Формирование критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения
|
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1 Проблема исследования критического мышления младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования критического мышления в младшем
школьном возрасте на уроках литературного чтения 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.1 Исследование уровней сформированности критического мышления
у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления у младших школьников на уроках
литературного чтения 38
2.3 Контрольный срез 47
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Задания к урокам
Глава 1 Теоретические основы формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения 7
1.1 Проблема исследования критического мышления младших
школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 Условия формирования критического мышления в младшем
школьном возрасте на уроках литературного чтения 13
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.1 Исследование уровней сформированности критического мышления
у младших школьников на уроках литературного чтения 25
2.2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию критического мышления у младших школьников на уроках
литературного чтения 38
2.3 Контрольный срез 47
Заключение 57
Список используемой литературы 59
Приложение А Задания к урокам
Стремительное развитие технического прогресса, международная политика, а также процессы, происходящие в социуме - все это приводит к перенасыщению каналов коммуникации информацией, которую сложно поверять и анализировать. Ежедневно человек сталкивается с необходимостью освоения новых видов деятельности, оперативной обработки больших объемов данных, расширения поля контактов, как реальных, так и виртуальных. Вышеупомянутые процессы влияют и на рынок труда: для того, чтобы быть успешным в профессии, недостаточно определенного набора знаний и умений, нужно постоянно учиться, совершенствоваться, развиваться. Учителю же, на плечи которого возложена ответственность воспитания нового поколения, как никому другому важно знать, как научить ребенка ориентироваться в окружающем мире: самостоятельно находить нужную информацию, формулировать и высказывать мнение, принимать участие в дискуссиях, приводить аргументы и так далее.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать и учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми.
В 1990-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образовательных целей и в подавляющем большинстве европейских стран. Среди зарубежных исследователей, занимающихся разработкой проблемы развития критического мышления, с философской, психологической и педагогической точек зрения можно выделить де Боно Э., Дьюи Дж., Халперна Д., Клустера Д., Поль Р. В последнее время проблема развития критического мышления анализируется и российскими исследователями (Волков Е.В., Галицких Е.О., Грановская Р.М., Заир- Бек С.И., Федоров А.В. и другие). Отдельные вопросы формирования критического мышления также рассматривались в работах Векслера С.И. и Липкиной А. И.
Формированию основ критического мышления в младшем школьном возрасте зачастую не уделяется достаточно внимания по причине ряда факторов: монологической направленности учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Однако по данным исследований Мироненко С. Н., Тихоновой Л. П., Сиротиной Н. П. утверждается, что именно в этом возрасте следует уделять особое внимание данному процессу.
Важность формирования способности критически мыслить также подчеркивают образовательные стандарты нового поколения, которые направлены на освоение универсальных учебных действий, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования - сформировать критическое мышление у младших школьников на уроках литературного чтения путем разработанного комплекса развивающих заданий.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - приемы формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у учащихся начальных классов будет более эффективным, если:
- организовать учебную деятельность на уроках литературного чтения с применением комплекса заданий по развитию критического мышления, направленного на развитие готовности рассматривать новые варианты и умения выдвигать собственные идеи, находить ответы, не прибегая к помощи и мнению посторонних;
- использовать последовательное рассмотрение предпринимаемых шагов и рефлексию собственного мыслительного процесса;
- представлять учебный материал в виде инфографики на занятиях и применять задания, требующие от младших школьников подготовки обобщений пройденного в виде инфографики;
- соблюдать определенную структуру урока, на котором используются элементы технологии развития критического мышления: актуализация, осознание, рефлексия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить уровни сформированности критического мышления у учащихся начальной школы.
3. Разработать и реализовать комплекс приемов формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Доказать эффективность разработанного содержания и приемов обучения, включенных в комплекс заданий по развитию критического мышления у младшего школьника на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных работ по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
Новизна исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий предлагает использование нетрадиционных методов формирования критического мышления у младших школьников.
Практическая значимость. Комплекс заданий по формированию критического мышления может использоваться для формирования критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2018-2025 годы подчеркивает важность развития критического мышления у школьников. Отмечается, что необходимо научить решать сложные проблемы путем анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать и учитывать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, дискутировать, общаться с другими людьми.
В 1990-е годы развитие критического мышления стало одной из основных образовательных целей и в подавляющем большинстве европейских стран. Среди зарубежных исследователей, занимающихся разработкой проблемы развития критического мышления, с философской, психологической и педагогической точек зрения можно выделить де Боно Э., Дьюи Дж., Халперна Д., Клустера Д., Поль Р. В последнее время проблема развития критического мышления анализируется и российскими исследователями (Волков Е.В., Галицких Е.О., Грановская Р.М., Заир- Бек С.И., Федоров А.В. и другие). Отдельные вопросы формирования критического мышления также рассматривались в работах Векслера С.И. и Липкиной А. И.
Формированию основ критического мышления в младшем школьном возрасте зачастую не уделяется достаточно внимания по причине ряда факторов: монологической направленности учебно-воспитательного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Однако по данным исследований Мироненко С. Н., Тихоновой Л. П., Сиротиной Н. П. утверждается, что именно в этом возрасте следует уделять особое внимание данному процессу.
Важность формирования способности критически мыслить также подчеркивают образовательные стандарты нового поколения, которые направлены на освоение универсальных учебных действий, что подтверждает актуальность выбранной темы.
Цель исследования - сформировать критическое мышление у младших школьников на уроках литературного чтения путем разработанного комплекса развивающих заданий.
Объект исследования - процесс обучения младших школьников на уроках литературного чтения.
Предмет исследования - приемы формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс формирования критического мышления у учащихся начальных классов будет более эффективным, если:
- организовать учебную деятельность на уроках литературного чтения с применением комплекса заданий по развитию критического мышления, направленного на развитие готовности рассматривать новые варианты и умения выдвигать собственные идеи, находить ответы, не прибегая к помощи и мнению посторонних;
- использовать последовательное рассмотрение предпринимаемых шагов и рефлексию собственного мыслительного процесса;
- представлять учебный материал в виде инфографики на занятиях и применять задания, требующие от младших школьников подготовки обобщений пройденного в виде инфографики;
- соблюдать определенную структуру урока, на котором используются элементы технологии развития критического мышления: актуализация, осознание, рефлексия.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Выявить уровни сформированности критического мышления у учащихся начальной школы.
3. Разработать и реализовать комплекс приемов формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Доказать эффективность разработанного содержания и приемов обучения, включенных в комплекс заданий по развитию критического мышления у младшего школьника на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретические (анализ и синтез научных работ по проблеме исследования); эмпирические (анкетирование, наблюдение, педагогический эксперимент).
Новизна исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий предлагает использование нетрадиционных методов формирования критического мышления у младших школьников.
Практическая значимость. Комплекс заданий по формированию критического мышления может использоваться для формирования критического мышления младших школьников на уроках литературного чтения.
В главе «Теоретические основы формирования критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения» была рассмотрена проблема исследования критического мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе и изучены условия формирования критического мышления в младшем школьном возрасте на уроках литературного чтения.
И зарубежные, и отечественные исследовали по-разному подходят к проблеме формирования критического мышления у младших школьников. В научной литературе не существует единого определения этого термина, но большинство исследователей отмечают, что критическое мышление - это ответственное мышление, которое выносит правильные суждения, потому что основано на критериях, само себя исправляет и учитывает контекст. Недостаточное внимание к проблеме формирования основ критического мышления у младших школьников является причиной низкого уровня критического мышления у учеников старших классов, так как база для развития должна сформироваться уже в самом начале обучения в школе. Специфика учебного процесса на уроке литературного чтения в начальной школе как раз располагает к использованию разнообразных методов и приемов, которые развивают критическое мышление ребенка. При этом процесс будет успешен только в том случае, если реализован комплекс педагогических условий, среди которых определенная роль учителя на всех этапах формирования компонентов критического мышления, создание на уроках атмосферы ожидания большого количества различных мнений, формирование у учащихся чувства ответственности за принятое решение, привлечение к активной парной и групповой работе учащихся, а также применение разнообразных традиционных и инновационных методов и приемов, развивающих критическое мышление; соблюдение определенной структуры урока; учет специфики возрастных характеристик младшего школьника.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлено и исследование уровней сформированности критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения с целью выявления изменений. На первом этапе эксперимента выявлена недостаточная сформированность компонентов критического мышления, к которым относится гибкость, осознанность, самостоятельность и последовательность мышления.
На формирующем этапе эксперимента была организована работа в экспериментальной группе, в которую входила реализация перечисленных педагогических условий, а также разработка и апробация комплекса заданий. В комплекс заданий были включены как задания с инфографикой, так и с традиционными технологиями. Распределение приемов развития критического мышления по урокам происходило согласно тематическому планированию и содержанию учебных произведений с учетом перечисленных педагогических условий. Задания были включены всего в десять уроков литературного чтения. Процесс формирования проходил по трем взаимосвязанным ступеням: вводная часть (актуализация), основная часть (осознание), заключительная часть (рефлексия).
Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы.
И зарубежные, и отечественные исследовали по-разному подходят к проблеме формирования критического мышления у младших школьников. В научной литературе не существует единого определения этого термина, но большинство исследователей отмечают, что критическое мышление - это ответственное мышление, которое выносит правильные суждения, потому что основано на критериях, само себя исправляет и учитывает контекст. Недостаточное внимание к проблеме формирования основ критического мышления у младших школьников является причиной низкого уровня критического мышления у учеников старших классов, так как база для развития должна сформироваться уже в самом начале обучения в школе. Специфика учебного процесса на уроке литературного чтения в начальной школе как раз располагает к использованию разнообразных методов и приемов, которые развивают критическое мышление ребенка. При этом процесс будет успешен только в том случае, если реализован комплекс педагогических условий, среди которых определенная роль учителя на всех этапах формирования компонентов критического мышления, создание на уроках атмосферы ожидания большого количества различных мнений, формирование у учащихся чувства ответственности за принятое решение, привлечение к активной парной и групповой работе учащихся, а также применение разнообразных традиционных и инновационных методов и приемов, развивающих критическое мышление; соблюдение определенной структуры урока; учет специфики возрастных характеристик младшего школьника.
Во второй главе проведена опытно-экспериментальная работа по формированию критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения. На констатирующем и контрольном этапах эксперимента осуществлено и исследование уровней сформированности критического мышления у младших школьников на уроках литературного чтения с целью выявления изменений. На первом этапе эксперимента выявлена недостаточная сформированность компонентов критического мышления, к которым относится гибкость, осознанность, самостоятельность и последовательность мышления.
На формирующем этапе эксперимента была организована работа в экспериментальной группе, в которую входила реализация перечисленных педагогических условий, а также разработка и апробация комплекса заданий. В комплекс заданий были включены как задания с инфографикой, так и с традиционными технологиями. Распределение приемов развития критического мышления по урокам происходило согласно тематическому планированию и содержанию учебных произведений с учетом перечисленных педагогических условий. Задания были включены всего в десять уроков литературного чтения. Процесс формирования проходил по трем взаимосвязанным ступеням: вводная часть (актуализация), основная часть (осознание), заключительная часть (рефлексия).
Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность проведенной работы.
Подобные работы
- ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2020 - Теоретические основы формирования читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения (Волгодонский педагогический колледж)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2024 - Формирование читательской компетентности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИВАЮЩЕЕ ЧТЕНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
САМООЦЕНИВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Развитие читательской самостоятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Формирование базовых логических действий младших школьников на уроках литературного чтения посредством технологии развития критического мышления (Сахалинский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025



