Введение 3
Глава 1 Суд присяжных: история и современность 8
1.1 Становление и развитие института присяжных заседателей в России 8
1.2 Суд присяжных в современном уголовном процессе 13
1.3 Особенности реализации суда присяжных в зарубежных странах 19
Глава 2 Правовой механизм организации и деятельности суда присяжных в
Российской Федерации 27
2.1 Общие условия производства в суде с участием присяжных заседателей 27
2.2 Порядок производства судебного разбирательства с участием присяжных
заседателей 32
2.3 Законность вердикта и решений суда присяжных 41
Глава 3 Проблемы реализации суда присяжных в России 52
3.1 Проблемы совершенствования суда присяжных в России 52
3.2 Допустимые пути реформирования российского суда присяжных в
юридической науке и судебной практике 56
Заключение 62
Список используемой литературы и используемых источников 66
Объектом настоящей работы являются общественные отношения, которые связаны с правовым регулированием, организацией и деятельностью судов присяжных в России.
Предмет данного исследования составляют теоретико-правовые основы и главные исторические этапы возникновения, развития и функционирования института суда присяжных в России, а также нормы Конституции Российской Федерации, действующего законодательства о судебной власти и осуществлении правосудия в России.
Целью настоящей работы является исследование института суда присяжных, его истории создания, современного состояния и проблем его реализации.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- осуществить историко-правовой анализ появления и развития института присяжных заседателей, их процессуального положения, взаимодействия коллегии присяжных заседателей с составом суда, а также влияние присяжных заседателей на окончательное решение по делу;
- выявить отличия в применении института присяжных заседателей в уголовном судопроизводстве на разных этапах его развития в истории России;
- изучить правовой механизм организации и деятельности суда присяжных в Российской Федерации;
- определить проблемы реализации суда присяжных в России, возникающие при рассмотрении уголовного дела с участием присяжных заседателей;
- разработать конкретные предложения по усовершенствованию деятельности правосудия судом с участием присяжных заседателей.
Существование суда присяжных заседателей означает, что народ страны напрямую участвует в осуществлении правосудия, тем самым претворяя в реальность закрепление в статье 3 Конституции РФ: «единственным источникам власти является её многонациональный народ», а также «народ осуществляет свою власть непосредственно...».
Проводя анализ между законодательством, теорией н практической ситуацией рассмотрения дел с участием присяжных в РФ можно прийти к следующему выводу: законодательство, регулирующее институт присяжных заседателем несовершенен. Оно не в состоянии урегулировать все возможные обстоятельства и устранить возникающие недостатки в каждом конкретном случае.
В РФ существует достаточно нормативно-правовых актов, которые регулируют институт присяжных заседателей.
Однако в практической реализации законодательства, связанного с институтом присяжных заседателей, появляются проблемы. Немногие граждане желают становиться присяжным заседателем.
Сказывается и оплата труда, и недостаток финансирования, недостаток свободного времени у граждан, проживание в другом населенном пункте и т.д. Возникает проблема до самого рассмотрения уголовного дела судом, поскольку не представляется возможным сформировать коллегию присяжных заседателей.
Также проблемой является человеческий фактор. Это сказывается на длительности рассмотрения и на самой возможности вынесения судебного решения по уголовному делу. Часто происходит так, что необходимое количество присяжных заседателей не набирается и необходимо начинать всё заново - формировать новую коллегию присяжных и с начала рассматривать уголовное дело по существу.
Для разрешения вышеназванных проблем необходимо, в первую очередь, проработать вопрос достойной оплаты труда присяжных заседателей. Это повысило бы престиж суда присяжных и общественный интерес к нему.
Задачи по расширению демократических начал при рассмотрении судом уголовных дел, установление общественного контроля за предварительным расследованием, повышение популярности суда присяжных в гражданском обществе, правового воспитания населения можно решить путем введения института альтернативной подсудности в уголовно-процессуальное законодательство.
Также было отмечено, что порядок отбора в состав коллегии присяжных заседателей нуждается в корректировке.
В настоящее время существует острая потребность в формировании специализированных комиссий, в чьи полномочия входило бы формирование списков присяжных заседателей (на муниципальном и региональном уровнях).
Данные комиссии должны включать в свой состав представителей органов исполнительной власти регионального уровня, органов местного самоуправления, прокуратуру, судью, психологов.
Также необходимо ввести единое, исчерпывающее, точное и лаконичное определение понятий «присяжный заседатель» и «суд присяжных заседателей», сформулированные на основе ряда признаков, характерных для данного института.
Необходимо внесение поправок в нормы кодекса об административных правонарушениях, где будет предусмотрена ответственность в виде штрафа за неявку в суд кандидата в присяжные заседатели.
Необходимо на законодательном уровне закрепить процессуальный статус присяжного заседателя, наделив его определенными правами и обязанностями, что в свою очередь повлечет и применение к нему различных видов ответственности в случае нарушения возложенных на него обязанностей.
1. Апелляционное постановление от 4 июня 2020 г. по делу № 1121/2020 // URL: https://sudact.ru/regular/doc/A54b8IZzJL6L/ (дата обращения 02.09.2021 г.).
2. Апелляционное определение от 3 марта 2020 г. по делу № 46-АПУ19- 14сп // URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/F3R3lfgY7ToH/ (дата обращения 02.09.2021 г.).
3. Апелляционное определение от 20 мая 2020 г. по делу № 222- АПУ20-1сп // URL: https://sudact.ru/vsrf/doc/OP6XAQnoL4rT/ (дата обращения 02.09.2021 г.).
4. Апелляционное определение от 17 марта 2020 г. по делу № 53- АПУ20-1сп // URL: https://legalacts.ru/sud/ (дата обращения 02.09.2021 г.).
5. Барыгина А.А. Проблемы формирования коллегии присяжных заседателей в районных судах // Российская юстиция. 2018. № 2. С. 55-57.
6. Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный). 14-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2017. 609 с.
7. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М. : Проспект, 2018. 304 с.
8. Белозерова И. И., Санеев С. О. Историко-правовой анализ института суда присяжных в англосаксонской правовой семье и России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2012. № 3. С. 185-187.
9. Венев Д.А. Проблемы формирования списков кандидатов в присяжные заседатели в свете изменений в действующем законодательстве о присяжных заседателях // Администратор суда. 2017. № 3. С. 55-56.
10. Волков К.А. Общественное мнение о суде присяжных и перспективах его развития // Российский судья. 2017. № 8. С. 45-49.
11. Габов А.В., Хромова, Н.М. Суд присяжных в России: новая реформа // Судья. 2020. № 5. С. 4-10.
12. Гаганов А.А. Справедливый суд с присяжными и без них / Центр Сулакшина (Центр научной политической мысли и идеологии) // URL: https://rusrand.ru/analytics/ (дата обращения: 02.09.2021).
13. Генпрокурор РФ предлагает уменьшить число присяжных заседателей в судебном процессе // URL: https://tass.ru/politika/1940101 (дата обращения: 02.09.2021).
14. Гурская С.Н. Направления развития правового института подсудности уголовных дел суду с участием присяжных заседателей в уголовном процессе России // Российская юстиция. 2019. № 4. С. 37-40.
15. Делигиоз Т.И. Формирование коллегии присяжных заседателей // Молодой ученый. 2020. № 6. С. 488-492.
...