Введение 3
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
1.1 Понятие сплоченности коллектива в отечественной и зарубежной
литературе 7
1.2 Внеурочная деятельность как средство формирования сплоченности
коллектива младших школьников 23
Выводы по I главе 32
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию сплоченности коллектива младших школьников
2.1 Выявление уровня сформированности сплоченности коллектива
младших школьников 34
2.2 Разработка и реализация комплекса упражнений внеурочной
деятельности по формированию сплоченности коллектива младших школьников 46
2.3 Выявление динамики уровня сформированности сплоченности
коллектива младших школьников 58
Выводы по II главе 67
Заключение 68
Список литературы 71
Приложение 76
Аннотация. Введение.
Объект исследования - процесс формирования сплоченности коллектива младших школьников.
Предмет исследования - педагогические условия формирования сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования - обосновать и экспериментально доказать эффективность педагогических условий формирования сплоченности коллектива младших школьников в процессе внеурочной деятельности.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущностную и содержательную характеристику сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Рассмотреть особенности формирования сплоченности коллектива младших школьников.
3. Разработать критерии, показатели, охарактеризовать уровни
сформированности сплоченности коллектива младших школьников.
4. Теоретически обосновать и реализовать на практике комплекс упражнений, направленный на формирование сплоченности коллектива младших школьников во внеурочной деятельности.
Младший школьный возраст является особо ответственным периодом, потому что представляет собой возраст первоначального становления личности ребенка. В этом возрасте, акты общении ребенка с одноклассниками имеют неоднозначную характеристику, зависят от личностных качеств каждого ребенка, их психологических особенностей, темперамента , взаимоотношений в семье, и, несомненно, существенным образом влияют на дальнейшее развитие его личности. Изучение особенностей отношений в коллективе младших школьников и трудностей, которые у них возникают в процессе этих отношений, может существенно помочь педагогическому коллективу при организации работы с младшими школьниками. Общение со сверстниками представляет собой необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении у ребенка естественным образом выходит на первый план и становится его основной социальной потребностью. Обращая внимание на общение младшего школьника со сверстниками, необходимо отметить, что данный процесс имеет существенное значение в жизни ребенка. Процесс общения представляет собой условие формирования общественных качеств личности ребенка, участвует в процессах проявления и развития основ коллективных взаимоотношений в начальной школе.
Основываясь на теоретических исследованиях в области сплочения коллективов, можно сделать вывод о том, что наибольший эффект будет достигнут средствами мероприятий для внеурочной деятельности.
Данное исследование показывает, каким образом мероприятия, включенные во внеурочную деятельность, могут повысить уровень сплоченности коллектива младших школьников.
Констатирующий этап эксперимента, в котором были использованы диагностические методики помог определить уровень сплоченности исследуемых коллективов младших школьников, разделенные на контрольную и экспериментальную группы.
В данной работе были охарактеризованы уровни сформированности сплоченности коллектива младших школьников. С целью повышения существующего уровня сплоченности, нами был разработан и апробирован комплекс упражнений, повышающий уровень сплоченности коллектива младших школьников. Упомянутый комплекс упражнений проводился во внеурочной деятельности. Каждое из представленных упражнений было направлено на формирование сплоченности группы детей.
Результаты исследования показали повышение показателей уровня сплоченности, следующим образом: высокий уровень на 19%, показатели среднего уровня поднялись на 6%, а низкий уровень снизился на 25%.
Одним из факторов, влияющим на качественное улучшение процессов, формирующих детский коллектив является дополнительная совместная деятельность учащихся и педагогов. В данном исследовании была рассмотрена с теоретических позиций структура, закономерности функционирования и развития коллектива. Было уделено внимание вопросам исследования отношений и предпочтений в коллективе младших школьников.
Кратко обобщая все вышеизложенное, можно отметить, что развитие уровня сплоченности коллектива возможно при продуманном подходе к мероприятиям внеурочной деятельности. Ухудшение уровня сплоченности в коллективе младших школьников может отрицательно сказаться на психологическом климате, что сказывается не только на взаимоотношениях детей между собой и с педагогом, но и на результатах образовательного процесса. Педагогическому коллективу образовательных учреждений стоит уделять больше внимания проблемам сплоченности детских коллективов, особенно в младшей школе, так как сплоченность это один из ведущих психологических факторов развития коллективной деятельности. Коллектив и коллективные отношения играют ведущую роль в формировании личности ребенка и его полноценной социализации в обществе.
1. Аминов, Н.А. Методическое руководство по измерению социально -
психологического климата образовательных учреждений / Н.А. Аминов, М.Б. Янковская. - М.: Московский государственный психолого-педагогический институт, 1999. - 108 с.
2. Андреева, Г.М. Зарубежная социальная психология XX столетия / Г.М. Андреева, Н.Н. Богомолова, Л.А. Петровская // Теория коммуникативных актов Т.Ньюкома.- М.: Аспект Пресс, 2001.- С.107-110.
3. Аникеева, Н.П. Психологический климат в коллективе / Н.П. Аникеева. - М.: Наука, 2003. - 224 с.
4. Белобородов, Н.В. Воспитательная роль классного коллектива: Методическое пособие / - М.: АРКТИ, 2007. - 104 с.
5. Бэрон, Р. Социальная психология: ключевые идеи / Р. Бэрон, Д. Бирн, Б. Джонсон.- СПб.: Питер, 2003.- 272с.
6. Воспитание младшего школьника: пособие для студентов средних и высших учебных заведений, учителей начальных классов и родителей / сост. Л.В. Ковинько. - 4-е изд. - М.: Академия, 2000. - 288 с.
7. Гликман, И.З. Теория и методика воспитания / И.З. Гликман. - М.: МАСС, 2002.-157 с.
8. ГОСТ 7.1-2003. Библиографическая запись. Библиографическое
описание. Общие требования и правила составления. - Введ. 2004-07-01. - М. : Изд-во стандартов, 2004. - 47 с. - (Система стандартов по
информации, библиотечному и издательскому делу).
9. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие ля учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М: Просвещение, 2014. - 223 с.
10. Донцов, А.И. Проблемы групповой сплоченности / А.И. Донцов. - М.: МГУ, 2000. - 128с.
11. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / - СПб.: Питер,1999.- 286 с.
12. Журавский, Г.Е. Педагогические идеи А.С. Макаренко / Г.Е. Журавский. - М.: изд. Академии педагогических наук РСФСР, 1998. 360 с.
13. Казакина, М.Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе / М.Г. Казакина. - СПб.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2001. - 115 с.
14. Классному руководителю о воспитательной системе класса.: сб. ст. / под ред. Е.Н. Степанова. - М.: Владос, 2000. 147с.
15. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Проспект, 2001. - 279 с.
...