Введение 3
§ 1. Основные этапы воспитание экологической культуры у дошкольников 6
§ 2. Особенности воспитания экологической культуры у дошкольников с нарушенным интеллектом 12
§ 3. Особенности организации экскурсий, прогулок с целью воспитания дошкольников 16
Заключение 21
Список использованных источников и литературы 22
В современных условиях, необходимость экологического образования приобретает особую остроту и актуальность. Дело не только в научно–техническом прогрессе, но и в самом человеке. Мы стали оторваны от природы, мы «дети больших городов и огромных супермаркетов», нам не нужно прислушиваться к матушке-природе, чтоб она одарила нас урожаем, мы научились заменять данное природой на то, что создано руками человека. О чем-то глобальном в условиях скоростного ритма города, нам и задуматься некогда, не говоря о том, чтобы как-то научить дорожить природой наших детей. К сожалению, мы можем уже сейчас наблюдать, как природа отвечает нам «взаимностью». Нас не удивляют и не шокируют озоновые дыры, глобальное потепление, кислотные дожди, частые землетрясения и наводнения. Нашу планету на данном этапе может изменить лишь деятельность человека, который будет глубоко понимать законы природы и действовать, учитывая тот факт, что человек – это такая же единица природы, а значит, каждый из нас должен научиться грамотно и рационально взаимодействовать с окружающим миром. А это возможно лишь при формировании экологического образования, которое начинается с раннего возраста и идет на протяжении всей жизни.
Поэтому сегодня все более остро встает проблема формирования бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста. И от того, насколько грамотно построен этот процесс, зависит активная позиция будущего гражданина. Формируя у детей бережное отношение к природе, необходимо учитывать эмоционально-положительное отношение детей к тем местам, где они родились и живут, развивать умение видеть и воспринимать красоту окружающей природы, культуры. При этом существенным условием воспитания адекватного отношения к ближайшему окружению является формирование стремления и желания принести посильную помощь взрослым, природе, родному городу.
Одним из важнейших организованных видов детской деятельности, в ходе которой формируется любовь и эстетическое отношение к природе, удовлетворяются познавательные потребности ребенка, являются природоведческие экскурсии. В процессе природоведческих экскурсий ребенок получает первые представления о своей стране, изучает особенности малой родины, ее культурные, трудовые и духовно–нравственные традиции. А это и есть начало и основа формирования бережного отношения к природе. При этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает окружающий мир. Чувственный опыт дошкольника обогащается яркими, эмоционально насыщенными, запоминающимися образами, гораздо более впечатляющими, чем те, которые можно почерпнуть из книг.
В современных исследованиях проблемы экологического воспитания (Н.А. Рыжова, З.И. Тюмасева, Л.И. Пономарева, В.Г. Фокина и др.) убедительно показано, что познавательный потенциал детей обуславливает возможность восприятия ярких фактов и отношений в окружающем мире и биологических закономерностей живой природы. В работах данных авторов отмечено, что формирование элементов биосферной этики предполагает не только развитие представлений о жизни природы, но и воспитание с самого детства уважения ко всему живому, осознание своего соседства и необходимости сотрудничества с обитателями окружающей природы.
Объект исследования: воспитания начальных форм экологической культуры у дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом.
Предмет исследования: особенности экскурсии и прогулки в природу как средство воспитания начальных форм экологической культуры у дошкольников с сохранным и нарушенным интеллектом.
Цель исследования: изучение роли экскурсий и прогулок как формы воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
В ходе экспериментального исследования были поставлены и решались следующие задачи:
основные этапы воспитание экологической культуры у дошкольников;
особенности воспитания экологической культуры у дошкольников с нарушенным интеллектом;
особенности организации экскурсий, прогулок с целью воспитания дошкольников.
Методы исследования: изучение, анализ, обобщение и систематизация научной литературы по теме исследования.
По итогам проведенного исследования, можно сделать вывод, что главная цель экологического воспитания заключается в формировании начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к окружающей его природе, к себе и людям как части природы. Экологически воспитанная личность характеризуется сформированным экологическим сознанием, экологически ориентированным поведением и деятельностью в природе, гуманным, природоохранным отношением.
В ходе работы была изучена роль экскурсий и прогулок как формы воспитания начал экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Понятие «экологическая культура» применительно к дошкольникам с нарушениями интеллекта рассматривается как сложное, интегрированное образование, реализующееся в процессе экологического обучения и воспитания, и включающее формирование системы элементарных экологических представлений, эколого-осознанного отношения к объектам окружающего мира и навыков природоохранного поведения.
Педагогическими условиями, позволяющими оптимизировать процесс формирования экологической культуры у умственно отсталых дошкольников, являются: организация непосредственного контакта учащихся с объектами окружающего мира; обеспечение непрерывности процесса формирования экологической культуры на протяжении всего периода обучения в начальной школе, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности; разнообразие словесных, наглядных и практических методов экологической направленности; осуществление межпредметного подхода в процессе обучения; учет психофизиологических, индивидуальных и возрастных особенностей умственно отсталых учащихся; сотрудничество школы и семьи; высокая квалификация педагогов и др.
Таким образом, результатом экологического воспитания является экологическая культура ребенка. Составные экологической культуры дошкольника – это знания о природе и их экологическая направленность, умение использовать их в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности.
1. Айзман Р.И. Медико-биологические основы дефектологии: учебное пособие [Текст] / Р.И. Айзман, М.В. Ивашевич, А.В. Лебедев, Н.И. Айзман. – М.: Юрайт, 2017. – 292 с.
2. Акулова О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. - 352 с.
3. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста: учебник и практикум [Текст] / Е.Е. Алексеева. – М.: Юрайт, 2017. – 286 с.
4. Антонов, В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова. – Текст: непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – № 1 (27). – С. 103- 111.
5. Афонина, И. Экологическая комната в детском саду / И. Афонина, Н. Морозова. – Текст: непосредственный // Дошкольное образование: [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2017. – № 3/4. – С. 48-49.
6. Дмитриева Е.Е. Коммуникативное развитие детей с легкими формами психического недоразвития на ранних этапах онтогенеза [Текст] / Е.Е. Дмитриева. – Н.-Новгород: НГПУ, 2014. – 258 с.
7. Иванова Т.Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР [Текст] / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. – М.: Детство-пресс, 2011. – 112 с.
8. Карасева Е.Г. Инклюзивное обучение и воспитание детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации [Текст] / Е.Г. Карасева. – М.: Русское слово, 2018. – 64 с.
9. Козина Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 454 с.
10. Кондратьева, Н.Н. «Мы» – Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева. – СПб: Детство-пресс, 2013. – 240 с.
11. Копцева, Т.А. Природа и художник: Программа по изобразительному искусству. [Текст] – Москва, 2013. - С. 11-23.
12. Левченко И.Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития [Текст] / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. - М.: Издательство «Книголюб», 2015. - 160 с.
13. Лысенко К. Д. Особенности представлений об окружающем мире дошкольников с задержкой психического развития / К. Д. Лысенко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 407-410. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96685/ (дата обращения: 09.01.2023).
14. Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с задержкой психического развития [Текст] / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, Ю.М. Милашич. – М.: ЭкоВектор, 2017. – 540 с.
15. Методика воспитания и обучения в области дошкольного образования [Текст] / Под ред. Л.В. Коломийченко. – М.: Юрайт, 2018. – 210 с.
16. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: работа с детьми сред. и ст. групп дед. сада.: кн. для воспитателей дед. сада / С.Н. Николаева. – М.: Просвещение, 2014. – 208 с.
17. Ротарь Н.В. Занятия для детей с задержкой психического развития: старший дошкольный возраст [Текст] / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. – М.: Учитель, 2016. – 156 с.
18. Рыжова, Н.А. Наш дом - природа. Программа экологического воспитания дошкольников [Текст] // Дошкольное воспитание.- 2016. - № 5. – С. 26-34.
19. Рубан И. В. Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира / И. В. Рубан. – Текст: непосредственный // Вестник Прикамского социального института. – 2016. – № 2. – С. 64-67.
20. Саморукова П.Г. Как знакомить дошкольников с природой / П.Г.Саморукова. – М.: Просвещение, 2011. – 207 с.
21. Стребелева Е.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушения развития детей раннего и дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Стребелева, Г.А. Мишина. – М.: Мозайка-синтез, 2016. – 200 с.
22. Субботский Е.В. Ребенок открывает мир / Е.В. Субботский. – М.: Просвещение, 2013. – 261 с.
23. Танцюра С. Ю. Воспитание экологической культуры / С. Ю. Танцюра. – Текст: непосредственный // Логопед. – 2017. – № 7. – С. 5
24. Ткачук Л. Г. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста / Л. Г. Ткачук. – Текст: электронный // Форум молодых ученых. – 2019. – № 6 (34). – С. 1143-1146.