Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Феномен эмоционального выгорания (Московский государственный психолого-педагогический университет)

Работа №91090

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы34
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
96
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Работа носит методический характер.

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФЕНОМЕН ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ 5
1.1 Понятие синдрома эмоционального выгорания и подходы к его изучению 5
1.2 Факторы формирования синдрома эмоционального выгорания 12
2. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ 20
2.1 История изучения и актуальные представления о профессиональном утомлении 20
2.2 Взаимосвязь профессионального утомления с феноменом эмоционального выгорания 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33


Актуальность проблемы. На современном этапе развития российского общества в условиях социально-экономической нестабильности, конкуренции на рынке труда, социальных стрессов, растут требования, предъявляемые к профессионализму личности. Однако, далеко не каждый может адаптироваться, эффективно осуществлять свою профессиональную деятельность и социальную роль, а потому возрастает вероятность развития неблагоприятных психических состояний.
В связи с этим, одной из приоритетных задач психологии развития, медицинской психологии, психологии труда является исследование специфических социально-психологических явлений, к числу которых относится и «эмоциональное выгорание» среди профессионалов разных областей труда, разработка программ по их предупреждению и коррекции.
Современные психологические исследования, касающиеся работников социальных профессий (врачи, психологи, педагоги, руководители разных рангов, работники сферы обслуживания, юристы, военные и др.), показывают подверженность их профессиональным деформациям (А.В. Буданов, Б.Д. Новиков, А.А. Реан, А.Р. Фонарев, А.К. Маркова, С.П. Безносов, Е.Т. Лунина, Ю.А. Юдчиц, С.Е. Борисова, Е.Д. Юрченко). Одним из частых негативных проявлений у представителей названных профессий является феномен «эмоционального выгорания» или, в другой редакции, синдром эмоционального выгорания. Данный синдром возникает в ситуациях интенсивного профессионального общения под влиянием множества внешних и внутренних факторов и проявляется как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнёрами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потеря ощущения ценности жизни, утрата веры в собственные силы и др.
Профессиональное утомление – это утомление, вызванное продолжительной или интенсивной мобилизацией рабочих ресурсов человека, которое приводит к снижению работоспособности и выражается в снижении количественных и качественных показателей и в ухудшении координации рабочих функций (Бодров; Сорокин).
В связи с тем, что профессиональное утомление является одним из факторов профессиональной среды, изучение его влияние на генез синдрома эмоционального выгорания представляется актуальной проблемой.
Цель исследования: изучение взаимосвязи эмоционального выгорания и профессионального утомления.
Объект исследования – феномен эмоционального выгорания.
Предмет исследования – взаимосвязь эмоционального выгорания и профессионального утомления.
Гипотеза исследования: существует взаимосвязь эмоционального выгорания и профессионального утомления.
Задачи:
1. Проанализировать научную литературу, посвященную проблеме эмоционального выгорания.
2. Систематизировать актуальные подходы к изучению эмоционального выгорания, привести классификации и структурировать современные представления о феномене;
3. Проанализировать профессиональное утомление как фактор профессиональной среды.
4. Теоретически обосновать взаимосвязь профессионального утомления и эмоционального выгорания.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический обзор и анализ источников позволил раскрыть актуальность проблемы взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и профессионального утомления. Синдром эмоционального выгорания является достаточно опасным явлением в профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание – это синдром эмоционального, умственного и физического истощения из-за длительной эмоциональной нагрузки. Его негативными проявлениями являются депрессивные состояния, чувство усталости, опустошенность, отрицательная профессиональная установка, нежелание предполагать положительные результаты в своей жизни и профессии. К основным группам факторов, способствующих формированию синдрома эмоционального выгорания, у работников относят: индивидуальные факторы (социально-демографические характеристики, возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы); личностные факторы (выносливость, локус контроля, стиль сопротивления, самооценка, тревожность, экстраверсия, профессиональная мотивация, ценностные ориентации, уровень притязаний, когнитивные процессы, способности и интеллект); организационные факторы (условия работы, рабочая перегрузка, дефицит времени, продолжительность рабочего дня, содержание труда, количество клиентов, острота проблем клиентов, глубина контакта с клиентом, участие в принятии решений, самостоятельность в своей работе, обратная связь); социально-психологические (ролевой конфликт и ролевая амбивалентность, социальная поддержка, обратная связь).
Чрезмерные физические и нервно-психические перегрузки приводят к развитию усталости и переутомления. Работник нарушает требования технологических инструкций, допускает ошибки и несогласованности в работе, у него снижается чувство опасности, приводящие к несчастным случаям.
Усталость – это совокупность временных изменений в физиологическом и психологическом состоянии человека, которые появляются вследствие напряженного или длительного труда и приводят к ухудшению его количественных и качественных показателей, несчастных случаев. Усталость бывает общей, локальной, умственной, зрительной, мышечной и т.д. Поскольку организм – единое целое, то граница между этими видами усталости условна и нечетка. Ход роста утомления и его конечная величина зависят от личных особенностей работающего, трудового режима, условий производственной среды и т.д.
В зависимости от характера исходного функционального состояния работника усталость может достигать разной глубины, переходить в хроническую усталость или переутомление. Переутомление – это совокупность устойчивых неблагоприятных для здоровья работников функциональных сдвигов в организме, возникающих вследствие накопления усталости



1. Белозерова, Л. А. «Эмоциональное выгорание» как форма профессиональной деформации личности специалистов социономических профессий / Л. А. Белозерова, Н. Н. Сафукова // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – Серия: Педагогика, психология. – 2014. – № 2. – С. 25–27.
2. Бодров, В. А. Профессиональное утомление. Фундаментальные и прикладные проблемы / В. А. Бодров. – Москва : Институт психологии РАН, 2009. – 560 с.
3. Боженков Ю. Г. Хроническая усталость / Ю. Г. Боженков, В. В. Кульбачинский. – М.: Эталон, 2006. – 37 с
4. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В.В. Бойко. - СПб.: Питер, 2009. – 105 с.
5. Болучевская, В. В. Исследование эмоционального выгорания у студентов психологического факультета / В. В. Болучевская, М. А. Среда, А. А Маркова // Форум. Серия: Гуманитарные и экономические науки. – 2018. – № 3 (15). – С. 156–158.
6. Борисова М. В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания / М. В. Борисова // Вопросы психологии. – 2015. – № 2. – С. 96–103.
7. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практ. пособие. / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – 3-е изд. испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2017. – 343 с.
8. Волкова, Н. В. Эмоциональное выгорание: симптоматика, группы риска и стадии процесса / Н. В. Волкова, Д. Р. Долгих // Проблемы теории и практики управления развитием социально- экономических систем: 84 Сборник материалов XIV Всероссийской научно-практической конференции. – Махачкала: ДГТУ, 2017. – С. 103–107.
9. Гецко Ю. Синдром хронической усталости / Ю. Гецко // TERRACENEALOGICA. – 2005. – № 5. – С. 20–45.
10. Гнедова, С.Б. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» у специалистов коррекционно-развивающего обучения // Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Под ред. В.В. Лукьянова, С.А. Подсадного. – Курск: КГУ, 2007. – С. 35-38.
11. Гольцева Т.П. Особенности профессиональной деятельности сотрудников полиции, влияющие на возникновение негативных психических состояний. Вестник Томского государственного педагогического университета/Tomsk State Pedagogical University Bulletin. – 2012. – № 6. – С. 226-232.
12. Емельяненкова А. В. Особенности синдрома «эмоционального выгорания» личности специалистов различных профессий системы «человек-человек» / А. В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова // – М., 2014. – С. 106–110.
13. Комаревцева, И.В. Динамика устойчивости к синдрому эмоционального выгорания у педагогов системы специального образования в процессе профилактической работы / И.В. Комаревцева // Российский психологический журнал. – 2014. – Т. 11. – № 2. – С. 51–60.
14. Корнилова, Т.В. Экспериментальная психология: Учебник для бакалавров / Т.В. Корнилова. - Люберцы: Юрайт, 2016. – 639 c.
15. Корытова, Г.С. Эмоциональное выгорание как проявление защитного поведения в профессиональной деятельности // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 4. – С.29-32.
16. Новик А. А. Синдром хронической усталости / А. А. Новик, Н. Х. Дулатова, В. Н. Цыган, К. Д. Жоголев // Проблемы реабилитации. – 2000. – № 1. – С. 118–125.
17. Окнин В. Ю. Проблема утомления, стресса и хронической усталости / В. Ю. Окнин // Русский медицинский журнал. – 2004. – Т. 12. – № 5 (205). – С. 276–279.
18. Пономарева Г.А. Синдром «эмоционального выгорания» у педагогов, работающих с особыми детьми» и способы его профилактики в условиях образовательного учреждений / Г.А. Пономарева // Специальная психология. – 2006. – № 1 (7). – С. 48–57
19. Рябова Т. В. Феномен эмоционального выгорания / Т. В. Рябова // Экология и жизнь. – 2015. – № 10 (83). – С. 78-81.
20. Серван-Шрейбер Д. Антистресс: как победить стресс, тревогу и депрессию без лекарств и психоанализа / Д. Серван-Шрейбер. – М.: Рипол классик, 2012. – 352 с.
21. Скоблик О.Н. Профессиональный стресс и эмоциональное выгорание: методологический анализ проблемы // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: гуманитарные науки. – 2017. – № 9. – С. 77-80.
22. Сохер Р. Человек уставший: как победить хроническую усталость и вернуть себе силы, энергию и радость жизни / Р. Сохер. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 280 с
23. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2014. – 256 с.
24. Шевченко Е. Усталость … от головы / Е. Шевченко, Н. Василевская // Psychologies. – 2009. – № 4. – С. 15–17.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ