Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НАВЫКОВ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПОСРЕДСТВОМ АРТТЕРАПИИ

Работа №110677

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы69
Год сдачи2019
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
74
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции посредством арттерапии
1.1Психолого-педагогические основы проблемы формирования у
детей 5-6 лет навыков саморегуляции
1.2Развивающий потенциал арттерапии как средства формирования
у детей 5-6 лет навыков саморегуляции
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции посредством арттерапии
2.1Выявление уровня сформированности у детей 5-6 лет навыков
саморегуляции
2.2Организация и содержание работы по формированию у детей 5-6
лет навыков саморегуляции посредством арттерапии
2.3Динамика сформированности у детей 5-6 лет навыков
саморегуляции посредством арттерапии
Заключение
Список используемой литературы
Приложения

Особенности современной социокультурной ситуации развития ребенка дошкольного возраста характеризуются активизацией темпа жизни детей, что зачастую приводит к появлению различных трудностей, касающихся процесса адаптации ребенка-дошкольника в жизненном пространстве. Ребенок старшего дошкольного возраста, который готовится начать обучение в школе должен к моменту поступления быть зрелым как в физиологическом, так и социальном отношении: обладать определенным уровнем эмоционально-волевого и интеллектуального развития. Социальная ситуация требует от современных детей не только наличия определенных знаний, но и сформированности элементарных понятий. Важным аспектом в данной связи становится и освоение умений по планированию собственной деятельности и осуществлению самоконтроля.
Анализ многолетней педагогической практики позволяет констатировать, что многие проблемы, которые возникают у ребенка в ходе обучения в первом классе, во многом зависят от того, насколько ребенок способен организовать и контролировать свою работу, следовать установленному алгоритму, выполнять инструкции педагога. Преобладающее большинство детей дошкольного возраста еще не в полной мере способны регулировать свою деятельность, а их поведение характеризуется отсутствием самостоятельности, проявлениями
расторможенности и импульсивности.
Отечественная психология на сегодняшний день располагает широким спектром исследований в данном направлении. Это исследования процесса формирования волевого поведения (Л.И. Божович, В.К. Котырло, Я.З. Неверович, Т.И. Шульга и др.), особенности развития произвольности на различных возрастных этапах (И.А. Домашенко, А.В. Запорожец,
Е.О. Смирнова и др.), формирования самоконтроля (Е.И. Бугрименко, Н.М. Гнедова, Т.Н. Доронова и др.), субъектности (О.В. Суворова) и т.д. Данная проблематика нашла свое широкое отражение и в исследованиях Л.С. Выготского, В.И. Слободчикова, Е.И. Исаева, У.В. Ульенковой, О.А. Конопкина, Н.О. Сипачева и других авторов. Данные авторы анализировали период дошкольного возраста с точки зрения его сенситивности в аспекте формирования произвольного поведения и психической саморегуляции, указывая, что данные особенности оказывают прямое влияние на общее развитие дошкольников. Именно поэтому, проблема формирования саморегуляции и произвольности в дошкольном возрасте становится на современном этапе весьма актуальной.
Федеральным государственным стандартом дошкольного образования непосредственно становление саморегуляции в двигательной сфере отражается в задачах образовательной области «Физическое развитие». Процесс развития саморегуляции в данной связи является важным направлением физического и психического развития дошкольников, являясь личностным новообразованием, формирование которого происходит в разнообразных видах деятельности и означает сформированность произвольной регуляции деятельности и поведения, наличие способностей к самоконтролю.
На сегодняшний день целенаправленная организация работы по формированию навыков саморегуляции у детей 5-6 лет, как правило, отсутствует, ввиду отсутствия специализированных методик формирования данных навыков. Таким образом, возникает противоречие между возрастающей необходимостью формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции и недостаточным использованием арттерапии для данного процесса.
Таким образом, можно сформулировать проблему данного исследования: каковы возможности арттерапии как средства формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции?
Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы исследования: «Формирование у детей 5-6 лет навыков саморегуляции посредством арттерапии».
Объект исследования: процесс формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции.
Предмет исследования: формирование у детей 5-6 лет навыков саморегуляции посредством арттерапии.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности арттерапии как средства формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции.
Гипотеза исследования: предполагаем, что процесс формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции посредством арттерапии будет более эффективным если:
-в совместную деятельность педагога и детей будут включены различные техники арттерапии для формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции;
-обогащена развивающая предметно-пространственная среда различными средствами арттерапии (заданиями по оригами);
-организована работа с родителями воспитанников по обучению техникам арттерапии.
Задачи исследования:
1.Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста.
2.Выявить уровень сформированности у детей 5-6 лет навыков саморегуляции.
3.Разработать и апробировать содержание и методы работы по формированию у детей 5-6 лет навыков саморегуляции средствами арттерапии.
Методологическую основу исследования составили:
-исследования специфики развития волевой сферы детей дошкольного возраста (Л.И. Божович, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.К. Котырло, Е.О. Смирновой)
-исследования психологических механизмов саморегуляции (П.Я. Гальперина, Т.В. Захаровой, В.А. Иванникова, О.А. Конопкина, А.А. Смирнова, Е.О. Смирновой, Д.Б. Эльконина).
-исследования арттерапии (Ф.С. Василюк, А.М. Зинович,
Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, Г.Ю. Мартьяновой, Ю.Е. Шабашевой, С.А. Черняевой).
Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:
-теоретические: анализ психологической, педагогической и научно - методической литературы по проблеме исследования,
-эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, интервьюирование, педагогический эксперимент,
-качественный и количественный анализ полученных результатов.
Новизна исследования заключается в разработке содержания и методов работы по формированию у детей 5-6 лет навыков саморегуляции средствами арттерапии.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных взглядов на проблему формирования навыков саморегуляции у детей дошкольного возраста, выявлении развивающего потенциала арттерапии как средства формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации комплекса занятий по формированию у детей 5-6 лет навыков саморегуляции средствами арттерапии. Полученные результаты эмпирического исследования могут быть использованы педагогами и педагогами-психологами дошкольных образовательных учреждений в процессе подготовки детей 5-6 лет к обучению в школе.
База исследования: МБУ д/с 199 «Муравьишка» г.о. Тольятти. Выборку исследования составили воспитанники старшей группы ДОУ в количестве 30 человек в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы включает следующие компоненты: введение, две главы, заключение, список
использованной литературы (51 источник) и 10 приложений. Работу иллюстрируют 8 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ литературы в контексте темы исследования, а также результаты практической работы с детьми позволяют сделать следующие выводы:
Саморегуляция - это процесс управления человеком собственными психологическими и физическими состояниями, а также поступками. Саморегуляция предполагает наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях. Волевая регуляция основана на самоконтроле человека, как компонента саморегуляции. Процесс развития саморегуляции у детей происходит через становление всех её подсистем (ценностно-смысловой сферы, активности и рефлексии), а также посредством формирования психологических механизмов саморегуляции, представляющих собой особые формы взаимосвязи этих компонентов.
От степени совершенства процессов саморегуляции зависит успешность, надежность, продуктивность, конечный исход любого акта произвольной активности. Более того, все индивидуальные особенности поведения и деятельности определяются функциональной
сформированностью, динамическими и содержательными характеристиками тех процессов саморегуляции, которые осуществляются субъектом активности. Незрелость данной психической функции может привести к нарушению адаптационных механизмов.
Анализ профессиональной деятельности педагогов и специалистов в ДОУ, с учетом ФГОС ДО, показывает, что становится недостаточно использовать только традиционные приемы компенсации и коррекции отклонений в развитии. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных способов работы, применение новых форм и методов. Наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении трудностей развития могут сыграть методы арттерапии. Арттерапия при правильном использовании может давать значимые результаты. Анализ практического опыта в использовании техник арттерапии в работе с детьми свидетельствует о том, что вышеописанные методы позволяют эффективно работать с чувствами и мыслями ребенка, формируя у него навыки саморегуляции и способствуя его адаптации в социуме.
По результатам проведенной диагностической работы можно констатировать, что навыки саморегуляции в данной группе дошкольников сформированы преимущественно на среднем уровне и уровне ниже среднего. Считаем необходимым отметить и существенное количество детей с низким и очень низким уровнем развития волевых качеств и навыков саморегуляции. Данный уровень сформированности является недостаточным для полноценного освоения образовательной программы.
Исходя из полученных результатов и с учетом возрастных и индивидуальных возможностей детей был организован формирующий этап педагогического эксперимента, основанный на выдвинутой в начале исследования гипотезе о том, что работа по формированию навыков саморегуляции детей 5-6 лет посредством арттерапии будет эффективнее, если: в совместную деятельность педагога с детьми будут включены различные техники арттерапии для формирования у детей 5-6 лет навыков саморегуляции; обогащена развивающая предметно-пространственная среда различными средствами арттерапии (заданиями по оригами); организована работа с родителями воспитанников по обучению техникам арттерапии.
В рамках данного исследования с целью формирования у детей навыков саморегуляции использовалось в работе с детьми относительно новое направление арттерапии - оригами. В ходе подобной работы происходит формирование у детей навыков саморегуляции, развитие мелкой моторики, ловкости, тренировка пространственного мышления, внимания и памяти, двигательной активности. Содержание работы по развитию у детей 5-6 лет навыков саморегуляции средствами техники оригами и конструирования из бумаги заключается в проведении с детьми комплекса занятий, которые включают соблюдение определенных этапов работы.
Результаты экспериментальной работы позволяют сделать вывод о том, целенаправленная и специально организованная развивающая работа оказывает существенное влияние на формирование навыков саморегуляции дошкольников и развитие у них волевых качеств. Данный вывод подтверждают результаты контрольного эксперимента. В рамках проведенной работы дети в большинстве своем научились следовать заданной инструкции и установленным правилам, соблюдать определенные этапы выполнение задания и проверять их соответствие ранее составленному плану действий. Дети стали внимательно проверять результаты своей работы, самостоятельно обнаруживать и исправлять допущенные ошибки, обращать внимание не только на конечный результат, но и на процесс его достижения и т.д.
Все выше изложенное свидетельствует о том, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, цель работы достигнута, задачи решены.


1.Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования [Текст] : офиц. текст. - М. : Центр
педагогического образования, 2014. - 32 с.
2.Абраменкова, В.В. Социальная психология детства [Текст]: учебное пособие / В.В. Абраменкова. - М. : ПЕРСЭ, 2013. - 431 с.
3.Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2012. - 623 с.
4.Агарагимова, В.К. Система комплексных арт-терапевтических занятий для детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / В.К. Агарагимова. — Махачкала, 2014. - 149 с.
5.Арпентьева, М.Р. Сказкотерапия в развитии понимания себя и мира [Текст] / Под ред. М.Р. Арпентьевой. - Калуга: КГУ, 2015. - 792 с.
6.Арпентьева, М.Р. Стихотерапия. [Текст] / Под ред. М.Р. Арпентьевой. - Калуга: КГУ, 2017. - 800 с.
7.Белехов, Ю.Н. Психолого-педагогическая программа развития компонентов самрегуляции у дошкольников и младших школьников [Текст] / Ю.Н. Белехов, Н.В. Давиденко // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. - 2009. - № 4. - С. 94110.
8.Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] : учебное пособие для вузов / Л.И. Божович. - СПб. : Питер, 2009. - 257 с.
9.Былкина, Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе [Текст] / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии. - 2000. - №5. - С.34-57.
10.Бехтерев, В.М. Мозг: структура, функция, патология, психика [Текст] / В.М. Бехтерев // Избр. тр. : в 2-х т. - М. : Поматур, 1994. - Т. 1. - 750 с.
11.Веникова, Ю.В. Произвольная саморегуляция поведения младших школьников и дошкольников, как педагогическая проблема [Текст] / Ю.В. Веникова, Н.Н. Коробкина, О.А. Нефедова // Личность как объект психологического и педагогического воздействия. - 2017. - С. 52-55.
12.Возрастная психология: детство, отрочество, юность [Текст] : учебное пособие для пед. вузов. - М.: Академия, 2014. - 624 с.
13.Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: Эксмо-Пресс, 2014. - 296 с.
14.Гуськова, О.А. Использование разных видов деятельности в становлении саморегуляции у дошкольников собственных действий [Текст] / О.А. Гуськова, А.А. Лопаткина, В.Д. Рунова // Вестник научных конференций. - 2016. - № 12. - С. 54-57.
15.Дарвиш, О.Б. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие для студ. вузов / О.Б. Дарвиш - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2012. - 264 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ