Введение 5
Глава 1. Основания применения увольнения для противодействия коррупции на государственной службе
1.1. Коррупционные правонарушения и правонарушения в сфере
противодействия коррупции: понятие и признаки
1.2. Нарушение антикоррупционных требований как основание для
увольнения с государственной службы
1.3. Нормативно-правовые основания увольнения с государственной службы
за нарушения антикоррупционных требований 29
Глава 2. Увольнение государственных служащих за нарушения законодательства о противодействии коррупции как мера юридической ответственности 38
2.1. Дисциплинарная ответственность государственных служащих за нарушение антикоррупционного законодательства 47
2.2. Процедура увольнения государственных служащих за нарушения
законодательства о противодействии коррупции
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования. Работа посвящена исследованию системы антикоррупционных мер на государственной гражданской службе, включая вопросы увольнения со службы за несоблюдение антикоррупционного законодательства.
Ни для кого не секрет, что коррупция является одной из самых существенных проблем для России. Не зря ее называют «тормозом» в развитии нашей страны. Коррупционные деяния опасны сами по себе, но кроме того, они зачастую влекут за собой весьма тяжелые и даже трагические последствия. Один из ярких примеров тому пожар в торговом центре «Зимняя вишня» г. Кемерово, унесший жизни 60 человек.
Борьба с коррупцией - один из главных приоритетов России. Во многом она зависит от правовой политики государства в сфере государственной службы.
С 2008 года весьма активно принимаются нормативные правовые акты, направленные на противодействие коррупции в разных сферах. В том числе на государственной службе.
Существенную роль в арсенале антикоррупционных механизмов выполняет отстранение коррумпированного чиновника от государственной службы посредством увольнения. С одной стороны - это мера карательная. С другой - такая мера выполняет функцию охранительную (или пресекательную). Она призвана исключить возможность для коррупционера совершать коррупционные правонарушения в дальнейшем, а также разрыву или ослаблению коррупционных связей, в которых он принимал или мог принимать участие.
Введена новая мера ответственности - увольнение с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия. В тоже время, сама формулировка «утрата доверия» носит весьма субъективный оттенок, и, как отмечается учеными и практиками, применение данной нормы вызывает ряд вопросов.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе увольнения государственных служащих в качестве меры противодействия коррупции на государственной службе Российской Федерации.
Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, работы исследователей, посвященные вопросам увольнения госслужащих в качестве меры противодействия коррупции.
Цель и задачи исследования. Основной целью настоящей работы является комплексное исследование теоретических и практических проблем увольнения госслужащих за совершение коррупционных правонарушений; выработка предложений по совершенствованию антикоррупционного законодательства и практическому повышению эффективности всего комплекса антикоррупционных мер.
Достижение указанной цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных задач:
изучение понятия коррупции, выделение признаков и осуществление классификации коррупционных правонарушений;
анализ системы мер противодействия коррупции на государственной службе и разработка предложений по ее совершенствованию;
определение места увольнения с государственной службы в системе антикоррупционных мер;
выявление недостатков в системе антикоррупционных мер применительно к наиболее подверженным коррупции видам деятельности на государственной службе;
анализ нормативно-правовых актов, устанавливающих систему антикоррупционных требований, запретов и ограничений на государственной службе;
исследование особенностей дисциплинарного производства за совершение правонарушений в сфере противодействия коррупции на государственной службе и назначения взыскания в виде увольнения (в том числе в связи с утратой доверия).
Степень разработанности темы. Проблемы привлечения государственных гражданских служащих к ответственности за коррупционные правонарушения исследовали: Д.Н. Бахрах, И.В.
Бараненкова, А.В. Куракин, К.В. Севрюгин, А.Л. Юсупов и другие.
Методологическую основу составили следующие методы: формальной логики, диалектический, системный, собственно-юридический.
Теоретической основой послужили труды исследователей в области общей теории права, конституционного права, административного права, трудового права, уголовного права.
Нормативную базу работы составили Конституция Российской Федерации, антикоррупционное законодательство, законодательство о федеральной государственной гражданской службы (в широком смысле слова).
Современный этап борьбы с коррупцией характеризуется важнейшим качественным изменением. С принятием в 2008 г. Федерального закона «О противодействии коррупции» уголовная и административная ответственность за коррупционные преступления перестали быть единственным правовым механизмом ее сдерживания. С учетом того, что коррупция по своей природе характеризуется особыми возможностями правонарушителя по сокрытию следов, системой разветвленных взаимосвязей (проникающих в том числе в правоохранительные органы) и взаимного укрывательства — и, как следствие, высокой латентностью, обеспечить принцип неотвратимости наказания за коррупцию во многих случаях очень непросто.
На государственном уровне установлены механизмы установлены механизмы противодействия коррупции на государственной гражданской службе, в том числе посредством установления обязанностей, запретов и ограничений. Это, прежде всего, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции».
За несоблюдение антикоррупционных требований на государственного служащего и или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии.
Весьма специфической является такая мера, как увольнение государственного гражданского служащего в связи утратой доверия.
Согласно ст. 59.2. Закона о государственной гражданской службе, гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
1) непринятия гражданским служащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
2) непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
3) участия гражданского служащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
4) осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности;
5) вхождения гражданского служащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
6) нарушения гражданским служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Работодатель, по большому счету, не может прямо обвинить его в коррупции. Он может лишь передать материалы в соответствующие правоохранительные органы, которые вправе при наличии признаков коррупционного преступления, возбуждать уголовные дела.
Полагаем, что увольнение в связи с утратой доверия представляется мерой весьма неоднозначной, поскольку она не дифференцирована в зависимости от тяжести последствий, от вины правонарушителя, отсутствуют альтернативные санкции. Например, один государственный гражданский служащий не указал счет в российском банке, на котором 100 рублей, другой не указал счет в иностранном банке, где миллионы евро. Исходя из нынешней трактовки закона, оба являются правонарушителями и безапелляционно подлежат увольнению по мотивам утраты доверия. Либо, например, супруг (супруга) служащего умышленно скрывает данные о своем имуществе (имущественных обязательствах), о чем сам служащий не знает. На наш взгляд, такое наказание вызывает вопросы с точки зрения справедливости и его соразмерности.
Таким образом, институт увольнения в связи с утратой доверия нуждается в дальнейшей теоретической разработке.
В целом же, государственная и общественная деятельность по противодействию коррупции должна носить комплексный характер и идти не только по пути ужесточения взысканий, но и по пути устранения причин, порождающих коррупцию.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2. Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) // Бюллетень международных договоров. 2001. № 3.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 19.02.2018) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2018) // СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1), Ст. 1.
6. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре» // СЗ РФ. 1995. № 47. Ст. 4472.
7. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах» (в ред. от 22 декабря 2014 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3586; 2014. № 52. Ч. I. Ст. 7542.
8. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6228
9. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 15.
10. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
11. Федеральный закон от 08.03.2006 № 40-ФЗ «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» // СЗ РФ. 2006. № 26. Ст. 2780.
12. Федеральный закон 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 49. Ч. 1. Ст. 7020.
13. Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 08.05.2013.
14. Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» // СЗ РФ. № 12. Ст. 1391.
15. Приказ Минэнерго РФ от 28 августа 2009 г. № 392 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2009. 30 сент.
16. Приказ Минкомсвязи России от 20 февраля 2013 г. № 27 «О Перечне должностей федеральной государственной гражданской службы в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» // Российская газета. 2013. № 62.
Учебная и специальная литература:
17. Административное право России: курс лекций / под ред. Н.Ю. Хаманевой. М., 2007.
18. Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения
военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2014. № 7. С. 30-35.
19. Богуш Г.И. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // Вестник Московского ун-та. 2006. № 3. Сер. 11: Право. С. 32-34.
20. Ведерникова О.Н. О работе Экспертного совета для подготовки предложений по реализации в законодательстве Российской Федерации положений международных конвенций о борьбе с коррупцией и зарубежный опыт конфискации имущества // Совершенствование борьбы с организованной преступностью, коррупцией и экстремизмом / под ред. А.И. Долговой. М., 2008.
21. Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). Подготовлен для системы «КонсультантПлюс», 2014.
22. Григорьев В.В. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (постатейный). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
23. Гришковец А.А. Дисквалификация государственных гражданских служащих // Административное и муниципальное право. 2013. №12. С. 1122-1138.
24. Густова Л.В. Антикоррупционные запреты, установленные в
отношении сотрудников полиции // Административное право и процесс. 2014. № 2.
25. Добробаба М.Б. Понятие и сущностные признаки дисциплинарного взыскания в служебно-деликтном праве // Административное и муниципальное право. 2013. № 4.
26. Добробаба М.Б. Проблема систематизации служебно-дисциплинарных деликтов // Административное право и процесс. 2013. № 7. С. 48-50.
27. Добробаба М.Б. Служебно-деликтный процесс как составная часть административного процесса // Административное право и процесс. 2013. № 9. С. 25-27.
28. Избиенова Т. Утрата доверия как основание увольнения с
государственной гражданской службы // Кадровик. Трудовое право для кадровика. 2013. № 3. С. 26-34.
29. Кабанов П.А. Антикоррупционные функции подразделений кадровых
служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений органов публичной власти: понятие, содержание, виды //
Административное и муниципальное право. 2014. № 9. С. 981-992.
30. Канунникова Н.Г. Теоретические аспекты административно-правовых запретов в органах внутренних дел (полиции) // Административное право и процесс. 2014. № 8.
31. Киселев А. Расторжение трудового договора по инициативе работодателя как вид дисциплинарного взыскания: конституционные аспекты. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
32. Кленова Т.В. О проблеме ответственности за коррупционные
преступления // Материалы слушаний Общественной палаты Самарской области «Об эффективности антикоррупционных мероприятий и участие институтов гражданского общества в реализации антикоррупционной политики» / под ред. В.В. Полянского. Самара, 2011.
33. Клепицкий И.А., Резанов В.И. Получение взятки в уголовном праве России. Комментарий законодательства. М., 2001.
34. Козлов Т.Л. Противодействие коррупции в военной организации государства / под общ. ред. А.В. Кудашкина. М., 2013.
35. Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений // Право и экономика. 2011. № 10. С. 61-65.
36. Кондратьев С.М. Теоретико-правовые проблемы конструирования
состава дисциплинарного правонарушения (проступка)
военнослужащего // ЭНИ «Военное право». 2014. Вып. 1.
37. Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах. 2011. № 10. С. 12-16.
38. Корякин В.М., Кот П.А. Материальная ответственность за
коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2013. №. 2. С. 2-6.
39. Крусс В.И. Теория конституционного правопользования. М., 2007.
40. Крюкова Н.И. Сущность коррупции, ее причины и влияние на правопорядок // Государственная власть и местное самоуправление. 2013. № 2. С. 29-35.
41. Кузнецова Н.Ф. Коррупция в системе уголовных наказаний // Вестник Московского ун-та. 1993. № 1.
42. Куревина Л.В. Вопрос-ответ // Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения. 2014. № 2. С. 77-78.
43. Лазарева Н. Вопрос-ответ // ЭЖ-Юрист. 2013. № 25.
44. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс трудового права: учебник: в 2 т. М., 2004. Т. 2.
45. Магомедов Н.Н. Понятие коррупции в России // Российский
следователь. 2013. № 3. С. 25-28.
46. Мельник Н.И. Механизм преступного коррупционного поведения // Уголовное право. 2000. № 1. С. 70-73.
47. Михайлов В. Статья 20 Конвенции ООН против коррупции об ответственности за незаконное обогащение и возможные направления отражения ее идеи в правовой системе Российской Федерации // Уголовное право. 2012. №. С. 113-119.
48. Носова Ю.Б. Дисциплинарная ответственность государственных
гражданских служащих Российской Федерации. Воронеж, 2011.
49. Общее административное право: учебник / под ред. Ю.Н. Старилова. Воронеж, 2007.
50. Окороков В.К. Антикоррупционное законодательство в системе органов местного самоуправления // Государственная власть и местное самоуправление. 2014. № 1. С. 34-39.
51. Савин И.Г. Дисциплинарная ответственность государственных служащих // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. № 8. С. 22-27.
52. Севрюгин К.В. Противодействие коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации: административно¬правовое исследование: дис. ... канд. юрид. наук. Тюмень, 2011.
53. Синельщиков Ю.П. Пути реализации статья 20 Конвенции ООН против коррупции в российском законодательстве и прокурорской практике // Законность. 2014. № 2. С. 5-9.
54. Скудин А.С. Дисциплинарная ответственность за осуществление экстремистской деятельности // Российский следователь. 2011. № 5. С. 27-29.
55. Сорокин Р.С. Прозрачность как основной принцип противодействия коррупции // Потенциал современной науки. 2015. № 1. С. 109-112.
56. Стрельников К.А. Вопросы реализации Федерального закона «О противодействии коррупции» // Юридический мир. 2009. № 3.
57. Суняева Р.Л. Азбука трудовых отношений. Полезные советы для работников и работодателей. Ростов н/Д, 2006.
58. Тарасов А.А. Антикоррупционные стандарты в уголовном
судопроизводстве: от законодательной идеи к процедурному
воплощению // Уголовное судопроизводство. 2010. № 1. С. 13-20.
59. Тимошенко Д.А. Взяточничество в настоящее время в Российской Федерации и меры по его предупреждению // Юридический мир. 2013. № 6. С. 29-34.
60. Трудовое право России / под общ. ред. М.В. Преснякова, С.Е. Чаннова. Саратов, 2014.
61. Чаннов С. Совершенствование антикоррупционных законов // ЭЖ- Юрист. 2012. № 10.
62. Юсупов А.Л. Дисциплинарная ответственность за нарушение законодательства о противодействии коррупции: дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2014.