Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ СЕНСОРНЫХ ЭТАЛОНОВ У ДЕТЕЙ 3-ГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЭЛЕМЕНТОВ МОНТЕССОРИ-ПЕДАГОГИКИ

Работа №110362

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы54
Год сдачи2017
Стоимость4550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
129
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Проблема развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе 8
1.1 Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста 8
1.2 Организация педагогического процесса Монтессори-педагогики в аспекте развития сенсорных эталонов детей 3-го года жизни 14
Глава 2. Экспериментальная проверка эффективности использования элементов Монтессори-педагогики в развитии сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни 21
2.1 Определение уровня развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни 21
2.2 Содержание и формы работы по развитию сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни 30
2.3 Выявление динамики уровня развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни 43
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение 54

Проблема сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста является актуальной, так как именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Важность сенсорного развития определяется тем, что познание окружающей действительности основывается, прежде всего, на ощущениях и восприятии. Мы узнаем об окружающих предметах и явлениях при помощи зрения, осязания, слуха и т. п., и лишь на этой основе могут в дальнейшем возникнуть такие более самостоятельные процессы, как память воображение, мышление [39].
Проблемой сенсорного развития занимались такие выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики как Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Сакулина и другие. Они справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания [25].
Итальянский педагог Мария Монтессори предложила оригинальную методику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствующим образом, дают детям младшего дошкольного возраста сенсорные стимулы, управляющие органами чувств [17].
В педагогике М. Монтессори основное место уделяется сенсорным эталонам. Сенсорные эталоны - это выбранные человечеством представления об основных разновидностях каждого вида свойств и отношений - цвета, формы, величины предметов, их положения в пространстве, высоте звуков, длительности промежутков времени и т. д. [16]. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются всеми людьми в качестве образцов, «мерок» при помощи которых устанавливаются и обозначаются соответствующие свойства и отношения. Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают семь цветов спектра и их оттенков по светлоте и насыщенности. В качестве эталонов формы выступают геометрические фигуры, в качестве эталонов величины - метрическая система мер [16].
На основе анализа психолого-педагогических исследований было выявлено наличие противоречия между необходимостью развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни и не владение педагогами дошкольной образовательной организации (далее ДОО) методикой Монтессори-педагоги как действенного средства развития у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов цвета, формы, величины.
Проблема исследования: каковы возможности Монтессори-педагоги в развитии у детей 3-го года жизни сенсорных эталонов?
Анализируя все выше сказанное, мы определили цель нашего исследования - выявить и обосновать содержание и формы работы по развитию сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни посредством элементов Монтессори-педагоги.
Объект исследования - процесс развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
Предмет исследования - Монтессори-педагогика как средство развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
Гипотеза исследования - уровень развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни повысится, если:
• разработать Программу развития сенсорных эталонов, включающую в себя серию занятий и дидактических игр, а также комплекс упражнений на основе Монтессори-материалов;
• систематически использовать данную программу по развитию сенсорных эталонов у детей в образовательном процессе ДОО;
• использовать Монтессори-материалы в индивидуальной и подгрупповой работе по развитию сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать теоретическую и практическую психолого-педагогическую литературу по проблеме развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста.
2. Определить уровень развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
3. Разработать Программу развития сенсорных эталонов у детей 3­го года жизни, включающей в себя серию занятий и дидактических игр, а также комплекс упражнений на основе Монтессори-материалов.
Методы исследования:
• изучение психолого-педагогической литературы по данной проблеме;
• психолого-педагогический эксперимент, состоящий из трех этапов: констатирующий, формирующий и контрольный; наблюдение;
• методы качественного и количественного анализа полученных результатов: сравнительный анализ, интерпретация.
Теоретической основой исследования являются:
• концептуальные положения о развитии детского восприятия путем формирования перцептивных действий А.В Запорожца;
• теоретические положения о возникновении и развитии высших психических функций Л.С. Выготского;
• теоретические положения о процессе саморазвития личности В.И. Андреева;
• положения представителей гуманистической психологии и педагогики Г. Олпорта, К. Роджерса, А. Маслоу.
Новизна исследования: выявлена степень изученности проблемы в современных исследованиях, доказана возможность развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни посредством элементов Монтессори- педагоги.
Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании возможностей элементов Монтессори-педагоги в развитии сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/с «Сказка» с. Пономаревка Пономаревского района Оренбургской области. В исследовании принимали участие 20 детей 3-го года жизни.
Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что разработанная нами Программа по развитию сенсорных эталонов детей 3-го года жизни может быть использована воспитателями ДОО, работающими с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорной культуры их воспитанников (в частности развития сенсорных эталонов).
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (36 наименований) и приложения. Текст иллюстрирован 1 рисунком, 13 таблицами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенный анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема сенсорного развития детей 3-го года жизни является актуальной, так как именно в этом возрасте совершенствования органов чувств наиболее сильно накапливают представления о мире, который нас окружает.
Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст «золотой порой» сенсорного развития.
В настоящее время ведется поиск средств, форм, методов работы по развитию сенсорной культуры детей дошкольного возраста. Одной из форм работы по развитию сенсорных эталонов 3-го года жизни является применение Монтессори-материалов, так как разработанные на основе ее материалов занятия, дидактические игры и упражнения, а также использования их в педагогическом процессе ДОО, в индивидуальной и подгрупповой работе способствуют развитию сенсорных эталонов у детей 3­го года жизни.
Итальянский педагог Мария Монтессори предложила оригинальную методику, способствующую развитию сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста. Разработанные ею дидактические материалы, подобранные соответствующим образом, дают детям младшего дошкольного возраста сенсорные стимулы, управляющие органами чувств. В педагогике М. Монтессори основное место уделяется сенсорным эталонам, например, сравнивать и различать предметы разной формы и величины - бруски, кубики, цилиндры, палочки, а также различать цвета предметов.
В результате констатирующего эксперимента мы выявили, что в основном дети младшего дошкольного возраста имеют средний и низкий уровень развития сенсорных эталонов.
Наше исследование подтвердило возможность влиять на уровень развития сенсорных эталонов детей 3-го года жизни. Нами была разработана Программа развития сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни, в которую вошли цикл занятий, серия дидактических игр и комплекс упражнений, основанные на материалах М. Монтессори.
Занятия были направлены на развитие у детей таких сенсорных эталонов как форма, цвет и величина.
При знакомстве с формой детям предлагалось выполнить простейшие действия с предметами: нанизывание колец на стержень, проталкивание предметов разной формы в соответствующее отверстие.
При знакомстве с величиной предметов: обучали детей фиксировать внимание на величине предметов, формировали у них умения пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине; примеривать вкладыши к отверстиям; соотносить понятия такой, не такой, большой, маленький.
Помимо занятий, программа развития сенсорных эталонов у детей 3­го года жизни включает в себя дидактические игры, которые способствуют закреплению представлений о цвете, форме и величине предметов. Они развивают у детей способность ориентироваться одновременно на цвет и величину предметов; группировать одни и те же предметы по разным признакам; умение определять свойства предметов.
Индивидуальная работа была разработана на материалах М. Монтессори, с помощью них развивали у детей мелкую моторику, умение упорядочивать предметы по размеру, формировали понятия «большой- маленький», «длинный-короткий», а также развивали зрительную память у младших дошкольников. Знакомили детей с геометрическими телами и их характерными особенностями.
Результаты контрольного среза позволили нам выявить динамику развития сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста и подтвердить выдвинутую нами гипотезу исследования.
Разработанная нами Программа по развитию сенсорных эталонов у детей 3-го года жизни может быть использована воспитателями ДОО, работающими с детьми младшего дошкольного возраста для развития сенсорной культуры их воспитанников (в частности развития сенсорных эталонов).


1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] : Инновационный курс. Кн. 1. / В.И. Андреев. - Изд-во Казанского ун-та, 1996. - 566 с.
2. Богуславский, М.В. 30 лет по методу Монтессори [Текст] / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. - М. : Издательство дом «Карапуз», 2000. - 272 с.
3. Буторина, М. Монтессори-материал [Текст] / М. Буторина, Е. Хилтунен. - М. : Мастер, 1992. - 80 с.
4. Васильева, Т.Г. Дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей 5-7 лет с формой и величиной предметов [Текст] : автореф. канд. дис. / Т.Г. Васильева - М., 1973. - 23 с.
5. Венгер, Л.А. Психология [Текст] / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М. : Просвещение, 2014. - 228 с.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию [Текст] : Учебное пособие для ВУЗов / П.Я. Гальперин; ред., предисл. и коммент. А.И. Подольского. - М. : Высш. шк.: Университет, 2002. - 330 с.
7. Генезис сенсорных способностей [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1976. - 256 с.
8. Гребенников, Л. Работа на линии в Монтессори-группе [Текст] / Л. Гребенников - М., 1996. - 203 с.
9. Давидчук, А.Н. Индивидуально-ориентированное обучение детей [Текст] / А.Н. Давидчук. - М. : Мозаика-синтез, 1976. - 213 с.
10. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст] / Под ред. Л.А. Венгера. - М., 1978. - 96 с.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1986. - 296 с.
12. Кортенов, Г. Метод Монтессори [Текст] / Г. Кортенов // Частная школа. - 1995. - №4. С. 3-6.
13. Костюк, И. Гармоническая атмосфера М. Монтессори [Текст] / И. Костюк // Дошкольное воспитание. - 2000. - № 11. - С. 8-10.
14. Люблина, Г. Работа с родителями в Монтессори-группе [Текст] /. Г. Люблина. - М. : Просвещение, 1995. - 75с.
15. Максимова, З.Н. Дидактические упражнения и игры по ознакомлению детей 3-5 лет с цветом [Текст] : автореф. канд. дис. / З.Н. Максимова - М., 1973. - 19 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ