Введение 3
Глава 1 Теоретические основы проблемы развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.1 Исследование вопроса развития профессиональных компетенций
бакалавров психолого-педагогического образования 14
1.2 Характеристика профессиональных компетенций бакалавров
психолого-педагогического образования в свете современных стандартов высшего образования 27
1.3 Условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 47
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.1 Выявление уровня развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования 66
2.2 Реализация педагогических условий развития профессиональных
компетенций бакалавров психолого-педагогического образования в учебном процессе вуза 87
2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования 100
Заключение 117
Список используемой литературы 120
Приложение А Структура педагогического эксперимента
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Высокие темпы развития современного общества, интенсивное расширение информационного пространства, необходимость интеграции в мировое образовательное сообщество, в рамках Болонского и Копенгагенского процессов, требуют целенаправленной корректировки политики в области высшего профессионального образования.
На фоне происходящих в современном мире процессов глобализации, технократического развития общества особое значение приобретают гуманистические тенденции, ориентированные на развитие духовной, высоконравственной, поликультурной личности специалиста.
Получение качественного образования выступает важнейшей ценностью граждан, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года.
Только качественное образование способно подготовить профессионально компетентного специалиста, мобильного, ответственного, творческого, готового к саморазвитию и самосовершенствованию в своем профессиональном труде.
Принимая во внимание специфику профессиональной деятельности будущих бакалавров психолого-педагогического образования, необходимо отметить, что обучение и воспитание детей требуют от специалиста теоретической осведомленности в вопросах педагогики и психологии учебно-воспитательного процесса, а также специальной осведомленности и практической подготовленности к принятию своевременных диагностических решений и построению педагогического взаимодействия. Такая подготовка будет возможна в условиях специально организованного обучения, с применением подхода, обеспечивающего формирование необходимых компетенций и готовность к решению профессиональных задач.
Значимость выделенных элементов подготовки отмечена в «Национальной доктрине образования до 2025», во ФГОС ВО по направлению 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», а также в актуализированном ФГОС ВО (3++) и в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
Актуальность обозначенной темы определяется поставленными задачами правительства Российской Федерации. В национальном проекте «Образование» интегрированы федеральные проекты, ориентирующие учителей на достижение высоких показателей своей профессиональной деятельности. Российское образование должно стать глобально конкурентоспособным для вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Федеральный проект «Учитель будущего» предполагает внедрение национальной системы профессионального роста педагогических работников.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, спроектированного в логике компетентностного подхода, происходит переориентация оценки результатов образования с понятий «образованность», «воспитанность» и других на понятия «компетенция» и «компетентность» обучающегося (И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер, А.К. Маркова, И.С. Сергеев, А.В. Хуторской, В.Д. Шадриков, R.W.White).
Современное высшее образование меняет вектор от подготовки специалиста узкой направленности к подготовке выпускника, способного постоянно самостоятельно приобретать знания, умения, проявлять творческую активность, инициативность, готового к принятию решений, демонстрирующего широкую профессиональную эрудицию. Решению данных задач способствует высокий уровень самостоятельной познавательной, учебно-профессиональной работы студентов, сформированной в период профессионального образования.
Наибольший интерес с точки зрения проблематики нашего исследования представляют работы в области компетентностного подхода.
В современной педагогической литературе интенсивно обсуждаются проблемы реализации в системе профессионального образования компетентностного подхода (В.П. Бездухов, А.Н. Гамаюнова, Р.Ф. Гатауллина, И.В. Георге, Н.А. Паршина, R.W.White).
Обсуждаются понятия «компетенция» и «компетентность», предлагаются самые разные наборы компетенций Большой вклад в разработку проблем профессиональной компетентности внесли отечественные исследователи А.Л. Андреев, Г.В. Ахметжанова, В.И. Байденко, Е.В. Мальцева, Г.А. Медяник, Н.В. Таринова.
Методологические основы профессиональной компетенции раскрываются в научных работах В.А. Болотов, В.Н. Введенского, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, А.М. Митяевой, W. Hutmacher.
Вопросы развития профессиональной компетенции учителя было предметом научных исследований Е.В. Бондаревской, И.А. Зимней, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, В.А. Сластенина, А.В. Хуторского Л, Е.Н. Шиянова и др.
На современном этапе проблема профессиональной подготовки специалиста с разных точек зрения отражена в работах отечественных ученых. В.А. Сластенин отразил в своих работах вопрос о готовности педагогов к осуществлению профессионально-педагогической деятельности. М.И. Лукьянова уделяла внимание вопросу профессиональной подготовке педагога, Н.И. Виноградова раскрыла психологические закономерности подготовки будущих педагогов. В научной литературе обсуждаются различные технологии, средства и методы совершенствования профессионального мастерства педагогических работников.
Соответствующие исследования осуществляются в направлении использования потенциала самообучающихся организаций (S.A.Mason, А.А.Марголис, З.З.Серганова), активизации самообразовательной деятельности педагогов (Н.В. Таринова, Т.В. Татьянина), применения ресурсов сетевых профессиональных сообществ (P.Humphreys, K. Greenan, H. Mcilveen).
В работах отечественных педагогов (Н.Л. Бажанова, Т.С. Бурякова, Е.Б. Манузина, Н.А. Паршина) разработаны требования к методической и технологической подготовке бакалавров психолого-педагогического образования.
Изучение научной литературы по данной проблеме позволили выявить ряд существенных противоречий между:
- требованием Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования формулировать результат высшего педагогического образования в логике компетентностного подхода, с одной стороны, и недостаточной разработанностью понятия структуры профессиональной компетентности будущего учителя, с другой;
- потребностью в формировании профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и недостаточной представленностью разработанных способов и технологий их развития.
- потребностью современной школы в учителях, обладающих совокупностью профессиональных компетенций как личностного базиса для самореализации в профессиональной деятельности и неразработанностью технологии развития готовности к ней.
Разрешение противоречий в современных условиях принимает актуальный характер. Вышесказанное определило проблему исследования: каковы педагогические условия развития профессиональной компетенции будущего учителя начальных классов?
Проблема позволила сформулировать тему исследования: «Развитие профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Объектом исследования выступил образовательный процесс профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования.
Предмет исследования: педагогические условия развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
Цель исследования: на основе компетентностного подхода разработать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования.
В ходе исследования была выдвинута гипотеза, согласно которой процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования будет протекать успешно, если:
- студенты овладевают положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности;
- обеспечивается взаимосвязь теоретической и практической подготовки будущих педагогов, которая прослеживается в комплексе разработанных практико-ориентированных учебных заданий для самостоятельной работы, в том числе с электронным сопровождением;
- изучение профессиональных дисциплин предполагает включение в работу на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного опыта обучающихся;
- учебная деятельность организована на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме педагогического портфолио.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу с целью выявления условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования.
2. Разработать содержание педагогических условий развития профессиональных компетенций у бакалавров психолого-педагогического образования в процессе изучения учебных дисциплин и практик.
3. Выявить уровень развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования, обучающихся по профилю «Психология и педагогика начального образования».
4. Проверить эффективность реализации методического сопровождения процесса развития профессиональных компетенций в вузе, базирующуюся на разработанных педагогических условиях.
Методологическую основу исследования составляет компетентностный подход (Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской и др.) в оправлении сущности и структуры профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, а также методологические подходы к разработке содержания условий развития профессиональной компетенции будущих педагогов начального образования: личностный подход (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская); системный (Н.Ф. Талызина, В.А. Якунин); деятельностный (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, А.Н. Леонтьев, М.Н. Скаткин и др.).
Теоретической основой исследования выступают:
- теории организации педагогического процесса в образовании (В.В. Краевский, М.И. Скаткин, В. А. Сластенин);
-теоретические положения в области подготовки будущих учителей (Г.В. Ахметжанова, Э.Ф. Зеер, И. В. Руденко, В.А. Сластенин);
- закономерности развития профессионального опыта, условия совершенствования профессионально важных деловых и личностных
качеств будущего педагога (Н.И. Виноградова, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, А.А. Реан);
- принципы разработки и осуществления педагогического эксперимента (В.И. Загвязинский, В. В. Краевский, A.M.Новиков).
Методы исследования: теоретико-методологического анализа: теоретический анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблематике исследования; комплекс эмпирических методов включал анкетирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента).
Практической базой исследования являлось ФГОБУ ВО «Тольяттинский государственный университет», Гуманитарно-педагогический институт, кафедра педагогики и методик преподавания.
Исследование проводилось в три этапа в течение двух лет.
На первом этапе (сентябрь-декабрь 2019 г.) изучалось состояние рассматриваемой проблемы в научной литературе, выявлялись положительные и отрицательные стороны современного состояния проблемы подготовки специалистов в вузе. На этом этапе уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывалась программа исследования. Определены научный аппарат и база исследования.
На втором этапе (январь - июнь 2020г.) осуществлялся поиск решения проблемы.
На третьем этапе (сентябрь 2020 г.-май 2020 г.) проводилось исследование сформированности выбранных общих компетенций, экспериментальная работа по их формированию. Обобщались и описывались результаты исследования, осуществлялась качественная и количественная обработка экспериментальных данных. В этот период публиковались работы практического характера, принималось участие в научно-практических конференциях.
Научная новизна исследования представляет собой следующие результаты работы:
- определены содержательные дидактические единицы развития профессиональных компетенций в дисциплинах профессиональной подготовки в соответствии с задачами подготовки и содержанием ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», трудовыми функция профессионального стандарта «Педагог»;
- выявлении и научном обосновании педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие профессиональных компетенций будущих педагогов: нацеленность активного творческого обучения в высшем образовании на освоение ценностей будущей профессиональной деятельности, выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования, развития профессиональных качеств, значимых в профессии учителя начальных классов.
Теоретическая значимость исследования включает в себя следующие результаты:
- результаты исследования вносят определенный вклад в дидактику высшего педагогического образования;
- обоснованы условия формирования профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы;
- определено научно-методическое сопровождение процесса развития профессиональных компетенций, раскрыта их роль в процессе профессиональной подготовки будущего учителя начальной школы.
Практическая значимость исследования определяется тем, что разработанное содержание педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов позволили повысить показатели развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования. Результаты исследования могут быть применимы в учебном процессе по подготовке будущих педагогов начального образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается установленным соответствием содержания работы основным металогическим положениям, адекватностью методов исследования целям, задачам объекту и предмету исследования, подтверждение гипотезы исследования отображаемым в работе результатов педагогического эксперимента.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в определении современного состояния разработки проблемы исследования; выделении приоритетных научно-педагогических предпосылок для разработки содержания педагогических условий в процессе подготовки будущих учителей начальных классов; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций; представлении содержательной характеристики позитивного влияния результатов исследования на процесс развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования; разработке дидактических модулей содержания учебных дисциплин и учебных практик, нацеленных на развитие профессиональных компетенций бакалавров с учётом требований ФГОС ВО и учебного плана вуза; разработке содержания диагностического инструментария по исследованию уровней развития профессиональных компетенций (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4) бакалавров по направлению подготовки 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль «Психология и педагогика начального образования»; внедрении сформулированных в исследовании положений и рекомендаций в педагогическую практику.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего исследования. Его результаты докладывались на научной конференции в рамках «Студенческих дней науки - 2021 в ТГУ» с докладом на тему «К проблеме исследования профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования».
Положения, выносимые на защиту
1. Профессиональные компетенции бакалавров психолого-педагогического образования как интегративная профессионально-личностная характеристика отражает готовность продуктивно осуществлять педагогическую деятельность на основе аксиологических приоритетов: усвоенных профессиональных знаний, эмоционально-ценностного отношения к реализации трудовых функций и выраженной субъектной позиции саморазвития в профессии педагога.
Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
2. Структура профессиональной компетенции интегрирует мотивационно-ценностный, когнитивный и деятельностный компоненты и определяется на основе комплекса критериев и соответствующих им показателей: мотивационного - ценностного (направленность на достижения в педагогической деятельности; когнитивного (психолого-педагогические и методические знания; представления о себе как субъекте самосовершенствования); деятельностного (опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
3. Педагогические условия, выделенные в результате теоретического анализа и экспериментальной работы (овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений в форме электронного педагогического портфолио), выступают необходимым и достаточным регулятивном развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования.
4. Программно-методическое обеспечение развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования содействует продуктивной организации педагогической деятельности в рамках исследовательской проблематики.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа (магистерская диссертация) состоит из введения, основной части, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения. Основная часть состоит из двух глав: теоретической и опытно-экспериментальной. Заключение содержит характеристику исследовательского пути, выводы.
Проведенный в магистерской диссертации анализ проблемы развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования позволили сформулировать следующие выводы.
Актуальность развития профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования обусловлена переходом трансформации стандартов высшего образования и переход педагогического образования на стандарты третьего поколения, которые ориентированы на усиление практической составляющей в подготовке будущих педагогов.
Профессиональная компетенция бакалавров психолого-педагогического образования рассматривается в стандартах высшего образования как способность педагога на основе имеющихся теоретических знаний и опыта педагогической деятельности, а также личностных профессионально ориентированных ресурсов решать трудности и проблемные ситуации, которые связаны с организацией совместной и самостоятельной учебной деятельности младших школьников, направленной на достижение целей и задач реализуемой образовательной программы. Профессиональная компетенция учителя проявляется в способности организовать педагогический процесс в начальной школе с учетом образовательных потребностей каждого ученика, на основании данных диагностики развития личности и уровня освоения образовательных программ, а также с учетом профилактики и коррекции трудностей обучения и социализации младших школьников.
В ходе исследования было выявлено, что профессиональная компетенция представляет собой интегративное качество личности будущих педагогов начальных классов, совокупность психолого-педагогических знаний, способов осуществления педагогической деятельности в основе которых лежат технологические процессы организации обучения младших школьников, а также высокий уровень мотивации к профессиональному росту и саморазвитию.
Структура профессиональной компетенции бакалавров психолого-педагогического образования включает такие компоненты:
- мотивационно-потребностной (направленность на достижения в педагогической деятельности, самостоятельность приобретения знаний, опыта профессиональной деятельность в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и диагностики развития младших школьников, стремление к самоактуализации и саморазвитию)
- когнитивный (предполагает наличие знаний и представлений в области педагогики, психологии и методики организации образовательной и воспитательной деятельности в начальной школе, знание способов педагогической деятельности при организации обучения в условиях индивидуальной и групповой работы, осуществлении диагностики освоения программы обучения);
- деятельностный (успешно применяет образовательные, коррекционные диагностические технологии с учетом и особенностей развития учащихся, имеет опыт продуктивной педагогической деятельности; активность самообразования и самосовершенствования в педагогической профессии).
Опытно-экспериментальная работа на констатирующем этапе проведения педагогического эксперимента выявила низкий уровень развития профессиональной компетенции у 38,9% в ЭГ и у 33,3% в КГ. Недостаточность развития профессиональных компетенций проявилась в том, у бакалавров отсутствует мотивация повышения своей профессиональной грамотности и низкий уровень мотивации к самостоятельности приобретения знаний в области современных технологий и методик организаций обучения, проведения коррекционной работы и разработки плана диагностики развития младших школьников. Увеличение количества обучающихся с высоким уровнем развития профессиональных компетенций в ЭГ до 55,6% было связано с проведением формирующего этапа эксперимента и реализацией на практике педагогических условий: овладение положительной мотивацией к процессам саморазвития и самосовершенствования в педагогической деятельности; обеспечение взаимосвязи теоретической и практической подготовки будущих педагогов; изучение дисциплин профессиональной направленности на основе выполнения инвариантных, вариативных и адресных творческих заданий с учетом субъектного педагогического опыта обучающихся; организация учебной деятельности обучающихся на основе стимулирования профессионально-личностных достижений.
Реализация педагогических условий в процесс подготовки бакалавров психолого-педагогического образования позволяет достичь высоких показателей развития профессиональных компетенций бакалавров психолого-педагогического образования. Высокий уровень развития профессиональных компетенций учителя начальных классов проявляется в таких действиях как способность организовывать совместную и индивидуальную деятельность младших школьников с учетом требования ФГОС НОО и целей образовательной программы. Высокий уровень развития профессиональной компетенции позволяет учителю начальных классов методически грамотно осуществлять процедуру диагностики уровня освоения учениками образовательных программ начального образования, с учетом полученных данных вносит изменения в построение образовательной деятельности. С учетом данных диагностики выявляет трудности в адаптации к процессу учения на начальной ступени обучения младших школьников и создает комфортную образовательную среду по профилактике трудностей адаптации к школе, в том числе и по отношению к детям с особыми образовательными потребностями. Исследование подтвердило доказуемость гипотезы, что обусловлено верностью сформулированных в работе задач и достижением поставленной цели научного исследования.
1. Алексеева И.С. Профессиональное становление молодых специалистов в условиях сельских школ : дис. ... канд. пед наук. Якутск : Якутский гос. университет, 2006. 179 с.
2. Алексеева И.С. Теоретическая модель профессионального становления молодых специалистов в условиях сельской школы // Философия образования. Новосибирск, 2012. № 2. С. 57-59.
3. Андреев А.Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. №4. С.19-27.
4. Анисимов О.С. Акмеология и методология: Проблемы
психотехники и мыслетехники. М., 1998. 772с.
5. Анциферова Л.И. Психология формирования и развития личности. М., 1981. 197 с.
6. Артемьева Г.Н., Зыкова Н.А. Портфолио студента вуза по психолого-педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие. Нижневартовск: Изд-во НВГУ, 2016. 104 с.
7. Ахметжанова Г.В. Эмпирическое исследование уровня развития
педагогической функции будущего педагога// Вестник самарского
государственного технического университета. Серия: психолого-педагогические науки. №3 (23). Самара: Самарский государственный
технический университет, 2014. С.13-18.
8. Ахметжанова Г.В., Юрьев А.В. Роль педагогического
образования в инновационной образовательной среде вуза// Азимут научных исследований: педагогика и психология. Т3. № 3 (20). Тольятти: ТГУ,
2017.С. 30-32.
9. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 72 с.
10. Бежанова Н.Л. Критериальная структура готовности будущих
учителей начальных классов к педагогической деятельности в рамках требований WorldSkillsRussia // Концептуальные подходы к проектированию основных образовательных программ по педагогическому образованию: коллективная монография. Севастополь: «Издательство «Шико»
Севастополь», 2019. С. 31-43.
11. Бездухов В.П. Гуманистическая направленность учителя. Самара- СПб.: Изд-во СамГПУ, 1997. 171 с.
12. Безукладников К.Э. Определение понятия «профессиональная компетенция» // Проблемы романо-германской филологии, философии, педагогики и методики преподавания иностранных языков : сб. науч. тр. / науч. ред. Т. Н. Романова; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2009. С. 66-71.
13. Белкин E.JI., Корнев Л.П., Требулина Н.А. Педагогические основы организации самостоятельной работы студентов: учебное пособие. Орел: Изд. Орлов.фил. Моск. ин-та приборостроения, 1989. 65 с.
14. Белкин А.С., Нестеров В.В. Педагогическая компетентность. Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. 204 с.
15. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 192 с.
16. Бичева И.Б. Развитие профессиональной компетентности педагогических кадров дошкольных образовательных учреждений: дис. ...канд. пед. наук. Н. Новгород, 2003. 128 с.
17. Бодалев A.A. Об усилении воспитательного воздействия микросреды на личность. М., 1996. 143 с.
18. Большой энциклопедический словарь: энциклопедия / Ред.
А.М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская Энциклопедия; СПб: Норинт, 1997. 1456 с.
19. Болотов В.А., Костикова М.Н. Некоторые основания, определяющие требования к содержанию психолого-педагогической подготовки учителя // Многоуровневое высшее педагогическое образование: сб. науч. тр. Омск; Новосибирск, 1992. Вып. 2. С. 3-5.
20. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
21. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова,
В.П. Зинченко. М.: АСТ, САТ Москва, Прайм-Еврознак, 2009. 816 с.
22. Бурякова Т.С. Личностно-профессиональное развитие студента с разными типами стиля учебно-профессиональной деятельности // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. 2011. № 2(17). С. 96¬103.
23. Бурякова Т.С. Формирование стиля учебно-профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2012.
24. Варданян Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности с высшим образованием: дис. ... д-ра пед. наук. М., 1999. 353 с.
25. Ваулин С.Д., Волкова М.А., Щуров И.А. Педагогическое содействие студентам технических направлений университета в повышении успешности учебной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2019. Выпуск 11. № 1. С. 74-86.
26. Виноградова Н.И. Психологические закономерности становления профессионализма учителя начальной школы: дис. ... д-ра психол. наук. Санкт-Петербург, 2006. 439 с.
27. Гамаюнова, А. Н. Структура профессиональной компетентности бакалавра психолого-педагогического образования / А. Н. Гамаюнова // Гуманитарные науки и образование. 2010. №4. С.43-47.
28. Гатауллина Р.Ф. Формирование профессиональных компетенций будущего педагога посредством оптимального выбора формы обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 186— 190. URL: http://e-koncept.ru/2015/95322.htm.(дата обращения: 10.09.2020)
29. Георге И.В. Формирование профессиональных компетенций студентов образовательных организаций высшего образования на основе организации самостоятельной работы: монография. Тюмень: ТИУ, 2016. 143 с.
30. Гершунский Б.С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования // Педагогика. 2003. № 10. С. 97-105.
31. Головчин М.А., Соловьева Т.С. Социальное и профессиональное самочувствие учителей российских школ в период реформ и контрреформ // Идеи и идеалы. 2018. Т. 2. № 3 (37). С. 233-252.
32. Даутова О.Б., Христофоров С.В. Педагогическая компетентность учителя как результат самообразования // Инновации и образование, 2003. С. 304-309.
33. Дмитриева Н.Л. Формирование профессиональной
компетентности будущего учителя начальных классов сельской школы: На материале образовательной области «Математика»: дис. кандпед. наук. Великий Новгород, 2004. 177 с.
34. Ершова О.В., Муллина Э.Р. Формирование профессиональных компетенций студентов, обеспечивающих конкурентоспособность на рынке труда // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 9. С. 133-136.
35. Зазыкин В.Г., Чернышев А.П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993. 47 с.
36. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно¬целевая основа компетентностного подхода в образовании. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 20 с.
37. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5. С. 34 - 42.
38. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. 2005. № 11. С. 14¬20.
39. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования. М.: МПСИ, 2005. 216 с.
40. Золотова Т.В., Якунина И.Е. Совершенствование
профессионального мастерства учителя как основа повышения качества образования // Новости образования. 2014. № 1. С.14-16.
41. Иванова Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим // Эйдос: Интернет- журнал. 2007. URL: http://www.eidos.ru. (Дата обращения: 17.11. 2020).
42. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / под.ред. А.М. Арсеньева. М.: Педагогика, 1982. 704 с.
43. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989. 80 с.
44. Коваленко А.С. Формы участия работодателя в планировании, реализации и оценке образовательных программ ПО // Педагогика высшей школы. 2016. № 3. С. 60-63.
45. Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2003. № 3. С. 51-58.
46. Колесникова И.А., Титова Е.В. Педагогическая праксеология. М.: Академия, 2005. 256 с.
47. Концептуальные подходы к проектированию основных образовательных программ по педагогическому образованию: коллективная монография. Севастополь: «Издательство «Шико» Севастополь», 2019. 198 с.
48. Концепция модернизации Российского образования до 2010 года. М.: ЦГЛ, АПК и ППРО, 2004. 32 с.
49. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М.: Высшая школа, 1990. 119 с.
50. Лаврентьев Г.В., Лавреньева Н.Б. Инновационные обучающие
технологии в профессиональной подготовке специалистов. Барнаул: Изд-во Алтайского государственного университета. 2002. URL:
http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part1/literature.html. (дата обращения 09.09.2020)
51. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Инновационные технологии педагогического консалтинга в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Выпуск 13. № 2 (34). С. 182-188.
52. Лапина О.А., Воронова О.А. Опыт совершенствования профессионального мастерства учителя // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 3. № 1 (42). С 103-113.
53. Лукьянова М.И. Психолого-педагогическая компетентность
учителя // Педагогика. 2001. № 10. С. 56-61.
54. Мальцева Е.В. Развитие профессиональной компетентности учителей начальных классов в системе непрерывного педагогического образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. Йошкар-Ола, 2006. 24 с.
55. Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2011. № 1(103). С. 109-113.
56. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. № 2.
C. 1-18. URL: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2014_2_Margolis.pdf(Дата обращения: 12.10.2019 )
57. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Сов. педагогика. 1990. № 8. С.82-88.
58. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. 166 с.
59. Медяник Г.А. Формирование общепрофессиональных компетенций у бакалавров в период педагогической практики // Инновации. Наука. Образование. 2017. №3(6).
60. Митина Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности. М., 2002. 400 с.
61. Монахов В.М. Проектирование современной модели дистанционной формы обучения // Педагогика. 2004. № 6. С. 150-152.
62. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального
образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 304 с.
63. Мураталиева М.А. Формирование общепрофессиональных компетенций будущих учителей как педагогическая проблема // Бюллетень науки и практики. Том 5. №12. 2019. С 401-410.
64. Мушкина И.А. Педагогическая рефлексия как основа
совершенствования профессионального мастерств учителя
(организационно-педагогический аспект): дис. ... канд. пед. наук. М., 1999. 153 с.
65. Настройка образовательных структур в Европе. Вклад
университетов в Болонский процесс. URL:
ttps://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/82228236 (Дата обращения:
12.09.2020 )
66. Никитина Н.Н., Кислинская Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Теория и практика: учебное пособие. М.: Академия,2004.224 с.
67. Николаева М.В. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя начальных классов в системе высшего педагогического образования: монография. Волгоград: Перемена, 2006. 356 с.
68. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие. Орел: ООО «Горизонт», 2013. 330 с.
69. Образцов П.И., Смагина Т.И. Формирование компетенций выпускника вуза - бакалавра по направлению «Педагогическое
образование»// Педагогический опыт: теория, методика, практика.
Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"».
2014. №1. С.114-116.
70. Огарев Е.И. Непрерывное образование: основные понятия и термины (тезаурус). СПб.: ГНУ ИОВ РАО, 2005. 145 с.
71. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 26-е изд. М.: ОНИКС: ООО «Издательство «Мир и образование», 2009. 736 с.
72. Остапович О.В., Миллер В. В. Формирование
общепрофессиональных компетенций будущих педагогов посредством образовательных сервисов информационно телекоммуникационной сети Интернет // Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2016. Т. 16. С. 76-79.
73. Паршина Н.А. Структурно-функциональная модель
формирования технологической компетентности студентов педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Саранск: Мордовский государственный педагогический университет, 2020. 279 с.
74. Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16)). URL: https://base.garant.ru/72192486/ (Дата обращения: 17.10.2020)
75. Пискунова К.Е., Ерохина Л.Ю. Общепрофессиональные
компетенции сквозь призму профессионального стандарта // Мир науки. 2017. Т.5. № 4. URL: http://mir-nauki.com/PDF/37PDMN417.pdf(Дата
обращения: 14.04.2020)
76. Полиаспектная подготовка современного педагога: монография// под ред. Г.В. Ахметжанова. Тольятти: ТГУ, 2011. 173 с.
77. Предигер М.Л. Педагогическое содействие формированию мотивации профессионального саморазвития у студентов вуза //
Фундаментальные исследования. 2013. № 11-3. С. 574-577. URL:
http://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=33167 (Дата обращения:
20.09.2020 )
78. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. М.:
КОГИТО-ЦЕНТР, 2002. 126 с.
79. Розин В.М. Один из механизмов становления творчества и видения новой реальности // Современное образование. 2017. № 1. С. 161¬171.
80. Романова Г.А. Развитие профессиональной рефлексии учителя как основа повышения его педагогического мастерства: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 183 с.
81. Рудина Т.В. Дидактические принципы организации самостоятельной работы студентов // Вестник Орловского государственного университета. Серия «Новые гуманитарные исследования». 2011. №2 (16). С. 234-237.
82. Руденко И.В., Алиева Л.В., Ахметжанова Г.В., Лившиц Ю.А. Гуманитарное образование в постиндустриальную эпоху: опыт реализации компетентностного подхода в вузе // Образовательное пространство в информационную эпоху (EEIA -2017) : сборник научных трудов международной научно-практической конференции. М. Издательство: Институт стратегии развития образования Российской академии образования. 2017. С. 275-284.
83. Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности / И. С. Сергеев, В. И. Блинов. М.: АРКТИ, 2007. 222 с.
84. Селевко Г.К. Компетентности и их квалификации. М.: Народное образование, 2004. № 4. С. 138-143.
85. Сенашенко В.С., Кузнецова В.А., Кузнецов В.С. О компетенциях, квалификации и компетентностях // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 18-23.
86. Серганова З.З. Совершенствование профессионального
мастерства учителей общеобразовательных организаций: особенности
применения педагогических механизмов содействия // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2020. № 1 (42). С. 5-14.
87. Сергеев И.С., Блинов В.И. Как реализовать компетентностный подход на уроке и во внеурочной деятельности. М: АРКТИ, 2007. 222 с.
88. Сергиенко А.Ю. Проектирование профессионального роста учителя с использованием стажировочной площадки в системе образования Сингапура // Человек и образование. 2015. № 4 (45). С. 134 - 138.
89. Сериков В.В. Компетентностный подход к разработке содержания образования: от идеи к образовательной программе // Известия Волгоград. гос. пед. ун-та. 2003. № 1(02). С.7-13.
90. Сивицкая Л.А., Смышляева Л.Г., Смышляев А.В. Реализация компетентностного подхода в высшей школе: дефициты методической готовности преподавателей // Вестник Томского гос. пед. ун-та. 2010. Выпуск 12 (102). С. 52-55.
91. Симен-Северская О.В. Формирование педагогической компетентности специалиста социальной работы в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. пед. наук. Ставрополь, 2002. 190 с.
92. Сластенин В.А., Исаев Е.Н, Шиянов Е.Н. Педагогика: учеб. пособие для вузов / под ред. В. А. Сластенина. 2-е изд. М. : Академия, 2003. 466 с.
93. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224с.
94. Словарь иностранных слов современного русского языка / сост. Егорова Т.В. М.: Аделант, 2014. 800 с.
95. Смышляева Л.Г., Дроздецкая И.А., Грицкевич Н.К., Коллегов А.К. Модульная образовательная программа бакалаврской подготовки педагога в вузе: проектирование организационно-деятельностных механизмов // Научно-педагогическое обозрение (PedagogicalReview). 2018. Вып. 4 (22). С.133-142.
96. Совершенствование профессионального мастерства
современного педагога: актуальные проблемы и решения: монография / под ред. С.Д. Якушевой. Новосибирск: Изд. СибАК, 2014. 228 c.
97. Сыманюк Э.Э. Психологические барьеры профессионального развития личности: учеб.-метод. пособие / под ред. Э. Ф. Зеера. М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2005. 252 с.
98. Таринова Н.В. Формирование педагогической компетентности студентов-заочников средствами дистанционных форм обучения: автореф. дисс. канд. пед. наук. Казань, 2018. 23 с.
99. Татур Ю.Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5. С. 5-12.
100. Татьянина Т.В. Роль субъектного опыта в профессиональной компетентности будущего учителя // Известия Российского Государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №113. С. 62-69.
101. Тесленко В.И., Латынцев С.В. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание. Красноярск: Изд-во Красноярского гос. пед. ун-та, 2007. 118 с.
102. Технологии подготовки специалистов в системе
профессионального образования: монография / под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.
103. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935; Т. 2. М., 1938; Т. 3. М., 1939; Т. 4. М., 1940 (Переиздавался в 1947-1948 гг.); Репринтное издание. М., 2000.
104. Трофимова Г.С. Дидактические основы формирования коммуникативной компетентности обучаемых: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Санкт-Петербург, 2000. 46 с.
105. Фалалеева Ю.В. Формирование профессиональной
компетентности будущих специалистов по социальной работе с временными замещающими семьями: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2005. 155 с.
106. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - Бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 22.02.2018 года (зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 года, №50364). URL: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 19.10.2020)
107. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». С изменениями и дополнениями // Собрание законодательства РФ. 2012.
108. Холодная М.А. Интеллектуальная одаренность как развивающаяся интеллектуальная компетентность // Психология одаренности и творчества: монография / Под ред. проф. Л. И. Ларионовой, проф. А. И. Савенкова. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. С. 149-163.
109. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. 2003. №2. С. 58-64.
110. Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении: научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; издательство Института образования человека, 2013. 73 с.
111. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов. М.: Ин-т новых образовательных технологий, 2002. 330 с.
112. Хуторской А.В. Педагогика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. СПб.: Питер, 2019. 608 с.
113. Чошанов М.А. Теория и технология проблемно-модульного обучения в профессиональной школе: автореф. дис. д-ра пед. наук. Казань, 1996. 16 с.
114. Шадриков В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26-30.
115. Шадриков В.Д. Профессиональные способности: монография. М.: Университетская книга, 2010. 319 с.
116. Шадриков В.Д., Кузнецова М.Д. Квалификация педагогических кадров - условие получения качественного образования: Электронный ресурс.URLhttps://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/0wftktfyl0/direct/6 2770945.pdf (Дата обращения: 22.04.2021).
117. Шкатова Т.Г. Содержание профессиональной компетентности педагога // Ярославский педагогический вестник. 2010. №1. С. 100-103.
118. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: монография. М.: МОСУ, 2001. 272 с.
119. Юрова Н.В. Основные направления развития профессиональной компетентности // Инновационные образовательные технологии. 2010. № 2. С. 59-64.
120. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. 96 с.
121. Akinbode, A. Teaching as lived experience: The value of exploring
the hidden and emotional side of teaching through reflective narratives / A. Akinbode // Studying Teacher Education. 9(1). 2013. P. 62-73. URL:
http://dx.doi.org/10.1080/ 17425964.2013.771574. (21.11.2019).
122. Belz J.A., Thorne S.L. Computer-mediated Intercultural ForeignLanguage Education. Boston, MA: Heinle&Heinle, 2006.
123. Globalizaciyaobrazovaniya: kompetenciiisistemykreditov // Podred. Prof. RubinaYu.B. M.: OOO «Market DS Korporeishn», 2005. 490 s. [in russian].
124. Hoffmann T. The meanings of competency // Journal of European Industrial Trainig. 1999. Vol.23. №6. Р.275-285.
125. Humphreys P., Greenan K. and Mcilveen H. Developing Workbased Transferable Skills in a Universiti Environment // Journal of European Industrial Trainig. 1997. Vol.21. №2. Р.63-69.
126. HutmacherWaio. Key competencies for Europe // Report of the Symposium. Berne. Switzerland. 27-30 March, 1996. Council for Cultural.
127. Common European Framework of Reference for Language: Learning, Teaching, Assessment. Strasbourg, Council of Europe Publishing. 2002. 197 p.
128. Cooperation (CDCC) // Secondary Education for Europe Strasburg,
1997.
129. Mason S.A. Learning from Data: The Role of Professional Learning
Communities // ERIC. 2003. 29 p. URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED476852.pdf (Дата обращения: )
130. McClelland D.C. Testing for competence rather than for intelligence // American Psycholgist. 1973. № 28. P.1-14.
131. White R.W. Motivation reconsidered: The concept of competence // Psychological review. 1959. №66. Р. 26-31.