Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений
|
Введение 4
Глава 1. Особенности развития синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений 9
1.1 Синдром - эмоциональное выгорание: понятие, причины, симптомы и
фазы 9
1.2 Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения, как
источник эмоционального выгорания 16
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
дошкольных учреждений 28
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений в процессе профессиональной деятельности 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
2.3 Программа исследования эмоционального выгорания педагогов 42
2.4 Анализ и результат исследования 43
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Глава 1. Особенности развития синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений 9
1.1 Синдром - эмоциональное выгорание: понятие, причины, симптомы и
фазы 9
1.2 Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения, как
источник эмоционального выгорания 16
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
дошкольных учреждений 28
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений в процессе профессиональной деятельности 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
2.3 Программа исследования эмоционального выгорания педагогов 42
2.4 Анализ и результат исследования 43
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Ученые психологи в 70-е годы прошлого столетия, выделили неоднократно возникающее состояние эмоционального истощения у людей, деятельность которых, связана с профессиями коммуникации (педагоги, врачи, психологи, работники социальных служб и т.д.). Они внезапно теряли интерес к роду деятельности на определенном этапе своей работы, безответственно относиться к своим прямым обязанностям, и вступать в конфликт с коллегами. По прошествии времени, у них часто развивались заболевания, связанные с нервной системой. Было определено, что такие перемены в психологическом состоянии человека, проявлялись в связи с продолжительным состоянием профессионального стресса. И в дальнейшем был использован термин «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание».
Изначально данный термин определяли, как состояние истощения, изнеможения с чувством собственной бесполезности. Первым психологом, который упомянул о синдроме эмоционального выгорания, был Б.Г. Ананьев. В своих работах, он употреблял этот термин как «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, проявляющегося у людей, связанных с межличностными отношениями.
Стрессы, полученные в ходе профессиональной деятельности, постепенно разрушая эмоциональное состояние человека, ведут к синдрому эмоционального выгорания. Науки об организационной, а также клинической психологии, вот уже более сорока лет изучают данный синдром. Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер начал активное исследование данного синдрома, в 1974 году он ввел понятие «эмоциональное выгорание, и определял этот термин как состояние изнеможения, истощения с чувством собственной бесполезности.
Идеи Х. Фреденбергера дали дальнейшее развитие изучений в работах многих американских психологов, в частности К. Маслач, которая дала самое известное понятие синдрома.
Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения и снижения личностных достижений, данный синдром проявляется у специалистов, чья профессия обязывает предоставлять услуги в различных видах помощи. Также, американскими психологами, такими как С. Джексон, Б. Перламан, Е. Хартман и др. были разработаны исследования на проявление синдрома эмоционального выгорания в ходе того, что исследуемые находились в затяжном стрессе, непосредственно повлиявшее на это напряжение эмоционального характера в процессе деятельности, связанной с профессией. Психологи, были сосредоточенны на том, что необходимо разработать методики, по снижению вероятности формирования синдрома у специалистов различных профессий. Они создали методы на основе профилактики, включающие комплексную терапию, по устранению эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов, обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога имеет огромную социальную значимость. Высокая эмоциональная напряженность педагога, возрастает от наличия большого числа факторов стресса: рабочая перегрузка, нехватка времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка и т.д. В случае того, если педагог не способен выдержать психоэмоциональное напряжение, к проблемам психоэмоциональной деятельности могут добавиться затруднения в личной и семейной жизни, проблемы в общении с коллегами, а также с родителями воспитанников.
Неподъемная эмоциональная и физическая нагрузка, непременность постоянно поддерживать свою профессиональную ступень, необходимость сдерживать собственные чувства, быть в курсе инновационных технологий, каждый день находиться в узком кругу общения - это приводит человека к накоплению отрицательных эмоций. В конечном итоге, педагог, от потери сил противостоять внешним и внутренним воздействиям, эмоционально срывается, испытывает сильное изнеможение, отдаляется от воспитанников, от общения и занятий с ними, - наступает синдром эмоционального выгорания педагога. Результат влияния синдрома на человека, отрицательно сказывается на деятельности всего коллектива.
Представляется абсолютно обоснованным исследовать синдром эмоционального выгорания, у специалистов дошкольной педагогики. В 90-х годах XX века синдром эмоциональное выгорание, стал предметом самостоятельного исследования в отечественных психологов; Т.В. Форманюк 1994г; Г.А. Зарипова 1998г; В.Е. Орел, А.А. Рукавишников 1999г; В.В. Бойко 1999г; О.В Крапивина 2004г; М.В, Агапова 2004г; Т.В. Большакова 2004г.
Разработкой методик профилактики профессионального выгорания занимались такие психологи как Бойко В.В; Тащева А.И; Селье Г.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что синдром эмоционального выгорания, формируется в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа, а также от личностных особенностей.
Цель исследования заключается в психологическом анализе синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, посредством исследования профессиональных и личностных факторов, вследствие чего происходит развитие синдрома эмоционального выгорания. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа проблемы развития синдрома эмоционального выгорания, выявить уровень состояния стресса, тревожности, стрессоустойчивости и влияния данных состояний на результат деятельности;
2) Дать характеристику профессиональной деятельности дошкольного педагога;
3) Рассмотреть, как и на каком этапе проявляется эмоциональное выгорание в профессии педагога;
4) Выявить методику профилактической и коррекционной работы с дошкольными педагогами по снижению психоэмоционального выгорания;
5) Провести исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
6) Обработать и дать анализ результатам исследования.
Объект исследования: формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного учреждения.
Предмет исследования: проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждения.
Для решения поставленных задач в бакалаврской работе, были использованы такие методы исследования как:
- теоретические(анализ литературных источников по теме исследования; моделирование гипотезы в данной работе);
- эмпирические (педагогическое наблюдение);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования; общая характеристика педагогического опыта и его систематизация).
Новизна исследования: раскрыта степень исследования по теме данной работы в различных научных исследованиях; выявлены степени развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты по данному исследованию, допускают обширно иметь понятия касательно синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Практическая значимость данной работы определяется тем, специалисты в области педагогики могут воспользоваться результатами данного исследования для психологической коррекции эмоционального выгорания педагогов.
Методики исследования:
1) Методика диагностики профессионального выгорания. Адаптация Н.Е. Водопьяновой. Авторы: К. Маслач, С. Джексон ;
2) Методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди воспитателей детского сада г. Тольятти № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада». Испытуемыми стали 20 воспитателей различного возраста и с разным профессиональным стажем.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований).
Изначально данный термин определяли, как состояние истощения, изнеможения с чувством собственной бесполезности. Первым психологом, который упомянул о синдроме эмоционального выгорания, был Б.Г. Ананьев. В своих работах, он употреблял этот термин как «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, проявляющегося у людей, связанных с межличностными отношениями.
Стрессы, полученные в ходе профессиональной деятельности, постепенно разрушая эмоциональное состояние человека, ведут к синдрому эмоционального выгорания. Науки об организационной, а также клинической психологии, вот уже более сорока лет изучают данный синдром. Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер начал активное исследование данного синдрома, в 1974 году он ввел понятие «эмоциональное выгорание, и определял этот термин как состояние изнеможения, истощения с чувством собственной бесполезности.
Идеи Х. Фреденбергера дали дальнейшее развитие изучений в работах многих американских психологов, в частности К. Маслач, которая дала самое известное понятие синдрома.
Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения и снижения личностных достижений, данный синдром проявляется у специалистов, чья профессия обязывает предоставлять услуги в различных видах помощи. Также, американскими психологами, такими как С. Джексон, Б. Перламан, Е. Хартман и др. были разработаны исследования на проявление синдрома эмоционального выгорания в ходе того, что исследуемые находились в затяжном стрессе, непосредственно повлиявшее на это напряжение эмоционального характера в процессе деятельности, связанной с профессией. Психологи, были сосредоточенны на том, что необходимо разработать методики, по снижению вероятности формирования синдрома у специалистов различных профессий. Они создали методы на основе профилактики, включающие комплексную терапию, по устранению эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов, обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога имеет огромную социальную значимость. Высокая эмоциональная напряженность педагога, возрастает от наличия большого числа факторов стресса: рабочая перегрузка, нехватка времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка и т.д. В случае того, если педагог не способен выдержать психоэмоциональное напряжение, к проблемам психоэмоциональной деятельности могут добавиться затруднения в личной и семейной жизни, проблемы в общении с коллегами, а также с родителями воспитанников.
Неподъемная эмоциональная и физическая нагрузка, непременность постоянно поддерживать свою профессиональную ступень, необходимость сдерживать собственные чувства, быть в курсе инновационных технологий, каждый день находиться в узком кругу общения - это приводит человека к накоплению отрицательных эмоций. В конечном итоге, педагог, от потери сил противостоять внешним и внутренним воздействиям, эмоционально срывается, испытывает сильное изнеможение, отдаляется от воспитанников, от общения и занятий с ними, - наступает синдром эмоционального выгорания педагога. Результат влияния синдрома на человека, отрицательно сказывается на деятельности всего коллектива.
Представляется абсолютно обоснованным исследовать синдром эмоционального выгорания, у специалистов дошкольной педагогики. В 90-х годах XX века синдром эмоциональное выгорание, стал предметом самостоятельного исследования в отечественных психологов; Т.В. Форманюк 1994г; Г.А. Зарипова 1998г; В.Е. Орел, А.А. Рукавишников 1999г; В.В. Бойко 1999г; О.В Крапивина 2004г; М.В, Агапова 2004г; Т.В. Большакова 2004г.
Разработкой методик профилактики профессионального выгорания занимались такие психологи как Бойко В.В; Тащева А.И; Селье Г.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что синдром эмоционального выгорания, формируется в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа, а также от личностных особенностей.
Цель исследования заключается в психологическом анализе синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, посредством исследования профессиональных и личностных факторов, вследствие чего происходит развитие синдрома эмоционального выгорания. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа проблемы развития синдрома эмоционального выгорания, выявить уровень состояния стресса, тревожности, стрессоустойчивости и влияния данных состояний на результат деятельности;
2) Дать характеристику профессиональной деятельности дошкольного педагога;
3) Рассмотреть, как и на каком этапе проявляется эмоциональное выгорание в профессии педагога;
4) Выявить методику профилактической и коррекционной работы с дошкольными педагогами по снижению психоэмоционального выгорания;
5) Провести исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
6) Обработать и дать анализ результатам исследования.
Объект исследования: формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного учреждения.
Предмет исследования: проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждения.
Для решения поставленных задач в бакалаврской работе, были использованы такие методы исследования как:
- теоретические(анализ литературных источников по теме исследования; моделирование гипотезы в данной работе);
- эмпирические (педагогическое наблюдение);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования; общая характеристика педагогического опыта и его систематизация).
Новизна исследования: раскрыта степень исследования по теме данной работы в различных научных исследованиях; выявлены степени развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты по данному исследованию, допускают обширно иметь понятия касательно синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Практическая значимость данной работы определяется тем, специалисты в области педагогики могут воспользоваться результатами данного исследования для психологической коррекции эмоционального выгорания педагогов.
Методики исследования:
1) Методика диагностики профессионального выгорания. Адаптация Н.Е. Водопьяновой. Авторы: К. Маслач, С. Джексон ;
2) Методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди воспитателей детского сада г. Тольятти № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада». Испытуемыми стали 20 воспитателей различного возраста и с разным профессиональным стажем.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований).
В данной бакалаврской работе был осуществлен психологический анализ проблем эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, в том числе факторы, которые сопутствуют и влияют на формирование и развитие данного синдрома. Были обоснованы причины эмоционального выгорания личности педагога, рассмотрели его развитие в зависимости от стажа его практической деятельности.
Бакалаврское исследование проблемы эмоционального выгорания педагогов состояло из двух частей: теоретической и практической.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1) Изучение литературы по заявленной теме;
2) Выявление особенностей эмоциональной сферы людей, которые работают в дошкольном учреждении;
3) Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
4) Проведение исследования личностных факторов, на фоне которого формируется синдром эмоционального выгорания;
5) Обработка и анализ результатов диагностики.
Анализ источников показал то, что возможно сформулировать позицию о проявлении синдрома эмоционального выгорания, посредством изменения эмоциональной сферы личности. Это позволяет подобрать те методики, которые наиболее подходят для практического исследования проблем эмоционального выгорания личности педагога.
Практическое исследование на базе психолого-педагогического персонала детского сада г. Тольятти показало следующее:
1) Проявление эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
2) Чем больше стаж работы с детьми, тем выше степень эмоционального выгорания.
3) На формирование эмоционального выгорания личности педагога, напрямую влияет стаж его профессиональной деятельности.
4) Наиболее подвержены профессиональному стрессу педагоги со стажем работы более 10 лет. Следовательно, чем выше уровень профессионального стресса, тем и выше уровень эмоционального выгорания.
5) Качественный анализ помог определить наиболее сильные стрессогенные факторы деятельности педагогов, которые побуждают проявление эмоционального выгорания:
- превышение объема работы
- недооценивание педагогического труда, как морального, так и материального.
Таким образом, нами была достигнута цель, поставленная в начале работы. Гипотеза подтверждается, исходя из полученных результатов в ходе исследования о том, что формирование синдрома эмоционального выгорания зависит от стажа педагогической деятельности, а также от личностных особенностей педагога.
Изучаемая в работе проблема, очень важная, так как синдром эмоционального выгорания оказывает прямое влияние не только на самих педагогов дошкольного учреждения, на их трудовую деятельность, психологическое и физическое состояние, но и на тех, с кем находится непосредственно рядом - коллег и прежде всего детей. Преимуществом задач в исследовательской работе, является долговременное наблюдение за педагогом, для того чтобы проверить гипотезу о существовании о наличии постепенного проявления синдрома эмоционального выгорания.
Бакалаврское исследование проблемы эмоционального выгорания педагогов состояло из двух частей: теоретической и практической.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1) Изучение литературы по заявленной теме;
2) Выявление особенностей эмоциональной сферы людей, которые работают в дошкольном учреждении;
3) Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
4) Проведение исследования личностных факторов, на фоне которого формируется синдром эмоционального выгорания;
5) Обработка и анализ результатов диагностики.
Анализ источников показал то, что возможно сформулировать позицию о проявлении синдрома эмоционального выгорания, посредством изменения эмоциональной сферы личности. Это позволяет подобрать те методики, которые наиболее подходят для практического исследования проблем эмоционального выгорания личности педагога.
Практическое исследование на базе психолого-педагогического персонала детского сада г. Тольятти показало следующее:
1) Проявление эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
2) Чем больше стаж работы с детьми, тем выше степень эмоционального выгорания.
3) На формирование эмоционального выгорания личности педагога, напрямую влияет стаж его профессиональной деятельности.
4) Наиболее подвержены профессиональному стрессу педагоги со стажем работы более 10 лет. Следовательно, чем выше уровень профессионального стресса, тем и выше уровень эмоционального выгорания.
5) Качественный анализ помог определить наиболее сильные стрессогенные факторы деятельности педагогов, которые побуждают проявление эмоционального выгорания:
- превышение объема работы
- недооценивание педагогического труда, как морального, так и материального.
Таким образом, нами была достигнута цель, поставленная в начале работы. Гипотеза подтверждается, исходя из полученных результатов в ходе исследования о том, что формирование синдрома эмоционального выгорания зависит от стажа педагогической деятельности, а также от личностных особенностей педагога.
Изучаемая в работе проблема, очень важная, так как синдром эмоционального выгорания оказывает прямое влияние не только на самих педагогов дошкольного учреждения, на их трудовую деятельность, психологическое и физическое состояние, но и на тех, с кем находится непосредственно рядом - коллег и прежде всего детей. Преимуществом задач в исследовательской работе, является долговременное наблюдение за педагогом, для того чтобы проверить гипотезу о существовании о наличии постепенного проявления синдрома эмоционального выгорания.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
ПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ
У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЙ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА И КОРРЕКЦИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ЭМПАТИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У УЧИТЕЛЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЗЛИЧНЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Арт-терапия как средство психопрофилактики эмоционального
выгорания у педагогов дошкольной образовательной организации
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5680 р. Год сдачи: 2017 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С ПОДРОСТКАМИ С ОВЗ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У
ВОСПИТАТЕЛЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - Психологические особенности личности педагогов с синдромом
эмоционального выгорания
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017



