Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование товарной политики фирмы на предприятии (Барнаульский кооперативный техникум)

Работа №110368

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

товароведение

Объем работы42
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
133
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Объект исследования - ООО «Бисквитъ» (г. Барнаул).
Основной вид деятельности - производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения.
Проведен анализ деятельности за 2019-2021 годы.
Есть приложения.
Текст работы имеет шрифт размером 12 пунктов.

Введение 4
1 Теоретические основы исследования формирования товарной политики фирмы 6
1.1 Понятие товара и товарной политики фирмы 6
1.2 Основы формирования товарной политики фирмы 8
2 Анализ товарной политики и методов управления ею на предприятии ООО «Бисквитъ» 15
2.1 Общая характеристика деятельности ООО «Бисквитъ» 15
2.2 Анализ товарной политики и ассортимента продукции ООО «Бисквитъ» 20
2.3 Методы управления товарной политикой ООО «Бисквитъ» 27
3 Рекомендации по совершенствованию товарной политики ООО «Бисквитъ» 32
Заключение 36
Список использованных источников 39
Приложение А Ассортимент мучных кондитерских изделий ООО «Бисквитъ» 42
Приложение Б Классификация мучных кондитерских изделий по общероссийскому классификатору 005-93 (ОКП) 43

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что товарная политика предприятия - это система решений и действий предприятия, связанных с разработкой и управлением его товарами. Наличие у предприятия продуманной товарной политики позволяет правильно формировать ассортимент, поддерживать удачные товары и устранять нежелательные, извлекать из товаров наибольшую выгоду, своевременно и с пользой внедрять новые товары.
Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров. Принимаемые руководителем текущие решения в таких случаях нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы.
Товарная политика предприятия влияет на его прибыль и конкурентоспособность. Поэтому необходимо анализировать не только сами товары, но и оценивать в целом работу предприятия с товарами, то есть товарную политику. Важная роль в достижении рентабельности принадлежит деятельности, связанной с управлением товарными запасами. Наличие определенных объемов товарных запасов необходимо для обеспечения бесперебойного обеспечения потребителей товаров в любой момент времени. Организации необходимо находить баланс между слишком низкими и слишком большими запасами товаров, так как это приводит к экономическим потерям.
Данная тема является достаточно изученной многими специалистами в области маркетинга. Среди них можно выделить следующих экономистов, внесших вклад в разработку темы: С.Н. Лебедева, Н.Я. Колюжнова, А.Я. Якобсон, Н.Х. Олимова, С. Х. Саидмахмудов, О.Б. Хакимов, Л.Х. Урусова, А.Б. Горячев, Т.И. Кабакова и др.
Целью исследования является разработка мероприятий по совершенствованию товарной политики фирмы.
Задачи исследования:
 охарактеризовать понятия товара и товарной политики фирмы;
 описать методы формирования товарной политики;
 представить характеристику предприятия;
 проанализировать товарную политику в современных условиях;
 предложить направления совершенствования товарной политики предприятия.
Объектом исследования является товарная политика ООО «Бисквитъ».
Предметом исследования являются основы формирования товарной политики фирмы.
Методы исследования: сравнение, описание, сопоставление, анализ, синтез, классификация, графический метод, нормативно-правовой метод и др. Среди используемых методов анализа можно выделить вертикальный и горизонтальный анализ, метод ABC-XYZ-анализа, коэффициентный анализ, маржинальный анализ.
Информационная база написания работы представлена уставом, финансовой отчетностью ООО «Бисквитъ», внутренней документацией организации по теме исследования - товарная политика и ассортимент продукции.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В общем смысле товар представляет собой произведенное для обмена экономическое благо. Товар как благо обладает собственными характеристиками и свойствами. В маркетинговой деятельности предприятий производственного сектора экономики особое место занимает формирование товарной политики. Основная цель товарной политики состоит в том, чтобы товары, выпускаемые (или продаваемые) предприятием, оптимально соответствовали, с одной стороны, рыночному спросу по количеству и качеству, с другой стороны - ресурсам фирмы.
Управление товарной политикой выражается в уме¬нии воплощать традиционные или скрытые технические и материальные возможности производителя в изделия и ус¬луги, которые обладают определенной потребительской ценностью, удовлетворяют покупателя и приносят прибыль предприятию. Главным элементом товарной политики является управление ассортиментом. Существуют четыре основных принципа формирования ассортимента: функциональный (по близости выполняемых функций); потребительский (по группам потребителей); бытовой (по типам посреднических, торговых организаций или по стилю продажи); ценовой (по уровню цен). Выделяют общие и специфичес¬кие факторы формирования ассортимента. Общими факторами, влияющими ни формирование промышленного ассортимента, являются спрос и рентабельность. К специфическим факторам формирования ассортимента продукции на предприятии относятся такие как: сырьевая база, материально-техническая база, достижение НТП, основные каналы распределения продукции, а также применяемые методы стимулиро¬вания продаж и спроса. Целью управления ассортиментом на каждом предприятии является формирование реального и прогнозируемого ассортимента, максимально приближающегося к рациональному, для удовлетворения разнообразных потребностей и получения прибыли.
Объектом исследования являлась товарная политика ООО «Бисквитъ». Основным видом деятельности ООО «Бисквитъ» является производство мучных кондитерских изделий недлительного хранения. Система сбыта продукции ООО «Бисквитъ» включает как розничные (фирменный магазин розничной продажи возле цеха), так и оптовые каналы продаж (местные розничные магазины).
Предприятие является развивающимся, с растущими показателями выручки, прибыли и рентабельности в исследуемом периоде. Однако отрицательно оценивается сокращение производительности труда и замедление темпов роста выручки от продаж, что связано с влиянием экономического кризиса. SWOT-анализ показал, что у предприятия имеется возможность расширения ассортимента, увеличения объема продаж и рынка сбыта для преодоления влияния конкурентов.
Ассортимент производимой ООО «Бисквитъ» продукции представлен следующими категориями мучных кондитерских изделий: печенье, кексы, рулеты, торты и пирожные. Структура ассортимента в исследуемом периоде значительно меняется в сторону сокращения продаж печенья и увеличения продаж тортов и пирожных. Это обусловлено изменениями спроса со стороны потребителя.
Анализ динамики ассортимента показал сокращение объема продаж печенья и кексов при увеличении продаж тортов, пирожных и рулетов. Общая сумма объема продаж мучных кондитерских изделий ежегодно увеличивается, однако его темпы роста замедляются к 2021 году.
АВС-анализ ассортимента продукции ООО «Бисквитъ» показал, что до 79,7% продукции формируют объем продаж предприятия. По данным позициям нужно расширять объем продаж. Также АВС-анализ выявил те позиции ассортимента, которые необходимо заменить в случае их неприбыльности либо рассмотреть возможности стимулирования спроса на них.
XYZ-анализ показал, что наибольшая часть ассортимента продукции ООО «Бисквитъ» попадает в группу Х, что свидетельствует о том, что в целом ассортимент продукции не сильно подвержен колебаниям спроса.
Управление ассортиментом продукции ООО «Бисквитъ» осуществляется с помощью методов расширения, сокращения, углубления и обновления ассортимента. Рассчитанные показатели свидетельствуют, что ассортимент мучных кондитерских изделий ООО «Бисквитъ» является не достаточно полным, малообновляемым и с низким уровнем устойчивого спроса.
Управление товарной политикой ООО «Бисквитъ» осуществляется руководителем и коммерческим директором. Аналитической работой в рамках анализа товарной политики ООО «Бисквитъ» занимается главный бухгалтер. Стимулирование продаж осуществляется в виде рекламы и скидок на продукцию. Однако, как показал проведенный анализ, используемый набор методов управления товарной политикой ООО «Бисквитъ» не достаточно эффективен и требует совершенствования.
По результатам проведенного маржинального анализа были предложены мероприятия по оптимизации ассортимента продукции ООО «Бисквитъ» в четырех направления:
1. Поддерживать и увеличивать объем продаж наиболее прибыльных позиций, пользующихся наибольшим спросом.
2. Повышать спрос на позиции с высокой рентабельностью и низким спросом.
3. Повысить цену на низкорентабельные и среднерентабельные позиции ассортимента, пользующиеся большим спросом.
4. Сократить объемы производства наименее рентабельных позиций ассортимента с низким уровнем спроса.
Следовательно, оптимизация ассортимента продукции заключается в повышении объема продаж более прибыльной продукции и сокращении объема низкодоходных позиций ассортимента. Предложенные пути оптимизации структуры ассортимента ООО «Бисквитъ» позволят повысить объем продаж более прибыльной продукции и сократить объемы низкодоходных позиций ассортимента, что в конечном итоге позволит увеличить доход предприятия.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации, части 1 и 2. от 30.11.1994 N 51-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/ online (дата обращения: 23.01.2023).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/online (дата обращения: 23.01.2023).
3. Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. N 301) // https://base.garant.ru/136992/(дата обращения: 23.01.2023).
4. Бочкарева, В.С., Пономарева А.Д. Роль товарной политики в повышении эффективности деятельности предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 5-1 (75). – С. 52-54.
5. Дмитриченко, М.И. Управление ассортиментом товаров на торговых предприятиях современного формата / М.И. Дмитриченко, О. С. Зыбин, А. Л. Киятов // Технико-технологические проблемы сервиса. – 2022. - № 4 (26). - С. 75-81.
6. Косинский, П.Д. Практика применения методики количественной оценки товарного ассортимента розничного торгового предприятия / П.Д. Косинский, А.Г. Чупрякова // Техника и технология пищевых производств. – 2022. - № 4 (35). - С. 164-169.
7. Кудрявцева, Л. Б. Совершенствование товарной политики предприятия на основе цифровых технологий // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. - 2021. - № 1. - С. 68–75.
8. Лебедева, С.Н. Экономика торгового предприятия: Учебное пособие / С.Н. Лебедева. – Минск: Новое знание, 2020. – 239 с.
9. Магомедов, Ш. Ассортиментная политика торгового предприятия /Ш. Магомедов //Маркетинг. - 2020. - № 1. – С. 51-60.
10. Мансуров, Р.Е. Технологии маркетинга: практикум/ Мансуров Р.Е. – М.: Инфра-Инженерия, 2019. – 182 c.
11. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учеб. пособие / Под ред. проф. НА. Нагапетьянца. – М.: Вузовский учебник, 2019. – 272 с.
12. Маркетинг: общий курс: учеб. пособие / Н.Я. Колюжновой, А.Я. Якобсона. – М.: Изд-во Омега-Л, 2021. – 476 с.
13. Мещеряков, А.И. Управление товарным ассортиментом торговой компании / А.И. Мещеряков. - М. : Маркет ДС, 2022. - 147 с.
14. Олимова, Н.Х., Саидмахмудов С. Х., Хакимов О.Б. Маркетинговые стратегии удовлетворения потребностей покупателей в совершенствовании товарной политики промышленных предприятий // CETERIS PARIBUS. – 2022. - №4. – С. 40-43.
15. Петрова, А.В. Факторы, оказывающие влияние на формирование товарного ассортимента предприятия // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. - №4-2 (74). – С. 74-77.
16. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – 6-е изд. – М.: Инфра-М, 2021. – 512 с.
17. Рассадина, Е.С. Анализ и классификация существующих подходов в области управления ассортиментом выпускаемой продукции // Актуальные вопросы экономических наук. – 2020. - № 15-1. – С. 18-22.
18. Реброва, Н.П. Основы маркетинга: Учебник и практикум для МПО / Н.П. Реброва. - Люберцы: Юрайт, 2021. – 277 c.
19. Романова, Л.Е. Методические основы оптимизация товарного ассортимента / Л.Е. Романова, Д.М.Коршунова // Известия ТГУ. – 2022. - № 5-1. - С. 236-241.
20. Саркисян, В. Г. Методологические аспекты оптимизации ассортимента коммерческой организации // Вестник ВГУ. – 2020. - № 2. – С. 117-122.
21. Сморчкова, М.В. Ассортиментная политика как часть товарной политики компании / М.В. Сморчкова // Рынок легкой промышленности. – 2021. – №33. – С. 33-39.
22. Стриженко, А.В. Перспективы расширения ассортимента мучных кондитерских изделий функционального назначения / А.В. Стриженко, Т.В. Першакова, Т.И. Тимофеенко // Новые технологии. – 2021. - № 4. – С. 65-69.
23. Сюлина, С.П. Методология анализа оптимизации ассортимента продукции на долгосрочную перспективу // Экономический журнал. – 2020. - № 19. – С. 27-36.
24. Татаринова, Е.Д., Наумов А.А., Баженов Р.И. Совершенствование ассортимента продажи товаров на основе ABC-XYZ-анализа // Экономика и менеджмент инновационных технологий. – 2022. – № 2 (41). – С. 112-122.
25. Урусова, Л.Х., Горячев А.Б., Кабакова Т.И. Теоретические основы формирования и управления товарным ассортиментом организации оптовой торговли // Медико-фармацевтический журнал «Пульс». - 2022. - №2. – С. 63-72.
26. Шайлиева, М.М. Маркетинговые аспекты формирования товарной политики субъектов малого бизнеса // Вестник Московского финансово-юридического университета. – 2021. - №3. – С. 134-138.
27. Шеремет, А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 208 с.
28. Шниткова, Л.И., Карпенко И.С., Третьякова В.В. Современные подходы планирования ассортиментной политики // Естественно-гуманитарные исследования. – 2022. - №40. – С. 263-268.
29. Эбисова, О. И. Ассортиментная политика как часть маркетинговой стратегии предприятия // Известия ТГУ. – 2020. - № 2-2. – С. 229-235.
30. Экономика предприятий пищевой промышленности: учебник / А.В. Гордеев, О.А. Масленникова, С.В. Донскова, Н.К. Домушкин и др. - М.: Агроконсалт, - 2021. - 616 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ