Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРУШЕК-АНАЛОГОВ

Работа №110310

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
118
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Теоретические основы развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек-аналогов 8
1.1 Анализ психолого-педагогических исследований развития
памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.. 8
1.2 Игрушки-аналоги как средство развития памяти у детей 6-7
лет с общим недоразвитием речи III уровня 14
Глава 2 Экспериментальное исследование развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек- аналогов 19
2.1 Выявление уровня развития памяти у детей 6-7 лет с общим
недоразвитием речи III уровня 19
2.2 Содержание работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек- аналогов 34
2.3 Выявление динамики развития памяти у детей 6-7 лет с
общим недоразвитием речи III уровня 44
Заключение 55
Список используемой литературы 57
Приложение А Список детей, участвующих в эксперименте 60
Приложение Б Сводный протокол на констатирующем этапе 61
Приложение В Сводный протокол на контрольном этапе 62
Приложение Г Примеры игрушек-аналогов, использовавшихся в играх.. 63


В дошкольном возрасте ребенок интенсивно развивается. Приобретает много новых знаний, умений и навыков. После подготовительной группы в возрасте 6-7 лет детям предстоит начать обучение в школе. Обучение и развитие в дошкольном возрасте готовит ребенка к этому важному этапу.
На данный момент нарушения речи у детей не редкость. Изучения особенностей детей с нарушениями речи не теряет своей актуальности.
Среди педагогов и психологов, кто занимался исследованием нарушений речи, можно назвать А.Р. Лурию, В.П. Глухова, Р.Е. Левину, Е.М. Мастрюкову, О.Н. Усанову, А.В. Цветкова.
По мнению А.Р. Лурии, память - это сложная мнестическая деятельность, имеющая неоднозначное строение, а также протекает при участии различных образований мозга, каждое из которых обеспечивает разные стороны мнестической деятельности. В.М. Смирнов считает, что память - способность организма приобретать, сохранять и воспроизводить полученную информацию и навыки.
Точные знания особенностей психических процессов позволят наиболее правильно спланировать коррекционную работу и, как следствие, добиться хороших результатов.
Ребенок будет легче осваивать программу, если имеет базовые знания и навыки. Решающая роль в их усвоении отводится памяти. Считается, что именно в дошкольном возрасте память развивается наиболее интенсивно. Возможности памяти имеют важное значение в коррекционной работе. Именно поэтому необходима целенаправленная работа по развитию памяти у дошкольников. В данной работе необходимо использовать различные дидактические средства.
Среди дидактических средств основное место отводится игрушке. Игрушки вызывают интерес у детей, позволяют им действовать с ними.
Играя, дети познают мир, происходит развитие психических процессов, в том числе и памяти.
Исследованиями в области применения игрушек-аналогов для развития и обучения дошкольников занимались такие педагоги как С.Н. Николаева, М.А. Кондрашова.
Дети лучше запоминают то, что им нравится, интересует их. Также запоминание становится более эффективным при воздействии объекта на разные органы чувств. Поэтому целесообразно использовать для развития памяти игрушки-аналоги. Их дети могут рассмотреть, потрогать, совершить с ними какие-то действия.
Игрушки-аналоги имеют широкие возможности применения. Специально организованные игры и упражнения с игрушками-аналогами могут быть гораздо эффективнее простого заучивания и рассматривания картинок.
На основе всего выше сказанного, обнаруживается противоречие между необходимостью развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня и недостаточным использованием потенциала игрушек-аналогов в образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Исходя из этого, мы обозначили проблему исследования: каковы возможности игрушек-аналогов в развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность использования игрушек-аналогов в развитии памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования: игрушки-аналоги, как средство развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
В ходе работы была выдвинута гипотеза исследования: развитие памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек-аналогов будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда сериями игрушек-аналогов по лексическим темам;
- отобраны и разработаны дидактические игры с игрушками- аналогами, направленные на развитие памяти;
- включены дидактические игры с игрушками-аналогами в образовательный процесс.
Задачи исследования.
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
2. Выявить уровень развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
3. Определить и апробировать содержание работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек-аналогов.
4. Выявить динамику уровня развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Методы исследования:
- анализ специальной литературы по проблеме исследования;
- психолого-педагогический эксперимент, включающий
констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования явились теоретические положения о единстве речевого и психического развития (Л.С. Выготский, A.A. Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн).
Новизна исследования заключается в следующем: обоснованы потенциальные возможности игрушек-аналогов в развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы при построении работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек-аналогов в условиях дошкольной образовательной организации.
Экспериментальная база исследования: АНО ДО «Планета детства Лада» детский сад № 150 «Брусничка» города Тольятти. В исследовании принимало участие 26 детей в возрасте 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (32 источника), 4 приложения. Работа иллюстрирована 29 рисунками и 1 таблицей.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основании проведенной исследовательской работы можно сделать ряд выводов.
Память является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Основа памяти - это запоминание, сохранение и воспроизведение человеком его опыта. Важное условие развития памяти - правильная речь. Уровень слуховой памяти понижается с понижением уровня речевого развития. Специфические особенности слуховой и зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи III уровня объясняются тесной связью между нарушениями речи и другими сторонами психического развития.
В качестве дидактических средств обучения выступают предметы, воздействующие на органы чувств детей, облегчающие непосредственное и косвенное познание мира. Важное место в системе дидактических средств занимает игрушка. Широкие возможности в решении дидактических задач открывает принцип деятельности. Игрушки-аналоги - это игрушки отображающие объекты реального мира. Их применение вариативно. На основе анализа психолого-педагогической и специальной литературы в качестве средства развития памяти были выбраны игрушки-аналоги.
Исследование уровня развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня показало, что в экспериментальной группе преобладает средний уровень развития памяти. В контрольной группе также преобладал средний уровень. На основе полученных данных был сделан вывод о необходимости проведения целенаправленной работы по развитию памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитие речи III уровня.
Мы предположили, что развитие памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством игрушек-аналогов будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда сериями игрушек-аналогов по лексическим темам;
- отобраны и разработаны дидактические игры с игрушками- аналогами, направленные на развитие памяти;
- включены дидактические игры с игрушками-аналогами в образовательный процесс.
Формирующий этап включал в себя два направления, которые были взаимосвязаны между собой:
- развитие слуховой памяти детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня;
- развитие зрительной памяти детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня.
Разработанные игры с игрушками-аналогами вызывали у детей интерес, желание участвовать.
Контрольный этап позволил выявить динамику развития памяти детей контрольной и экспериментальной групп. В экспериментальной группе показатель низкого уровня развития памяти снизился на 15%. Показатель среднего уровня развития памяти снизился на 16%. Показатель высокого уровня увеличился на 23%. В контрольной группе показатель низкого уровня снизился на 7%. Среднего уровня - на 8%. Показатель высокого уровня возрос на 15%.
Более высокая динамика развития памяти в экспериментальной группе позволила сделать вывод об эффективности проведенной применения игрушек-аналогов в качестве средства развития памяти у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи III уровня, что подтверждает выдвинутую гипотезу.



1. Бабынина Т. Ф., Киселева Т. В. Современные подходы к использованию народной игрушки в воспитании дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. Набережные Челны, 2014. С. 5-10.
2. Блонский П. П. Психология младшего школьника. Избранные труды. СПб. : Питер, 2001. 341 с.
3. Борисова Н. В. Новые педагогические технологии. Тверь : Медиа-АРТ, 1998. С. 133-164.
4. Волкова Л. С., Шаховская С. Н. Логопедия. М. : ВЛАДОС, 1998. С. 246-270.
5. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В. Я. Психология памяти. М. : «ЧеРо», 2002. С. 347-359.
6. Горошко Е. В. Дидактическая игра как форма организации образовательной области «Познавательное развитие» в условиях выполнения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и основной образовательной программы дошкольного образования // Вестник науки и образования. 2018. С. 87-89.
7. Горькина Е. В. Развитие образной памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха // Молодой ученый. 2011. № 5. С. 135-137.
8. Гуменная Г. С. Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. М. : Просвещение, 1991. С. 63-72.
9. Жане П. Эволюция памяти и понятие времени // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. М. : Союзиздат, 1979. 264 с.
10. Житникова Л. М. Учите детей запоминать М. : «Просвещение», 1985. С. 156-181.
11. Истомина З. М. Развитие памяти : учебно-методическое пособие. М. : Союзиздат, 1978. 178-204 с.
12. Калягин В. А. Логопсихология. М. : Издательский центр
«Академия», 2008. 132-147 с.
13. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов
психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. СПб. : КАРО, 2004. 432 с.
14. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М. : Просвещение, 1985. С. 73-85.
15. Кондрашова М. А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни : методические разработки. Оренбург : Известия, 2005. 116 с.
16. Левина Р. Е. Избранные труды. М. : Союзиздат, 1965. С. 163-170.
17. Лурия А. Р. Внимание и память : материалы к курсу лекций по общей психологии. М. : МГУ, 1975. 104 с.
18. Лурия А. Р. Маленькая книжка о большой памяти. М. : Издательство московского университета, 1968. 88 с.
19. Макарова Д. С., Корнилова Е. Н. Особенности развития слуховой памяти у детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи // Концепт. 2017. С. 140-142.
20. Маклаков А. Г. Общая психология : учебник для вузов. СПб. : Питер, 2005. 583 с.
21. Мухаметшина И. М. Влияние дидактических игр в ознакомлении дошкольников с растениями. // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Международной научной конференции (г. Уфа, март 2013). Уфа : Лето, 2013. С. 62-66.
22. Мухина В. С. Детская психология : учебник. М. : Просвещение, 1985. 315 с.
23. Немов Р. С. Психология. М. : Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
24. Николаева С. Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников // Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами : пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Гном и Д, 2005. С. 73-91.
25. Николаева С. Н. Теория и методика экологического образования детей. М. : Академия, 2002. С. 241-250.
26. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р. Е. Левиной. М. : Просвещение, 1967. 367 с.
27. Психология для студентов вузов : учебное пособие для вузов / под ред. Е. И. Рогова. Ростов-на-Дону. : МарТ, 2005. 557 с.
28. Смирнов А. А. Проблемы психологии памяти. М. : Просвещение, 1966. С. 135-164.
29. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М. : Союзиздат, 1989. 339 с.
30. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М. : Союзиздат, 1994. С. 97-103.
31. Хрестоматия по физиологии высшей нервной деятельности. / под ред. Е. Д. Шехтер. М. : Психология, 2000. 407 с.
32. Шашкина Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками. М. : Издательский центр «Академия», 2003. 240 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ