Введение 3
§ 1. Основные этапы воспитание экологической культуры у дошкольников 6
§ 2. Особенности воспитания экологической культуры у дошкольников с нарушенным интеллектом 12
§ 3. Особенности организации экскурсий, прогулок с целью воспитания дошкольников 16
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22
В современных условиях, необходимость экологического образования приобретает особую остроту и актуальность. Дело не только в научно–техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке-природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города, нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтобы как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». Нас не удивляют и не шокируют озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при формировании экологического образования, которое начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей бережное отношение к природе, необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, природе, родному городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно–нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
В современных исследованиях проблемы экологического воспитания (Н.А. Рыжова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева, В.Г. Фокина и др.) убедительно показано, что познавательный потенциал детей обуславливает возможность восприятия ярких фактов и отношений в окружающем мире и биологических закономерностей живой природы. В работах данных авторов отмечено, что формирование элементов биосферной этики предполагает не только развитие представлений о жизни природы, но и воспитание с самого детства уважения ко всему живому, осознание своего соседства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы.
Объект исследования: воспитания начальных форм экологической культуры у дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом.
Предмет исследования: особенности экскурсии и прогулки в природу как средство воспитания начальных форм экологической культуры у дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом.
Цель исследования: изучение роли экскурсий и прогулок как формы воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
основные этапы воспитание экологической культуры у дошкольников;
особенности воспитания экологической культуры у дошкольников с нарушенным интеллектом;
особенности организации экскурсий, прогулок с целью воспитания дошкольников.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
По итогам проведенного исследования, можно сделать вывод, что главная цель экологического воспитания заключается в формировании начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
В ходе работы была изучена роль экскурсий и прогулок как формы воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Понятие «экологическая культура» применительно к дошкольникам с нарушениями интеллекта рассматривается как сложное, интегрированное образование, реализующееся в процессе экологического обучения и воспитания, и включающее формирование системы элементарных экологических представлений, эколого-осознанного отношения к объектам окружающего мира и навыков природоохранного поведения.
Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры у умственно отсталых дошкольников, являются: организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира; обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности; осуществление межпредметного подхода в процессе обучения; учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей умственно отсталых учащихся; сотрудничество школы и семьи; высокая квалификация педагогов и др.
Таким образом, результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.