Введение 6
Глава 1. Феномен «чудесного» в языке и культуре 8
1.1. Направления в изучении «концепта». Лингвокультурологический
подход в изучении концепта 8
1.2. Структура и содержание концепта 13
1.3. Феномен «чудесного» в человеческой культуре 17
Выводы по первой главе 23
Глава 2. Структурно-содержательные характеристики концепта «чудо», реализуемые в произведении Ч. Диккенса «Рождественские истории» .. 24
2.1. Идея повести Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе» 25
2.2. Образная составляющая концепта «чуда» в произведении 28
2.3. Ценностная составляющая концепта «чудо» в произведении 36
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список использованной литературы 43
За последние годы, в связи с интеграцией отдельных областей знаний и образованием новых дисциплин на стыке наук, научные исследования при-обрели гуманитарную и антропологическую направленность. Данная тенденция распространилась и на лингвистику. Признание тесной взаимосвязи культуры и языка послужило развитием таких наук, как психолингвистика, этнолингвистика, лингвоконцептология и т.д.
Представители дисциплины лингвокультурологии проявили интерес к изучению лингвокультурных концептов, который, в свою очередь, породил большое количество научных исследований.
Актуальность данного исследования выражается в противоречии между важностью понятия лингвокультурологического концепта и отсутствием единого подхода и метода его описания.
Выбор художественного материала, и раскрытие концепта «чудо» на его основе, в представленной работе, связан с важностью подобного исследования для изучения английской лингвокультуры, и отсутствием научных работ, посвященных изучению данного концепта в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
Объектом исследования послужил концепт «чудо» в «Рождественской песне в прозе».
Предметом исследования является сущностные характеристики лингвокультурологического концепта, его понятийная, образная и ценностная составляющие.
Целью исследования является комплексный анализ понятия «лингво-культурологический концепт», рассмотрение выявленных положений на основе концепта «чудо».
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по исследуемой проблеме с целью рас-смотреть и конкретизировать понятие «концепт» в рамках лингвокультурологического подхода к определению;
2) рассмотреть структуру и содержание концепта;
3) проанализировать концепт «чудо» в произведении Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
В основу бакалаврской работы легли труды таких ученых, как В. И. Карасик, Ю. С. Степанов, Г. Г. Слышкин и др.
В исследовании применялись методы количественного подсчета, контекстуальный анализ, компонентный анализ.
Практическая значимость заключается в том, что полученные данные могут быть полезны при изучении британской культуры, методика анализа может быть применена в работе с другими концептами.
Структура работы:
В первой главе представлена теоретическая часть работы, в которой собрана информация о понятии «концепт», о подходах к его определению, его структуре, содержании, а также рассмотрена понятийной составляющая концепта «чудо».
Во второй главе дается информация об исследуемом произведении, проанализирована образная и ценностная составляющие концепта «чудо» в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе».
В заключении выведены общие выводы по работе, результаты исследования, описана практическая ценность данной бакалаврской работы.
Изучение концептов, и в частности авторских концептов представляет большой интерес в плане расширения знаний в области лингвистики и культурологии. Перед нами стояла цель провести комплексный анализ лингво-культурологического концепта на примере концепта «чудо» в произведении «Рождественская песнь в прозе», опираясь на теоретическую базу.
По итогам исследования, нами были выполнены следующие задачи:
Была изучена научная литература по исследуемой проблеме, благодаря которой стало возможно рассмотреть и конкретизировать понятие лингво-культурологического концепта. Итак, лингвокультурологический концепт - явление, связывающее сознание, культуру и язык, включающее в себя комплекс знаний, накопленных индивидуально или коллективно, основанный на базовых признаках объекта, жизненном опыте, личном отношении к объекту и т.д.
Была рассмотрена структура и содержание концепта, вследствие чего, мы пришли к выводу, что структура концепта многослойна, и состоит из зон (ядро, приядерная зона, периферия). Содержание зон концепта определяется количественным методом подсчета репрезентантов, чем чаще ЛЕ употребляется в контексте концепта, тем ближе она к ядерной зоне, менее частотные располагаются ближе к периферийной зоне. Также были рассмотрены компоненты содержания: понятийный, образно-перцептивный, ценностный.
Последней, и основной, задачей работы была указана задача проанализировать концепт «чудо» в рамках произведения Ч. Диккенса «Рождественская песнь в прозе», используя полученные теоретические знаний. В практической части работы, было проведено исследование, позволившее нам выявить образный и ценностный компоненты в произведении, путем контекстуального анализа, численного подсчета повторений употребления ЛЕ- репрезентантов, поиска синонимичных рядов слов. Образный компонент составили ЛЕ, характеризующие образ «чудесного», ассоциации и ощущения, которые в свою очередь были переданы с помощью таких средств художественной выразительности, как метафоры, эпитеты, аллитерация и т.д.
Анализ ценностного компонента концепта «чудо» в произведении показал, что в данном тесте преобладают следующие ценностные доминанты: предупреждение, надежда, демонстрация, преображение. Доминанта «преображение» является наиболее наглядной, т.к. мы можем наблюдать динамику героя в ходе развития сюжета.
Таким образом, поставленная цель была реализована, а задачи выполнены.
Данная бакалаврская работа может послужить теоретическим материалом для работы с другими концептами, а также быть применена с целью изучения британской культуры. Концепты манифестируют народную ментальную составляющую, соответственно позволяют глубже понять представителей иноязычной культуры, что несомненно несет в себе практическую пользу.