Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы изучения растений в начальной школе на уроках окружающего мира 6
1.1 Общая характеристика растений 6
1.2 Происхождение и эволюция растений 9
1.3 Особенности жизненного цикла растений 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Методика формирования естественнонаучных знаний о растениях в начальной школе 19
2.1 Анализ УМК «Школа России» по окружающему миру 19
2.2 Способы формирования знаний о растениях, методические приемы и упражнения 23
Выводы по главе 2 33
Заключение 34
Библиографический список источников и литературы 35
Приложение 38
Уроки окружающего мира направлены на повышение экологической грамотности младших школьников. Изучение растений в курсе «Окружающий мир», прежде всего, способствует формированию у учащихся экологических представлений о растениях, их происхождении, строении, размножении, среде обитания и т.д. Изучение растений на уроках окружающего мира – комплексная проблема. Поэтому в воспитании бережного отношения к природе задействованы возможности и всех предметов курса начальных классов. Е.В. Григорьева, Л.Д. Олькова и др. рассматривали проблему изучения растений на уроках окружающего мира младших школьников в междисциплинарном аспекте. Начиная на уроках окружающего мира, процесс изучения растений продолжается на занятиях по математике, русскому языку, литературному чтению и находит отражение во внеурочной деятельности. Предметы эстетического цикла (литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) способствуют развитию нравственных представлений и ориентаций, убеждений, связанных с отношением к природе. На уроках математики дети учатся количественно оценивать состояния природных объектов, в том числе и растительного мира, чему немало способствуют задания экологической направленности. Технология в начальной школе дает возможность на практике познакомиться со свойствами природных материалов растительного происхождения и возможностями их экономического использования. Эффективны также интегрированные уроки, например, литературное чтение и окружающий мир (А.Г. Макеева и др.). Они формируют у детей целостное представление об окружающей действительности, учат видеть взаимосвязь явлений.
Изучение растений на уроках окружающего мира в методическом аспекте стало предметом изучения таких ученых, как Л.М. Алексеева, Е.К. Болотова и др. Авторы указывают, что необходимо рассматривать методические и педагогические условия изучений растительного мира на уроках окружающего мира как сложный комплексный процесс, зависящий от ряда условий. В частности, от сознательного восприятия окружающей природной среды, осознания необходимости бережного отношения к природе, сбалансированного использования ее богатств (Н.Ю. Шеленкова и др.). Становление у учащихся начальных классов общих представлений о растительном мире определяется содержанием и характером (степенью сложности) знаний о природе. Это должны быть знания экологического содержания, отражающие основные взаимосвязи растений (Р.А. Петросова и др.).
Методы и приемы, которые можно использовать на уроках окружающего мира при изучении растений, описаны в работах З.А. Клепиной, В.Г. Степанова и др.
Наибольшие возможности для изучения младшими школьниками растений имеет учебная дисциплина «Окружающий мир». В этой связи проблема заключается в определении педагогических условий изучения растений на уроках окружающего мира в начальной школе.
Цель исследования – определить методические особенности изучения растений младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
1. Дать общую характеристику понятия «растения».
2. Проанализировать образовательные программы по окружающему миру по проблеме изучения растений на примере УМК «Школа России» А.А. Плешакова.
3. Подобрать задания для уроков окружающего мира по изучению растений.
4. Разработать технологическую карту урока для учащихся 3 класса УМК «Школа России» на тему «Растениеводство».
Объект исследования – процесс изучения растений младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Предмет исследования – педагогические условия изучения растений младшими школьниками на уроках окружающего мира.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение; экспериментальные – проектировочные, моделирование.
Структура исследования: введение, две главы, выводы по главам, заключение, библиографический список литературы и источников, приложение.
Растения – это царство организмов, которые выделяют кислород и сами создают себе питательные вещества. Растения окружают нас повсюду и очень важны для природы и человека. Они могут создавать питательные вещества из углекислого газа и воды, используя энергию солнечного света. Остальные живые обитатели планеты лишь используют то, что создали растения. Ещё организмы всех царств дышат кислородом, который выделяют растения.
Значение растений в биосфере огромно. Фотосинтезирующие растения являются источником органического вещества и кислорода, оказывают значительное влияние на климат. Жизнь современного человека зависит от использования культурных растений, которых в настоящее время насчитывается около 1500 видов. Человек широко использует природные и культивируемые растения для изготовления лекарственных препаратов или в декоративных целях.
Анализ УМК «Школа России» А.А. Плешакова по проблеме изучения растений в на уроках окружающего мира показал, что: больше всего ботанического содержания представлено в 1-2 классе, в 3 классе представлено всего несколько тем; в 4 классе ботаническое содержание практически отсутствует, так как 4 класс носит обществоведческий характер; материал о строении растений ни в одном классе не представлен; с 1 по 2 класс изменение растений изучаются в зависимости от изучаемого сезона (осень, зима, весна, лето); практические работы, опыты и наблюдения, связанные с растениями не проводятся.
В ходе исследования были подобраны задания практического характера для изучения на уроках окружающего мира растений, разработан урок для учащихся 3 класса по теме «Растениеводство».
Таким образом, цель достигнута, задачи решены.
1. Алексеева, Л. М. Организации и проведение экскурсий в природу / Н. А. Антонова // Начальная школа До и После. – 2016. – №2. – С. 63-66.
2. Бандерова, В. В. Формирование у младших школьников понимания взаимосвязей в природе в рамках экологического воспитания / В. В. Бандерова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 136–139.
3. Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С. Л. Белых // Исследовательская работа школьников. – 2016. – №3. – С. 68–74.
4. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 42-44.
5. Веракса, Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность младших школьников в области экологии / Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 412 с.
6. Веретенников, А. В. Физиология растений : моногр. / А. В. Веретенников. – Москва : Академический проект, 2006. – 480 c.
7. Виноградова, Н. Ф. Рабочая программа. Окружающий мир. 1–4 класс / Н. Ф. Виноградова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: Источник: https://rosuchebnik.ru/material/okruzhayushchiy-mir-1-4-klassy-rabochaya-programma-vinigradova/ (19.01.2023 г.)
8. Григорьева, Е. В. Методика преподавания естествознания в начальной школе : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Е. В. Григорьева. – 2 изд., испр. и доп. – Челябинск : Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2015. – 283 с.
9. Григорьева, Н. М. География растений. Учебное пособие / Н. М. Григорьева. – Москва : КМК, 2014. – 460 c.
10. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Академия, 2013. – 336 с.
11. Лотова, Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений / Л. И. Лотова. – Москва : Либроком, 2013. – 512 c.
12. Макеева, А. Г. Мы – твои друзья. Методическое пособие для учителей начальной школы / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – Москва : ООО «Нестле Россия», 2018. – 96 с.
13. Миронов, А. В. Технологии изучения курса «Окружающий мир» : учеб. пособие для студентов фак. педагогики и методики нач. образования педвузов / А. В. Миронов. – Москва : Феникс, 2013. – 512 с.
14. Олькова, Л. Д. Экологическое сознание как проблема психолого-педагогического исследования / Л. Д. Олькова // Педагогика. – 2018. – №1. – С. 41-46.
15. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов. – Москва : Академия, 2013. – 245 с.
16. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. Организаций / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение, 2014. – 205 с.
17. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014 – 131 с.
18. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 130 с.
19. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
20. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2 / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
21. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
22. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
23. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / Под ред. А. Б. Воронцова. – Москва : Просвещение, 2017. – 176 с.
24. Савенков, А. И. Методика исследовательского обучения / А. И. Савенков. – Санкт-Петербург : Дом Фёдорова, 2016. – 136 с.
25. Степанов, В. Г. Основы исследовательской деятельности школьника / В. Г. Степанов. – Псков : ПОИПКРО, 2014. – 96 с.
26. Симонова, Л. В. Жизнь природных сообществ: Рабочая тетрадь по курсу «Окружающий мир» Л. В. Симонова, Е. С. Кузнецова, Т. В. Зинченко, А. С. Пономарева. – Москва : ООО «Кирилл и Мефодий», 2007. – 23 с.
27. Соломенникова, О. А. Курс «Окружающий мир» в начальной школе / О. А. Соломенникова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 247 с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва : Просвещение, 2022.– 50 с.
29. Шварова, Е. Л. Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках курса «Окружающий мир» / Е. Р. Шарова // Начальная школа. – 2017. – №11. – С. 85-88.
30. Шеленкова, Н. Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. – 2015. – №5. – С. 82-87.
31. Ясвин, В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования / В.А. Ясвин // Вопросы психологии. – 2015. –№ 4. – С. 3–13.