Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №110591

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
140
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1 Проблема гражданско-патриотического воспитания в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения 11
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников на уроках литературного чтения 19
2.1 Выявление уровня воспитанности гражданско-патриотических качеств у младших школьников 19
2.2 Разработка и внедрение комплекса уроков литературного чтения, направленного на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников 30
2.3 Анализ результатов экспериментальной работы по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников 35
Вывод по второй главе 41
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложение 47

Уровень гражданско-патриотического воспитания граждан имеет большое влияние на развитие страны, общество по-прежнему заинтересовано в воспитании патриотов, которых заботит судьба Родины. Это хорошо прослеживается в таких нормативных документах как образовательный стандарт [27] и концепция духовно-нравственного развития [9], где говорится об актуальности и необходимости гражданско-патриотического воспитания. В связи с этим становится очевидной необходимость такого воспитания в современной школе. Выдающиеся педагоги и умы прошлого (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Н. К. Крупская) разрабатывали проблему патриотического воспитания, оставив бесценное наследие, но ситуация в стране уже изменилась, и теперь требует новых решений в условиях современного образовательного стандарта и социально-политической обстановки в стране.
Художественная детская литература, отобранная временем, обладает большим потенциалом по воспитанию гражданско-патриотических чувств младших школьников, но и она требует новых методик преподавания и подачи материала, так как прогресс постепенно вытесняет книги из поля увлечений детей.
Таким образом, мы видим, что существует противоречие: общество выражает потребность в гражданско-патриотическом воспитании, но имеются трудности в его реализации.
Проблема исследования: каковы педагогические условия гражданско- патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения?
Цель исследования: выявить и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий гражданско-патриотического воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Объект: процесс воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет: педагогические условия гражданско-патриотического воспитания младшего школьника на уроках литературного чтения.
Гипотеза: гражданско-патриотическое воспитание младших школьников будет более эффективным, если создать благоприятные педагогические условия, такие как:
1. Отбор содержания литературного чтения, обладающего потенциалом для гражданско-патриотического воспитания, с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
2. Подбор методов, обеспечивающих формирование гражданско- патриотических качеств.
3. Подбор методов гражданско-патриотического воспитания на уроках литературного чтения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
4. Интеграция традиционных и современных методов обучения для обеспечения эффективного усвоения актуальных знаний.
5. Организация деятельности учащихся так, чтобы их участие в процессе обучения характеризовалось активностью и творчеством.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по гражданско- патриотическому воспитанию младших школьников.
2. Выявить педагогические условия, способные повысить эффективность гражданско-патриотического воспитания на уроках литературного чтения.
3. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня гражданско- патриотического воспитания группы младших школьников.
4. Разработать и внедрить комплекс уроков по литературному чтению, направленный на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Новизна исследования заключается в том, что разработанный комплекс уроков литературного чтения, направленный на гражданско-патриотическое воспитание, может применяться педагогами начальных классов в современной школе.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), беседа, анкетирование.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Подводя выводы, можно с уверенностью сказать, что младший школьный возраст подходит для гражданско-патриотического воспитания. Анализ психолого­педагогической литературы позволил выделить особенности этого возрастного периода, обеспечивающие восприимчивость к гражданско-патриотическому воспитанию. Было выяснено, что особой эффективностью на уроках литературы отличаются ИКТ и игровые технологии, помогающие разнообразить учебный процесс и поднять его на более высокий качественный уровень. Был проведен анализ психолого-педагогической литературы и в соответствии с ним определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность гражданско- патриотического воспитания на уроках литературного чтения.
На базе МБУ «Лицей №37» была проведена экспериментальная работа. В качестве диагностических методов были использованы следующие методики: методика «Цветик-семицветик», направленная на выявление нравственной направленности личности; метод незаконченных предложений «Родина, большая и малая», направленная на диагностику когнитивного компонента; метод незаконченных предложений «Я — гражданин», направленный на диагностику деятельностного компонента. Констатирующий этап эксперимента показал превалирование среднего уровня воспитанности гражданско-патриотических качеств с уклоном в высокий уровень. Менее развитым оказался когнитивный компонент. Для формирующего этапа был выбран класс с более низкими показателями.
Основываясь на результатах исследования, был разработан комплекс уроков литературного чтения, направленный на гражданско-патриотическое воспитание младших школьников. Все уроки соответствовали ФГОС и соблюдали определенные нами педагогические условия. В основу комплекса уроков легла программа «Школа России» и учебник литературного чтения за авторством Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и М. В. Головановой.
Контрольный этап эксперимента показал результативность разработанного комплекса уроков и примененных педагогических приемов: процент учеников с высоким уровнем гражданско-патриотической воспитанности в экспериментальной группе увеличился на 12% против 4% в контрольной группе. Процент показателей среднего уровня в контрольной группе остался тем же, а в экспериментальной группе уменьшился на 4%, что обусловлено переходом детей на более высокий уровень воспитанности. На 8% уменьшилось количество детей с низким уровнем гражданско-патриотической воспитанности против 4% в контрольной группе.


1. Авилова Ж. Н. История патриотического воспитания в России // Социокультурные процессы в условиях глобализации: вызовы современности. 2017. С. 148-15.
2. Адаменко С. Н. Воспитываем патриотов России // Народное образование. 2005. №4. С. 21-24.
3. Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Казань. 1996. 568 с.
4. Ахмедьянова А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно-нравственного воспитания школьников // Стандарты и мониторинг в образовании. 2010. №3. С. 38-42.
5. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. М.: АН СССР. 1954. 676 с.
6. Вакурова Т. Н. Сущность понятия гражданственность в научной психолого-педагогической литературе // Известия ВГПУ. 2009. №4. С. 134-137.
7. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М.: Эксмо. 2003. 496 с.
8. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. М.: Просвещение. 2009. 23 с.
9. Дзиоева Д. Ф. Особенности воспитания гражданственности как феномена // Современный ученый. 2017. №2. С.115-117.
10. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика. 1986. 348 с.
11. Доржиева Л. Б. Формирование гражданственности школьников в процессе деятельности детской прессы. Улан-Удэ. 2006. 24 с.
12. Заступова И. В. Формирование гражданственности школьников в деятельности классного руководителя. Самара. 2007. 194 с.
13. Исаев И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Академия. 2002. 206 с.
14. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Академия. 1985. 430 с.
15. Крупская Н. К. Дети — наше будущее. М.: Просвещение. 1985. 302 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ