Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии 9
1.1 Психолого-педагогические подходы к проблеме развития у детей 6-7
лет эстетических чувств 9
1.2 Возможности музыкотерапии в развитии у детей 6-7 лет эстетических
чувств 16
Глава 2 Экспериментальная исследование развития у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии 21
2.1 Организация исследования и выявление уровня развития у детей 6-7
лет эстетических чувств 21
2.2 Содержание, формы психолого-педагогической работы по развитию у
детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии 35
2.3 Динамика уровня развития у детей 6-7 лет эстетических чувств 46
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложения 60
За последние несколько лет наиболее часто поднимается вопрос по проблемам теории и практики эстетического воспитания детей. Ведь именно эстетическое воспитание помогает ребенку стать всесторонне развитым и духовно-богатым человеком в будущем.
Все стороны воспитания тесно взаимосвязаны с эстетическим воспитанием. Если у ребенка развивать эстетические чувства, то эффективность воспитания будет значительно увеличиваться. Благодаря всему этому мы можем говорить о комплексном подходе к гармоничному развитию детей.
Педагогическая наука гласит, что эстетическое воспитание - это развитие необычной способности воспринимать, понимать и создавать прекрасное.
Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием окружающей действительности и искусства. Показывая ребенку мир прекрасного, мы связываем его жизнь с различными видами развития, а именно: нравственным, умственным и физическим. С самых первых дней жизни ребенок нуждается в красоте вокруг, доброте и ласке. Важно, чтобы восприятие красоты у ребенка с каждым годом только возрастало. Для этого нужно научить его видеть все то прекрасное, что нас окружает в повседневной жизни, а именно в природе, деятельности, поступках, во взаимоотношениях между другими людьми.
Р. Тагор говорил, что нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного. Эти слова передают главную мысль о том, что эстетические идеалы и понимание красоты, несомненно, взаимосвязаны. О необходимости эстетического воспитания мы можем увидеть в газетах, на экранах телевизора или же на просторах интернета.
Приобщать человека к искусству нужно, и чем раньше, тем лучше - уже с дошкольного возраста, но не только как зрителя, наблюдателя со стороны, а как активного создателя красоты. Ведь мир полон прекрасного, где каждый творит свое волшебство и наблюдает за красотой вокруг нас.
Дети с раннего детства открывают для себя и исследуют удивительный мир, в котором тянуться к прекрасному, самому яркому и завораживающему в нашей природе. Мир волшебных красок и звуков - именно это притягивает детей познавать и открывать для себя новые уголки всего прекрасного.
Как говорил Д. Шостакович: «Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках».
Еще в 1914 году русский медик-психиатр, невропатолог, физиолог, психолог В.М. Бехтерев выступил с докладом «Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства», обратив внимание на использование музыкального творчества в целях укрепления здоровья. Он убедительно показал, насколько необходимо приобщение к музыке в самом раннем возрасте для нормального последующего развития организма человека. Сегодня утверждение, что музыка лечит, можно считать аксиомой, так как мир этого вида искусства многообразен, содержит неисчерпаемую фантазию, наполнен творческой энергией [4, с. 148].
Проблемой развития эстетических чувств интересуются представители различных профессий: воспитатели, педагоги, психологи. Главное условие духовной жизни человека - не только эстетические чувства, но и способность человека видеть и наблюдать за той красотой, которая нас окружает в действительности и в искусстве. Проблему эстетического воспитания в отечественной педагогике и психологии исследовали Н. А. Ветлугина, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Н. Н. Сакулина, Б. М. Теплов, Е. А. Флерина, В. Н. Шацкая.
Анализ психолого-педагогического опыта и литературы позволил определить противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет эстетических чувств и недостаточным использованием возможностей музыкотерапии для этой цели.
На основании обнаруженного противоречия определена проблема исследования: каковы возможности музыкотерапии в развитии у детей 6-7 лет эстетических чувств?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально изучить
возможность развития у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии.
Объект: процесс развития у детей 6-7 лет эстетических чувств
Предмет: развитие у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии будет эффективным, если:
- разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии;
- разработан мастер-класс для родителей, содержащий практические рекомендации по применению средств музыкотерапии в условиях семьи.
В соответствии с целью, объектом, предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теорию и практику дошкольного образования в области развития у детей 6-7 лет эстетических чувств;
2) определить показатели и уровень развития у детей 6-7 лет эстетических чувств;
3) разработать содержание и формы психолого-педагогической работы по развитию у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии и оценить их эффективность.
Методологическую основу исследования составили философские положения о всеобщей связи и взаимодействии; дидактический метод познания как основа научной педагогики; теория личностно-деятельностного подхода к изучению педагогических явлений и процессов. Использование положений методологии обусловили уточнение и разработку категориального аппарата исследования; а также научное описание изучаемых педагогических факторов и явлений, их анализ и экспериментальную проверку.
Теоретической основой исследования являются:
- положения о развитии эстетических чувств В.А. Елисеева, С.А. Золочевского, Е.В. Квятковского, Т.С. Комаровой, Г.Н. Кудиной, В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой, Б.П.Юсова;
- исследования особенностей нравственно-эстетических представлений Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Н.Е. Щурковой;
- исследования, посвященные роли музыкотерапии в развитии эстетических чувств у дошкольников Н.И. Мыськовой, К.В. Тарасовой, О.П. Радыновой.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; интерпретация, обобщение опыта и массовой практики в области развития эстетических чувств у дошкольников), эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования).
Новизна исследования состоит в обосновании возможности развития у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования дополняют научные представления по проблеме развития у детей 6-7 лет эстетических чувств, составлены конспекты занятий по развитию у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования педагогами-психологами на практике апробированных материалов по диагностике у детей 6-7 лет эстетических чувств; в разработанном содержании и формах работы по развитию эстетических чувств у детей 6-7 лет посредством музыкотерапии.
Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе Д/с № 157 «Светлячок» АНО ДО Планета детства «Лада», г.о. Тольятти, Самарской области. В исследовании участвовало 20 детей подготовительной группы.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (28 источников) и 7 приложений. Работа иллюстрируется 15 таблицами.
Эстетическое воспитание тесно взаимосвязано со всеми сторонами воспитания. Умение видеть, чувствовать и создавать прекрасное необходимо каждому человеку. Эстетические чувства - это искренняя бескорыстная радость, светлое душевное волнение от возможности видеть и наблюдать за прекрасным, понимание красоты природы, труда, быта.
Констатирующий эксперимент показал, что у некоторых ребят отсутствует интерес к искусству, недостаточно умений для определения характера музыкальных произведений, выражения своих чувств и эмоций. Ребята скованы, часто отвлекаются и не интересуются звуками музыки.
В формирующей части исследования были разработаны занятия для детей 6-7 лет с использованием музыкотерапии, которые позволяют детям погрузиться в мир музыки, научиться слышать музыку, узнавать ее настроение, делиться своими эмоциями, впечатлениями, передавать музыкальные произведения на языке искусства и быть раскрепощенными. Проведена работа с родителями - мастер-класс по ознакомлению их с музыкотерапией как средством развития эстетических чувств детей и взрослых.
Занятия с использованием музыкотерапии оказали положительное влияние на все показатели развития эстетических чувств у детей 6-7 лет: у детей повысилась эмоциональная реакция на музыкальные произведения, повысился интерес к искусству, ребята проявляли чувства, эмоции, переживания, после прослушивания музыкальных произведений. Умение «вживаться» в предложенный образ, проникать и осмысливать его эмоциональное состояние также повысилось. Дети стали более открытыми для взаимодействия, им интересно слушать музыкальные произведения, выражать свое настроение, эмоции и делиться впечатлениями с окружающими.
Гипотеза исследования о том, что развитие у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии будет эффективным, если: разработан комплекс занятий по развитию у детей 6-7 лет эстетических чувств посредством музыкотерапии; разработан мастер-класс для родителей, содержащий практические рекомендации по применению средств музыкотерапии в условиях семьи, доказана.
1. Агабабова, С.П. Играя, учимся [Текст] / С.П. Агабабова. - М.: Музыкальный руководитель, 2008.- №4
2. Анисимова, Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника [Текст] / Г.И. Анисимова. - Ярославль.: Академия развития, 2005. - 96 с.
3. Бабаева, В. В. Эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / В.В. Бабаева. - М.: Просвещение, 1982. - 352 с.
4. Бехтерев, В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства [Текст] / В.М. Бехтерев. - М.:1916. - 231 с.
5. Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду [Текст] / Н.А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1978. - 66 с.
6. Волынкин, В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников [Текст] / В.И. Волынкин. - М.: Феникс, 2007. - 448 с.
7. Гогоберидзе, А.Г. Организация слушания музыки с детьми дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. - М, 2010. - №3.- 66 с.
8. Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Г. Гогоберидзе. - М, 2005.- 85 с.
9. Доронова, Т.И. Дошкольникам об искусстве. Старший возраст [Текст] / Т.И. Доронова. - М.: Просвещение, 2016. - 64 с.
10. Дубровская, Е.А. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Дубровская, С.А. Козлова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 185 с.
11. Запорожец, И.Д. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника [Текст] / И.Д. Запорожец. - М.: Просвещение, 1985. - 186 с.
12. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А.Н. Зимина. - М.: Сфера, 2010.- 69 с.
13. Кабалевский, Д.Б. Как рассказать детям о музыке? [Текст] / Д.Б. Кабалевский. - М.: Просвещение, 1989. - 192 с.
14. Карпинская, Н.С. Художественное слово в воспитании детей [Текст] / Н.С.Карпинская.- М.: Педагогика, 2002. - 400 с.
15. Карпова, Ю.В. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребёнка 3-7 лет [Текст] / Ю.В. Карпова. - М.: Вентана-Граф, 2015. - 440 с.
16. Комарова, Т.С. Программа эстетического воспитания дошкольников [Текст] / Т.С. Комарова. - М.: Педагогическое общество России, 2017.- 114 с.
17. Копцева, Т.А. Я и мир природы. Сценарии игр-занятий. Художественно-эстетическое развитие ребенка в дошкольном детстве. Изобразительная и конструктивно-модельная деятельность. Учебно-методическое пособие [Текст] / Т.А. Копцева. - М. : Дрофа, 2017. - 144 с.
18. Кушаев, Н.А. Основы эстетического воспитания [Текст] / Н.А. Кушаев. - М.: Просвещение, 1986. - 240 с.
19. Лихачев, Д.Б. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Д.Б. Лихачев. - М.: Педагогика, 2002
20. Лихачев, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников [Текст] / Б.Т. Лихачев. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
21. Лошкова, Т.М. Музыкально-дидактические игры [Текст] / Т.М. Лошкова. - М, 2009. - №1.- 46 с.
22. Микляева, Н.В. Художественно-эстетическое воспитание дошкольников [Текст] / Н.В. Микляева.- М.: Сфера, 2013. - 192 с.
23. Праслова, Г.М. Музыкальная игра как средство развития / Г.М. Праслова [Текст] / Г.М. Праслова. - М, 2004. - №3.- 38 с.
24. Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников. Пособие для вузов, педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада [Текст] / О.П. Радынова. - М.: Просвещение, 2004. - 222 с.
25. Рукавицын, М.М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе [Текст] / М.М Рукавицын. - М.: Просвещение, 2002. - 159 с.
26. Терентьева, Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание [Текст] / Н.А. Терентьева. - М.:Просвещение, 1994.- 246 с.
27. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов.: Гардарики, 2003. - 520 с.
28. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества [Текст] / В.Н. Шацкая.- М.: 1975.- 241 с.