РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.1 Исследование вопроса развития профессиональных компетенций
бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.2 Характеристика профессиональных компетенций бакалавров
психолого-педагогического образования в свете современных стандартов высшего образования 27
1.3 Условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 47
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.1 Выявление уровня развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.2 Реализация педагогических условий развития профессиональных
компетенций бакалавров психолого-педагогического образования в учебном процессе вуза 87
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 100
Заключение 117
Список используемой литературы 120
Приложение А Структура педагогического эксперимента
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.1 Исследование вопроса развития профессиональных компетенций
бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.2 Характеристика профессиональных компетенций бакалавров
психолого-педагогического образования в свете современных стандартов высшего образования 27
1.3 Условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 47
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.1 Выявление уровня развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.2 Реализация педагогических условий развития профессиональных
компетенций бакалавров психолого-педагогического образования в учебном процессе вуза 87
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 100
Заключение 117
Список используемой литературы 120
Приложение А Структура педагогического эксперимента
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Высокие темпы развития современного общества, интенсивное расширение информационного пространства, необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, требуют целенаправленной корректировки политики в области высшего профессионального образования.
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста.
Получение качественного образования выступает важнейшей ценностью граждан, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Только качественное образование способно подготовить профессионально компетентного специалиста, мобильного, ответственного, творческого, готового к саморазвитию и самосовершенствованию в своем профессиональном труде.
Принимая во внимание специфику профессиональной деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического образования, необходимо отметить, что обучение и воспитание детей требуют от специалиста теоретической осведомленности в вопросах педагогики и психологии учебно-воспитательного процесса, а также специальной осведомленности и практической подготовленности к принятию своевременных диагностических решений и построению педагогического взаимодействия. Такая подготовка будет возможна в условиях специально организованного обучения, с применением подхода, обеспечивающего формирование необходимых компетенций и готовность к решению профессиональных задач.
Значимость выделенных элементов подготовки отмечена в «Национальной доктрине образования до 2025», во ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», а также в актуализированном ФГОС ВО (3++) и в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Актуальность обозначенной темы определяется поставленными задачами правительства Российской Федерации. В национальном проекте «Образование» интегрированы федеральные проекты, ориентирующие учителей на достижение высоких показателей своей профессиональной деятельности. Российское образование должно стать глобально конкурентоспособным для вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Федеральный проект «Учитель будущего» предполагает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, спроектированного в логике компетентностного подхода, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность» и других на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающегося (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, И.С. Сергеев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, R.W.White).
Современное высшее образование меняет вектор от подготовки специалиста узкой направленности к подготовке выпускника, способного постоянно самостоятельно приобретать знания, умения, проявлять творческую активность, инициативность, готового к принятию решений, демонстрирующего широкую профессиональную эрудицию. Решению данных задач способствует высокий уровень самостоятельной познавательной, учебно-профессиональной работы студентов, сформированной в период профессионального образования.
Наибольший интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют работы в области компетентностного подхода.
В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации в системе профессионального образования компетентностного подхода (В.П. Бездухов, А.Н. Гамаюнова, Р.Ф. Гатауллина, И.В. Георге, Н.А. Паршина, R.W.White).
Обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы компетенций Большой вклад в разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи А.Л. Андреев, Г.В. Ахметжанова, В.И. Байденко, Е.В. Мальцева, Г.А. Медяник, Н.В. Таринова.
Методологические основы профессиональной компетенции раскрываются в научных работах В.А. Болотов, В.Н. Введенского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.М. Митяевой, W. Hutmacher.
Вопросы развития профессиональной компетенции учителя было предметом научных исследований Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского Л, Е.Н. Шиянова и др.
На современном этапе проблема профессиональной подготовки специалиста с разных точек зрения отражена в работах отечественных ученых. В.А. Сластенин отразил в своих работах вопрос о готовности педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. М.И. Лукьянова уделяла внимание вопросу профессиональной подготовке педагога, Н.И. Виноградова раскрыла психологические закономерности подготовки будущих педагогов. В научной литературе обсуждаются различные технологии, средства и методы совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
Соответствующие исследования осуществляются в направлении использования потенциала самообучающихся организаций (S.A.Mason, А.А.Марголис, З.З.Серганова), активизации самообразовательной деятельности педагогов (Н.В. Таринова, Т.В. Татьянина), применения ресурсов сетевых профессиональных сообществ (P.Humphreys, K. Greenan, H. Mcilveen).
В работах отечественных педагогов (Н.Л. Бажанова, Т.С. Бурякова, Е.Б. Манузина, Н.А. Паршина) разработаны требования к методической и технологической подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.
Изучение научной литературы по данной проблеме позволили выявить ряд существенных противоречий между:
- требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования формулировать результат высшего педагогического образования в логике компетентностного подхода, с одной стороны, и недостаточной разработанностью понятия структуры профессиональной компетентности будущего учителя, с другой;
- потребностью в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и недостаточной представленностью разработанных способов и технологий их развития.
- потребностью современной школы в учителях, обладающих совокупностью профессиональных компетенций как личностного базиса для самореализации в профессиональной деятельности и неразработанностью технологии развития готовности к ней.
Разрешение противоречий в современных условиях принимает актуальный характер. Вышесказанное определило проблему исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов?
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Объектом исследования выступил образовательный процесс профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
Цель исследования: на основе компетентностного подхода разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования будет протекать успешно, если:
- студенты овладевают положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности;
- обеспечивается взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущих педагогов, которая прослеживается в комплексе разработанных практико-ориентированных учебных заданий для самостоятельной работы, в том числе с электронным сопровождением;
- изучение профессиональных дисциплин предполагает включение в работу на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного опыта обучающихся;
- учебная деятельность организована на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме педагогического портфолио.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования.
2. Разработать содержание педагогических условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования в процессе изучения учебных дисциплин и практик.
3. Выявить уровень развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования».
4. Проверить эффективность реализации методического сопровождения процесса развития профессиональных компетенций в вузе, базирующуюся на разработанных педагогических условиях.
Методологическую основу исследования составляет компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) в оправлении сущности и структуры профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, а также методологические подходы к разработке содержания условий развития профессиональной компетенции будущих педагогов начального образования: личностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская); системный (Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин); деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин и др.).
Теоретической основой исследования выступают:
- теории организации педагогического процесса в образовании (В.В. Краевский, М.И. Скаткин, В. А. Сластенин);
-теоретические положения в области подготовки будущих учителей (Г.В. Ахметжанова, Э.Ф. Зеер, И. В. Руденко, В.А. Сластенин);
- закономерности развития профессионального опыта, условия совершенствования профессионально важных деловых и личностных
качеств будущего педагога (Н.И. Виноградова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан);
- принципы разработки и осуществления педагогического эксперимента (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M.Новиков).
Методы исследования: теоретико-методологического анализа: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблематике исследования; комплекс эмпирических методов включал анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента).
Практической базой исследования являлось ФГОБУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, кафедра педагогики и методик преподавания.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2019 г.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе, выявлялись положительные и отрицательные стороны современного состояния проблемы подготовки специалистов в вузе. На этом этапе уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывалась программа исследования. Определены научный аппарат и база исследования.
На втором этапе (январь - июнь 2020г.) осуществлялся поиск решения проблемы.
На третьем этапе (сентябрь 2020 г.-май 2020 г.) проводилось исследование сформированности выбранных общих компетенций, экспериментальная работа по их формированию. Обобщались и описывались результаты исследования, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных. В этот период публиковались работы практического характера, принималось участие в научно-практических конференциях.
Научная новизна исследования представляет собой следующие результаты работы:
- определены содержательные дидактические единицы развития профессиональных компетенций в дисциплинах профессиональной подготовки в соответствии с задачами подготовки и содержанием ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», трудовыми функция профессионального стандарта «Педагог»;
- выявлении и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие профессиональных компетенций будущих педагогов: нацеленность активного творческого обучения в высшем образовании на освоение ценностей будущей профессиональной деятельности, выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, развития профессиональных качеств, значимых в профессии учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования включает в себя следующие результаты:
- результаты исследования вносят определенный вклад в дидактику высшего педагогического образования;
- обоснованы условия формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы;
- определено научно-методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций, раскрыта их роль в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержание педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов позволили повысить показатели развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе по подготовке будущих педагогов начального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается установленным соответствием содержания работы основным металогическим положениям, адекватностью методов исследования целям, задачам объекту и предмету исследования, подтверждение гипотезы исследования отображаемым в работе результатов педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении современного состояния разработки проблемы исследования; выделении приоритетных научно-педагогических предпосылок для разработки содержания педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций; представлении содержательной характеристики позитивного влияния результатов исследования на процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования; разработке дидактических модулей содержания учебных дисциплин и учебных практик, нацеленных на развитие профессиональных компетенций бакалавров с учётом требований ФГОС ВО и учебного плана вуза; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования»; внедрении сформулированных в исследовании положений и рекомендаций в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на научной конференции в рамках «Студенческих дней науки - 2021 в ТГУ» с докладом на тему «К проблеме исследования профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Положения, выносимые на защиту
1. Профессиональные компетенции бакалавров психолого-педагогического образования как интегративная профессионально-личностная характеристика отражает готовность продуктивно осуществлять педагогическую деятельность на основе аксиологических приоритетов: усвоенных профессиональных знаний, эмоционально-ценностного отношения к реализации трудовых функций и выраженной субъектной позиции саморазвития в профессии педагога.
Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
2. Структура профессиональной компетенции интегрирует мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты и определяется на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей: мотивационного - ценностного (направленность на достижения в педагогической деятельности; когнитивного (психолого-педагогические и методические знания; представления о себе как субъекте самосовершенствования); деятельностного (опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
3. Педагогические условия, выделенные в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме электронного педагогического портфолио), выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования.
4. Программно-методическое обеспечение развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования содействует продуктивной организации педагогической деятельности в рамках исследовательской проблематики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Заключение содержит характеристику исследовательского пути, выводы.
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста.
Получение качественного образования выступает важнейшей ценностью граждан, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Только качественное образование способно подготовить профессионально компетентного специалиста, мобильного, ответственного, творческого, готового к саморазвитию и самосовершенствованию в своем профессиональном труде.
Принимая во внимание специфику профессиональной деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического образования, необходимо отметить, что обучение и воспитание детей требуют от специалиста теоретической осведомленности в вопросах педагогики и психологии учебно-воспитательного процесса, а также специальной осведомленности и практической подготовленности к принятию своевременных диагностических решений и построению педагогического взаимодействия. Такая подготовка будет возможна в условиях специально организованного обучения, с применением подхода, обеспечивающего формирование необходимых компетенций и готовность к решению профессиональных задач.
Значимость выделенных элементов подготовки отмечена в «Национальной доктрине образования до 2025», во ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», а также в актуализированном ФГОС ВО (3++) и в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Актуальность обозначенной темы определяется поставленными задачами правительства Российской Федерации. В национальном проекте «Образование» интегрированы федеральные проекты, ориентирующие учителей на достижение высоких показателей своей профессиональной деятельности. Российское образование должно стать глобально конкурентоспособным для вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Федеральный проект «Учитель будущего» предполагает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, спроектированного в логике компетентностного подхода, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность» и других на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающегося (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, И.С. Сергеев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, R.W.White).
Современное высшее образование меняет вектор от подготовки специалиста узкой направленности к подготовке выпускника, способного постоянно самостоятельно приобретать знания, умения, проявлять творческую активность, инициативность, готового к принятию решений, демонстрирующего широкую профессиональную эрудицию. Решению данных задач способствует высокий уровень самостоятельной познавательной, учебно-профессиональной работы студентов, сформированной в период профессионального образования.
Наибольший интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют работы в области компетентностного подхода.
В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации в системе профессионального образования компетентностного подхода (В.П. Бездухов, А.Н. Гамаюнова, Р.Ф. Гатауллина, И.В. Георге, Н.А. Паршина, R.W.White).
Обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы компетенций Большой вклад в разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи А.Л. Андреев, Г.В. Ахметжанова, В.И. Байденко, Е.В. Мальцева, Г.А. Медяник, Н.В. Таринова.
Методологические основы профессиональной компетенции раскрываются в научных работах В.А. Болотов, В.Н. Введенского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.М. Митяевой, W. Hutmacher.
Вопросы развития профессиональной компетенции учителя было предметом научных исследований Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского Л, Е.Н. Шиянова и др.
На современном этапе проблема профессиональной подготовки специалиста с разных точек зрения отражена в работах отечественных ученых. В.А. Сластенин отразил в своих работах вопрос о готовности педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. М.И. Лукьянова уделяла внимание вопросу профессиональной подготовке педагога, Н.И. Виноградова раскрыла психологические закономерности подготовки будущих педагогов. В научной литературе обсуждаются различные технологии, средства и методы совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
Соответствующие исследования осуществляются в направлении использования потенциала самообучающихся организаций (S.A.Mason, А.А.Марголис, З.З.Серганова), активизации самообразовательной деятельности педагогов (Н.В. Таринова, Т.В. Татьянина), применения ресурсов сетевых профессиональных сообществ (P.Humphreys, K. Greenan, H. Mcilveen).
В работах отечественных педагогов (Н.Л. Бажанова, Т.С. Бурякова, Е.Б. Манузина, Н.А. Паршина) разработаны требования к методической и технологической подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.
Изучение научной литературы по данной проблеме позволили выявить ряд существенных противоречий между:
- требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования формулировать результат высшего педагогического образования в логике компетентностного подхода, с одной стороны, и недостаточной разработанностью понятия структуры профессиональной компетентности будущего учителя, с другой;
- потребностью в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и недостаточной представленностью разработанных способов и технологий их развития.
- потребностью современной школы в учителях, обладающих совокупностью профессиональных компетенций как личностного базиса для самореализации в профессиональной деятельности и неразработанностью технологии развития готовности к ней.
Разрешение противоречий в современных условиях принимает актуальный характер. Вышесказанное определило проблему исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов?
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Объектом исследования выступил образовательный процесс профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
Цель исследования: на основе компетентностного подхода разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования будет протекать успешно, если:
- студенты овладевают положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности;
- обеспечивается взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущих педагогов, которая прослеживается в комплексе разработанных практико-ориентированных учебных заданий для самостоятельной работы, в том числе с электронным сопровождением;
- изучение профессиональных дисциплин предполагает включение в работу на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного опыта обучающихся;
- учебная деятельность организована на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме педагогического портфолио.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования.
2. Разработать содержание педагогических условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования в процессе изучения учебных дисциплин и практик.
3. Выявить уровень развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования».
4. Проверить эффективность реализации методического сопровождения процесса развития профессиональных компетенций в вузе, базирующуюся на разработанных педагогических условиях.
Методологическую основу исследования составляет компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) в оправлении сущности и структуры профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, а также методологические подходы к разработке содержания условий развития профессиональной компетенции будущих педагогов начального образования: личностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская); системный (Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин); деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин и др.).
Теоретической основой исследования выступают:
- теории организации педагогического процесса в образовании (В.В. Краевский, М.И. Скаткин, В. А. Сластенин);
-теоретические положения в области подготовки будущих учителей (Г.В. Ахметжанова, Э.Ф. Зеер, И. В. Руденко, В.А. Сластенин);
- закономерности развития профессионального опыта, условия совершенствования профессионально важных деловых и личностных
качеств будущего педагога (Н.И. Виноградова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан);
- принципы разработки и осуществления педагогического эксперимента (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M.Новиков).
Методы исследования: теоретико-методологического анализа: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблематике исследования; комплекс эмпирических методов включал анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента).
Практической базой исследования являлось ФГОБУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, кафедра педагогики и методик преподавания.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2019 г.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе, выявлялись положительные и отрицательные стороны современного состояния проблемы подготовки специалистов в вузе. На этом этапе уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывалась программа исследования. Определены научный аппарат и база исследования.
На втором этапе (январь - июнь 2020г.) осуществлялся поиск решения проблемы.
На третьем этапе (сентябрь 2020 г.-май 2020 г.) проводилось исследование сформированности выбранных общих компетенций, экспериментальная работа по их формированию. Обобщались и описывались результаты исследования, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных. В этот период публиковались работы практического характера, принималось участие в научно-практических конференциях.
Научная новизна исследования представляет собой следующие результаты работы:
- определены содержательные дидактические единицы развития профессиональных компетенций в дисциплинах профессиональной подготовки в соответствии с задачами подготовки и содержанием ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», трудовыми функция профессионального стандарта «Педагог»;
- выявлении и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие профессиональных компетенций будущих педагогов: нацеленность активного творческого обучения в высшем образовании на освоение ценностей будущей профессиональной деятельности, выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, развития профессиональных качеств, значимых в профессии учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования включает в себя следующие результаты:
- результаты исследования вносят определенный вклад в дидактику высшего педагогического образования;
- обоснованы условия формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы;
- определено научно-методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций, раскрыта их роль в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержание педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов позволили повысить показатели развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе по подготовке будущих педагогов начального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается установленным соответствием содержания работы основным металогическим положениям, адекватностью методов исследования целям, задачам объекту и предмету исследования, подтверждение гипотезы исследования отображаемым в работе результатов педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении современного состояния разработки проблемы исследования; выделении приоритетных научно-педагогических предпосылок для разработки содержания педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций; представлении содержательной характеристики позитивного влияния результатов исследования на процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования; разработке дидактических модулей содержания учебных дисциплин и учебных практик, нацеленных на развитие профессиональных компетенций бакалавров с учётом требований ФГОС ВО и учебного плана вуза; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования»; внедрении сформулированных в исследовании положений и рекомендаций в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на научной конференции в рамках «Студенческих дней науки - 2021 в ТГУ» с докладом на тему «К проблеме исследования профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Положения, выносимые на защиту
1. Профессиональные компетенции бакалавров психолого-педагогического образования как интегративная профессионально-личностная характеристика отражает готовность продуктивно осуществлять педагогическую деятельность на основе аксиологических приоритетов: усвоенных профессиональных знаний, эмоционально-ценностного отношения к реализации трудовых функций и выраженной субъектной позиции саморазвития в профессии педагога.
Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
2. Структура профессиональной компетенции интегрирует мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты и определяется на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей: мотивационного - ценностного (направленность на достижения в педагогической деятельности; когнитивного (психолого-педагогические и методические знания; представления о себе как субъекте самосовершенствования); деятельностного (опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
3. Педагогические условия, выделенные в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме электронного педагогического портфолио), выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования.
4. Программно-методическое обеспечение развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования содействует продуктивной организации педагогической деятельности в рамках исследовательской проблематики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Заключение содержит характеристику исследовательского пути, выводы.
Проведенный в магистерской диссертации анализ проблемы развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования позволили сформулировать следующие выводы.
Актуальность развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования обусловлена переходом трансформации стандартов высшего образования и переход педагогического образования на стандарты третьего поколения, которые ориентированы на усиление практической составляющей в подготовке будущих педагогов.
Профессиональная компетенция бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается в стандартах высшего образования как способность педагога на основе имеющихся теоретических знаний и опыта педагогической деятельности, а также личностных профессионально ориентированных ресурсов решать трудности и проблемные ситуации, которые связаны с организацией совместной и самостоятельной учебной деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы. Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что профессиональная компетенция представляет собой интегративное качество личности будущих педагогов начальных классов, совокупность психолого-педагогических знаний, способов осуществления педагогической деятельности в основе которых лежат технологические процессы организации обучения младших школьников, а также высокий уровень мотивации к профессиональному росту и саморазвитию.
Структура профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования включает такие компоненты:
- мотивационно-потребностной (направленность на достижения в педагогической деятельности, самостоятельность приобретения знаний, опыта профессиональной деятельность в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и диагностики развития младших школьников, стремление к самоактуализации и саморазвитию)
- когнитивный (предполагает наличие знаний и представлений в области педагогики, психологии и методики организации образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе, знание способов педагогической деятельности при организации обучения в условиях индивидуальной и групповой работы, осуществлении диагностики освоения программы обучения);
- деятельностный (успешно применяет образовательные, коррекционные диагностические технологии с учетом и особенностей развития учащихся, имеет опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
Опытно-экспериментальная работа на констатирующем этапе проведения педагогического эксперимента выявила низкий уровень развития профессиональной компетенции у 38,9% в ЭГ и у 33,3% в КГ. Недостаточность развития профессиональных компетенций проявилась в том, у бакалавров отсутствует мотивация повышения своей профессиональной грамотности и низкий уровень мотивации к самостоятельности приобретения знаний в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и разработки плана диагностики развития младших школьников. Увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития профессиональных компетенций в ЭГ до 55,6% было связано с проведением формирующего этапа эксперимента и реализацией на практике педагогических условий: овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений.
Реализация педагогических условий в процесс подготовки бакалавров психолого-педагогического образования позволяет достичь высоких показателей развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Высокий уровень развития профессиональных компетенций учителя начальных классов проявляется в таких действиях как способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность младших школьников с учетом требования ФГОС НОО и целей образовательной программы. Высокий уровень развития профессиональной компетенции позволяет учителю начальных классов методически грамотно осуществлять процедуру диагностики уровня освоения учениками образовательных программ начального образования, с учетом полученных данных вносит изменения в построение образовательной деятельности. С учетом данных диагностики выявляет трудности в адаптации к процессу учения на начальной ступени обучения младших школьников и создает комфортную образовательную среду по профилактике трудностей адаптации к школе, в том числе и по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Исследование подтвердило доказуемость гипотезы, что обусловлено верностью сформулированных в работе задач и достижением поставленной цели научного исследования.
Актуальность развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования обусловлена переходом трансформации стандартов высшего образования и переход педагогического образования на стандарты третьего поколения, которые ориентированы на усиление практической составляющей в подготовке будущих педагогов.
Профессиональная компетенция бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается в стандартах высшего образования как способность педагога на основе имеющихся теоретических знаний и опыта педагогической деятельности, а также личностных профессионально ориентированных ресурсов решать трудности и проблемные ситуации, которые связаны с организацией совместной и самостоятельной учебной деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы. Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что профессиональная компетенция представляет собой интегративное качество личности будущих педагогов начальных классов, совокупность психолого-педагогических знаний, способов осуществления педагогической деятельности в основе которых лежат технологические процессы организации обучения младших школьников, а также высокий уровень мотивации к профессиональному росту и саморазвитию.
Структура профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования включает такие компоненты:
- мотивационно-потребностной (направленность на достижения в педагогической деятельности, самостоятельность приобретения знаний, опыта профессиональной деятельность в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и диагностики развития младших школьников, стремление к самоактуализации и саморазвитию)
- когнитивный (предполагает наличие знаний и представлений в области педагогики, психологии и методики организации образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе, знание способов педагогической деятельности при организации обучения в условиях индивидуальной и групповой работы, осуществлении диагностики освоения программы обучения);
- деятельностный (успешно применяет образовательные, коррекционные диагностические технологии с учетом и особенностей развития учащихся, имеет опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
Опытно-экспериментальная работа на констатирующем этапе проведения педагогического эксперимента выявила низкий уровень развития профессиональной компетенции у 38,9% в ЭГ и у 33,3% в КГ. Недостаточность развития профессиональных компетенций проявилась в том, у бакалавров отсутствует мотивация повышения своей профессиональной грамотности и низкий уровень мотивации к самостоятельности приобретения знаний в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и разработки плана диагностики развития младших школьников. Увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития профессиональных компетенций в ЭГ до 55,6% было связано с проведением формирующего этапа эксперимента и реализацией на практике педагогических условий: овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений.
Реализация педагогических условий в процесс подготовки бакалавров психолого-педагогического образования позволяет достичь высоких показателей развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Высокий уровень развития профессиональных компетенций учителя начальных классов проявляется в таких действиях как способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность младших школьников с учетом требования ФГОС НОО и целей образовательной программы. Высокий уровень развития профессиональной компетенции позволяет учителю начальных классов методически грамотно осуществлять процедуру диагностики уровня освоения учениками образовательных программ начального образования, с учетом полученных данных вносит изменения в построение образовательной деятельности. С учетом данных диагностики выявляет трудности в адаптации к процессу учения на начальной ступени обучения младших школьников и создает комфортную образовательную среду по профилактике трудностей адаптации к школе, в том числе и по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Исследование подтвердило доказуемость гипотезы, что обусловлено верностью сформулированных в работе задач и достижением поставленной цели научного исследования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2017 - Совершенствование самостоятельной иноязычной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО КОМПОНЕНТА МОТИВАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ-ДИЗАЙНЕРОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ
ДИЗАЙНЕРОВ ПРИ СОЗДАНИИ ЭКСПОЗИЦИОННОГО
ПРОСТРАНСТВА
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование мотивационной компетенции будущих педагогов к работе в условиях инклюзивного образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Инфографика как средство оценивания профессиональной аналитической компетенции бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Тьютор»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная социализация будущего бакалавра направления "Педагогическое образование" на выпускном курсе (на примере профиля «Информатика и ИТ в образовании»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Профессиональная социализация будущего бакалавра направления
"Педагогическое образование" на выпускном курсе (на примере
профиля «Информатика и ИТ в образовании»)
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



