Аннотация 2
Введение 4
1 Теоретические аспекты разработки проекта по организации образовательной среды в международном детском лагере 8
1.1 Образовательная среда как научное понятие 8
1.2 Особенности образовательной среды в условиях международного детского лагеря 15
2 Основное содержание проекта 26
2.1 Модель проекта и описание её структурных компонентов 26
2.2 Структура и содержание общеразвивающих программ 33
2.3 Технологическое обеспечение проекта 43
2.4 Пространственно-символический компонент 52
Заключение 56
Список используемой литературы 59
Приложение А Навигатор возможностей 62
Приложение Б Входная анкета участников смены 64
Приложение В Итоговая анкета участников смены 66
Приложение Г Логотип международного детского лагеря «Атмосфера» 68
Приложение Д Легенда международного детского лагеря «Атмосфера вокруг нас» 69
Приложение Е Архитектурный план международного детского лагеря «Атмосфера» на берегу Волги 70
Образовательные практики, отвечающие на социальные запросы современности, постепенно превращаются в пространство свободы, позволяющее человеку XXI века выбирать, чему и как учиться в соответствии со своими желаниями и интересами. В этом смысле образовательно-воспитательная среда современного детского лагеря является уникальным педагогическим и социокультурным средством.
В последние пять лет органами государственной власти в нашей стране был предпринят целый ряд мер, направленных на нормативное регулирование деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления, а также образовательной деятельности. В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 15, п. 2), проявившиеся разнообразные формы дополнительных образовательных услуг в сфере летнего детского отдыха, детские центры, базы, летние дома, и летние школы, надлежит организовывать на базе, основанной исключительно на оздоровительно - образовательной деятельности.
Вектор государственной политики при поддержке разнообразия услуг, которые предоставляют организации отдыха и оздоровления детей в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации (2018г.) «Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления» (уход за детьми, организация путешествий, туров, посещения музеев, исторических или культурных учреждений, театральных, музыкальных или спортивных мероприятий, дополнительное образование детей, медицинские и санаторно - курортные услуги и др.) направлен в сторону усиления образовательной составляющей, повышению уровня образовательной среды.
В рамках проводимой государственной политики в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, «Концепцией развития дополнительного образования детей», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р, «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996 - р, Федерального государственного образовательного стандарта общего образования поколения второго типа (далее — ФГОС), крупные детские центры федерального подчинения: МДЦ «Артек», ВДЦ «Орлёнок», ВДЦ «Океан», ВДЦ «Смена» - имеют статус образовательных организаций и реализуют образовательные программы, фактически являясь экспериментальными площадками по переформатированию практик работы с детьми в особом образовательном контексте [19].
На данный момент расширяется деятельность региональных круглогодичных детских лагерей, которые образовательную деятельность должны осуществлять с учетом образовательных потребностей школьников и их родителей. В процессе изучения научных исследований И.П. Иванова, А.В. Джеуса, Р.А. Литвак, И.А. Панченко, Л.Г. Байбородовой было выявлено, что понятие детский лагерь рассматривается, как «детское оздоровительно-образовательное учреждение».
В связи с этим следует отметить противоречия, сложившиеся к настоящему времени:
• между запросами и интересами современных детей и их родителей в получении образовательных услуг в условиях детского лагеря и недостаточным использованием потенциала образовательной среды детского лагеря;
• между воспитательными возможностями детского лагеря как педагогической системы, с одной стороны, и медленным обновлением форм и методов работы, отвечающим вызовам времени, с другой.
Сегодня система детского лагеря, вступила в новый этап - инновационный. Её доминантой является поиск новых форм воспитательной деятельности. В этой связи требуется переосмысление роли лагеря как образовательной среды, в которой продолжается процесс развития способностей современных детей и их познавательных и образовательных интересов.
Цель исследования: обосновать и разработать проект международного детского лагеря как образовательной среды.
Объект исследования: образовательная среда детского лагеря.
Предмет исследования: модель образовательной среды международного детского лагеря.
Гипотеза исследования: международный детский лагерь станет образовательной средой, если:
• будет разработан компонентный состав и структура образовательной среды;
• раскрыт ресурсный потенциал каждого компонента;
• охарактеризованы инновационные формы и методы образовательной деятельности лагеря с учетом социально-культурных особенностей среды.
Задачи:
1) раскрыть сущность понятия «образовательная среда»;
2) выявить инновационные тенденции и особенности образовательной среды международного детского лагеря;
3) разработать и охарактеризовать компоненты образовательной среды международного детского лагеря;
4) определить инновационные методы и формы работы в детских лагерях по реализации образовательного потенциала.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы и нормативной документации по организации деятельности детских лагерей применялся для обоснования актуальности проблемы исследования в современных условиях развития педагогической деятельности, изучения сущности понятий «образовательная среда»; моделирование; сравнение и сопоставление.
Теоретические основы исследования составили:
• исследования о структуре развивающей образовательной среды, её проектировании и экспертизе (С.Д. Дерябо, Г.А. Ковалев, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова, В.В. Рубцов, В.А. Ясвин);
• труды в области теории и практики образовательной деятельности в соответствии с ФГОС (М.В. Крулехт, А.А. Майер, Н.В. Микляева, Н.В. Нищева, А.В. Петровский, Л.М. Кларина, Л.А. Смывина, Л.П. Стрелкова, Н.А. Рыжова и др.);
• законодательные и нормативные акты Российской Федерации об организации летнего отдыха.
Новизна исследования: обоснован и разработан проект летнего детского лагеря, дана характеристика основных компонентов модели; систематизированы и раскрыты формы и методы работы детского лагеря по реализации образовательного потенциала.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать разработанную модель при разработке и реализации проектов детских лагерей.
Структура работы: работа состоит из двух разделов, 6 приложений, 3 рисунков, списка использованной литературы. Основной текст работы изложен на 70 страницах.
Проблема формирования образовательной среды международного детского лагеря, затрагиваемая в выпускной квалификационной работе, действительно является актуальной для современного общества и нуждается в разработке новых технологий для ее решения. В этом и заключалась цель данной выпускной квалификационной работы: разработка проекта международного детского лагеря как образовательной среды.
В начале работы нами было поставлено несколько задач, которые были успешно выполнены.
Во-первых, на основании анализа работ по тематике исследования, было раскрыто понятие образовательная среда, изучены её основные характеристики и возможности, наиболее актуальные для современного образования. Все это позволило определить особенности проектируемой образовательной среды в международном детском лагере и в этом контексте выявить суть понятия «развивающая образовательная среда», которое основной характеристикой среды называет способность этой среды обеспечить всем субъектам образовательного процесса систему возможностей для эффективного личностного саморазвития.
Во-вторых, проанализировав особенности образовательной среды детских лагерей на примере МДЦ Артек и ВДЦ Орлёнок и их образовательные программ, мы выделили ряд инновационных особенностей и тенденций, которые характеризуются собственными задачами, принципами и средствами, соответствующими концептуальным положениям. Тем самым, представление об образовательной среде, как факторе и условии формирования личности, позволяет под образовательной средой международного детского центра, рассматривать систему упорядоченного взаимодействия целевого, содержательного, социального, пространство-предметного, технологического компонентов, в результате чего создаются условия для воспитания и личностного развития воспитанников.
В-третьих, сравнение образовательной среды МДЦ «Артек» и ВДЦ «Орлёнок» позволило нам определить ключевые компоненты образовательной средой международного детского лагеря и выяснить специфику каждого из них, что позволило в дальнейшем спроектировать собственную модель международного детского лагеря. В ходе работы рассматривается упорядоченная система взаимодействия целевого, содержательного, социального, пространство-предметного, технологического компонентов, которая позволяет создавать условия для воспитания и всестороннего развития личности подростков-участников общеразвивающих программ детского лагеря.
В-четвёртых, при моделировании технологического компонента международного детского лагеря на основе приоритета благополучия ребенка - участника общеразвивающей программы были выбраны и описаны наиболее эффективные формы, методы и технологии работы. Помимо прочего, все они учитывают особенности временно детского объединения, в том числе краткосрочность пребывания ребенка в образовательной среде международного детского лагеря. Таким образом, мы подобрали наиболее эффективные формы, методы и технологии работы и несмотря на то, что каждая из них эффективна по-своему, наилучшие образовательные результаты можно получить при комплексном их включении в содержательный компонент лагеря "Атмосфера". Цель работы достигнута, гипотеза подтверждена. Представляем модель международного детского лагеря может рассматриваться как самостоятельная среда, так как:
• была разработана его структура и модель, включающая в себя несколько компонентов целевой содержательный технологический пространственно -символический;
• подробно раскрыт ресурсный и смысловой потенциал каждого компонента;
• выявлены и охарактеризованы инновационные формы и методы образовательной деятельности, а также современные образовательные технологии с учётом психофизиологических потребностей детей и социально-культурных особенностей среды.
Таким образом организованная среда предполагает актуализацию потенциалов каждого ребёнка, развитие его самостоятельности, проектирование индивидуальных достижений, организацию социальных проб, рефлексию собственной деятельности, общения, отношений с окружающими. Проект международного детского лагеря как образовательная среда, может быть реализован с учетом предложенных подходов в области содержания отобранных форм, методов, технологий, символики, которые связаны культуросообразной региональной средой и образовательными событиями. Цель и поставленные задачи исследования выполнены и имеют долговременные перспективы для дальнейшего развития.
1. Беляев Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений. Москва. 2000. 157 с.
2. Богатова Н. П. Проблемы дизайна среды территории детского центра отдыха. Декоративное искусство и предметно -пространственная среда // Вестник МГХПА. 2019. № 2-1. С. 48-59.
3. Гузенко А.П. Куприянов, Б.В. Краснодар Опыт оценки качества образования во Всероссийском детском центре «Орлёнок»: методическое пособие для организаторов летнего отдыха детей // Новация. 2020. С. 76.
4. Журавлева С.В. Исторический обзор становления понятия образовательная среда в педагогической науке // Научное обозрение. Педагогические науки. 2016. № 3. С. 48-56. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view7idM 497 (дата обращения: 11.06.2021).
5. Егорова Т.Г. Образовательная среда как педагогический феномен // Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2013. № 2 (18). URL. http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/ 2013 -2-10.pdf (дата обращения: 21.11.2020).
6. Крылова Н.Б. Культурология образования // Народное образование. Москва. 2000. С. 98.
7. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва. 2006. 225 с.
8. Куприянов Б.В. Детский оздоровительный лагерь: проектирование образовательных результатов // АртекСо-бытие. 2018. № 1(17). С. 60-63.
9. Осипова Т.А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно эстетической среды. Тюмень. 2006. 188с.
10. Осипова Т.А. Структура современной информационно образовательной среды в исследованиях ученых. Тюмень // ООО "БАК" 2009. 135 с.
11. Рубцов В.В. Проектирование развивающей образовательной среды школы. Москва. 2002. С. 95.
12. Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования. Москва. 2000. Выпуск 8. 184с.
13. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника // ЛОИРО. Санкт-Петербург. 2003. 142 с.
14. Философия: энциклопедический словарь // Гардарики. под ред. А.А. Ивина. Москва, 2017. С. 1072
15. Шендрик И.Г. Саморазвитие личности в контексте проектирования образования // Педагогика. 2004. № 4. С. 38-45.
...