Введение 3
Глава 1. Проблема профессиональной мотивации педагогов в психологической литературе 9
1.1 Психологические аспекты проблемы мотивации 9
1.2 Основные теоретические и эмпирические подходы к изучению профессиональной мотивации 17
1.3 Проблема мотивации педагогической деятельности 22
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Синдром эмоционального выгорания как проблема психологического исследования 29
2.1 Обзор основных концепций эмоционального выгорания в зарубежной психологической литературе 29
2.2 Обзор основных концепций эмоционального выгорания в отечественной психологической литературе 36
2.3 Факторы профилактики синдрома эмоционального выгорания 47
Выводы по второй главе 54
Глава 3. Эмпирическое исследование взаимосвязи профессиональной мотивации и эмоционального выгорания педагогов 56
3.1 Организация и методы исследования взаимосвязи профессиональной мотивации и эмоционального выгорания у педагогов 56
3.2 Результаты исследования профессиональной мотивации и эмоционального выгорания педагогов 58
3.3 Результаты и анализ корреляционного исследования профессиональной мотивации и эмоционального выгорания у педагогов 70
3.4 Рекомендации по профилактике и коррекции эмоционального выгорания педагогов 76
Выводы по третьей главе 78
Заключение 81
Список используемой литературы 84
Актуальность исследования. Синдром эмоционального выгорания на сегодняшний день продолжает оставаться одной из наиболее актуальных тем в современной психологической науке, что ярко показывают современные социально-экономические реалии общества. Острота этой темы обусловлена, в первую очередь, резко негативными последствиями в социально-психологической сфере личностной целостности, профессионального становления, межличностных отношениях с окружающими (близкие, коллеги), а также в работе. Синдром эмоционального выгорания неизбежно влечет за собой чувство личностной несостоятельности, безразличное отношение к профессиональной сфере, утрату или искажение жизненных установок (ориентиров), сокращение внутреннего ресурса, проявление психосоматических заболеваний и многое другое.
Явление профессионального выгорания не теряет актуальности в наше время, хотя изучается еще с 60-х годов XX века. Изучением этого вопроса в разное время занимались В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А.А. Рукавишников, Т.И. Рогинская, В.Е. Орел и множество других исследователей. Из зарубежных исследователей феномена выгорания можно выделить работы К. Маслач, П. Брилл, Э. Аронсон, С. Джексон, А. Пинс и другие.
В работах отечественных исследователей эмоциональное выгорание личности рассматривается в контексте определения сущности явления, описания его структуры и причин возникновения, а также проявлений и развития синдромов. Здесь наиболее значимыми являются работы М.В. Борисовой, В.Е. Орела и Т.В. Форманюк. Начиная с 90-х годов прошлого века, выгорание рассматривается в профессиональных сферах деятельности человека и первые исследования в этой области проводятся на педагогических работниках. В дальнейшем изучение проводилось и в других сферах деятельности: у работников медицинских учреждений, психологов и др.
На основе этих исследований были выделены стрессогенные факторы социальных профессий, которые становились причиной появления и развития синдрома эмоционального выгорания у специалистов. В качестве стрессогенной, в первую очередь, рассматривается педагогическая деятельность, которая изучается с позиций возможных причин синдрома выгорания (исследованиями в этом направлении занимались М.М. Рубинштейн, В.Е. Орел, Т.Ю. Овсянникова, Е.Ю. Компан, Н.В. Костина и др.). Интерес исследователей в данной области обусловлен повышенными требованиями общества к профессиональным навыкам специалистов сферы образования, увеличением суточной учебной нагрузки и интенсивности труда. Нередкими становятся и психоэмоциональные перегрузки преподавателя, а также огромное количество межличностных контактов, следствием которых становятся возросшие нагрузки на зрительный, слуховой и голосовой аппараты. Все это напрямую ведет к формированию у личности синдрома выгорания.
В современном мире активно модернизируется система образования, повышаются требования к педагогу: компетентность уровня знаний, педагогическое мастерство, заинтересованность и профессиональная мотивированность, освоение новых граней своей профессии и самореализация. Эти обстоятельства, как нам кажется, могут играть важную роль в предупреждении синдрома профессионального выгорания.
Цель исследования: установить особенности взаимосвязи между профессиональной мотивацией и эмоциональным выгоранием педагогов.
Объект исследования: профессиональная мотивация; эмоциональное выгорание личности.
Предмет исследования: взаимосвязь профессиональной мотивации и эмоционального выгорания у педагогов.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профессиональная мотивация является одним из факторов профилактики эмоционального выгорания педагогов, то есть существует взаимосвязь между названными параметрами. Причем, чем в большей степени у личности выражена внутренняя мотивация, тем в меньшей степени она подвержена формированию симптомов эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Проанализировать психологическую литературу по проблемам профессиональной мотивации и эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе;
2. Изучить особенности профессиональной мотивации педагогов, а также особенности их эмоционального выгорания;
3. Выявить взаимосвязь между профессиональной мотивацией и эмоциональным выгоранием у педагогов;
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы и методики исследования.
1. Теоретические методы (анализ и обобщение литературных источников по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы (Психодиагностические опросники: 1) методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно - потребностной сфере О. Ф. Потемкиной; 2) мотивация успеха и боязнь неудачи А.А. Реана; 3) методика «Мотивы выбора профессии» Р.В. Овчаровой; 4) методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко.
3. Методы количественной, качественной и математико-статистической обработки данных (описательная статистика, корреляционный анализ), интерпретация результатов исследования.
Эмпирической базой исследования является МБУ «Школа № 56», МБУ «Школа № 41», МБУ «Школа № 88» г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие педагоги в количестве 82 человек в возрасте от 24 до 65 лет (62 женщины, 20 мужчин).
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические положения и ключевые принципы, сформулированные ведущими отечественными и зарубежными психологами, а именно:
• деятельностный подход, разрабатываемый Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном и позволяющий утверждать, что профессиональная мотивация не только обеспечивает эффективность выполняемой деятельности, но и сама оптимально выражается в деятельности, поведении и общении, во взаимоотношениях с другими;
• принцип детерминизма, предложенный С.Л. Рубинштейном, согласно которому особенности проявления профессиональной мотивации закономерно зависят от порождающих её внешних и внутренних факторов;
• гуманистические принципы детерминированности развития личности социальными условиями и содержанием её жизнедеятельности (Дж. Бьюдженталь, А. Маслоу, Р. Мэй, К. Роджерс);
• теоретические и практические исследования проблемы профессиональной мотивации (Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович, и др.), также труды отечественных и зарубежных исследователей по проблеме эмоционального выгорания личности: (Н.Е. Водопьянова, К. Маслач, В.Е. Орел, Т.И. Рогинская, В.В. Бойко, и др).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечены использованием современной методологии научного познания; последовательной реализацией исходных теоретических положений и терминологического аппарата исследования, основанного на фундаментальных отечественных и зарубежных исследованиях в области философии, педагогики и психологии; использованием методов исследования, адекватных его задачам; репрезентативность выборки; применением методов математической статистики; всесторонней проверкой достоверности полученных результатов при их обсуждении на конференциях различного уровня.
Новизна исследования состоит в том, что проблема эмоционального выгорания педагогов и особенности их профессиональной мотивации как фактора преодоления синдрома эмоционального выгорания являются слабо изученными в психологии. В исследовательской работе была поставлена и реализована задача теоретического и эмпирического обоснования профессиональной мотивации как фактора профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме мотивации личности, по проблеме эмоционального выгорания педагогов и могут составлять теоретико-методологическую основу дальнейших исследований в области психологии здоровья, организационной психологии и педагогической психологии.
Практическая значимость диссертационной работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы в сфере профилактики эмоционального выгорания педагогов на разных этапах профессионального становления.
Профессия учителя имеет свою специфику и своеобразные особенности, например, такие как повышенная ответственности при общении и взаимодействии с несовершеннолетними, высокая и, зачастую, необоснованная требовательность к педагогу со стороны родителей, необходимость быстро адаптироваться к нововведениям в системе образования как на уровне образовательного учреждения, так и на уровне государства, большие объемы работы с документами. Все это происходит также на фоне необходимости непрерывного саморазвития, самосовершенствования личностного и профессионального. В связи с этим, анализ данной проблемы в рамках представленной диссертации, а также результаты эмпирического исследования могут быть использованы в области организационной психологии при разработке и реализации профилактических мероприятий для педагогов.
Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования подготовки психологов и педагогов-психологов, работающих в области психологического консультирования и при разработке коррекционно-развивающих программ профилактики эмоционального выгорания педагогов.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором в тезисах международных конференций в 2017, 2018 г.г.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованных источников. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
В современных социально-экономических условиях проблема синдрома эмоционального выгорания остается одной из наиболее актуальных отраслей психологии. В первую очередь, это обусловлено ярко выраженными отрицательными последствиями, в частности, в переживании профессионалом чувства собственной несостоятельности, безразличии к профессиональной деятельности, утрате прежде значимых жизненных ценностей, снижении внутриличностных ресурсов специалиста, развитии психосоматических заболеваний и многие другие симптомы, которые являются следствием развития синдрома эмоционального выгорания.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме синдрома эмоционального выгорания были проанализированы труды Х.Дж. Фрейденбергер, К. Маслач, Г. Селье, С. Джексон, Дж. Гринберг, М.М. Рубинштейн, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орёл, А.А. Рукавишников5 Т.В. Форманюк, В.В.Бойко и др. Также были изучены труды, посвященные проблеме профессиональной мотивации: Л.С. Выготский, Д.Н. Узнадзе, Л.И. Божович.
Активно модернизирующаяся на современном этапе система образования требует от учителей не только компетентность в своей области знаний и педагогическое мастерство, но и быть заинтересованным и профессионально замотивированным, включаться, осваивать и реализовываться в новых условиях трудовой деятельности. Данное обстоятельство, на наш взгляд, может служить психологическим условием предупреждения возникновения синдрома эмоционального выгорания педагогов.
В результате исследования особенностей взаимосвязи между профессиональной мотивацией и синдромом эмоционального выгорания педагогов было определено:
1. У большинства педагогов высшей школы, а это 46% от общего числа выборки, фаза резистентности синдрома эмоционального выгорания сформирована. Это дает основание утверждать, что развиты механизмы сопротивления и психологических защит. У 18% испытуемых была выявлена сформированность фазы напряжения. Это говорит о том, что психоэмоциональное состояние педагогов высшей школы находится в тревожной стадии, которое обусловлено усилением психотравмирующих факторов или их изматывающим постоянством. Фаза истощения сформирована у 21% испытуемых, ее характеризует снижение эмоционального тонуса, оскуднение психических ресурсов. Фаза напряжения не сформирована у 50% респондентов, это 20 человек из общего числа выборки. А также у 43% педагогов не сформирована фаза истощения.
2. Социально-психологические установки в мотивационно- потребностной сфере у педагогов характеризуется выраженным альтруизмом, а также ориентацией в своей деятельности преимущественно на процесс, чем на её результат. Также, педагогам не свойственно руководствоваться эгоистическими мотивами, в общении с учащимися, коллегами ими движет желание оказать помощь, научить, подсказать, наставить, напутствовать, зачастую забывая своих материальных или временных возможностях и интересах.
3. Мотивационный полюс педагогов характеризуется отсутствием ярко выраженной направленности на успех или боязнь неудачи, однако присутствует тенденция на неудачу, то есть активность педагогов зачастую связана с потребностью избежать срыва, порицания, наказания, неудачи.
4. При выборе профессии учителя преимущественно руководствуются внутренними социально значимыми мотивами, а также внутренними индивидуально значимыми мотивами.
5. Результаты корреляционного анализа свидетельствуют о том, что существуют достоверные прямые и обратные взаимосвязи между выраженностью синдрома эмоционального выгорания и мотивационно- потребностной сферой в профессиональной деятельности педагогов. Так, установка личности педагога, в первую очередь, на эгоизм, деньги способствуют формированию и развитию синдрома эмоционального выгорания, его фаз и симптомов. Также, внешняя мотивация выбора и, в последующем, реализации педагогической деятельности способствует тому, что у учителя формируются симптомы эмоционального выгорания. Чем выше у учителя мотивация достижения, тем в меньшей степени формируются симптомы эмоционального выгорания.
1. Абабков, В. А., Перре, М. Адаптация к стрессу [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Питер, 2004.
2. Абрамова, Г. С. Нравственный аспект мотивации учебной деятельности подростков [Текст] / Г.С. Абрамова // Вопросы психологии. - 1995 .- №6. - С. 38-45.
3. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 301 с.
4. Абульханова-Славская, К. А. Личность в процессе деятельности [Текст] / К.А. Абульханова-Славская // Психология личности / Хрестоматия. - Самара: Изд. Дом "Бахрах", 1999. - С. 240.
5. Айламадян, А. М. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение [Текст] / А.М. Айламдян // Вопросы психологии. - 2007. - № 4.
6. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей [Текст] / Н.А. Аминов. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1997. - С. 206.
7. Антоненко, М. И. Проблема феномена «выгорания» у консультантов и волонтеров в работе телефона доверия [Текст] / М.И. Антоненко. - Казань, 2001. - 65 с.
8. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности [Текст] / С.П. Безносов. - СПб.: Речь, 2004. - 271 с.
9. Бжалова, И. Г. Установка и поведение [Текст] / И.Г. Бжалова - М., 2003. - 347 с.
10. Бодров, В. А. Психология профессиональной пригодности [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.
11. Бодров, В. А. Профессиональная пригодность и личность профессионала [Текст] / В.А. Бодров // В кн.: Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2003.
12. Бойко, В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении [Текст] / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 1999. - 105 с.
13. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Наука, 1996. - 154 с.
14. Бохан, Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость: опыт культурно-исторического исследования [Текст] / Т.Г. Бохан. - Томск: Иван Федоров, 2008. - 267 с.
15. Бурлачук, Л. Ф., Морозов, С. М. Словарь - справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб.: Питер, 2002. - 528 с.
...