Введение 3
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы специфики жизненной перспективы у студентов в аспекте гендерных особенностей 9
1.1 Основные направления исследования гендерных отличий в зарубежной и отечественной литературе 9
1.2 Жизненная перспектива личности как предмет психологического изучения в зарубежной и отечественной литературе 23
1.3 Особенности видения жизненной перспективы у студентов 33
Выводы по первой главе 38
Глава 2. Эмпирическое исследование специфики жизненных перспектив у студентов в аспекте гендерных особенностей 39
2.1 Организация и методы исследования специфики жизненной перспективы у студентов в аспекте гендерных особенностей 39
2.2 Результаты исследования специфики жизненной перспективы у студентов в аспекте гендерных особенностей и их интерпретация 43
2.2.1 Особенности построения жизненной перспективы студентов с ярко выраженными маскулинными характеристиками личности 43
2.2.2 Особенности построения жизненной перспективы студентов с ярко выраженными феминными характеристиками личности 50
2.2.3 Особенности построения жизненной перспективы студентов с ярко выраженными андрогинными характеристиками личности 57
2.3 Сравнительный анализ особенностей построения жизненной перспективы студентов с разной гендерной ролью 63
Выводы по второй главе 74
Заключение 78
Список используемой литературы 82
Актуальность исследования. Современное российское общество отличается высокой степенью экономических, политических, социально- культурных изменений, которые способствуют тому, что личность приходит в состояние «динамического хаоса». Ускорение темпа общественной жизни, высокий уровень требований, предъявляемых обществом, нагнетаемая психологическая нервозность и т.п. особое влияние оказывает на молодое поколение и негативно сказываются на процесс формирования и построения их жизненных перспектив, нивелирует способность выстраивать долгосрочные стратегии личностного роста.
Данные социологического опроса, проведенного Центром социологии РАО, свидетельствуют о том, что типичной реакцией на ценностно-нормативную неопределенность является переориентация молодого поколения на так называемый «ситуативный» стиль поведения. Он характеризуется тем, что человек становится пассивным объектом воздействия внешних сил, ситуаций, воспринимает будущее как бессмысленное, неструктурированное временное пространство, что может привести к ассоциальному поведению - употреблению ПАВ, вандализму, экстремизму и т.п.
Одновременно с поведенческим уровнем, социально-культурные трансформации общества приводят и к глубоким индивидуально-личностным изменениям, в частности, перестраивается система ценностей, потребностей и интересов, личностная и социальная идентичность, идентифицируются проявления и разноплановость гендерных ролей. В связи с этим, актуальным становится проблема исследования особенностей построения жизненных перспектив у студентов, в частности, изучение их гендерной специфики.
Проблема жизненных перспектив имеет глубокую историю научного осмысления и относится к числу фундаментальных проблем, как в древности, так и в современном мире. Одной из важнейших стратегий осмысления категорий «личность» является изучение жизненного пути в контексте внутренней репрезентации жизненных перспектив.
В современной психологической науке накоплена обширная база теоретических и эмпирических исследований проблемы жизненного пути личности. Так, методологические принципы изучения проблемы жизненной перспективы в отечественной и зарубежной психологии были заложены К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, М.Р. Гинзбургом, К. Левином, Ж. Нюттеном, Л. Франклом, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым. Проблемы жизненных перспектив личности изучалась в тесной взаимосвязи с научным осмыслением проблемы психологического времени и жизненного пути личности.
Современная психология посвятила значительное количество исследований проблемам жизненных перспектив личности. Вопросы представлений о будущем интенсивно разрабатываются в уже долгое время и определяют жизненную перспективу личности как неделимое представление о будущем в сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, связанных с социальными ценностями и индивидуальным смыслом своей жизни для каждого человека. Изучение жизненных перспектив становится важным при рассмотрении восприятия будущего, постановке целей и выбора путей их реализации.
В целом, выделяется несколько подходов отечественных и зарубежных авторов к осмыслению проблемы жизненных перспектив личности, анализ которых свидетельствует об отсутствии единства в изучении данного феномена. Первый - мотивационный, в котором жизненные перспективы рассматриваются как пространство мотивационной сферы (К. Левин, Ж. Нюттен, Л.К. Франк, А.И. Епифанцева, Н.Н. Толстых, Т. Гисме, З. Залесски, В. Ленс, Н. Фрезер, П. Фресс). Второй - типологический (К.А. Абульханова- Славская, В.И. Ковалев, В.К. Вилюнас, В.Ф. Серенкова, Г.П. Форманюк). В фокусе разработки типологического подхода центральным звеном является личность - главный субъект, интегрирующий и координирующий временное пространство. Жизненные перспективы получают осмысление в данном подходе в контексте регулятивных ресурсов. Третий подход - образовательный (А.С. Макаренко, М.М. Бахтин, М.Р. Гинзбург, И.В. Дубровина, Т.В. Машарова), в котором жизненные перспективы осмысляются с точки зрения самоопределения личности в процессе образования. И, наконец, четвертый подход, который является теоретико-методологической базой нашего исследования - событийно-биографический подход, в рамках которого единицей измерения структуры жизненного пути выступает событие - «узловой момент и поворотный этап жизненного пути личности».
Современные эмпирические исследования проблемы построения жизненных перспектив посвящены изучению условий их формирования на разных этапах становления личности (Ванина О.В., 2006; Ипполитова Е.А., 2005; Лебедев Д.Ю., 2002; Самсоненко Л.С., 2010), в аспекте профессионального становления личности (Недайвозов В.Н., 2005; Синюгина Т.В., 2008; Прима, А.К., 2013 и др.), во взаимосвязи с индивидуально-психологическими и типологическими свойствами личности (Богратиони К.А., 2013; Королева Ю.Г., 2008 и др.).
Данное магистерское исследование посвящено изучению гендерных особенностей построения жизненных перспектив у студентов.
Цель исследования: изучить специфику жизненных перспектив у студентов в аспекте гендерных особенностей.
Объект исследования: жизненная перспектива студентов.
Предмет исследования: специфика жизненных перспектив студентов в аспекте гендерных особенностей.
Гипотеза исследования: жизненная перспектива студентов с разными гендерными ролями имеет разное содержание, как по преобладанию мотивационных объектов, так и по критериям ее потенциальной эффективности (долгосрочность, структурированность, реалистичность, внутренняя детерминированность жизненных планов). А именно: у студентов андрогинного типа большее разнообразие мотивационных объектов, чем у студентов с чистой выраженностью маскулинной и феминной гендерной ролью.
Для достижения поставленной цели исследования предусматривается решение следующих задач:
1. Провести анализ психологической литературы по проблемам жизненной перспективы личности и гендерных ролей в отечественной и зарубежной литературе;
2. Выбрать и обосновать диагностический инструментарий для исследования данной проблемы;
3. Выявить и экспериментально изучить гендерные особенности, а также особенности построения жизненной перспективы личности студентов;
4. Осуществить сравнительный анализ построения жизненной перспективы студентов с учетом гендерных ролей и сформулировать выводы о проделанной работе.
Методы исследования включают общенаучные методы теоретического, экспериментального и эмпирического исследования, в частности, теоретические методы: анализ, сравнение, систематизацию и обобщение теоретических, экспериментальных и эмпирических данных.
Экспериментальные и эмпирические методы составляют:
• психодиагностические тесты и методики в бланковой форме при исследовании гендерных особенностей построения жизненной перспективы личности:
1) Опросник по изучению маскулинности-феминности С. Бэм;
2) Методика мотивационной индукции Ж. Нюттена;
3) Авторская анкета «Жизненная перспектива личности».
• методы статистического анализа обработки данных с использованием описательной статистики, сравнительного анализа, табличного и графического представления полученных результатов.
Эмпирической базой исследования является федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тольяттинский государственный университет». С целью формирования трех групп студентов с выраженными андрогинными, феминными и маскулинными гендерными ролями всего было опрошено 119 человек, среди которых выявлялись 20 человек (13 мужчин и 7 женщин) андрогинного гендерного типа, 20 человек (3 мужчин и 17 женщин) феминного типа и 20 человек (19 мужчин и 1 женщина) маскулинного типа. Таким образом, в окончательную выборку вошли 60 человек в возрасте от 19-23 лет. По половому признаку выборка состоит из 35 мужчин и 25 женщин.
Теоретико-методологической основой исследования стали теоретические и практические исследования в гендерной психологии (С. Бэм, Т.Б. Рябова, Л. Ким, С.И. Кудинов, Т.А. Араканцева, Е.М. Дубовская, Н.А. Смирнова, И.С. Клецкина, Л.Н. Ожигова, Т.В. Бендас, О.В. Митина, В.Ф. Петренко), также философские и психологические подходы к проблеме жизненной перспективы личности (Э. Гуссерль, Дж. Нюттен, К.А. Абульханова-Славская, Н.Н. Брагина, Т.А. Доброхотова, Ю.М. Забродин, Л.В. Бороздина, П. Фресс, Е.Е. Соколов, Д.Г. Элькин, Т.М. Козина, С.Л. Рубинштейн, П. Фресс, Ж. Пиаже, Б.И. Цуканов).
Научная, достоверность результатов и обоснованность выводов исследования обеспечивалась применением актуальной методологии научного исследования; последовательным применением базовых теоретических положений в соответствии с принятой в исследовании понятийной терминологии научного аппарата, опорой на фундаментальные разработки отечественных и зарубежных ученых в области философии, психологии, социологии, применением приемов исследования, адекватных поставленным в исследовании задачам; репрезентативностью эмпирической выборки; использованием методов математической статистики; тщательным следованием критериям достоверности полученных результатов.
Научная новизна исследования заключается в том, что выделяются особенности и содержательные характеристики временной перспективы личности студентов с маскулинной, феминной и андрогинной гендерной ролью.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты будут способствовать расширению теоретических знаний по проблеме построения жизненных перспектив, а также могут составить теоретико-методологическую основу дальнейших экспериментальных исследований в области гендерной психологии и психологии личности.
Практическая значимость работы заключается в том, что её результаты могут быть использованы при разработке коррекционно-развивающих программ и тренингов в работе со студентами, имеющими проблематику личностного развития, позволят повысить эффективность работы, направленной на диагностику и коррекцию жизненной перспективы в зависимости от выраженности гендерной роли.
Апробация результатов исследования. Материалы диссертационного исследования были представлены автором на научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» - 2017. Выводы диссертационного исследования нашли отражение в 3 научных публикациях.
Структура и объем магистерской диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы и приложения. Текст иллюстрирован таблицами и рисунками.
Современное российское общество отличается высокой степенью экономических, политических, социально-культурных изменений, которые способствуют тому, что личность приходит в состояние «динамического хаоса». Ускорение темпа общественной жизни, высокий уровень требований, предъявляемых обществом, нагнетаемая психологическая нервозность и т.п. особое влияние оказывает на молодое поколение, и негативно сказывается на процессе формирования и построения их жизненных перспектив, нивелирует способность выстраивать долгосрочные стратегии личностного роста.
Одновременно с поведенческим уровнем, социально-культурные трансформации общества приводят и к глубоким индивидуально-личностным изменениям, в частности, перестраивается система ценностей, потребностей и интересов, личностная и социальная идентичность, идентифицируются проявления и разноплановость гендерных ролей. В связи с этим, актуальным становится проблема исследования особенностей построения жизненных перспектив у студентов, в частности, изучение их гендерной специфики.
В ходе изучения теоретического материала по проблеме жизненных перспектив были проанализированы работы К.А. Абульханова-Славской, Л.И. Анциферовой, М.Р. Гинзбурга, К. Левина, Ж. Нюттена, Л. Франкла, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева. Также, были изучены труды в области гендерной психологии: С. Бэм, Т.Б. Рябова, Л. Ким, Т.А. Араканцева, Е.М. Дубовская, Н.А. Смирнова, И.С. Клецкина, Л.Н. Ожигова, Т.В. Бендас, О.В. Митина, В.Ф. Петренко.
Проанализировав и обобщив идеи, выработанные в рамках рассмотренных подходов, нами было отмечено, что проблема жизненных перспектив в юношеском возрасте вообще, и в студенчестве, в частности, в психологической литературе активно разрабатывается, тогда как специфика жизненных перспектив студентов в аспекте их гендерных особенностей лишь в недавнее время стала предметом внимания исследователей и требует дополнительного изучения и анализа.
В результате исследования особенностей построения жизненных перспектив у студентов в разной выраженностью гендерной роли было определено:
Студенты с выраженной маскулинной гендерной ролью характеризуются выраженностью долгосрочности планирования жизни, низким уровнем структурированности жизненных планов, средним уровнем их реалистичности и ярко выраженной внутренней детерминированностью. Жизненные перспективы студентов с выраженными феминными гендерными ролями характеризуются краткосрочностью, средним уровнем структурированности, средним уровнем реалистичности и внешней детерминированностью. У студентов с выраженными андрогинными характеристиками жизненная перспектива характеризуется краткосрочностью, высоким уровнем структурированности, средним уровнем реалистичности и внутренней детерминированностью.
У студентов с выраженной маскулинной гендерной ролью по показателю жизненных перспектив «личность субъекта» преобладают такие характеристики как «физическое самосохранение», «физическая самостоятельность» и «эгоцентрические черты личности, связанные с соревнованием, доминированием». Это характеризует данных студентов как личностей, которые наибольшее внимание уделяют своему физическому «Я», стремятся быть самостоятельными и независимыми в собственных действиях и поступках, сохранять свою индивидуальность. Феминные студенты в развитии собственной личности стремятся к конгруэтности в эмоциональных и поведенческих проявлениях, душевному покою, им важно знать и понимать себя и свои внутренние особенности. У них развит навык рефлексии, порой могут быть склонны к самокопанию. В содержании жизненных перспектив андрогинные студенты демонстрируют и характеристики маскулинности, такие как, стремление к экономической независимости, соревнованиям и конкуренции, что ведет к развитию эгоцентрических черт характера, а также проявляют черты феминности - экзистенциальное самосохранение, проявляющееся в стремлении сохранить свою индивидуальность и целостность.
Маскулинные студенты большое внимание и значение уделяют своей учебно-профессиональной и трудовой деятельности, они понимают важность качественного высшего и профессионального образования, уделяют внимание развитию собственной личности, активность и самореализация маскулинных студентов строится вокруг своей профессии и карьеры. По показателю «самореализация» у студентов феминного типа наиболее всего представлены такие характеристики как «психологическое саморазвитие», «альтруистические черты характера» и «развитие собственной личности в жизни». В показателе «активность и работа» наиболее выражены «высшее образование» и «общегуманитарная активность». Самореализация андрогинных студентов характеризуется направленностью на саморазвитие, самосовершенствование, а также большое значение уделяется учебной деятельности (как основной и ведущей).
У студентов с выраженными маскулинными характеристиками по показателю «социальный контакт» наиболее представлены «эгоцентрический контакт» и «желание оценки от кого-то другого». По показателю «познавательная и исследовательская мотивация» наиболее выражены «познание лиц противоположного пола», «познание друзей», «познания в учебной деятельности», «познания в профессиональной деятельности». Межличностные и социальные отношения феминных студентов характеризуются мотивацией вступить в интимный контакт, альтруистический контакт, большая потребность в привязанности и любви. Познавательная деятельность проявляется в форме самопознания, а также осуществляется в сфере межличностных отношений, им небезразличны члены своей семьи, их индивидуальные особенности, внутренний мир. Социальные взаимоотношения у андрогинных студентов характеризуются мотивацией вступить в интимный контакт, а характеризуя познавательную мотивацию, отметим, что им интересно все новое, необычное, неизведанное, они стремятся получить знания о культуре, обществе, основанные на собственном жизненном опыте.
По показателю «Обладание - приобретение, владение собственностью» у студентов маскулинного типа преобладает «обладание деньгами», зачастую считают деньги индикатором успешности, востребованности, вседозволенности; в показателе «досуговая активность» наиболее выражен «спорт». Феминные студенты в большей степени хотели бы иметь (или имеют уже и для них это имеет немаловажное значение) домашнее животное. Досуг свои они не конкретизируют, говоря об отдыхе как таковом и получении сенсорного и чувственного удовольствия». студенты с выраженной андрогинной гендерной ролью стремятся обладать материальными предметами, деньгами, а также предметами, относящимися к художественной деятельности, познанию мира и людей. Досуговая активность таких студентов очень разнообразна и связана со стремлением получать сенсорное и чувственное удовольствие, с занятиями спортом и различными видами хобби.
Сравнительный анализ различных показателей временной перспективы личности студентов с разной выраженностью гендерных ролей, мы можем отметить, что у студентов андрогинного типа большинство представленных мотивационных объектов - они имеют как фемининные, так и маскулинные качества, что дает им больше свободы и делает их более приспособленными к различным ситуациям. Они демонстрируют «маскулинную» независимость, целеустремленность, напористость, эгоцентризм и «фемининную» заботливость, разносторонность, альтруизм. Поведенческий репертуар студентов с чистой выраженностью маскулинной или феминной гендерной ролью характеризуется большей стереотипностью, узостью, предсказуемостью.