Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности
|
Введение 5
1 Теоретические основы обеспечения экологической безопасности:
конституционный аспект 9
1.1 Обеспечение экологической безопасности: понятие, сущность и
содержание 9
1.2 Конституционно-правовые принципы обеспечения экологической
безопасности 19
2 Конституционные основы обеспечения экологической безопасности
в деятельности органов публичной власти 26
2.1 Конституционно-правовые способы обеспечения экологической
безопасности 26
2.2 Определение и реализация основных направлений национальной
политики в сфере обеспечения экологической безопасности 35
2.3 Обеспечение экологической безопасности в деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления 42
Заключение 63
Список используемой литературы
1 Теоретические основы обеспечения экологической безопасности:
конституционный аспект 9
1.1 Обеспечение экологической безопасности: понятие, сущность и
содержание 9
1.2 Конституционно-правовые принципы обеспечения экологической
безопасности 19
2 Конституционные основы обеспечения экологической безопасности
в деятельности органов публичной власти 26
2.1 Конституционно-правовые способы обеспечения экологической
безопасности 26
2.2 Определение и реализация основных направлений национальной
политики в сфере обеспечения экологической безопасности 35
2.3 Обеспечение экологической безопасности в деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления 42
Заключение 63
Список используемой литературы
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации закрепляет правовые средства, обеспечивающие реальную защиту населения от экологических угроз и потерь. Составляя предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обеспечение экологической безопасности развивается через совокупность определенных институтов, в основу деятельности которых заложены конституционно-правовые приоритеты обеспечения национальной безопасности.
Действенным способом обеспечения экологической безопасности выступают конституционные экологические права личности, требующие создания условий для их эффективной реализации, а также формирования механизма их защиты.
Конституционная обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в экологической сфере выполняет роль важного связующего звена в данном процессе и призвана содействовать реализации интересов индивида.
Вместе с тем обострение экологической ситуации в российском обществе, сопровождающееся ослаблением смыла конституционно-правовой категории «достойная жизнь и развитие человека» в условиях соответствующей проработки социально-экологических стандартов жизни, приводит к пересмотру стратегических приоритетов в экологической политике
государства и в законодательной деятельности.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
Из глобальных проблем, стоящих перед цивилизованными социумами наиболее остро стоит экологический кризис, произрастающий из отношения человека к природе.
Согласно мнению экспертов невозобновимые природные ресурсы подходят к концу, и их, учитывая темпы роста населения земли, осталось лишь на несколько десятилетий. Экологический кризис, ставя под угрозу само существование человека на планете, делает вопросы экологического благополучия не просто актуальными, но доминирующим фактором общественного развития. Складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам включает все человечество, интегрируя политику национальных государств в единое правовое поле.
Цель работы состоит в комплексном анализе понятия, сущности и содержания обеспечения экологической безопасности; формулировании теоретических положений и практических предложений, способствующих конституционно-правовому обеспечению экологической безопасности в современной России.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и содержание экологической безопасности;
- определить конституционно-правовые принципы обеспечения
экологической безопасности;
- рассмотреть конституционно-правовые способы обеспечения
экологической безопасности;
- исследовать определение и реализацию основных направлений национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности ;
- проанализировать обеспечение экологической безопасности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, вовлеченных в конституционно-правовое пространство обеспечения экологической безопасности в современной России.
Предметом исследования выступает нормативное закрепление обеспечения экологической безопасности в российском законодательстве.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной и правоприменительной практики, статистические данные, информация о деятельности органов публичной власти, материалы периодической печати и данные, размещенные в сети Интернет, по теме работы.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых по вопросам конституционного, экологического и природоресурсного права, социологов и других специалистов, связанные с исследованием экологических проблем национальной безопасности.
Методологическая основа исследования. Обеспечение экологической безопасности является сложным и неоднородным институтом в методологическом аспекте. В связи с этим в исследовании использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания.
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении комплексного исследования конституционно-правовых основ обеспечения экологической безопасности в современной России, которое может способствовать осуществлению последующих исследований в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных конкретных мерах по развитию и совершенствованию конституционно-правового законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Действенным способом обеспечения экологической безопасности выступают конституционные экологические права личности, требующие создания условий для их эффективной реализации, а также формирования механизма их защиты.
Конституционная обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в экологической сфере выполняет роль важного связующего звена в данном процессе и призвана содействовать реализации интересов индивида.
Вместе с тем обострение экологической ситуации в российском обществе, сопровождающееся ослаблением смыла конституционно-правовой категории «достойная жизнь и развитие человека» в условиях соответствующей проработки социально-экологических стандартов жизни, приводит к пересмотру стратегических приоритетов в экологической политике
государства и в законодательной деятельности.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
Из глобальных проблем, стоящих перед цивилизованными социумами наиболее остро стоит экологический кризис, произрастающий из отношения человека к природе.
Согласно мнению экспертов невозобновимые природные ресурсы подходят к концу, и их, учитывая темпы роста населения земли, осталось лишь на несколько десятилетий. Экологический кризис, ставя под угрозу само существование человека на планете, делает вопросы экологического благополучия не просто актуальными, но доминирующим фактором общественного развития. Складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам включает все человечество, интегрируя политику национальных государств в единое правовое поле.
Цель работы состоит в комплексном анализе понятия, сущности и содержания обеспечения экологической безопасности; формулировании теоретических положений и практических предложений, способствующих конституционно-правовому обеспечению экологической безопасности в современной России.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и содержание экологической безопасности;
- определить конституционно-правовые принципы обеспечения
экологической безопасности;
- рассмотреть конституционно-правовые способы обеспечения
экологической безопасности;
- исследовать определение и реализацию основных направлений национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности ;
- проанализировать обеспечение экологической безопасности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, вовлеченных в конституционно-правовое пространство обеспечения экологической безопасности в современной России.
Предметом исследования выступает нормативное закрепление обеспечения экологической безопасности в российском законодательстве.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной и правоприменительной практики, статистические данные, информация о деятельности органов публичной власти, материалы периодической печати и данные, размещенные в сети Интернет, по теме работы.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых по вопросам конституционного, экологического и природоресурсного права, социологов и других специалистов, связанные с исследованием экологических проблем национальной безопасности.
Методологическая основа исследования. Обеспечение экологической безопасности является сложным и неоднородным институтом в методологическом аспекте. В связи с этим в исследовании использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания.
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении комплексного исследования конституционно-правовых основ обеспечения экологической безопасности в современной России, которое может способствовать осуществлению последующих исследований в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных конкретных мерах по развитию и совершенствованию конституционно-правового законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Согласно статье 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации, основополагающими целями обеспечения экологической безопасности признаются:
Во-первых, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
Во-вторых, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
По мнению экспертов, существует и третья стратегическая цель: выявление, предупреждение и минимизация последствий криминальной деятельности отдельных лиц и преступных групп, наносящей ущерб экологической безопасности страны. Подобное оказание внимания экологическим проблемам сигнализирует о кризисе, сложившимся в настоящее время, который влияет на качество и продолжительность жизни населения, снижение рождаемости, увеличение заболеваемости и иные социальные аспекты.
Возникновение экологического кризиса - не случайное явление. Оно связано с основными идеями и парадигмами, которые легли в основу современной цивилизации, и эти идеи входят в принципиальное разногласие с законами существования природного мира.
В описываемой ситуации нормы права становятся наиболее очевидным методом сглаживания остроты сложившегося противоречия, и служат средством если не полного устранения одной из сторон проблемы, то хотя бы поиска компромисса между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Правовое решение экологических проблем можно рассматривать в качестве наиболее радикального инструмента обеспечения экологической безопасности, в отличие от прочих мер, экономических, к примеру, которые способны улучшить ее состояние или нивелировать ущерб, но не защитить.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
В настоящее время в Российском законодательстве наблюдается нехватка нормативно-правовых актов в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Более того, не все законодательные акты в этой области действительно направлены на улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации. Например, Федеральный закон 1995 года «Об использовании атомной энергии», согласно которому разрешено ввозить на территорию РФ ядерное топливо, что создаёт ещё большую опасность для экологии нашей страны.
В научной литературе популярно мнение, что для того, чтобы усовершенствовать законодательство в данной сфере, необходимо принять закон «Об экологической безопасности», «Стратегию экологической безопасности Российской Федерации».
Необходимо, чтобы правовое регулирование экологической безопасности было направлено на обеспечение защиты граждан. Помощь в этом может повышение интереса в использовании, так называемых, экологически «чистых» технологи, направленных на улучшение окружающей среды.
Экологическая безопасность является приоритетным аспектом развития любого государства и Российской Федерации, в частности. Поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности и возникающим при этом проблемам. Необходимо помнить, что любые негативные воздействия человека на окружающую среду впоследствии будут обращены против него самого.
Конечно, изменить сознание людей представляется затруднительным, ещё труднее направить всю политику страны на обеспечение экологической безопасности государства, однако это необходимо для обеспечения выживания нации перед лицом экологической опасности.
Пленум Верховного суда РФ дал разъяснения судам по применению законодательства, устанавливающего обязанность возмещения вреда, причинённого окружающей среде (постановление от 30.11.2017 № 49). Данным постановлением прекращено действие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 № 22, посвящённого прежним разъяснениям в этой правовой области. В постановлении № 49 содержится 29 правовых выводов.
Европейский суд установил, что, если на внутригосударственном уровне существует экологическое законодательство, то нарушение статьи 8 Конвенции может быть установлено в связи с его нарушением (§ 88 - 89 Постановления). Более того, Европейский суд отметил, что принципы, применяемые к оценке обязанностей государства в экологических делах, в целом схожи вне зависимости от того, в каком контексте рассматривается дело: с точки зрения позитивных обязательств или «вмешательства публичных властей», которое должно быть оправдано с точки зрения пункта 2 статьи 8 Конвенции. Имеющиеся процедурные гарантии могут быть признаны неэффективными, а государство - виновным в нарушении Конвенции в случае, если решение суда, предписывающее им предпринять определенные действия, было проигнорировано властями или оставалось неисполненным в течение значительного промежутка времени.
Существующие внутригосударственные механизмы позволяют без утраты своей конституционной самоидентификации эффективно имплементировать Европейскую конвенцию по правам человека в систему российского правосудия, что предоставляет судам возможность при рассмотрении экологических споров применять широкую свободу усмотрения, а гражданам, обращающимся в суды Российской Федерации, осуществлять защиту своих прав уже на национальном уровне.
Окружающая среда находится под защитой не только внутригосударственного, но и международного права. Договоры международно-правового характера регулируют такие вопросы, как изменение климата, разнообразие форм жизни.
Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) не содержит положений, гарантирующих право на чистую, тихую окружающую среду. Тем не менее, количество дел, связанных с ущербом, наносимым человеку действиями/бездействием властей в данной области, разрешаемых Европейским судом по правам человека (далее - Европейский суд), увеличивается. Это демонстрирует, что в ней заложена возможность защитить экологические права человека.
Во-первых, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
Во-вторых, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
По мнению экспертов, существует и третья стратегическая цель: выявление, предупреждение и минимизация последствий криминальной деятельности отдельных лиц и преступных групп, наносящей ущерб экологической безопасности страны. Подобное оказание внимания экологическим проблемам сигнализирует о кризисе, сложившимся в настоящее время, который влияет на качество и продолжительность жизни населения, снижение рождаемости, увеличение заболеваемости и иные социальные аспекты.
Возникновение экологического кризиса - не случайное явление. Оно связано с основными идеями и парадигмами, которые легли в основу современной цивилизации, и эти идеи входят в принципиальное разногласие с законами существования природного мира.
В описываемой ситуации нормы права становятся наиболее очевидным методом сглаживания остроты сложившегося противоречия, и служат средством если не полного устранения одной из сторон проблемы, то хотя бы поиска компромисса между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Правовое решение экологических проблем можно рассматривать в качестве наиболее радикального инструмента обеспечения экологической безопасности, в отличие от прочих мер, экономических, к примеру, которые способны улучшить ее состояние или нивелировать ущерб, но не защитить.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
В настоящее время в Российском законодательстве наблюдается нехватка нормативно-правовых актов в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Более того, не все законодательные акты в этой области действительно направлены на улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации. Например, Федеральный закон 1995 года «Об использовании атомной энергии», согласно которому разрешено ввозить на территорию РФ ядерное топливо, что создаёт ещё большую опасность для экологии нашей страны.
В научной литературе популярно мнение, что для того, чтобы усовершенствовать законодательство в данной сфере, необходимо принять закон «Об экологической безопасности», «Стратегию экологической безопасности Российской Федерации».
Необходимо, чтобы правовое регулирование экологической безопасности было направлено на обеспечение защиты граждан. Помощь в этом может повышение интереса в использовании, так называемых, экологически «чистых» технологи, направленных на улучшение окружающей среды.
Экологическая безопасность является приоритетным аспектом развития любого государства и Российской Федерации, в частности. Поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности и возникающим при этом проблемам. Необходимо помнить, что любые негативные воздействия человека на окружающую среду впоследствии будут обращены против него самого.
Конечно, изменить сознание людей представляется затруднительным, ещё труднее направить всю политику страны на обеспечение экологической безопасности государства, однако это необходимо для обеспечения выживания нации перед лицом экологической опасности.
Пленум Верховного суда РФ дал разъяснения судам по применению законодательства, устанавливающего обязанность возмещения вреда, причинённого окружающей среде (постановление от 30.11.2017 № 49). Данным постановлением прекращено действие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 № 22, посвящённого прежним разъяснениям в этой правовой области. В постановлении № 49 содержится 29 правовых выводов.
Европейский суд установил, что, если на внутригосударственном уровне существует экологическое законодательство, то нарушение статьи 8 Конвенции может быть установлено в связи с его нарушением (§ 88 - 89 Постановления). Более того, Европейский суд отметил, что принципы, применяемые к оценке обязанностей государства в экологических делах, в целом схожи вне зависимости от того, в каком контексте рассматривается дело: с точки зрения позитивных обязательств или «вмешательства публичных властей», которое должно быть оправдано с точки зрения пункта 2 статьи 8 Конвенции. Имеющиеся процедурные гарантии могут быть признаны неэффективными, а государство - виновным в нарушении Конвенции в случае, если решение суда, предписывающее им предпринять определенные действия, было проигнорировано властями или оставалось неисполненным в течение значительного промежутка времени.
Существующие внутригосударственные механизмы позволяют без утраты своей конституционной самоидентификации эффективно имплементировать Европейскую конвенцию по правам человека в систему российского правосудия, что предоставляет судам возможность при рассмотрении экологических споров применять широкую свободу усмотрения, а гражданам, обращающимся в суды Российской Федерации, осуществлять защиту своих прав уже на национальном уровне.
Окружающая среда находится под защитой не только внутригосударственного, но и международного права. Договоры международно-правового характера регулируют такие вопросы, как изменение климата, разнообразие форм жизни.
Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) не содержит положений, гарантирующих право на чистую, тихую окружающую среду. Тем не менее, количество дел, связанных с ущербом, наносимым человеку действиями/бездействием властей в данной области, разрешаемых Европейским судом по правам человека (далее - Европейский суд), увеличивается. Это демонстрирует, что в ней заложена возможность защитить экологические права человека.
Подобные работы
- Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности в области землеустройства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2020 - Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТАХ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА
НАБЕРЕЖНЫЕ ЧЕЛНЫ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Понятие экологической безопасности
Курсовые работы, экология и природопользование. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2020 - Правовая политика в сфере обеспечения экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Правовое обеспечение экологической безопасности в России и зарубежных странах
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2022



