание новой силы, а не изменение и перераспределение старой. Во всяком творческом акте есть абсолютная прибыль, прирост».
Познавательные способности детей и проблематика, связанная с этим в процессе учебно-творческой деятельности, подчеркивается в научных изысканиях психологов: Е.И. Игнатьева, Л.А. Венгера, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса.
Книга «Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк: Книга для учителя» известного советского психолога Л.С. Выготского (1896-1934), впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году явилась одним из опорных источников современной психологии развития в ребенка в искусстве. В ней обсуждаются психолого-педагогические проблемы развития творческого воображения детей, где бесспорно высшие выражения творчества были и есть прерогативой гениев. Однако, творчество, это необходимое условие целостного бытия человека в окружающей нас действительности, и оно подтверждает собой существование всего неординарного, выходящего за пределы жизненной рутины. Л.С. Выготский считал, что: «Для наилучшего стимула детской художественной одаренности следует организовывать жизнь детей так, чтобы создавались потребности и возможности творчества» [3, с. 53].
В книге делается акцент на то, что творческая активность проявляется уже в раннем детстве - в процессе игр детей, которые всегда отражают и проецируют на игровую деятельность пережитые впечатления.
Как пишет А.А. Мелик-Пашаев одаренность к художественному творчеству предварительно и, как говорят, «в первом приближении можно определить, как желание и способность ребенка создавать выразительные образы средствами какого-либо одного или нескольких видов искусства» [7].
А.А. Мелик-Пашаев отмечает, что: «Основа художественного творчества не ограничивается набором способностей (элементарных или комплексных), а представлена особым состоянием личности, которое описали многие люди искусства. Развитое эстетическое отношение характеризуется переживанием единства с миром, отсутствием противопоставления себя с окружающими объектами. Отличительной чертой художественного типа личности является эмоциональность. А приобретенный художественный опыт может помочь при творческом проявлении в какой-либо сфере жизнедеятельности» [2, с. 8].
Ученые, привнесшие значительный вклад в решение проблемы закономерностей методики обучения изобразительному искусству: Карл Брюллов, Антон Лосенко, Александр Иванов, Дмитрий Кардовский, Василий Шебуев, Александр Королев, Павел Чистяков, и многие другие. Важность изысканий этих великих художников-педагогов для науки, исследующей художественное образование заключается в том, что у них был сознательный подход к искусству и обучению, опирающийся на научные изыскания и историческое наследие прошлых лет. Неоценимый огромный вклад в историю развития методики преподавания закономерностей в художественной деятельности внёс выдающийся художник-педагог Антон Павлович Лосенко.
Научные работы Теодюля Рибо (1839-1916) «Творческое воображение» и «Опыт исследования творческого воображения» вышли в 1901 году.
Научные исследования Рибо, это по сути вторжение в природу механизма творческого мышления: он и изучает пусковые схемы психических механизмов, которые действуют на запуск и дают возможность перехода к материализации совершенно новых образов, при помощи которых воплощаются художественные замыслы [39].
Но у Рибо, мы не находим определение и четкое понятие, что же такое творческое воображение, но он обозначает его основные признаки. По мнению Рибо, это: «Воспроизводящее воображение требует памяти, творческое воображение требует нового - это его существенный признак.... Исходной точкой является представление, но этого недостаточно - необходимо сильное желание, возбуждение, страсть, чтобы это случилось».
Глубокие психологические изучения, проникающие в тайны творческих способностей в сфере изобразительного искусства, занимались (И.С. Якиманская, Е.И. Игнатьев, В.С. Кузин, A.A. Голуб, Боголюбов, и другие). Они акцентируют на то, что творческое подъём, понимание и восприятие, в юном возрасте играет ведущую роль в развитии и у ребёнка умения выявлять свое «Я» посредством языка изобразительного искусства, а в частности живописи. Авторы делают акцент на том, что глубокое изучение произведений искусств и творческая живописная деятельность служит положительными факторами, способствующими развитию важных составляющих творческих способностей у детей - интеллектуального фактора, самореализации и совершенствование окружающего мира [8, с. 81].
Из множества важных качеств, способствующих правильному и полноценному художественному восприятию произведений искусств, известные ученые педагоги (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Е.А. Флерина, Т.В. Шуртакова) выделяют: непосредственность проявления чувственных эмоций восприятия (Е.А. Флерина, 1956); понимание мотивов поведения героев картины, особенных индивидуальных черт персонажей и их среды (Е.В. Шорохов, 1986), видение восприятия оттенков колористического решения, нюансов построения и изображения форм предметов (B.C. Кузин, 2005), способность понимания характерных черт, обращенных в обобщённый образ (Т.В. Шуртакова, 1972).
В педагогике и педагогической психологии исследованиям в области творческих способностей, мы обязаны авторам, проводившим научные изыскания в области обучения творческого развития: (Д.Б. Элькане, Л.В. Занков, В.В. Давыдов.), обучение с позиции «проблемы» (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин,), педагогика творчества, базирующаяся на теоретическом фундаменте решения изобретательских задач и теории развития (Г.С. Альтшуллер, И.М. Верткин), теоретические закономерности воспитания творческих способностей педагога (М.Ф. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, С.А. Архангельский, В.А. Сластенин, и другие).
О проблемных аспектах в области творческих способностей писали ученые С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, Р.С. Немова, И.Ф. Харламова, И.А. Зимней, В.Н. Дружинина, В.А. Крутецкого.
Теоретико-методологический пласт исследования творческой активности детей исследовали (Л.С. Выготский), личностно-развивающего обучения (Б.Д. Эльконин, В.В. Давыдов), психолого-педагогическая структура игры (Л.С. Выготский, A.C. Спиваковский, Л. Кэрролл, Д.Б. Эльконин, Б.П. Никитин, труды о тонкостях развития детской изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Е.С. Лыкова, Т.С. Комарова, H.A. Ветлугина, Е.А. Флёрина), основы, показывающие сущность творческих способностей и незаурядность личности (Я.А. Понаморев, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, Д.Б. Богоявлинская, А.И. Савенков), теория об интеграции в педагогике художества (В.И. Левин, Л.Г. Савенковой,), основы критического мышления (Е.Л. Рязанова, И.О. Загашев, Д. Клустер, A.B. Коржуев, И.В. Муштавинская, В.А. Попков).
Ученые, работающие над изучением детского изобразительного творчества пришли к определенным выводам, по их мнению, творчество успешно развивается в правильно организованном комплексном педагогическом процессе. «Чтобы ребенок хотел проявить активность, творческую самостоятельность, собственную инициативу, необходимо применять методы, помогающие этому», - пишет Е.Г. Казакова [10, с. 14].
Т.С. Комарова пишет: «Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а также материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее станут развиваться детские художественные способности» [11].
Творчество, это желание человека к созданию чего-то нового или усовершенствование уже имеющегося произведения. По мнению Л.С. Выготского: «Высшие выражения творчества доступны только немногим избранным гениям человечества, но в каждодневной жизни творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека» [13].
В этой связи С.А. Ерков кандидат педагогических наук, пишет: «Очень важно разбудить в каждом ребёнке стремление к художественному самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовлетворения». Это относится ко всем обучающимся, так, как в студию поступают дети с разной степенью способностей и не одинаковым уровнем базовой подготовки, что влияет на учет педагога индивидуальных особенностей детей, и обязывает обеспечивать личный подход к каждому ребёнку.
Б.М. Неменский считает, что: «Платформой творческой способности человека является мышление, построенное на ассоциативном ряде и разнообразии фантазий» [14, с. 88]. Он пишет: «В организованном, целенаправленном ее формировании больше всего, естественнее всего может помочь художественное творчество. Даже дошкольникам можно ставить задачу действовать не по стереотипу, задачу наивных, но творческих, не по образцу поисков личностных решений» [12, с. 84].
«Искусство живописи как источник вдохновения и формирования творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования» 44.04.01 Педагогическое образование, «Художественное образование».
В данном исследовании осуществлена попытка доказать возникновение такого феномена как «вдохновение» у детей 10-11 лет, имеющее непосредственную прямую и неразрывную связь между изучением мирового художественного наследия и активной творческой деятельностью.
В своем исследовании мы обращаемся к следующим положениям:
Работа в области искусства и творческий рост, основанные на трудолюбии, формируют важнейшие эстетические и общечеловеческие качества личности. Уроки творчества способны давать эмоциональный заряд, развивать творческие способности, вдохновлять на новые идеи в искусстве, создавать условия для самореализации.
Изучение и анализ живописных произведений, творческая активность и труд, порождающие опыт, на основе которого совершенствуется художественное восприятие, навыки и мастерство создают условия для творческого подъёма, способствующего возникновению вдохновения, придающего стимул к действию, и формирует желание ребенка для дальнейшей работы.
Видимые результаты, прогресс, умение и конечно поощрение являются двигателем для возникновения вдохновения.
Это означает: чем больше ребенок занимается искусством, тем выше его творческая активность, тем больше у него возникает желание рисовать, оттачивая мастерство, подкреплённое возникающим вдохновением.
Противоречия:
Диссертационное исследование поднимает проблему, которая выявляет противоречия между необходимостью и важностью пропаганды в изучении наследия мирового искусства как культурного пласта, напрямую оказывающего влияние на активизацию творческого потенциала и способностей детей в учреждениях дополнительного художественного образования, связанных с недостаточным освещением вопросов исследования в искусствоведческой области. Решение данной проблемы можно проследить с возможностью глубокого изучения биографических подробностей и детального анализа мировой и современной художественной культуры на занятиях живописью посредством вводных бесед, влияющих на развитие вдохновения в процессе творческих изысканий детей. Проблема отсутствия должного методического фонда, методических разработок, соответствующей материально-технической базы и доступности каждого ребёнка и педагога к материалам, влечет к явно заниженному уровню и потенциалу творческого аспекта. Когда ребёнок недополучает фундаментальные знания, являющиеся платформой для вдохновения, на основе которого рождается шедевр. Нерешённость данной проблемы способствует обезличиванию особенностей ребёнка и ведёт к стабильному понижению творческого потенциала, культуры, что в свою очередь ведёт к отсутствию формирования интереса к творчеству и приобщению детей к наследию великих мастеров и ценностного понимания его важности. Это будет отрицательно влиять на творческое развитии и художественно-эстетическое воспитание школьников. Выявление и выделение важного аспекта особенности влияния вдохновения на самобытность творчества и обозначение его как основополагающей роли в побуждении к творческой активности приводит к мысли, что необходимо исследовать сущность этого феномена. В основе осмысления детьми через художественные образы и правильно сформированное отношение к вековым шедеврам и их авторам, лежит представление о мировой культуре как единой творческой среде, формирующей высокий вкус, дающий ребёнку воплощать творческие идеи в разрезе высокохудожественных произведений. Сложно переоценить значимость изучения истории искусств в воспитании человека и возможности его самореализации.
Среди причин, обостряющих проблему формирования вдохновения на основе глубокого изучения мировой художественной культуры можно выделить: общий крах и недостаточную пропаганду системы традиционных ценностей; игнорирование и не понимание педагогом важности бесед на данную тему; недооценивание возможностей воспитания на основе изучения мировых произведений великих художников.
Таким образом, выявлена цель научного исследования, которая является основой в разработке, апробации, применении на практике соответствующих технологий в условиях дополнительного художественного образования с тем, чтобы обеспечить формирование и проявление у детей интереса к творчеству, повышению творческой активности, связанных с готовностью творить и создавать произведения искусств под воздействием вдохновения.
Цель исследования - исследовать понятие «состояние вдохновения» как средства развития творческих способностей детей 10-11 лет на уроках ИЗО в процессе восприятия и теоретического анализа живописных произведений.
Объект исследования - процесс активизации творческих способностей у детей среднего школьного возраста в результате познавательной, эмоционально окрашенной деятельности по изучению произведений живописи.
Предмет исследования - творческие способности учащихся 10-11 лет в процессе изучения искусства мастеров-пейзажистов как источника активации вдохновения и трудолюбия в художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
Гипотеза:
Состояние вдохновения возникает вследствие внутренней работы учащихся в результате осознанного изучения живописи и жизни великих художников-пейзажистов, что способствует возникновению процесса активизации вдохновения, проявления способностей к живописи, творческой самореализации на уроках изучения искусства пейзажной живописи.
Задачи:
• раскрыть суть понятия «вдохновение» как основы эмоционального и психологического фактора творческой самореализации;
• изучить влияние вдохновения, способствующего проявлению таланта и гениальности на примерах творчества известных художников;
• провести анализ методов активации творческих способностей у детей посредством изучения произведений пейзажной живописи;
• изучить педагогические технологии и методы, способствующие проявлению и развитию творческих живописных способностей у детей 5 класса;
• провести сравнительный анализ результативности опытно - экспериментальных изысканий по развитию творческих способностей детей, вдохновляющих учащихся среднего школьного возраста к созданию живописных работ.
Методологическая база исследования:
Теоретико-методологическую основу исследования творческой активности детей составили труды известных ученых (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Б.Д. Эльконин), личностно-развивающего обучения, психолого-педагогическая концепция игры (Л.С. Выготский, A. C. Спиваковский, Л. Кэрролл, Д.Б. Эльконин, Б.П. Никитин).
Психологические опыты и исследования педагогов, об индивидуальностях развития детской изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Е.С. Лыкова, Т.С. Комарова, H.A. Ветлугина, Е.А. Флерина).
О неординарности личности (В.С. Кузин, Д. Гилфорд, В.Н. Дружинин, И.Я. Лернер, Я.А. Понаморев, Д.Б. Богоявлинская, A.A. Голуб, Е.И. Игнатьев, Н.С. Боголюбов, А.И. Савенков, И.С. Якиманская).
Теория интеграции в художественной педагогике (Л.Г. Савенковой, B. И. Левин), теория критического мышления (И.В. Муштавинская, И.О. Загашев, Д. Клустер, A.B. Коржуев, В.А. Попков, Е.Л. Рязанова).
Познавательные способности детей в спектре проблем в процессе учебной деятельности, выявляют в изысканиях психологов: Л.С. Выготского, Л.А. Венгера, Н.С. Лейтеса, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, Б.М. Теплова, Е.И. Игнатьева.
Ученые, привнесшие значительный вклад в решение проблемы закономерностей методики обучения изобразительному искусству: Карл Брюллов, Василий Шебуев, Александр Иванов, Антон Лосенко, Павел Чистяков, Дмитрий Кардовский, и многие другие.
Из множества важных качеств, способствующих правильному и полноценному художественному восприятию произведений искусств, известные ученые педагоги (B.C. Кузин, Е.В. Шорохов, Е.А. Флерина, Т.В. Шуртакова) выделяют: непосредственность проявления чувственных эмоций восприятия (Е.А. Флерина,1956); понимание мотивов поведения героев картины, особенных индивидуальных черт персонажей и их среды (Е.В. Шорохов, 1986), видение восприятия оттенков колористического решения, нюансов построения и изображения форм предметов (B.C. Кузин, 2005), способность понимания характерных черт, обращенных в обобщённый образ (Т.В. Шуртакова, 1972).
В отечественной психологии изучением психологических принципов творческого развития детей в дошкольном детстве и в начальной школе занимались: С.Л. Рубинштейн, B.C. Мерлин, A.B. Запорожец, В.В. Давыдов, H.H. Поддьяков, психология общих и специальных способностей (В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков, Б.М. Теплов, Д.Б. Эльконин, М.И. Лисина, Н.С. Лейтес, Е.И. Игнатьев, К.В. Тарасова, А.Г. Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Н. Мясищев, Ф.Н. Гоноболин, В.А. Дранков, А.А. Мелик-Пашаев, А.В. Петровский и другие).
Методы исследования:
• объяснительно-иллюстративный метод;
• личностно-ориентированный метод;
• практико-ориентированный метод;
• проблемный метод;
• групповой метод;
• частично-поисковый.
Научная новизна:
1. Разработана и теоретически обоснована педагогическая система, доказывающая возможность возникновения вдохновения, спровоцированного изучением искусства живописи известных мастеров-живописцев, у детей пятого класса на занятиях ИЗО.
2. Определены методы работы, способствующие проявлению продуктивной творческой активности под воздействием состояния вдохновения.
3. Разработана система учебно-творческих задач по изучению творчества художников-живописцев, мастеров живописи.
Теоретическая значимость исследования:
• Разработана экспериментальная педагогическая технология, содержащая комплекс методов и приемов работы преподавателя, направленных на появление состояния вдохновения у учащихся среднего возраста на занятиях живописи.
• Выявлено содержание основных педагогических методов, приёмов, тактических подходов работы преподавателя и учащихся, содействующих решению целого ряда учебно-воспитательных задач - изучению теории, формированию художественно-творческих способностей ребёнка, речь идёт о художественном мышление (мышление через образы, через пространственное видение); художественного воображения; зрительную память и представление из опыта; способность к эмоциональное восприятию изображаемого явления, обеспечивающие практическую реализацию творческих замыслов; изысканию источника вдохновения, способствующих активации и формированию вдохновения и на его основе пробуждению творческих способностей к изобразительной деятельности детей среднего школьного возраста.
• Выявлено прямое влияние теоретического анализа живописных полотен на повышение эмоционально-эстетических переживаний у детей среднего школьного возраста.
Практическая значимость исследования:
• разработано содержание работы преподавателя по инициации вдохновения у учащихся;
• содержание учебно-творческих заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента, может быть полезно к использованию педагогами изобразительного искусства для инициации и проявления творческой активности у детей в изучении живописи;
• разработан содержательный компонент учебно-творческих заданий в рамках проведения занятий изобразительной деятельности, направленных на пробуждение вдохновения и активацию к творческой деятельности учащихся 5 класса;
• создано методическое пособие, содержащее комплекс экспериментально проверенных педагогических методов, способствующих проявлению состояния «вдохновения» и развития живописных способностей у детей 5 класса.
Этапы исследования:
Работа над научным изысканием велась на протяжении двух лет с 2019 по 2021 гг. исследовательская работа проводилась на базе «ООО «Региональный центр образования и развития» г. Тольятти.
На первом этапе (2019 г.) - работ проводилась в рамках теоретико-методологического исследования, с точки зрения современного состояния проблемы, история вопроса, анализировался подбор психолого-педагогической литературы, диссертационных изысканий, для определения этапов работы, обозначения цели, объекта и предмета исследования, составления научного аппарата, определения гипотезы.
Второй этап (2019-2020 гг.) - опытно-экспериментальный - включает в разработку структуры модели, способствующей активации и формированию вдохновения и на его основе пробуждению творческих способностей к изобразительной деятельности
Третий этап (2020-2021 гг.) - обобщающий. Этап подтверждает эффективность работы в рамках эксперимента, и обрабатывался материал полученных результатов. На этом же этапе оформлялась научная диссертация и намечались перспективы дальнейшего развития темы исследования.
Достоверность и обоснованность результатов и выводов:
С применением теоретических и эмпирических методов, в соответствии с поставленными задачами и логической цепочке исследования; привлечением теории художественного образования и изобразительного искусства, практического изобразительного и дидактического материала исследуемой проблеме; подтверждением предложенной гипотезы результатами исследования и ее проверкой посредством эксперимента; разработанной модели организации работы преподавателя по инициации вдохновения у учащихся.
Организация исследования:
• Научное исследование проходило на базе ООО «Региональный центр образования и развития» г. Тольятти. В эксперименте приняли участие дети 10-11 лет, в количестве 10 человек.
• Апробация на практике и внедрение результатов исследования. Основные аспекты и результаты экспериментальной работы обсуждались на педагогических советах образовательной организации. По ходу диссертационного исследования опубликовано две статьи в / Материалы XVIII Международной научно-практической конференции «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики» // Гуманитарные и социальные науки, образование. Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. В 3-х томах. Том 2. - Тольятти:
Волжский университет имени В.Н. Татищева, 2021. - 294 с.
На защиту выносятся следующие положения:
На защиту выносится: научно-обоснованная педагогическая модель «Искусство живописи как источник вдохновения и формирования творческих способностей детей 10-11 лет в изобразительной деятельности в системе дополнительного образования» 44.04.01 Педагогическое образование, «Художественное образование» включающая:
• экспериментальную педагогическую технологию, содержащую комплекс методов и приемов работы преподавателя, направленных на появление состояния вдохновения у учащихся среднего возраста на занятиях живописи;
• психолого-педагогические и учебно-методические требования к организации учебного процесса;
• апробированную систему организации работы преподавателя по инициации вдохновения у учащихся;
• содержание учебно-творческих заданий и упражнений формирующего этапа педагогического эксперимента, может быть полезно к использованию педагогами изобразительного искусства для инициации и проявления творческой активности у детей в изучении живописи.
Структура диссертации
Состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Изучив труды в области влияния вдохновения на активизацию творческих способностей детей и его стимуляцию посредством углубленного изучения произведений искусств, мы выявили недостаточную разработанность этой темы в изобразительной деятельности. Большей частью эта тема изучена как теоретический аспект в области психологии, нежели на практике. Опираясь на это, мы сочли полезным создание учебно-методического комплекса, который с успехом может быть применен в практической работе на занятиях в образовательных учебных заведениях.
Под понятием «Вдохновение» подразумевается совокупность чувств и эмоциональных подъёмов, вызванных тем или иным предметом, видом творчества: в живописи этим является влияние мастерски созданных произведений искусства, обусловленных яркой художественной выразительностью. Это тот случай. Когда яркий пример даёт видимый толчок в учебно-творческом созидательном процессе, мотивируя ребёнка на творческо-поисковый эксперимент, что можно проследить посредством диагностики и сравнения изобразительных показателей и показателей усиленной творческой составляющей в процессе работы в изобразительной деятельности. Условия обучения в детских художественных заведениях располагают всеми составляющими для создания условий при которых у ребёнка формируется повышенный интерес к творчеству, где он может достойно самовыражаться, подкрепляя это своими достижениями и успехами.
Поэтому в нашем исследовании изучение истории искусств предусматривает не второстепенный характер, как вспомогательная дисциплина, а как одна из важнейших, которая направлена, в первую очередь, на возбуждение желания творить, вдохновляя ребёнка и нацелена на высокие результаты в конечном итоге.
Разработана модель программы, в которой обусловлены рычаги активизирующие творческие процессы при занятии детей изобразительным искусством, составленная из заданий, как творческого, так и методического характера. Разработана модель методической системы по формированию стимула к усиленному желанию и стремлению к творческой живописной работе детей, обучающихся в детских образовательных художественных заведениях. Описаны ход и результаты опытно-экспериментального исследования, которые на наш взгляд могут помочь преподавателям по ИЗО повысить потенциал, интерес и творческую активность в изучении живописи и изобразительной деятельности в целом.
Экспериментальное исследование показало: контрольная группа детей, у которой отсутствовала содержательно-эмоциональная беседа по глубокому анализу и изучению истории фрагментов биографии живописца изучаемого полотна, показала хороший результат обыкновенного копирования.
Группа детей, получившая экспериментальное задание, состоявшее в глубоком изучении не только сюжета картины, ее исторической основы, художественно-выразительных средств, и истории ее создания, но и значимых фрагментов биографии художника, связанных с ее созданием.
Получив эмоционально и визуально окрашенную информацию, дети рисуют заданную тему, выражая свои чувства и мысли под воздействием вдохновения. Рассматривая и оценивая такие рисунки заметна существенная разница: под воздействием предварительной исследовательской, искусствоведческой работы, изучения ретроспективы творчества художника, у детей возникает желание вкладывать свои творческие усилия, понимать, что творчество - это труд, в результате которого возникает вдохновение, способствующее созданию неповторимых шедевров.
1. Байназарова Т.Б., Сыздыкбаева, А.Д. Нетрадиционные техники рисования как путь развития творческих способностей дошкольников. Байназарова, Т.Б., А.Д. Сыздыкбаева // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 3. - С. 77-80.
2. Барташникова И.А. Учись играя: Тренировка интеллекта: Игры и тесты для детей 5-7лет [Текст] / И.А.Барташникова. - Екатеринбург: Фалео, 1997. - 412 с.
3. Биллер Марина Георгиевна Технология разработки образовательной программы, направленной на успешную творческую самореализацию обучающихся // Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. №395. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tehnologiya-razrabotki-obrazovatelnoy- programmy-napravlennoy-na-uspeshnuyu-tvorcheskuyu-samorealizatsiyu- obuchayuschihsya (дата обращения: 18.06.2021).
4. Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации [Текст] / Д.С. Брунер. - М.: Просвещение, 1977. - 344 с.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2010. - 287 с.
6. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации /О.В. Боровик. - М.: ООО "ЦГЛ", 2000. - 112 с.
7. Веккер Л.М Психические процессы / Л.М. Веккер // Воображение и психологическое время. - 1994. - № 4. - С. 62-71.
8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. В 6- ти т. Т. 6 / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 1982. - 455 с.
9. Глотова Г.А. Творческая одаренность личности: Проблемы и методы исследования [Текст] / Г.А. Глотова. - Екатеринбург, 2012. - 287 с.
10. Григорьева Г.Г. Игровые технологии в системе субъектноориентированного образования детей в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева // Сборник Материалов Ежегодной международной научно-практической конференции "Воспитание и обучение детей младшего возраста". - 2013. - № 2.
11. Горовая В.И., Петрова, Н.Ф. Творческий потенциал личности и его развитие // Вестник ГУУ. 2013. №11. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/tvorcheskiy-potentsial-lichnosti-i-ego-razvitie (дата обращения: 18.06.2021).
12. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника /О.М. Дьяченко. - М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1996. - 197 с.
13. Дьяченко О.М. Особенности развития воображения умственно одаренных детей / О.М. Дьяченко. // Дошкольное воспитание. - 1993.- № 8. - С. 46-51.
14. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин С.-Пб.; Питер, 2010. - 453 с.
15. Ермолинская Е.А. Современные технологии развития изобразительной деятельности детей [Текст] / Е.А. Ермолинская //Воспитатель ДОУ. - 2016. - № 1. - С. 81-92.
...