Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ВРЕМЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕМ ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №110189

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2019
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
Глава 1. Современные подходы к теоретическому обоснованию проблемы временной перспективы личности 6
1.1 Становление и развитие научного подхода к проблеме психологического времени личности, понятие временной перспективы 6
1.2 Теоретические основы изучения временной перспективы в период ранней юности 15
1.3 Психологические особенности личности раннего юношеского возраста 27
Выводы по первой главе 31
Глава 2. Экспериментальное исследование временной перспективы будущего старшеклассников 32
2.1 Организация и методы исследования 32
2.2 Исследование особенностей временной перспективы личности в период ранней юности 33
Выводы по второй главе 42
Заключение 44
Список используемой литературы 47

Во все времена исторического развития общества люди проявляли большой интерес к временной перспективы. Этот интерес связан с психологическими переживаниями, которые соответствующим образом могут изменять деятельность и поведение человека.
Несомненно, что особый интерес к обозначенной проблеме отмечен у молодых людей, которым предстоит закончить школу, и перед ними станет вопрос выбора профессий. Этот возрастной период развития имеет существенное значение для всех этапов последующего своего жизненного пути, насыщенность которого и удовлетворение от которого определяется многими удачами и неудачами в профессиональном определении. Существенная роль в этом процессе должна быть отведена психологическим особенностям личности и психологическим новообразованиям этого возрастного периода, совокупность которых определяет видение своего будущего и намечать жизненные перспективы.
Понятие «временная перспектива» используется в научных изысканиях учёных многих дисциплин: в философии, социологии, биологии, психологии и педагогике, т.е. во всех науках - естественнонаучных, гуманитарных и общественных.
Изучением временной перспективы занималась не многочисленная группа учёных, если сравнивать с исследованиями других психологических проблем (Ю. М. Забродин, П. Фресс).
Из этого следует, что исследований в данной сфере проводится не так уж и много, при этом преобладает теоретический подход к проблеме, но нет единого взгляда на эмпирические исследования.
Актуальность исследования состоит в том, что проблема будущего вооружает человека смыслом жизненного существования в настоящем, моделируя и созидая в умственном плане свое будущее, человек определяет свое развитие в настоящем посредством продуктивной деятельности.
Целью данного исследования является выявление психологических особенностей временной перспективы личности в юношеском возрасте.
Объект исследования - временная перспектива личности.
Предмет исследования - Особенности временной перспективы личности в раннем юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что временная перспектива личности в период ранней юности характеризуется с одной стороны позитивными представлениями о будущем, а с другой - недостаточной способностью осознанно планировать своё будущее.
Методологическая основа исследования: идеи о временной перспективе (К.Левин, К.А. Абульханова-Славская), Основные теоретические положения по возрастным особенностям юношеского возраста (Л. И. Божович, И. В. Дубровина, Э. Х. Эриксон), идеи о своеобразии временной перспективы старшеклассников (А. А Кроник, Е. И. Г оловаха, И. С. Кон).
Теоретическая значимость работы: проанализированы различные подходы к изучению психологического времени и временной перспективы, систематизированы основные положения возрастной психологии периода раннего юношества, проанализированы содержание временной перспективы в ранней юности.
Практическая значимость работы: заключаются в том, что: полученные данные применимы в сопровождения психолого-образовательного процесса развития у старшеклассников. При выборе будущей профессии.
Методы исследования:
1. Метод теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Психодиагностические методики («Проективный рисунок «Я в прошлом, настоящем, будущем» С. М. Меджидов. «Вопросник мотивационных объектов» Ж. Нюттена).
Исследование было проведено на базе МОУ № 67 г.Тольятти
В нем приняли участие 39 старшеклассников в возрасте 15-18 лет.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На современном этапе юноши и девушки во многих случаях не хотят задумываться о будущем, откладывают все трудные вопросы и ответственные решения на «потом».
Большие проблемы появляются у старшеклассников при попытке совместить ближнюю и дальнюю перспективы. Высокая степень нестабильности и неопределенности жизни в современных условиях делает неясными перспективы социального развития в современном обществе. Материальные трудности приводят к тому, что и молодые и старые характеризуются комплексом большой тревоги и опасения за завтрашний день. В этих условиях психологическая помощь состоит в развитии способности видеть временную перспективу будущей жизни, способности самому определять цели своей жизни, приобретению навыков планирования. Соотнесение ближней и дальней перспективы является наиболее важной задачей современного общества.
Таким образом сформированная временная перспектива будущего приобретает собственную побудительную силу, оказывая мощное обратное влияние на развитие личности человека.
Временная перспектива, согласно изученной литературы по теме исследования, с психологической точки зрения - это важный личностный конструкт, отражающий временной аспект жизни человека и имеющий многомерную структуру, включающую определенное содержание и ряд динамических характеристик: протяженность, направленность, согласованность, эмоциональный фон и другие.
На обыденном уровне различают личностное, общественное, гражданское, государственное представление об временной перспективе, светлом будущем. А оно должно быть светлым, так как при такой территории и естественных запасах воды, леса, природных ископаемых трудно не мечтать об этом. Были бы управленческие структуры готовы к этому.
Непременно, каждый человек задумывается о своей личностной, индивидуальной перспективе: куда поступить после окончания школы, что ждет после окончания учебного заведения, каковы будут семейные отношения, перспективы получать удовлетворение от уже совершенных в жизни актов и многое другое.
В представлениях школьников, с которыми приходилось беседовать о будущем, временной перспективе, существует четкое определение, что эти понятия связаны с движением, совершенствованием, развитием. Им приходилось дополнять эти представления психологическими понятиями: саморазвитие, самоактуализация. И это у них вызывало нескрываемый интерес. И это в беседах со школьниками радовало.
Этот пример понадобился, чтобы показать о деструкциях со стороны неграмотных профессионально руководителей при выборе будущего у детей, молодежи и даже взрослого населения.
Это объясняется тем, что в возрасте ранней юности появляется осознание течения, движения времени: совершаются попытки дифференцировать временные интервалы. В этот временной период развития человека появляется конкретная представленность в сознании времени. С этим возрастом связано появление частично осознанных жизненных целей, планов, формирование образов о прошлом, настоящем и будущем.
Результаты исследования полностью подтвердили нашу гипотезу, что временная перспектива личности в период ранней юности характеризуется с одной стороны позитивными представлениями о будущем, а с другой - недостаточной способностью осознанно планировать своё будущее.
В то же время следует отметить, что полученные в работе результаты достаточно убедительно соотносятся с известными из научной литературы фактами и во многом согласуются с возрастными особенностями старшеклассников.


1. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская // Психология личности и образ жизни. - М.: Просвещение, 2007. - 321 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Изд-во «Мысль», 1991.
3. Абульханова К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
4. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
5. Анциферова, Л.И. Психология формирования и развития личности [Текст] / Л.И. Анциферова. - М.: Просвещение, 2001. - 373 с.
6. Березина, Т.Н. Время личности и время жизни [Текст] / Т.Н. Березина, К.А. Альбуханова. - СПб.: Академия, 2000. - 388 с.
7. Болотова, А.К. Психология организации времени [Текст] / А.К. Болотова. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 254 с.
8. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодёжи [Текст] / Е.И. Головаха. - Киев, 2008. - 210 с.
9. Головаха, Е.И. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 2007. - 301 с.
10. Головаха, Е.И. Понятие психологического времени [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник // Категории материалистической диалектики в психологии / Под. ред. Л.И. Анциферовой. - М.: «Наука», 1988.
11. Грюнбаум, А. Философские проблемы и временя, пер. с англ. [Текст] / А. Грюнбаум. - М., 1969.
12. Гуревич, А.Я. Время как проблема истории культуры [Текст] / А.Я. Гуревич // Вопросы философии. - 1969. - № 3.
13. Забродин, Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности / Ю.М. Забродин, Л.В. Бороздина // Вестник Моск. ун­та. Сер. 14. Психология [Текст] / Ю.М. Забродин. - М., 1983. - № 4. - 46-53 с.
14. Каган, М.С. Время как философская проблема [Текст] / М.С. Каган // Вопросы философии. - 1982. - №10. - 117 с.
15. Ковалев, В.И. Категория времени в психологии (личностный аспект). Категории материалистической диалектики в психологии [Текст] / В.И. Ковалев / Под ред. Л.А. Анциферовой. - М.: Наука, 1988.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ