Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовое обеспечение экологической безопасности

Работа №110479

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4225 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
136
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
1 Теоретические основы обеспечения экологической безопасности:
конституционный аспект 9
1.1 Обеспечение экологической безопасности: понятие, сущность и
содержание 9
1.2 Конституционно-правовые принципы обеспечения экологической
безопасности 19
2 Конституционные основы обеспечения экологической безопасности
в деятельности органов публичной власти 26
2.1 Конституционно-правовые способы обеспечения экологической
безопасности 26
2.2 Определение и реализация основных направлений национальной
политики в сфере обеспечения экологической безопасности 35
2.3 Обеспечение экологической безопасности в деятельности органов
государственной власти и органов местного самоуправления 42
Заключение 63
Список используемой литературы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что Конституция Российской Федерации закрепляет правовые средства, обеспечивающие реальную защиту населения от экологических угроз и потерь. Составляя предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, обеспечение экологической безопасности развивается через совокупность определенных институтов, в основу деятельности которых заложены конституционно-правовые приоритеты обеспечения национальной безопасности.
Действенным способом обеспечения экологической безопасности выступают конституционные экологические права личности, требующие создания условий для их эффективной реализации, а также формирования механизма их защиты.
Конституционная обязанность государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина в экологической сфере выполняет роль важного связующего звена в данном процессе и призвана содействовать реализации интересов индивида.
Вместе с тем обострение экологической ситуации в российском обществе, сопровождающееся ослаблением смыла конституционно-правовой категории «достойная жизнь и развитие человека» в условиях соответствующей проработки социально-экологических стандартов жизни, приводит к пересмотру стратегических приоритетов в экологической политике
государства и в законодательной деятельности.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
Из глобальных проблем, стоящих перед цивилизованными социумами наиболее остро стоит экологический кризис, произрастающий из отношения человека к природе.
Согласно мнению экспертов невозобновимые природные ресурсы подходят к концу, и их, учитывая темпы роста населения земли, осталось лишь на несколько десятилетий. Экологический кризис, ставя под угрозу само существование человека на планете, делает вопросы экологического благополучия не просто актуальными, но доминирующим фактором общественного развития. Складывающаяся международная система противодействия экологическим вызовам, угрозам и рискам включает все человечество, интегрируя политику национальных государств в единое правовое поле.
Цель работы состоит в комплексном анализе понятия, сущности и содержания обеспечения экологической безопасности; формулировании теоретических положений и практических предложений, способствующих конституционно-правовому обеспечению экологической безопасности в современной России.
Задачи работы:
- рассмотреть понятие, сущность и содержание экологической безопасности;
- определить конституционно-правовые принципы обеспечения
экологической безопасности;
- рассмотреть конституционно-правовые способы обеспечения
экологической безопасности;
- исследовать определение и реализацию основных направлений национальной политики в сфере обеспечения экологической безопасности ;
- проанализировать обеспечение экологической безопасности в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления;
Объектом исследования является совокупность общественных отношений, вовлеченных в конституционно-правовое пространство обеспечения экологической безопасности в современной России.
Предметом исследования выступает нормативное закрепление обеспечения экологической безопасности в российском законодательстве.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, подзаконные нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Федерации.
Эмпирической основой исследования послужили материалы судебной и правоприменительной практики, статистические данные, информация о деятельности органов публичной власти, материалы периодической печати и данные, размещенные в сети Интернет, по теме работы.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых по вопросам конституционного, экологического и природоресурсного права, социологов и других специалистов, связанные с исследованием экологических проблем национальной безопасности.
Методологическая основа исследования. Обеспечение экологической безопасности является сложным и неоднородным институтом в методологическом аспекте. В связи с этим в исследовании использован комплекс общенаучных и частнонаучных методов познания.
Теоретическая значимость исследования состоит в проведении комплексного исследования конституционно-правовых основ обеспечения экологической безопасности в современной России, которое может способствовать осуществлению последующих исследований в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в предложенных конкретных мерах по развитию и совершенствованию конституционно-правового законодательства в сфере обеспечения экологической безопасности.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Согласно статье 83 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утверждённой указом Президента Российской Федерации, основополагающими целями обеспечения экологической безопасности признаются:
Во-первых, сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики;
Во-вторых, ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
По мнению экспертов, существует и третья стратегическая цель: выявление, предупреждение и минимизация последствий криминальной деятельности отдельных лиц и преступных групп, наносящей ущерб экологической безопасности страны. Подобное оказание внимания экологическим проблемам сигнализирует о кризисе, сложившимся в настоящее время, который влияет на качество и продолжительность жизни населения, снижение рождаемости, увеличение заболеваемости и иные социальные аспекты.
Возникновение экологического кризиса - не случайное явление. Оно связано с основными идеями и парадигмами, которые легли в основу современной цивилизации, и эти идеи входят в принципиальное разногласие с законами существования природного мира.
В описываемой ситуации нормы права становятся наиболее очевидным методом сглаживания остроты сложившегося противоречия, и служат средством если не полного устранения одной из сторон проблемы, то хотя бы поиска компромисса между потребностями человека и сохранением окружающей среды. Правовое решение экологических проблем можно рассматривать в качестве наиболее радикального инструмента обеспечения экологической безопасности, в отличие от прочих мер, экономических, к примеру, которые способны улучшить ее состояние или нивелировать ущерб, но не защитить.
Основой экологического права, направленного на снижение вреда окружающей среде стали международные договоры, так как нейтральные территории, наподобие открытых водных пространств, стали объектами, пострадавшими наиболее сильно от промышленной деятельности человека.
Таким образом, проблема охраны общедоступной собственности актуальна и на межгосударственном уровне - очевидность вреда от бездумного загрязнения территории собственного государства куда нагляднее, нежели загрязнение крупных рек и вод мирового океана, кажущегося бескрайним. Именно всеобщие блага - вода и воздух подвергались наибольшей угрозе, и вопрос об их защите предсказуемо был поднят раньше всех остальных.
В настоящее время в Российском законодательстве наблюдается нехватка нормативно-правовых актов в области обеспечения экологической безопасности и охраны окружающей среды. Более того, не все законодательные акты в этой области действительно направлены на улучшение экологической обстановки на территории Российской Федерации. Например, Федеральный закон 1995 года «Об использовании атомной энергии», согласно которому разрешено ввозить на территорию РФ ядерное топливо, что создаёт ещё большую опасность для экологии нашей страны.
В научной литературе популярно мнение, что для того, чтобы усовершенствовать законодательство в данной сфере, необходимо принять закон «Об экологической безопасности», «Стратегию экологической безопасности Российской Федерации».
Необходимо, чтобы правовое регулирование экологической безопасности было направлено на обеспечение защиты граждан. Помощь в этом может повышение интереса в использовании, так называемых, экологически «чистых» технологи, направленных на улучшение окружающей среды.
Экологическая безопасность является приоритетным аспектом развития любого государства и Российской Федерации, в частности. Поэтому необходимо уделять особое внимание обеспечению экологической безопасности и возникающим при этом проблемам. Необходимо помнить, что любые негативные воздействия человека на окружающую среду впоследствии будут обращены против него самого.
Конечно, изменить сознание людей представляется затруднительным, ещё труднее направить всю политику страны на обеспечение экологической безопасности государства, однако это необходимо для обеспечения выживания нации перед лицом экологической опасности.
Пленум Верховного суда РФ дал разъяснения судам по применению законодательства, устанавливающего обязанность возмещения вреда, причинённого окружающей среде (постановление от 30.11.2017 № 49). Данным постановлением прекращено действие постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1993 № 22, посвящённого прежним разъяснениям в этой правовой области. В постановлении № 49 содержится 29 правовых выводов.
Европейский суд установил, что, если на внутригосударственном уровне существует экологическое законодательство, то нарушение статьи 8 Конвенции может быть установлено в связи с его нарушением (§ 88 - 89 Постановления). Более того, Европейский суд отметил, что принципы, применяемые к оценке обязанностей государства в экологических делах, в целом схожи вне зависимости от того, в каком контексте рассматривается дело: с точки зрения позитивных обязательств или «вмешательства публичных властей», которое должно быть оправдано с точки зрения пункта 2 статьи 8 Конвенции. Имеющиеся процедурные гарантии могут быть признаны неэффективными, а государство - виновным в нарушении Конвенции в случае, если решение суда, предписывающее им предпринять определенные действия, было проигнорировано властями или оставалось неисполненным в течение значительного промежутка времени.
Существующие внутригосударственные механизмы позволяют без утраты своей конституционной самоидентификации эффективно имплементировать Европейскую конвенцию по правам человека в систему российского правосудия, что предоставляет судам возможность при рассмотрении экологических споров применять широкую свободу усмотрения, а гражданам, обращающимся в суды Российской Федерации, осуществлять защиту своих прав уже на национальном уровне.
Окружающая среда находится под защитой не только внутригосударственного, но и международного права. Договоры международно-правового характера регулируют такие вопросы, как изменение климата, разнообразие форм жизни.
Важно отметить, что обеспечение экологической безопасности невозможно только внутренними мерами. Для достижения этой цели требуется организация широкого сотрудничества с другими государствами.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) не содержит положений, гарантирующих право на чистую, тихую окружающую среду. Тем не менее, количество дел, связанных с ущербом, наносимым человеку действиями/бездействием властей в данной области, разрешаемых Европейским судом по правам человека (далее - Европейский суд), увеличивается. Это демонстрирует, что в ней заложена возможность защитить экологические права человека.



1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - N 31. - ст. 4398. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - N 32. - ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 N 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - N 32, ст.
3301.
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ // Российская газета. - N 211-212. - 2001.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета. - № 256. - 2001.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (Часть 1) от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // Российская газета. - 1998. - № 148-149.
6. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Российская газета. - N 6. - 2002.
7. Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ «О мелиорации земель» // Российская газета. - N 10. - 1996.
8. Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Российская газета. - N 137. - 2002.
9. Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // Российская газета. - N 145. - 1997.
10. Федеральный закон от 15.04.1998 N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» // Российская газета. - N 79. - 1998.
Специальная литература
11. Воронцов С.А. О характере угроз национальной безопасности России // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2016.№ 3 (70). С. 92-95.
12. Воронцов С.А., Понеделков А.В. О совершенствовании государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Власть. 2016. № 2. С. 126-132.
13. Джоробеков Ж. М., Туратбекова А. Т. Экологическая безопасность: понятие и содержание // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 546-548.
14. Льянов М. М. Анализ судебной практики по делам об экологической экспертизе, связанным со статусом внутренних морских вод // Молодой ученый. — 2016. — №5. — С. 499-501.
15. Макарова С.А. Государственная политики в сфере обеспечения национальной безопасности // Дрофа. 2018. № 2. С. 113-122.
16. Маковкина Л. Н., Сорокина Е. И. Правовое регулирование в системе экологической безопасности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 61-63.
17. Мордвинова М.И., Харитонова А.В. Проблемы экологического законодательства РФ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(44).pdf(дата обращения: 22.05.2018)
18. Понеделков А.В., Воронцов С.А. Социально-политические аспекты демографических процессов, влияющие на национальную безопасность России // Власть. 2014. № 7. С. 180-185.
19. Русин С.Н. Какой быть Стратегии экологической безопасности Российской Федерации? // Журнал российского права. 2014. № 7. с. 25-26.
20. Рябова Е. В. О некоторых проблемах экологической безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 31. - С. 1066-1070.
21. Чекрыжев С. А. Влияние решений Европейского суда по правам человека на конституционное право Российской Федерации [Текст] // Государство и право: теория и практика: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Чита, март 2013 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 25¬30.
22. Яманович Л. Н. Правовое регулирование в системе экологической безопасности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2018 г.). — Пермь: Меркурий, 2018. — С. 64-67.
Материалы судебной практики
23. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49
«О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» //
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 283917/
24. Решение по делу № А78-1575/2018 по исковому заявлению
Управления Росприроднадзора по Забайкальскому краю к ООО «Разрез Тигнинский» о взыскании в доход бюджета муниципального района «Петровск- Забайкальский район» в счет возмещения вреда, причиненного поверхностному водному объекту
25. Определение по делу № А45-19575/2017 по апелляционной жалобе Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 31 января 2018 г. по делу № А45-19575/2017
26. Постановление Европейского суда от 9 июня 2005 г., жалоба N 55723/00 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2006. N 3.
27. Постановление Европейского суда от 21 июля 2011 г., жалоба N 38182/03.
28. Постановление Европейского суда от 10 февраля 2011 г., жалоба N 30499/03.
29. Постановление Европейского суда от 10 января 2012 г., жалоба N 30765/08.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ