Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №110486

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы108
Год сдачи2020
Стоимость4350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
178
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования коммуникативных УУД у
младших школьников на уроках русского языка 8
1.1 Формирование коммуникативных УУД у младших школьников как
психолого-педагогическая проблема 8
1.2 Педагогические условия формирования коммуникативных УУД у
младших школьников на уроках русского языка 21
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию
коммуникативных УУД у младших школьников 40
2.1 Диагностика сформированное™ коммуникативных УУД у младших
школьников 40
2.2 Содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы
по формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка 51
2.3 Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 62
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложение А Результаты диагностики на констатирующем этапе
исследования 84
Приложение Б Фрагменты разработанных конспектов уроков 85
Приложение В Описание методик диагностики уровня сформированности коммуникативных УУД 101


Самый актуальный вопрос образования - его постоянные изменения, дополнения и новшества. Раньше учителя формировали у своих учеников знания, умения и навыки. Сейчас же их заменили универсальные учебные действия, а целью образовательного стандарта стало формирование функционально грамотной личности. У школьников формируются различные компетенции, важными стали не только предметные результаты, но и метапредметные. Не зря универсальные учебные действия называются именно «универсальными», ведь предполагается, что они помогут человеку в дальнейшей жизни вне школы и учебных предметов.
Дети учатся учиться, именно для этого и выделили универсальные учебные действия (УУД). Всего выделяют 4 вида УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные и познавательные. Каждый из видов отвечает за определённую сферу, внутри которой определяются различные умения и навыки или, по-другому, учебные действия.
В рамках изучения предмета «Русский язык» в школе формируются все виды универсальных учебных действий, но особенно стоит выделить его положительные образовательные возможности именно для коммуникативных УУД. Ведь в сути этого вида УУД язык и речь, которые являются основой изучения русского языка. Также стоит отметить, что, не обладая достаточными знаниями и умениями по этому предмету, ученик не сможет успешно решать все учебные задачи и проблемы. Родной язык - это основа формирования нашего мышления, воображения, творческих способностей и, конечно, навыков как самостоятельной, так и взаимной деятельности. Благодаря русскому языку и тому, чему он обучает, становятся возможными успешная социализация и становление личности детей.
На разных этапах развития человека его умения говорить и общаться являются одними из важнейших умений. Дети учатся говорить и общаться как вербально, так и невербально с раннего детства. От первого слова и к моменту поступления в школу проходит несколько лет знакомства детей с миром и развития у них различных навыков коммуникации. Но чаще всего этого совершенно недостаточно для дальнейшего успешного обучения в школе и становления личности.
Сейчас многие дети испытывают трудности в общении, они часто не умеют выражать свои мысли так, чтобы их поняли остальные, не умеют взаимодействовать с другими людьми или не знают, как работать полностью самостоятельно. Конечно, помимо этого есть другие проблемы, которые несомненно требуют решения. Однако именно на уроках русского языка есть возможность создать условия для наиболее эффективного формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. Актуальность данного исследования состоит в том, что в обществе сейчас необходимо быть человеком, обладающим сформированной коммуникативной компетенцией. Современный человек должен уметь выражать свои мысли, продуктивно взаимодействовать с окружающими, а также важна сформированность таких умений, как умение договариваться, умение слушать и слышать собеседника, умение согласованно выполнять различные задания в совместной деятельности, умение распределять роли, ввести дискуссию и контролировать действия свои и партнёра.
В соответствии со всем вышесказанным и формируется тема нашего исследования: «Формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка».
Цель исследования: разработать, создать и проверить опытно-экспериментальным путём эффективность педагогических условий для формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативных УУД у младших школьников.
Предмет исследования: формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: формирование коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка будет более успешным, если
- создать благоприятные условия для формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка;
- разработать и внедрить систему упражнений, которые будут способствовать формированию коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка;
- при обучении младших школьников на уроках русского языка
систематически использовать различные методы и приёмы формирования коммуникативных УУД: развивающие, коммуникативные, игровые, проективные, личностно-ориентированные.
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме
исследования и проанализировать её;
- выявить педагогические условия и особенности формирования коммуникативных УУД у младших школьников на уроках русского языка;
- провести диагностику актуального уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников;
- разработать конспекты уроков по русскому языку, отражающие выделенные педагогические условия формирования коммуникативных УУД и проверить их эффективность опытно-экспериментальным путём;
- проанализировать результаты, оценить эффективность педагогических условий и сделать соответствующие выводы.
Для того, чтобы решить поставленные задачи и проверить поставленную гипотезу мы использовали следующие методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ педагогической, психологической, научной, методической и специальной литературы; анализ и обобщение экспериментальных данных, формулировка выводов по результатам исследования;
- эмпирические: проведение педагогического эксперимента в три этапа (констатирующий, формирующий и контрольный); проведение педагогической диагностики: тест-опросник «Оценка уровня общительности», автор В.Ф. Ряховский, методика «Рукавички» (автор Г. А. Цукерман), методика «Кто прав» (автор Г. А. Цукерман); стандартизированная методика «Дорога к дому».
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная система упражнений по русскому языку может использоваться учителями начальных классов для формирования у младших школьников коммуникативных УУД.
Базой исследования стало муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа №5 имени генерала-майора М.Ф. Федорова», 3 «А» класс (26 человек) и 3 «Б» класс (24 человека).
Структура работы состоит из введения, раскрывающего проблему исследования и методологический аппарат, а также из двух глав: теоретической и практической, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Коммуникативные УУД - это широкий круг умений, знаний и сформированных навыков, позволяющий ребёнку в момент становления личности показать свою уникальность и выражать её понятным для окружающих людей способом, уметь действовать в разных ситуациях и оценивать действия свои и окружающих в соответствии с установленными нормами, найти приемлемый для себя способ получения новых знаний и многое другое
Важно отметить тот факт, что коммуникативные универсальные учебные действия отличаются от других видов универсальных учебных действий тем, что они связаны не с содержанием обучения, а со способом организации учебного процесса. Конечно, формирование коммуникативных УУД осуществляется на каждом уроке, но плодотворнее всего - на уроке русского языка
Для построения эффективного процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий важно выделить особые педагогические условия, благодаря которым будет возможно повысить приоритетность коммуникативного мотива обучения и повысить уровень коммуникативной компетентности младших школьников:
- Использование различных приемов, методик, методов, средств и технологий обучения устной и письменной коммуникации.
- Изменение самого сценария урока русского языка для успешного формирования коммуникативных УУД
- Практика использования различных видов уроков во время их разработки и планирования учебного процесса.
- Использование различных видов групповой формы работы на уроке.
- Применение разных видов учебных игр на уроке.
- Привлечение особого внимания формированию речи учащихся и овладению учениками различными видами речевой деятельности.
При благоприятных условиях, грамотно созданных учителем, на уроке русского языка вкупе происходит плодотворное освоение знаний и формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Мы определили, что видимые изменения заметны на результатах диагностики экспериментальной группы исследования (3 «А» класс): показатель высокого уровня вырос с 16% до 24%, показатель среднего уровня вырос с 64% до 68%, а вот показатель низкий уровень напротив показал тенденцию снижения - с 20% до 8%.
Исходя из на динамики результатов исследования, мы смогли сделать вывод о том, что создание на уроках русского языка в особых педагогических условий способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников. А значит выдвинутся нами гипотеза подтвердилась и цель работы была достигнута.



1. Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребенка в любви, свободе и творчестве. М.: Эксмо, 2018. 384 c.
2. Айдарова Л.И. Психологические проблемы обучения младших школьников русскому языку. М.: Просвещение, 1998. 283 с.
3. Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку // Русский язык. 2006. №3. С. 16-21.
4. Аристова Т.А. Речемыслительная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода в период обучения грамоте // Начальная школа. 2016 . №4 . С. 20-23.
5. Архипова Е. В. Основы методики развития речи учащихся : учебник и практикум для среднего профессионального образования. Изд. 2-е. М.: Издательство Юрайт, 2019. 202 с. (Профессиональное образование).
6. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли / А.Г. Асмолов. М.: Просвещение, 2011. 67 с.
7. Байбакова О.Ю., Журавлева С.С. Социально-коммуникативное развитие учащихся один из факторов повышения качества начального образования // Начальная школа. 2017. № 9 . С. 14-17.
8. Батырева С.Г. К вопросу о коммуникативной компетенции младших школьников // Начальная школа. 2015. №11.С. 32-34.
9. Богданова А.В. Развитие интонационных умений диалогической речи младших школьников // Начальная школа. 2017. №1. С. 56-58.
10. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх. М.: Академия, 2011. 43с.
11. Быстрова Е.А. Цели обучения русскому языку, или Какую компетенцию мы формируем на уроках русского языка // Русская словесность. 2003. №1. С. 35-40
12. Виноградова Н.Ф. Актуальные проблемы современного
начального образования // Начальная школа. 2017. № 9. С. 3-9.
13. Данелян Е.Г., Горшкова С.Е., Добрынина А.М. Обучение и воспитание - неразрывный процесс // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 12. С. 38-41.
14. Данюшенков В.С., Коршунова О.В. Современный урок:
тенденции развития //Педагогика. 2017. № 10. С. 24-31.
15. Доровских И.С. Как помочь младшим школьникам в формировании коммуникативных умений? // Начальная школа. 2016. №3. С. 29-32.
16. Жесткова Е. А. Особенности работы в малых творческих группах на уроках литературного чтения // Начальная школа. 2019. № 2. С. 54-57.
17. Жуковина Ю. В. Специфика формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. 2016. № 7. С. 78-80.
18. Зиновьева Т.И. Современные научно-методические концепции развития речи младших школьников // Начальная школа. 2017. №1. С. 40-43.
19. Калинина Л.В. Развитие связной речи у младших школьников // Начальная школа. 2017. № 7. С. 64-68.
20. Карабанова О.А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
2010. № 2. С.11-12.
21. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Array Литагент «Попурри». 2015. 64 с.
22. Колесова С.В. Развитие позитивного мышления младших школьников в игре // Начальная школа. 2016. №10. С. 23-27.
23. Кузнецова М.И. Педагогическая диагностика - одно из условий совершенствования образовательного процесса // Начальная школа. 2017. № 9. С. 39-44.
24. Лихачев С.В. Формирование у младших школьников представлений о языковой картине мира // Начальная школа. 2017. №1. С. 16-19.
25. Локтионова И.Ю. Развитие коммуникативной среды в образовательном учреждении// Начальная школа. 2010. № 12. С. 4-9.
26. Лорсанова А.А., Лорсанова Л.С. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). Казань: Бук, 2015. С. 7-11.
27. Микерова Г.Ж., Брусенцова О.Л. Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. С. 33-36.
28. Митина Г.В., Гребень Л.Ю. Методические условия развития обучаемости школьников // Начальная школа. 2016. №10. С. 37-41.
29. Михалкович Н. В., Барков В.А., Сквицкая М.Е. Социализация личности на разных этапах возрастного развития: опыт, проблемы, перспективы: сб. науч. ст.; под ред. Н. В. Михалкович. Гродно : ГрГУ им Я. Купалы, 2015. 159 с.
30. Моро М. И. Проблемы урока волнуют учителей // Начальная школа. 2018. № 11. С. 74-75.
31. Моуравова М.Л. Формирование коммуникативной компетенции на начальном этапе обучения русскому языку в условиях поликультурной школы // Начальная школа с вкладкой Практика: журнал. 2017. № 10. С. 55¬58.
32. Налимова Т.А. Как научить младших школьников создавать устные высказывания на учебные темы // Начальная школа. 2015. №1. С. 27¬31.
33. Нарыкова Г. В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2019. № V3. С. 56-60.
34. Никитина Е. Ю., Мишанова О. Г. Общедидактические методы педагогического управления коммуникативным образованием младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. №2. С. 59-63.
35. Никитченкова А.Ю. Речевое развитие младшего школьника в изменяющемся мире // Начальная школа с вкладкой Практика. 2016. №2. С. 20-24.
36. Романова В.Ю. Диалогическая речь - показатель учебной культуры школьника // Начальная школа. 2017. № 9. С. 17-23.
37. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М.: Просвещение, 2000. 237 с.
38. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития // Начальная школа. 2017. № 9. С. 45-51.
39. Савельева Л. В. Обучение орфографии как процесс реализации познавательного потенциала младших школьников // Начальная школа. 2018. № 11. С. 30-37
40. Сагдиева И.Т. Урок - продуктивная площадка организации учебного сотрудничества // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 6. С. 28-32.
41. Сайнудинова Н.К. Развитие связной речи на уроках русского языка // Начальная школа. 2016. №4. С. 28-30.
42. Серебренникова Ю.А., Амусина В.А. Формирование языковой и лингвистической компетенции на уроках русского языка // Начальная школа. 2016. №6. С. 29-32.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011и 2012 гг./ М-во образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2014. 28 с.
44. Федосова И.В. Формирование ценностных ориентаций младших школьников // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. №6. С. 17-20.
45. Фролова Л.А. Возможности уроков русского языка для всестороннего развития учащихся // Начальная школа. 2016. №3. С. 37-39.
46. Фролова Л.М. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 6. С. 43-45.
47. Харченко О.О. Как усилить коммуникативную направленность работы над предложением // Начальная школа. 2002. №1. С. 18
48. Харченко О. О. Учим младших школьников редактировать собственные тексты // Начальная школа. 2019. № 2. С. 26-30.
49. Холматова З.А. Этапы формирования культуры диалогических отношений у учащихся начальных классов // Педагогическое образование и наука. 2016. №3. С. 132-134.
50. Холматова З.А. Особенности субъект-субъектных отношений в процессе дискуссии, основанной на диалоге // Педагогическое образование и наука. 2017. № 2. С. 104-106.
51. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Виды общения в обучении. М.: Томск, 2001. 115с.
52. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться. М. Рига: Педагогический центр "Эксперимент", 2010. 67с.
53. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 5. С. 17-22.
54. Ширинкина О.А. Формирование положительной мотивации к учебной деятельности у младших школьников // Начальная школа. 2015. №7. С. 44-45.
55. Шкуричева Н.А. Взаимодействие младших школьников как средство развития коммуникативной компетентности // Начальная школа.
2011. № 11. С. 4-10.
56. Щеголева Г.С. Речевое развитие учащихся по учебникам русского языка // Начальная школа с вкладкой Практика. 2015. №2. С. 20-26.
57. Щеголева Г. С. Актуальные направления работы с текстом в авторской системе Т. Г. Рамзаевой // Начальная школа. 2019. № 2. С. 22-25.
58. Щекотихина И.В. Обучение младших школьников проектной деятельности // Начальная школа с вкладкой Практика. 2017. № 8. С. 49-52.
59. Щуркова Н. Е. Педагогика. Воспитательная деятельность педагога. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 320 с.
60. Щуркова Н. Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. Учебное пособие для СПО. М.: Юрайт, 2019. 168 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ