Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Изучение синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений

Работа №110297

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Особенности развития синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений 9
1.1 Синдром - эмоциональное выгорание: понятие, причины, симптомы и
фазы 9
1.2 Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения, как
источник эмоционального выгорания 16
1.3 Профилактика синдрома эмоционального выгорания у педагогов
дошкольных учреждений 28
Выводы по первой главе 37
Глава 2. Исследование эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений в процессе профессиональной деятельности 39
2.1 Организация исследования 39
2.2 Методы исследования 40
2.3 Программа исследования эмоционального выгорания педагогов 42
2.4 Анализ и результат исследования 43
Выводы по второй главе 48
Заключение 49
Список используемой литературы 51

Ученые психологи в 70-е годы прошлого столетия, выделили неоднократно возникающее состояние эмоционального истощения у людей, деятельность которых, связана с профессиями коммуникации (педагоги, врачи, психологи, работники социальных служб и т.д.). Они внезапно теряли интерес к роду деятельности на определенном этапе своей работы, безответственно относиться к своим прямым обязанностям, и вступать в конфликт с коллегами. По прошествии времени, у них часто развивались заболевания, связанные с нервной системой. Было определено, что такие перемены в психологическом состоянии человека, проявлялись в связи с продолжительным состоянием профессионального стресса. И в дальнейшем был использован термин «burnout», который переводится как «сгорание» или «выгорание».
Изначально данный термин определяли, как состояние истощения, изнеможения с чувством собственной бесполезности. Первым психологом, который упомянул о синдроме эмоционального выгорания, был Б.Г. Ананьев. В своих работах, он употреблял этот термин как «эмоциональное сгорание» для обозначения отрицательного явления, проявляющегося у людей, связанных с межличностными отношениями.
Стрессы, полученные в ходе профессиональной деятельности, постепенно разрушая эмоциональное состояние человека, ведут к синдрому эмоционального выгорания. Науки об организационной, а также клинической психологии, вот уже более сорока лет изучают данный синдром. Американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер начал активное исследование данного синдрома, в 1974 году он ввел понятие «эмоциональное выгорание, и определял этот термин как состояние изнеможения, истощения с чувством собственной бесполезности.
Идеи Х. Фреденбергера дали дальнейшее развитие изучений в работах многих американских психологов, в частности К. Маслач, которая дала самое известное понятие синдрома.
Эмоциональное выгорание - это синдром эмоционального истощения и снижения личностных достижений, данный синдром проявляется у специалистов, чья профессия обязывает предоставлять услуги в различных видах помощи. Также, американскими психологами, такими как С. Джексон, Б. Перламан, Е. Хартман и др. были разработаны исследования на проявление синдрома эмоционального выгорания в ходе того, что исследуемые находились в затяжном стрессе, непосредственно повлиявшее на это напряжение эмоционального характера в процессе деятельности, связанной с профессией. Психологи, были сосредоточенны на том, что необходимо разработать методики, по снижению вероятности формирования синдрома у специалистов различных профессий. Они создали методы на основе профилактики, включающие комплексную терапию, по устранению эмоционального выгорания.
Актуальность проблемы сохранения психического здоровья педагогов, обусловлена возрастающими требованиями к личности педагога и его роли в воспитательном процессе, так как профессия педагога имеет огромную социальную значимость. Высокая эмоциональная напряженность педагога, возрастает от наличия большого числа факторов стресса: рабочая перегрузка, нехватка времени, сложность возникающих педагогических ситуаций, социальная оценка и т.д. В случае того, если педагог не способен выдержать психоэмоциональное напряжение, к проблемам психоэмоциональной деятельности могут добавиться затруднения в личной и семейной жизни, проблемы в общении с коллегами, а также с родителями воспитанников.
Неподъемная эмоциональная и физическая нагрузка, непременность постоянно поддерживать свою профессиональную ступень, необходимость сдерживать собственные чувства, быть в курсе инновационных технологий, каждый день находиться в узком кругу общения - это приводит человека к накоплению отрицательных эмоций. В конечном итоге, педагог, от потери сил противостоять внешним и внутренним воздействиям, эмоционально срывается, испытывает сильное изнеможение, отдаляется от воспитанников, от общения и занятий с ними, - наступает синдром эмоционального выгорания педагога. Результат влияния синдрома на человека, отрицательно сказывается на деятельности всего коллектива.
Представляется абсолютно обоснованным исследовать синдром эмоционального выгорания, у специалистов дошкольной педагогики. В 90-х годах XX века синдром эмоциональное выгорание, стал предметом самостоятельного исследования в отечественных психологов; Т.В. Форманюк 1994г; Г.А. Зарипова 1998г; В.Е. Орел, А.А. Рукавишников 1999г; В.В. Бойко 1999г; О.В Крапивина 2004г; М.В, Агапова 2004г; Т.В. Большакова 2004г.
Разработкой методик профилактики профессионального выгорания занимались такие психологи как Бойко В.В; Тащева А.И; Селье Г.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что синдром эмоционального выгорания, формируется в процессе длительной профессиональной деятельности педагога и зависит от его педагогического стажа, а также от личностных особенностей.
Цель исследования заключается в психологическом анализе синдрома эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, посредством исследования профессиональных и личностных факторов, вследствие чего происходит развитие синдрома эмоционального выгорания. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1) На основе анализа проблемы развития синдрома эмоционального выгорания, выявить уровень состояния стресса, тревожности, стрессоустойчивости и влияния данных состояний на результат деятельности;
2) Дать характеристику профессиональной деятельности дошкольного педагога;
3) Рассмотреть, как и на каком этапе проявляется эмоциональное выгорание в профессии педагога;
4) Выявить методику профилактической и коррекционной работы с дошкольными педагогами по снижению психоэмоционального выгорания;
5) Провести исследование синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
6) Обработать и дать анализ результатам исследования.
Объект исследования: формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольного учреждения.
Предмет исследования: проявление синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждения.
Для решения поставленных задач в бакалаврской работе, были использованы такие методы исследования как:
- теоретические(анализ литературных источников по теме исследования; моделирование гипотезы в данной работе);
- эмпирические (педагогическое наблюдение);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования; общая характеристика педагогического опыта и его систематизация).
Новизна исследования: раскрыта степень исследования по теме данной работы в различных научных исследованиях; выявлены степени развития синдрома эмоционального выгорания у педагогов дошкольных учреждений.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты по данному исследованию, допускают обширно иметь понятия касательно синдрома эмоционального выгорания педагогов.
Практическая значимость данной работы определяется тем, специалисты в области педагогики могут воспользоваться результатами данного исследования для психологической коррекции эмоционального выгорания педагогов.
Методики исследования:
1) Методика диагностики профессионального выгорания. Адаптация Н.Е. Водопьяновой. Авторы: К. Маслач, С. Джексон ;
2) Методика Д. Фонтана «Шкала профессионального стресса».
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось среди воспитателей детского сада г. Тольятти № 97 «Хрусталик» АНО ДО «Планета детства «Лада». Испытуемыми стали 20 воспитателей различного возраста и с разным профессиональным стажем.
Структура и объем работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (40 наименований).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной бакалаврской работе был осуществлен психологический анализ проблем эмоционального выгорания педагогов дошкольных учреждений, в том числе факторы, которые сопутствуют и влияют на формирование и развитие данного синдрома. Были обоснованы причины эмоционального выгорания личности педагога, рассмотрели его развитие в зависимости от стажа его практической деятельности.
Бакалаврское исследование проблемы эмоционального выгорания педагогов состояло из двух частей: теоретической и практической.
Для выполнения поставленной цели была проведена следующая работа:
1) Изучение литературы по заявленной теме;
2) Выявление особенностей эмоциональной сферы людей, которые работают в дошкольном учреждении;
3) Проведение исследования синдрома эмоционального выгорания педагогов, работающих в детском саду;
4) Проведение исследования личностных факторов, на фоне которого формируется синдром эмоционального выгорания;
5) Обработка и анализ результатов диагностики.
Анализ источников показал то, что возможно сформулировать позицию о проявлении синдрома эмоционального выгорания, посредством изменения эмоциональной сферы личности. Это позволяет подобрать те методики, которые наиболее подходят для практического исследования проблем эмоционального выгорания личности педагога.
Практическое исследование на базе психолого-педагогического персонала детского сада г. Тольятти показало следующее:
1) Проявление эмоционального выгорания зависит от возрастных и профессиональных кризисов педагога.
2) Чем больше стаж работы с детьми, тем выше степень эмоционального выгорания.
3) На формирование эмоционального выгорания личности педагога, напрямую влияет стаж его профессиональной деятельности.
4) Наиболее подвержены профессиональному стрессу педагоги со стажем работы более 10 лет. Следовательно, чем выше уровень профессионального стресса, тем и выше уровень эмоционального выгорания.
5) Качественный анализ помог определить наиболее сильные стрессогенные факторы деятельности педагогов, которые побуждают проявление эмоционального выгорания:
- превышение объема работы
- недооценивание педагогического труда, как морального, так и материального.
Таким образом, нами была достигнута цель, поставленная в начале работы. Гипотеза подтверждается, исходя из полученных результатов в ходе исследования о том, что формирование синдрома эмоционального выгорания зависит от стажа педагогической деятельности, а также от личностных особенностей педагога.
Изучаемая в работе проблема, очень важная, так как синдром эмоционального выгорания оказывает прямое влияние не только на самих педагогов дошкольного учреждения, на их трудовую деятельность, психологическое и физическое состояние, но и на тех, с кем находится непосредственно рядом - коллег и прежде всего детей. Преимуществом задач в исследовательской работе, является долговременное наблюдение за педагогом, для того чтобы проверить гипотезу о существовании о наличии постепенного проявления синдрома эмоционального выгорания.



1. Акиндинова, И.А., Баканова, A.A. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика [Текст] / И.А. Акиндимова, A.A. Баканова // Педагогические вести. - СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - 183 с.
2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / В.В. Бойко. - М.: Филинъ, 1996. - 92 с.
3. Большой психологический словарь сост. и общ.ред. Б.Мещеряков, В.Зинченко. СПб.:Прайм-Еврознак, 2003.
4. Водопьянова, Н.Е. Психическое «выгорание» [Текст] //
Стоматология. - 2003.- 159 с.
5. Водопьянова, Н.Е., Старченкова, Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика[Текст]/ Водопьянова, Н.Е.- СПб.: Питер, 2005.¬68 с.
6. Водопьянова, Н.Е. Профессиональное выгорание и ресурсы его преодоления[Текст]/ Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья. Сб. научных трудов. - СПб., 2003. - 165 с.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]/ Под ред. В.В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 88 с.
8. Выготский, Л.С. Исторический смысл психологического кризиса [Текст] //Соч. в 6-ти томах. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. - М.: Изд-во Наука, 1982. - 152 с.
9. Дьяконов, А.Б. Регуляция эмоциональных состояний // Детский психологический журнал. - 1993. - № 4.
10. Звездина, Г.П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ [Текст]// Управление ДОУ. — 2004. - 48 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст]/Е.П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. - 120 с.
12. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Ильин Е.П.- Питер, С.- Петербург, 2002.68 с.
13. Маслач, К. Профессиональное выгорание: как люди справляются [Текст] // Статья, 1978.
14. Макарова, Г.А. Синдром эмоционального выгорания. http: //www.myword.ru
15. Маслоу, А.Г. Мотивация и личность [Текст] // Спб., 1999. - 43 с.
16. Мильруд, Р.П. Формирование эмоциональной регуляции поведения учителя [Текст]// Вопросы психологии, - 1987. 103 с.
17. Никифоров, Г.С. Психология здоровья[Текст]/Г.С. Никифоров. СПб.: Речь, 2002. 115-117с.
18. Овчинников, Б.В., Колчев А.И. Профессиональный стресс и здоровье [Текст]// Психология профессионального здоровья. Учебное пособие/ под ред. Проф. Г.С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. 201 с.
19.Орел, В.Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии [Текст]// Проблемы общей и организационной психологии, 1999. - № 4.
20. Орел, В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии [Текст] Эмпирическое исследование/В.Е. Орел//Психологический журнал. -М.: Наука, 2001. - 141 с.
21. Орел, В.Е., Шемет, И.С. Исследование влияния содержания деятельности на удовлетворенность трудом[Текст] // Психологические проблемы рационализации трудовой деятельности. - Ярославль, 1987. - 208 с.
22. Осухова, Н.Г. В поисках идентичности [Текст]// Школьный психолог. - 2001. 69 с.
23. Панько, Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада [Текст]- Мн.: Высшая школа, 1986. - 235 с .
24. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности [Текст] // Р-н/Д.: Феникс, 1996. 84 с.
25. Петровский, В.А. Системно-деятельностный подход к личности: концепция персонализации [Текст]// Психология развивающейся личности. - М.: Педагогика, 1987. 56 с.
26. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов [Текст]М., 2000. 166 с.
27. Потеряхин, А.Б., Мотивационный профиль личности как основа обеспечения удовлетворенности работой и мотивации [Текст] // Статья - Справочник кадровика, 2008. - 35 с.
28. Психология профессионального здоровья [Текст] // Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь, 2006. 206 с.
29. Реан, A.A., Баранов A.A. Факторы стрессоустойчивости учителей [Текст]// Вопросы психологии. 1997. - 143 с.
30. Руденский, Е.В. Кризис психологических механизмов адаптации личности и проблемы педагогического общения [Текст] // Мир психологии. - 1998. 256 с.
31. Руденский, Е. В. Социально-психологические деформации личности учителя [Текст]// Мир психологии. - 2008. - №2. - 95 с.
32. Селье, Г. Очерки об адаптационном синдроме. - М.: Медицина, 1960.
33. Семущина, Л.Г. Дошкольная педагогика [Текст] - М.: Академия, 2005. - 113-116 с.
34. Стеркина, Качество дошкольного образования и основные
тенденции его изменения [Текст]// Дошкольное воспитание. - 1996. - 228 с.
35. Трунов, Д. Синдром сгорания: позитивный подход к
проблеме[Текст]/Д. Трунов//Журнал практического психолога. Издательство МГУ, 1998. -№ 8. 218 с.
36. Ушаков, И.Б., Сорокин, О.Г. Адаптационный потенциал человека[Текст]/Ушаков, И.Б., Сорокин, О.Г.//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. М.: Медицина, 2004. - 316 с.
37. Фонтана, Д. Как справиться со стрессом: пер. с англ. [Текст] - М.: Педагогика - Пресс, 2005. 88 с.
38. Формашок, Т.В. Синдром эмоционального сгорания как показатель профессиональной дезадаптации учителя [Текст] / Формапюк,Т.В. // Вопросы психологии. М.: Школа-Пресс, 1994. 326 с.
39.Чернисс, К. Профессиональное выгорание: беспокойство за
работников и боссов растет [Текст]статья № 3.
40. Юдчиц, Ю.А. К проблеме профессиональной деформации [Текст] Журнал практического психолога. - 1998. - 84 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ