Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Работа №110296

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4365 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
194
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1 Теоретические основы изучения познавательного интереса младших школьников 8
1.1 Познавательный интерес как психолого-педагогическая проблема .. 8
1.2 Дидактические игры как средство развития познавательного интереса
младших школьников 16
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию познавательного
интереса младших школьников на уроках русского языка 27
2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса младших
школьников 27
2.2 Разработка и внедрение комплекса дидактических игр на уроках
русского языка, направленных на развитие познавательного интереса
младших школьников 36
2.3 Анализ и обобщение результатов 41
Заключение 49
Список используемой литературы 50
Приложение А Разработанный комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательного интереса 55
Приложение Б Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников из экспериментальной группы на констатирующем этапе эксперимента 65
Приложение В Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников из контрольной группы на констатирующем этапе эксперимента 69
Приложение Г Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников из экспериментальной группы на контрольном этапе эксперимента 72
Приложение Д Результаты диагностики познавательного интереса младших школьников из контрольной группы на контрольном этапе эксперимента ... 76

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте начального общего образования определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться, а проблема развития познавательного интереса определена как одна из центральных педагогических проблем, так как именно в начальной школе развитие познавательного интереса закладывает фундамент личностного развития школьников.
Познание мира ребенком младшего школьного возраста процесс сложный, не устойчивый и не всегда целенаправленный. В работе с младшим школьником педагогу, в первую очередь, необходимо развивать у ребенка познавательный интерес во всевозможных сферах и видах деятельности. Его целью становится обеспечение не общей активности в познавательной деятельности, а активности, нацеленной на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Проблема развития познавательного интереса в обучении младших школьников не является новой, однако становится все более актуальной в современное время, так как для успешной жизнедеятельности человека практически невозможно определить необходимый запас знаний, с каждым днём, с каждым часом, с каждой минутой происходят изменения знаний и умений. Приоритетом становятся самостоятельно приобретенные умения по овладению необходимым материалом, и человеку необходимо в данных стремительно изменяющихся социально-экономических условиях жить и развиваться.
Развитие познавательного интереса является достаточной сложной задачей, решение которой влияет на эффективность реализации учебной деятельности младший школьников.
Проблемой развития познавательного интереса у младших школьников в психологии занимались Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Г.И. Щукина, в дидактике Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского, И.Г. Песталоцци.
Исходя из вышесказанного, мы сможем сформулировать проблему исследования, которая состоит в обозначении педагогических условий развития познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия развития познавательного интереса младших школьников.
Цель исследования - разработать и внедрить комплекс дидактических игр, направленный на развитие познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Гипотеза исследования: развитие познавательного интереса младших школьников будет проходить наиболее эффективно, если:
- создать условия для решения познавательных задач, активного поиска информации и творческих решений различных ситуаций младшими школьниками;
- учитывать индивидуально-личностные особенности каждого ребенка при разработке уроков;
- создать благоприятный психологический климат на уроках русского языка.
Исходя из цели, объекта, предмета и гипотезы исследования были определены следующий задачи:
- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- выявление уровня развития познавательного интереса младших школьников;
- разработка и внедрение комплекса дидактических игр, направленного на развитие познавательного интереса;
- анализ и обобщение полученных результатов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), методы обработки данных: количественный и качественный анализ.
База исследования: опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ СОШ с. Подстепки муниципального района Ставропольский Самарской области в 3 «А» и 3 «Б» классах.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты направлены на улучшение педагогической работы по развитию познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы (62 источника), приложения.
Работа содержит 11 рисунков, 18 таблиц.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, важнейшим компонентом учебного процесса является формирование познавательного интереса и представляет собой потребность ребенка в знаниях, которые будут способствовать его ориентации в окружающей действительности.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, можно сделать вывод о том, что познавательный интерес представляется нам как:
- предпочтительное направление психологических процессов человека на объекты и явления окружающего мира;
- склонность, потребность личности заниматься именно данной деятельностью, приносящей удовлетворение;
- инициатор активности личности, под действием которого все напряженно, а деятельность становится увлекательной и продуктивной;
- особое избирательное отношение к объектам, явлениям, процессам окружающего мира.
Сравнительный анализ показал, что проведенный нами эксперимент продуктивен, так как в экспериментальной группе высокий уровень развитости познавательного интереса вырос на 8 %, средний уровень не изменился, а низки упал на 8 %. В контрольной группе изменений не произошло.
По результатам сравнительного анализа, можно сделать вывод о том, что разработанный нами комплекс дидактических игр эффективен и продуктивен для учащихся начальных школ.
Таким образом, по результатам всего педагогического эксперимента можно сказать, что гипотеза нашего исследования подтверждена, цель достигнута.



1. Александрова Э. И. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами образовательной системы Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова. М.: Просвещение, 2011. 150 с.
2. Андреянова Л. Ф. Формирование познавательного интереса к обучению путем внеклассной деятельности // Молодой ученый. 2016. № 1.1. С. 1-4.
3. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2011. 350 с.
4. Амонашвили Ш. А. Учитель от Бога. М.: Амрита, 2018. 88 с.
5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М.: Просвещение, 2015. 208 с.
6. Беляев М.Ф. Требовательная доброта. М.: Просвещение, 1975. 114 с.
7. Березина Ю. Ю. Критерии развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста // Теория и практика общественного развития. 2015. № 8. С. 192- 95.
8. Божович Л. И. Возрастные закономерности формирования личности ребенка. АПН, 2006. № 5. С. 5-8.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Педагогика, 1968. 249 с.
10. Бондаревский В. Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005. 145 с.
11. Бордовская К. В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. СПб: Питер. 2011. 96 с.
12. Букареева И. А. Учебно-исследовательская деятельность школьников как один из методов формирования ключевых компетентностей // Журн. Молодой ученый. 2012. № 8. С. 309-312.
13. Варданян С. С. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников / Прикладная информатика. 2015. № 2, С. 21-23.
14. Вербицкий А. А. Формирование познавательной и профессиональной мотивации // Высш. шк. 2006. №2. С. 14-17.
15. Выготский Л. С. Педагогическая психология. АСТ: Астель, 2008. 536 с.
16. Гоноболин Ф. Н. Психология. М.: Просвещение, 1973 С. 123.
17. Годин Г. Н. Самостоятельность младших школьников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений. М.: Педагогика, 1971. 45 с.
18. Гросс К. Душевная жизнь ребенка. М.: «Советская
энциклопедия», 1916. 224 с.
19. Давыдов В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности. М.: Вопросы психологии, 1993. 363 с.
20. Давыдов В. В. Основные процессы современной психологии детей младшего школьного возраста. М.: Наука, 1987. 456 с.
21. Дусавицкий А. К. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения. М.: Просвещение, 1980. 114 с.
22. Заварина М. С. Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 1. С. 15-17.
23. Иванова Н. В., Калюлина В. А., Минаева Е. В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников // Перспективы Науки и Образования. 2017. № 6(30), С. 70-73.
24. Кикнадзе Д. А. Потребности. Поведение. Воспитание. Москва: Мысль, 1968. 148 с.
25. Ковалева Г. С. Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2011. 120 с.
26. Кругликов В. Н. Деловые игры и другие методы активизации познавательной деятельности. Екатеринбург: Деловые игры, 2006. 190 с.
27. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М: Просвещение, 1972. 253с.
28. Кузнецова Л. М. От познавательного интереса к созданию знаний // Педагогика. 1993. № 4. С. 35 - 39.
29. Леонтьев В. Г. Формирование учебной деятельности обучающихся: Межвуз. Сб. науч. тр. Новосибирск: НГПИ, 2005. 134 с.
30. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. М., 1977 с. 292
31. Лозовая В. И. Целостный подход к формированию познавательной активности. М.: Просвещение, 1990. 212 с.
32. Мажитова Н. Ж. О познавательном интересе учащихся // Специалист. 2003. № 6. С. 16-17.
33. Малышева Г. И. Пусть урок будет интересным // Воспитание школьников. 2016. № 6. С. 21-26.
34. Маркова А. К. Проблема формирования мотивации учебной деятельности // Сов. Педагогика, 2009. № 11. С. 63 - 71.
35. Маркова А. К. Пути исследования мотивов учебной деятельности школьников // Вопр. Психологии, 2000. № 5. С. 63-71.
36. Минаева Е. В., Калюлина В. А. Формирование познавательного интереса у младших школьников средствами технологии развития критического мышления // Государственный советник, 2018. № 4. С. 80 - 84.
37. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Знание, 2016. 246 с.
38. Наумова Т. Н. Формирование познавательного интереса // Специалист, 2004. № 1. С. 22 - 23.
39. Немов Р. С. Психология. М.: Просвещение. 1995. 145 с.
40. Образовательные технологии как средство формирования УУД. СПб: АППО, 2015. 56 с.
41. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2015. 944 с.
42. Окунев А. А. Формирование у подростков интереса к учению через игру. Минск, 2015. 542 с.
43. Педагогика: Большая современная энциклопедия. М.:
«Современное слово», 2005. 720 с.
44. Перельман Я. И. Большая книга занимательных наук. СЗКЭО, 2016. 544 с.
45. Петровский А.В. Мотивация как проявление потребностей личности // Общая психология. 2010. № 7. С. 101-117.
46. Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. М.: Просвещение. 2011. 192 с.
47. Пулугин А. А. Целенаправленное развитие познавательных стратегий на уроках русского языка в школе. М.: Просвещение, 2008. № 6. С. 13 - 17.
48. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии // СПб.:
Издательство «Питер». 2015. 485 с.
49. Рыбалко Е. Ф. К вопросу об особенностях интересов и потребностей у детей в школьном возрасте // Ученые записки ЛГУ. 2009. № 16. С. 61 -70.
50. Савельева О. П. Активизация познавательной деятельности школьников в процессе изучения. М.: Просвещение, 2006. 133 с.
51. Сапронов И. А. Познавательный интерес в структуре учебной мотивации младшего школьника // Знание. Понимание. Умение. 2016. № 3. С. 185-189.
52. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 276 с
53. Слинкина О. А. Формирование познавательных интересов учащихся при реализации современных принципов организации учебного процесса. М.: Просвещение, 2004. 234 с.
54. Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. Изд.: Удмуртия, 1981.
120 с.
55. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения.
Теоретические проблемы педагогики. М.: Педагогика, 1974. 584 с.
56. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования. М.: Просвещение, 2009. 412 с.
57. Харламов И. Ф. Педагогика: учебное пособие. М.: Юрист, 2007. 198 с.
58. Хубиева Ф. Р. Формирование познавательного интереса младших школьников в учебной деятельности // Мир Науки, культуры, образования. 2016. № 3 (58). С. 64 - 68.
59. Шонин М. Ю. О познавательном интересе в процессе обучения // Горизонты гуманитарного знания. 2017. № 1. С. 27 - 30.
60. Щукина Г. И. Проблема познавательного интереса в психологии. М.: Просвещение, 2006. 382 с.
61. Щукина Г. И. Формирование познавательных интересов учащихся в процессе обучения. М.: Просвещение, 1962. С. 10
62. Якунин В. А. Влияние мотивации и интеллекта на уровень учебной активности студентов // Вестник. 2007. № 23. С. 14 -23.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ