Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз"
|
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Специфика деятельности транспортно-технологического участка
в нефтегазовой отрасли 9
1.1 Роль транспортных услуг в коммуникационных процессах и их
классификация 9
1.2 Характеристика транспортно-технологического обеспечения в
нефтегазовой отрасли 15
1.3 Анализ транспортно-технологического обслуживания процессов
бурения, нефтедобычи и ремонта скважин на предприятиях нефтегазовой отрасли 18
Выводы по первой главе 23
2 Разработка мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-
технологического участка АО "Самаранефтегаз" 24
2.1 Характеристика транспортно-технологического участка АО
«Самаранефтегаз» 24
2.2 Автоматизированный анализ видеоинформации как фактор повышения эффективности управления и безопасной эксплуатации технологического
транспорта и спецтехники АО «Самаранефтегаз» 33
2.3 Автоматизированная информационная система «Учет данных облета
трассы» 51
Выводы по второй главе 63
3 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации транспортно¬
технологического участка АО "Самаранефтегаз" 65
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
1 Специфика деятельности транспортно-технологического участка
в нефтегазовой отрасли 9
1.1 Роль транспортных услуг в коммуникационных процессах и их
классификация 9
1.2 Характеристика транспортно-технологического обеспечения в
нефтегазовой отрасли 15
1.3 Анализ транспортно-технологического обслуживания процессов
бурения, нефтедобычи и ремонта скважин на предприятиях нефтегазовой отрасли 18
Выводы по первой главе 23
2 Разработка мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-
технологического участка АО "Самаранефтегаз" 24
2.1 Характеристика транспортно-технологического участка АО
«Самаранефтегаз» 24
2.2 Автоматизированный анализ видеоинформации как фактор повышения эффективности управления и безопасной эксплуатации технологического
транспорта и спецтехники АО «Самаранефтегаз» 33
2.3 Автоматизированная информационная система «Учет данных облета
трассы» 51
Выводы по второй главе 63
3 Экономическое обоснование эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации транспортно¬
технологического участка АО "Самаранефтегаз" 65
Выводы по третьей главе 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 73
Согласно статистике, экономика Российской Федерации напрямую зависит от предприятий нефтяной и газовой отрасли. Автопарк данных предприятий на 60 % состоит из технологических машин и спецтехники, которые представлены различными марками, моделями и модификациями и имеет определенную специфику: сложные перевозки, поскольку нефтегазодобывающие сооружения, как правило, располагаются в труднодоступных местах; использование тяжелых и габаритных транспортных средств и оборудования при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов и разработки скважин; капиталоемкий процесс поставки нефтегазового оборудования.
В настоящее время, успех деятельности современной организации определяется множеством факторов, среди которых автоматизация и оптимизация рабочих процессов, несомненно, занимают ключевое место. Эффективная работа с доступом к различным материалам — одна из самых ответственных и трудоемких задач в сфере управленческой деятельности.
Современная жизнь постоянно требует совершенствования работы разных служб предприятия и высокого профессионального уровня работников. В связи с этим задача внедрения автоматизированных процессов в любую отрасль промышленности, в том и числе и нефтегазовую, является актуальной.
В связи с вышесказанным, актуальность темы магистерской диссертации «Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз"» обусловлена необходимостью совершенствования деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз"».
Объектом исследования является процесс автоматизации оптимизации рабочих процессов транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз"».
Целью работы является поиск путей совершенствования деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз" с помощью разработки и внедрения автоматизированных информационных систем.
Основными задачами исследования являются:
1. Определить специфику деятельности автотранспортных участков в нефтегазовой отрасли.
2. Выявить основные проблемы функционирования автотранспортного участка в АО "Самаранефтегаз".
3. Разработать мероприятия по улучшению функционирования
автотранспортного участка в АО "Самаранефтегаз".
4. Обосновать эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз".
В результате исследования предполагается разработать предложения по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка в АО "Самаранефтегаз", с целью обеспечения эффективности и бесперебойности процесса, в этом и заключается новизна работы.
В работе применяются следующие методики: теоретический анализ нормативных документов и результатов исследовательских и методических работ по заявленной тематике; экспериментальный метод исследований.
Область применения - безопасная и надежная эксплуатация технологического гусеничного и колесной спецтехники транспортно-технологического участка нефтегазовой отрасли.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
Нормативная база исследования представлена следующими документами: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», Приказ Росавтодора от 04.04.2016 N 518"Об утверждении требований к средствам аудио- и видеофиксации и порядка их использования при проведении проверок в ходе аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и др.
Теоретический и практический вклад в развитие теории управления транспортной системы внесли следующие исследователи: Метёлкин П.В., Пехтерев Ф.С., Громов Н.Н., Лапидус Б.М., Степанов А.А. и другие.
Исследованием проблем транспортного обеспечения в нефтегазовой отрасли представлено в работах следующих ученых: Калушин А.А., Крупорницкая И.А., Мелехин А.В., Глыбовский Г.В. и другие.
Следует отметить важность повышения уровня квалификации специалистов, от которых зависит работа транспортной системы: водители, специалисты автомобильной промышленности, специалисты автомобильного сервиса и организации дорожного движения. В работах Новикова А.Н., Трясцина А.П., Баранова Ю.Н., Самусенко В.И., Никитина А.М. рассматриваются вопросы подготовки водителей и повышения профессиональной подготовки совершенствования.
Научная новизна исследования заключается в разработанных мероприятиях по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участков на объектах нефтегазовой отрасли посредством автоматизации и оптимизации рабочих процессов.
Степень внедрения - предложенные в работе мероприятия, на данный момент находятся в стадии тестирования в производственной эксплуатации в транспортном подразделении АО «Самаранефтегаз».
Теоретическая и практическая значимость работы состоит во внедрении бортового оборудования, программного обеспечения и систем автоматизации и информатизации с целью обеспечения эффективности и бесперебойности процессов работ на технологическом транспорте и спецтехнике.
Выводы исследования могут быть использованы на объектах транспортно-технологических участков нефтегазовой отрасли.
Положения, выносимые на защиту:
- Выводы по анализу статистики, нормативной и законодательной документации, теоретической и практической информации в рамках деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли.
- Мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз", а также инструкции и рекомендации по их применению.
- Обоснование эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз".
Степень достоверности и апробация результатов подтверждены теоретическими исследованиями и результатами тестирования
предложенных систем.
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
- Угарова Л.А. Проблемы эксплуатации автотранспорта и спецтехники в нефтегазовой отрасли и пути их решения/ Л.А. Угарова // Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество». - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. - С.292-294.
- Угарова Л.А. Влияние эргономического фактора рабочего места водителя на безопасность транспортных средств / Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018)», Т.2. - Саратов : Изд-во СГТУ, 2018 - С.132-135
- Ugarova L.A. Innovative Methods Of Risk Analysis In The Evaluation Of Survivability Of Complex Technical Systems / Lyudmila A. Ugarova, Vladimir L. Romanovsky, Timofey Yu. Gumerov, Elena V. Muraveva, Natalia E. Danilina, Daniyar I. Bayanov // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), Vol.8, Issue 10, October 2018. - P.155-162
- Угарова Л.А. Внедрение наукоемких технологий в машиностроительный комплекс России, как один из ключевых факторов его развития / Л.А. Угарова, А.В. Степаненко // Инновационная наука №03¬1/2017. - г.Уфа : Изд-во Аэтерна, 2017. - С.89-91.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Основная часть работы изложена на 78 страницах, 7 таблиц, 24 рисунков.
В настоящее время, успех деятельности современной организации определяется множеством факторов, среди которых автоматизация и оптимизация рабочих процессов, несомненно, занимают ключевое место. Эффективная работа с доступом к различным материалам — одна из самых ответственных и трудоемких задач в сфере управленческой деятельности.
Современная жизнь постоянно требует совершенствования работы разных служб предприятия и высокого профессионального уровня работников. В связи с этим задача внедрения автоматизированных процессов в любую отрасль промышленности, в том и числе и нефтегазовую, является актуальной.
В связи с вышесказанным, актуальность темы магистерской диссертации «Разработка мероприятий по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз"» обусловлена необходимостью совершенствования деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз"».
Объектом исследования является процесс автоматизации оптимизации рабочих процессов транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз"».
Целью работы является поиск путей совершенствования деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли на примере АО "Самаранефтегаз" с помощью разработки и внедрения автоматизированных информационных систем.
Основными задачами исследования являются:
1. Определить специфику деятельности автотранспортных участков в нефтегазовой отрасли.
2. Выявить основные проблемы функционирования автотранспортного участка в АО "Самаранефтегаз".
3. Разработать мероприятия по улучшению функционирования
автотранспортного участка в АО "Самаранефтегаз".
4. Обосновать эффективность предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз".
В результате исследования предполагается разработать предложения по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка в АО "Самаранефтегаз", с целью обеспечения эффективности и бесперебойности процесса, в этом и заключается новизна работы.
В работе применяются следующие методики: теоретический анализ нормативных документов и результатов исследовательских и методических работ по заявленной тематике; экспериментальный метод исследований.
Область применения - безопасная и надежная эксплуатация технологического гусеничного и колесной спецтехники транспортно-технологического участка нефтегазовой отрасли.
Теоретической и методологической основой исследования явились:
Нормативная база исследования представлена следующими документами: Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», Приказ Росавтодора от 04.04.2016 N 518"Об утверждении требований к средствам аудио- и видеофиксации и порядка их использования при проведении проверок в ходе аттестации сил обеспечения транспортной безопасности в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и др.
Теоретический и практический вклад в развитие теории управления транспортной системы внесли следующие исследователи: Метёлкин П.В., Пехтерев Ф.С., Громов Н.Н., Лапидус Б.М., Степанов А.А. и другие.
Исследованием проблем транспортного обеспечения в нефтегазовой отрасли представлено в работах следующих ученых: Калушин А.А., Крупорницкая И.А., Мелехин А.В., Глыбовский Г.В. и другие.
Следует отметить важность повышения уровня квалификации специалистов, от которых зависит работа транспортной системы: водители, специалисты автомобильной промышленности, специалисты автомобильного сервиса и организации дорожного движения. В работах Новикова А.Н., Трясцина А.П., Баранова Ю.Н., Самусенко В.И., Никитина А.М. рассматриваются вопросы подготовки водителей и повышения профессиональной подготовки совершенствования.
Научная новизна исследования заключается в разработанных мероприятиях по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участков на объектах нефтегазовой отрасли посредством автоматизации и оптимизации рабочих процессов.
Степень внедрения - предложенные в работе мероприятия, на данный момент находятся в стадии тестирования в производственной эксплуатации в транспортном подразделении АО «Самаранефтегаз».
Теоретическая и практическая значимость работы состоит во внедрении бортового оборудования, программного обеспечения и систем автоматизации и информатизации с целью обеспечения эффективности и бесперебойности процессов работ на технологическом транспорте и спецтехнике.
Выводы исследования могут быть использованы на объектах транспортно-технологических участков нефтегазовой отрасли.
Положения, выносимые на защиту:
- Выводы по анализу статистики, нормативной и законодательной документации, теоретической и практической информации в рамках деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли.
- Мероприятий по совершенствованию эксплуатации технологического транспорта и спецтехники транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз", а также инструкции и рекомендации по их применению.
- Обоснование эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию эксплуатации транспортно-технологического участка АО "Самаранефтегаз".
Степень достоверности и апробация результатов подтверждены теоретическими исследованиями и результатами тестирования
предложенных систем.
Список работ, опубликованных автором по теме диссертации:
- Угарова Л.А. Проблемы эксплуатации автотранспорта и спецтехники в нефтегазовой отрасли и пути их решения/ Л.А. Угарова // Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция «Молодежь. Наука. Общество». - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2018. - С.292-294.
- Угарова Л.А. Влияние эргономического фактора рабочего места водителя на безопасность транспортных средств / Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции «Роль опорного вуза в развитии транспортно-энергетического комплекса Саратовской области (Трансэнергоком-2018)», Т.2. - Саратов : Изд-во СГТУ, 2018 - С.132-135
- Ugarova L.A. Innovative Methods Of Risk Analysis In The Evaluation Of Survivability Of Complex Technical Systems / Lyudmila A. Ugarova, Vladimir L. Romanovsky, Timofey Yu. Gumerov, Elena V. Muraveva, Natalia E. Danilina, Daniyar I. Bayanov // Modern Journal of Language Teaching Methods (MJLTM), Vol.8, Issue 10, October 2018. - P.155-162
- Угарова Л.А. Внедрение наукоемких технологий в машиностроительный комплекс России, как один из ключевых факторов его развития / Л.А. Угарова, А.В. Степаненко // Инновационная наука №03¬1/2017. - г.Уфа : Изд-во Аэтерна, 2017. - С.89-91.
Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемых источников и приложения. Основная часть работы изложена на 78 страницах, 7 таблиц, 24 рисунков.
«В современных условиях формирование стратегических направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития страны, а также с глобальными общемировыми стратегическими тенденциями в экономике» [1].
«Анализ специфики деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли показал, что транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, который взаимодействует со всеми элементами экономики и социальной сферы, и, является одним из важных компонентов в бесперебойном и эффективном функционировании любой сферы жизнедеятельности человека» [1].
Выявлено, что осуществление производственной и коммерческой деятельности, связанной с предоставлением любых транспортных услуг регламентированы нормативными и законодательными документами РФ, несоблюдение которых влечет за собой юридические последствия.
Исследование теоретических и практических работ в области оптимизации процесса эксплуатации технологического транспорта и спецтехники на объектах нефтегазового хозяйства показало, что существует ряд направлений по совершенствованию деятельности транспортно-технологических участков, в том числе - применение информационных систем контроля, видеосвязи и видеофиксации для обеспечения безопасности эксплуатации технологического транспорта и спецтехники.
Статистика показала, что транспортные средства и спецтехника в нефтегазовой отрасли примерно на 60 % состоят из технологических машин и спецтехники, которые представлены различными марками и модификациями, для которых необходимо обеспечить безопасную, бесперебойную и эффективную работу.
Анализ деятельности транспортно-технологического участка АО «Самаранефтегаз» показал, что он включает в себя ряд структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями.
В своей работе, с целью повышения эффективности управления и безопасной эксплуатации транспортных средств и спецтехники АО «Самаранефтегаз», предложена система бортового оборудования «Автоматизированный анализ видеоинформации при проведении земляных работ экскаваторами/бульдозерами ведется в части: повышения безопасности проведения земляных работ в охранной зоне магистральных трубопроводов и выявления факторов, которые могут создавать угрозу безопасности и надежности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов; визуального контроля целостности объектов магистральных трубопроводов.
С целью ускорения процессов поиска, в качестве мероприятий по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка, предложен программный комплекс Автоматизированной Информационной Системы «Учет данных облета трассы», позволяющий сохранять данные видеорегистраторов и получать доступ к нужным записям всего в несколько кликов на предприятии АО «Самаранефтегаз».
Программный комплекс включает в себя базу данных с фильтрацией по дате работ, месту их проведения, марке используемой техники, ответственным за проведение работ, а также ряд других функций позволяющих максимально быстро найти нужный видеоматериал и утилиты для их просмотра.
Технико-экономический расчет показал, что система способна сократить трудозатраты на оповещения сотрудников и обработку информации, что позволит сократить будущие расходы.
В данный момент АИС находится в стадии тестирования в производственной эксплуатации во всех подразделениях АО «Самаранефтегаз».
Применение данного программного комплекса способствует рациональному управлению количественным и качественным составом предприятия.
С помощью гибкой системы настроек АИС позволяет эффективно хранить и получать быстрый доступ к видеоинформации для ее просмотра.
Кроме того, результаты могут быть непосредственно использованы в практике транспортно-технологических участков, эксплуатирующих технологический транспорт и спецтехнику.
Экономический расчет капитальные вложений показал, что затраты на покупку и монтаж окупятся менее, чем за три года, при сроке эксплуатации камеры пять лет. На основании этих показателей, можно сделать вывод об эффективности принятого решения о внедрении системы автоматизированной фиксации.
«Анализ специфики деятельности транспортно-технологического участка в нефтегазовой отрасли показал, что транспорт является одной из крупнейших системообразующих отраслей, который взаимодействует со всеми элементами экономики и социальной сферы, и, является одним из важных компонентов в бесперебойном и эффективном функционировании любой сферы жизнедеятельности человека» [1].
Выявлено, что осуществление производственной и коммерческой деятельности, связанной с предоставлением любых транспортных услуг регламентированы нормативными и законодательными документами РФ, несоблюдение которых влечет за собой юридические последствия.
Исследование теоретических и практических работ в области оптимизации процесса эксплуатации технологического транспорта и спецтехники на объектах нефтегазового хозяйства показало, что существует ряд направлений по совершенствованию деятельности транспортно-технологических участков, в том числе - применение информационных систем контроля, видеосвязи и видеофиксации для обеспечения безопасности эксплуатации технологического транспорта и спецтехники.
Статистика показала, что транспортные средства и спецтехника в нефтегазовой отрасли примерно на 60 % состоят из технологических машин и спецтехники, которые представлены различными марками и модификациями, для которых необходимо обеспечить безопасную, бесперебойную и эффективную работу.
Анализ деятельности транспортно-технологического участка АО «Самаранефтегаз» показал, что он включает в себя ряд структурных подразделений с определенными функциями и строго определенными взаимосвязями.
В своей работе, с целью повышения эффективности управления и безопасной эксплуатации транспортных средств и спецтехники АО «Самаранефтегаз», предложена система бортового оборудования «Автоматизированный анализ видеоинформации при проведении земляных работ экскаваторами/бульдозерами ведется в части: повышения безопасности проведения земляных работ в охранной зоне магистральных трубопроводов и выявления факторов, которые могут создавать угрозу безопасности и надежности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов; визуального контроля целостности объектов магистральных трубопроводов.
С целью ускорения процессов поиска, в качестве мероприятий по совершенствованию деятельности транспортно-технологического участка, предложен программный комплекс Автоматизированной Информационной Системы «Учет данных облета трассы», позволяющий сохранять данные видеорегистраторов и получать доступ к нужным записям всего в несколько кликов на предприятии АО «Самаранефтегаз».
Программный комплекс включает в себя базу данных с фильтрацией по дате работ, месту их проведения, марке используемой техники, ответственным за проведение работ, а также ряд других функций позволяющих максимально быстро найти нужный видеоматериал и утилиты для их просмотра.
Технико-экономический расчет показал, что система способна сократить трудозатраты на оповещения сотрудников и обработку информации, что позволит сократить будущие расходы.
В данный момент АИС находится в стадии тестирования в производственной эксплуатации во всех подразделениях АО «Самаранефтегаз».
Применение данного программного комплекса способствует рациональному управлению количественным и качественным составом предприятия.
С помощью гибкой системы настроек АИС позволяет эффективно хранить и получать быстрый доступ к видеоинформации для ее просмотра.
Кроме того, результаты могут быть непосредственно использованы в практике транспортно-технологических участков, эксплуатирующих технологический транспорт и спецтехнику.
Экономический расчет капитальные вложений показал, что затраты на покупку и монтаж окупятся менее, чем за три года, при сроке эксплуатации камеры пять лет. На основании этих показателей, можно сделать вывод об эффективности принятого решения о внедрении системы автоматизированной фиксации.



