Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения 7
1. 1. Специфика формирования коммуникативных УУД у младших школьников 7
1. 2. Технология продуктивного чтения как условие формирования коммуникативных УУД 15
Выводы по I главе 27
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения 28
2. 1. Выявление уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников 28
2. 2. Апробация комплекса уроков по повышению уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения 38
2. 3. Анализ результатов опытно-экспериментального исследования. Контрольный этап 47
Выводы по II главе 53
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение 60
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что государственный стандарт, введённый в 2009 г., провозгласил новые требования к учащимся, среди которых было формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Коммуникативные универсальные учебные действия это не только умение ясно выражать информацию собеседнику, но и вести диалог, строить речь, которая понятна партнеру, а также учитывать мнение собеседника.
Многие авторы разрабатывают различные технологии по формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Одной из них является разработанная Н. Н. Светловской технология продуктивного чтения, уникальная, по своей сути, она не только учит «работать с текстом», но и способствует развитию универсальных действий, о которых говорится в стандартах.
Современные школы должны быть нацелены на высокообразованных, интеллектуально развитых личностях, которые умеют воздействовать с окружающими им людьми, а их главная задача - раскрыть способности каждого ученика, воспитать личность, которая готова к жизни в конкурентном обществе. С решением всех эти проблем может помочь природосообразная технология, которая развивает коммуникативные аспекты учебной деятельности. Для достижения успеха необходимо быть коммуникативно - активным, уметь легко адаптироваться в различных ситуациях, умение управлять и осуществлять процессами сотрудничества. Работая с данной технологией можно достичь не только высоких результатов коммуникативных действий, но и воспитывать квалифицированного читателя, ведь чтение - это не только элемент культуры человека, это средство его воспитания и развития.
Проблема исследования: происходит ли формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, если в своей педагогической деятельности использовать технологию продуктивного чтения.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность применения технологии продуктивного чтения при формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
Объектом исследования является процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действия младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных действий у младших школьников на основе технологии продуктивного чтения.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка будет проходить эффективней в следующих условиях:
1. выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
2. выявить особенности технологии продуктивного чтения;
3. подобрать эффективные психолого - диагностические методики для определения уровней сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников;
4. разработать и внедрить комплекс уроков на основе технологии продуктивного чтения;
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Спроектировать диагностический методики и выявить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков на основе технологии продуктивного чтения.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность комплекса уроков, обеспечивающих формирование коммуникативных УУД у младших школьников.
Методы и приемы исследования:
- теоретические: анализ методической литературы, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, анализ и обобщение данных, полученных в ходе проведение экспериментальной работы;
- эмпирические: проведение педагогического эксперимента, проведение педагогической диагностики.
Теоретическая основа исследования: по вопросам проектирования универсальных учебных действий в начальной школе выделяем труды А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской. Рассмотрению технологии продуктивного чтения посвящены разработки Н. Н. Светловской, О.В. Чиндиловой.
Практическая значимость заключается в том, что в исследовании представлен разработанный и апробированный комплекс уроков на основе технологии продуктивного чтения, направленный на формирование коммуникативных УУД у младших школьников, который может быть успешно использован в учебном процессе начальной школы.
База исследования: МБУ «Школа № 69» г. о. Тольятти.
Структура работы отражает логику, содержание, результаты исследования и состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и приложения.
В данной дипломной работе нами была изучена и проанализирована психолого - педагогическая литература по проблеме формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе технологии продуктивного чтения, которая помогла выявить её теоретические аспекты.
Проведя эксперимент, состоящий из трех частей, мы убедились, что при работе с учениками начальной школы коммуникативные универсальные учебные действия успешно формируются на основе технологии продуктивного чтения. Благодаря этой технологии, можно достичь тех результатов, о которых говорится в стандарте второго поколения. Несмотря на кажущуюся легкость технологии, она формирует не только коммуникативные стороны человека, но и учит быть правильным, квалифицированным читателем.
В процессе проведения уроков с использованием технологии продуктивного чтения, ученик выполняет работу исследовательского характера, что позволяет ему развивать и творческие способности. Проведя констатирующий этап, мы убедились, что без использования данной технологии сформированность коммуникативных универсальных учебных действий низка, учащиеся не умеют работать с текстом, высказывать свои предположения. Во время формирующего этапа мы составили комплекс уроков, в котором присутствовал обязательный атрибут-технология продуктивного чтения. Эмоциональные, положительно настроенные учащиеся глубже вникают в текст, они понимают прочитанное, умеют всесторонне анализировать текст, ну и, конечно же, развиваются коммуникативные особенности учащихся. Ученики, работая по этой технологии, выступают в роли исследователя, у них формируется логическое мышление, происходит развитие воображения.
Так как основным учебным предметом, на котором можно использовать технологию продуктивного чтения, являются уроки литературного чтения, то для формирования коммуникативных универсальных учебных действий недостаточно только знания самой технологии, нужна любовь учителя к литературе. Данная технология способствует повышению эффективности образовательного процесса и достижению высоких результатов обучения, воспитания, формирования универсальных действий.
Выбранная нами тема оказалась актуальной в связи с внедрением в начальное образование новых ФГОС и может быть успешно использована в работе учителей начальных классов.
1. Агафонова, И.Н. Уроки общения для детей 6-10 лет «Я и мы» [Текст] : программа / И. Н. Агафонова. - СПб.: Детство-Пресс, 2011.
2. Азина, Е.Г. Использование русской народной сказки в развитии связной речи младших школьников с ЗПР // Начальная школа плюс до и после, 2013, №7. - С. 89 - 92.
3. Асмолов, А. Г. Программа мониторинга уровня сформированности универсальных учебных действий в начальной школе. Краткая аннотация: программа составлена на основе методического пособия [Электронный ресурс] /А.Г Асмолов. - [Режим доступа]: https://refdb.ru/look/1164347.html
4. Асмолов, А.Г., Бурменская Г.В. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе от действия к мысли [Текст] : пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008.
5. Булавинцева, Т.П. Думать, догадываться, творить...// Начальная школа, 2016, № 11.- С. 19 - 21.
6. Бунеева, Е.В. Развитие интеллектуально - речевых умений учащихся как составляющей их функциональной грамотности // Начальная школа. - 2012, №8.- С. 6- 8.
7. Гришанова, И.В. Дидактические условия формирования коммуникативной успешности у младших школьников// Начальная школа.- 2001, №10. - С. 23 - 29.
8. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль.- М.: Славянский дом книги, 2014. - 3696 с.
9. Елина, Е.Б. Коммуникативные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / Е.Б. Елина.- [Режим доступа]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2015/09/15/kommunikativnye- universalnye-uchebnye-deystviya
10. Казачкова, С.П., Умнова, С.М. Начальная школа. Требования стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. / С.П. Казачкова, С.М. Умнова. - М.: Планета, 2012. - 256с.
11. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Учим детей общению/ Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. - Ярославль: Академия развития, 1996,- 337 с.
12. Козлова, С.А. Эффективная коммуникация как средство реализации деятельностного подхода в процессе обучения (опыт образовательной системы «Школа 2100») // Начальная школа. - 2014, № 4.- С. 59 - 64.
13. Литвинко, Ф. М. Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус. гос. ун-т; в авт. ред.- 2009,№ 9. - С. 102- 105.
14. Микерова, Г.Ж., Брусенцова, О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников// Современные проблемы науки и образования.- 2015, № 6. - С .33-36.
15. Наумова, Н.С. Коммуникативные универсальные учебные действия [Электронный ресурс] / Н.С. Наумова.- [Режим доступа]: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy- mo/2011/10/12/kommunikativnye-universalnye-uchebnye-deystviya
...