Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация концепта «чудо» в произведении Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе»

Работа №110487

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы44
Год сдачи2017
Стоимость4395 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 6
Глава 1. Феномен «чудесного» в языке и культуре 8
1.1. Направления в изучении «концепта». Лингвокультурологический
подход в изучении концепта 8
1.2. Структура и содержание концепта 13
1.3. Феномен «чудесного» в человеческой культуре 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Структурно-содержательные характеристики концепта «чудо», реализуемые в произведении Ч. Диккенса «Рождественские истории» .. 24
2.1. Идея повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» 25
2.2. Образная составляющая концепта «чуда» в произведении 28
2.3. Ценностная составляющая концепта «чудо» в произведении 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43


За последние годы, в связи с интеграцией отдельных областей знаний и образованием новых дисциплин на стыке наук, научные исследования при-обрели гуманитарную и антропологическую направленность. Данная тенденция распространилась и на лингвистику. Признание тесной взаимосвязи культуры и языка послужило развитием таких наук, как психолингвистика, этнолингвистика, лингвоконцептология и т.д.
Представители дисциплины лингвокультурологии проявили интерес к изучению лингвокультурных концептов, который, в свою очередь, породил большое количество научных исследований.
Актуальность данного исследования выражается в противоречии между важностью понятия лингвокультурологического концепта и отсутствием единого подхода и метода его описания.
Выбор художественного материала, и раскрытие концепта «чудо» на его основе, в представленной работе, связан с важностью подобного исследования для изучения английской лингвокультуры, и отсутствием научных работ, посвященных изучению данного концепта в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
Объектом исследования послужил концепт «чудо» в «Рождественской песне в прозе».
Предметом исследования является сущностные характеристики лингвокультурологического концепта, его понятийная, образная и ценностная составляющие.
Целью исследования является комплексный анализ понятия «лингво-культурологический концепт», рассмотрение выявленных положений на основе концепта «чудо».
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по исследуемой проблеме с целью рас-смотреть и конкретизировать понятие «концепт» в рамках лингвокультурологического подхода к определению;
2) рассмотреть структуру и содержание концепта;
3) проанализировать концепт «чудо» в произведении Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
В основу бакалаврской работы легли труды таких ученых, как В. И. Карасик, Ю. С. Степанов, Г. Г. Слышкин и др.
В исследовании применялись методы количественного подсчета, контекстуальный анализ, компонентный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть полезны при изучении британской культуры, методика анализа может быть применена в работе с другими концептами.
Структура работы:
В первой главе представлена теоретическая часть работы, в которой собрана информация о понятии «концепт», о подходах к его определению, его структуре, содержании, а также рассмотрена понятийной составляющая концепта «чудо».
Во второй главе дается информация об исследуемом произведении, проанализирована образная и ценностная составляющие концепта «чудо» в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
В заключении выведены общие выводы по работе, результаты исследования, описана практическая ценность данной бакалаврской работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучение концептов, и в частности авторских концептов представляет большой интерес в плане расширения знаний в области лингвистики и культурологии. Перед нами стояла цель провести комплексный анализ лингво-культурологического концепта на примере концепта «чудо» в произведении «Рождественская песнь в прозе», опираясь на теоретическую базу.
По итогам исследования, нами были выполнены следующие задачи:
Была изучена научная литература по исследуемой проблеме, благодаря которой стало возможно рассмотреть и конкретизировать понятие лингво-культурологического концепта. Итак, лингвокультурологический концепт - явление, связывающее сознание, культуру и язык, включающее в себя комплекс знаний, накопленных индивидуально или коллективно, основанный на базовых признаках объекта, жизненном опыте, личном отношении к объекту и т.д.
Была рассмотрена структура и содержание концепта, вследствие чего, мы пришли к выводу, что структура концепта многослойна, и состоит из зон (ядро, приядерная зона, периферия). Содержание зон концепта определяется количественным методом подсчета репрезентантов, чем чаще ЛЕ употребляется в контексте концепта, тем ближе она к ядерной зоне, менее частотные располагаются ближе к периферийной зоне. Также были рассмотрены компоненты содержания: понятийный, образно-перцептивный, ценностный.
Последней, и основной, задачей работы была указана задача проанализировать концепт «чудо» в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», используя полученные теоретические знаний. В практической части работы, было проведено исследование, позволившее нам выявить образный и ценностный компоненты в произведении, путем контекстуального анализа, численного подсчета повторений употребления ЛЕ- репрезентантов, поиска синонимичных рядов слов. Образный компонент составили ЛЕ, характеризующие образ «чудесного», ассоциации и ощущения, которые в свою очередь были переданы с помощью таких средств художественной выразительности, как метафоры, эпитеты, аллитерация и т.д.
Анализ ценностного компонента концепта «чудо» в произведении показал, что в данном тесте преобладают следующие ценностные доминанты: предупреждение, надежда, демонстрация, преображение. Доминанта «преображение» является наиболее наглядной, т.к. мы можем наблюдать динамику героя в ходе развития сюжета.
Таким образом, поставленная цель была реализована, а задачи выполнены.
Данная бакалаврская работа может послужить теоретическим материалом для работы с другими концептами, а также быть применена с целью изучения британской культуры. Концепты манифестируют народную ментальную составляющую, соответственно позволяют глубже понять представителей иноязычной культуры, что несомненно несет в себе практическую пользу.



1. Алефиренко Н.Ф. Проблема вербализации концепта: теоретическое исследование / Н.Ф. Алефиренко. - Волгоград: Перемена, 2003. - 96 с.
2. Аскольдов С.А. Концепт и слово. Русская словесность. От теории словесности к структуре текста. Антология/ под ред. проф. В.П. Нерознака. - М.:Асабеш1а, 1997. - С.267-279.
3. Бижева З.Х. Язык и культура / З. Х. Бижева - КБР: КБР ун-т, 2000.- 46 с.
4. Богоявленская Ю.В.Проблема типологии концептовв современной лингвистике / Ю.В. Богоявленская // Вестник ННГУ. 2013. № 1. - С.7-16
5. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании / С.Г Воркачев. - М.: Филологические науки, 2001. № 1. - С. 63-71.
6. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст./ В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртанэ / под науч. ред. Л.В. Беловинского. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 537с.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс./ В.И. Карасик - М., 2004. - 387 с.
8. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов./ Н.Г. Комелев - М.: ЭКСМО- Пресс, 2000. - 672 с.
9. Кубрякова Е.С. и др. Краткий словарь когнитивных терминов/ Е.С. Кубрякова - М. : Филологический ф-т МГУ им. М.В. Ломоносова, 1997. - 245 с.
10. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка/ Д.С. Лихачев // Известия ОРЯ. Серия литературы и языка. 1993. № 1.- С. 4-10.
11. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; под ред. Л.И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М.: Оникс [и др.], 2009. - 1359 с.
12. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов - М.: ИТИ Технологии, 2006. -756 с.
13. Плахова О.А. Лингвосемиотика английской сказки: жанровое пространство, знаковая репрезентация, дискурсивная актуализация: дис. ...доктора фил. наук / О.А. Плахова. -Волгоград, 2013. - 542 с.
14. Слышкин Г.Г. Лингвокультурные концепты и метаконцепты. Автореф. дисс.докт. филол. наук. Волгоград, 2004. - С.67-73.
15. Слышкин Г.Г., Карасик В.И. Лингвокультурный концепт как элемент языкового сознания / Г.Г. Слышкин // Методология современной психолингвистики: Сборник статей. -М.: Издательство Алт. университета, 2003. — 9 с.
16. Стернин И.А. Основные компоненты структуры концепта и проблема сопоставления концептов/ И.А. Стернин // Язык и национальное сознание. 2008. Воронеж: Истоки. - С. 5-22.
17. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: 3-е изд. / Ю.С. Степанов - М.: Академический проект, 2004. -992 с.
18. Степанов, Ю.С. Концепты. Тонкая пленка цивилизации/ Ю.С. Степанов - М.: Языки славянских культур, 2007. - 254 с.
19. Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / Н.Ю. Шведова - М.: Азбуковник, 2011. -1164 с.
20. Юнг К.Г. Психологические типы / К.Г. Юнг - Спб.:Азбука, 2001. - 84 с.
21. Cambridge Dictionary //URL:dictionary.cambridge.org
22. Dickens Ch. A Christmas Carol / Ch. Dickens - Penguin Books Ltd., 2012. - 336p.
23. Encyclopaedia Britannica//URL:https://www.britannica.com/
24. MerriamWebster, Inc. Learner's Dictionary //URL:http://dictionary.cambridge. org/dictionary/
25. Oxford Living Dictionary//URL: https://en.oxforddictionaries. com/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ