Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ ЛИЧНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ ТРЕВОГИ И СТРЕССОВОГО СОСТОЯНИЯ

Работа №106107

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы114
Год сдачи2019
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
83
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы особенностей жизненной перспективы, способствующих снижению уровня тревоги и стрессового состояния личности 8
1.1 Обзор исследований жизненной перспективы личности в отечественной
и зарубежной психологии 8
1.2 Изучение механизмов снижения уровня тревоги и стресса в трудах
отечественных и зарубежных исследователей 28
Выводы по первой главе 54
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей жизненной перспективы, уровня тревоги и стрессового состояния личности 57
2.1 Описание выборки и методов исследования 57
2.2 Представление результатов исследования 64
2.3 Статистический анализ результатов исследования 75
Выводы по второй главе 83
Заключение 84
Список используемой литературы 88
Приложения 97


Актуальность исследования. Динамическое изменение социальной, политической и экономической ситуации в нашей стране, не проходит бесследно для психологического здоровья населения. Социальная реальность предъявляет все более высокие требования к личности, происходит переоценка ценностей, появляется неясность относительно своего будущего. Научные изыскания современных исследователей показали особую значимость жизненной перспективы в управлении личностью своей жизнью и временем. А правильно поставленные цели, адекватные возможностям, могут являться регуляторами и организаторами активности в настоящем. Необходимость исследований временной перспективы личности детерминируется тем, что отношение к своему времени является фундаментальным аспектом человеческой жизнедеятельности и дифференцирует жизненный цикл человека на прошлое, настоящее и будущее. Формирование гармоничной личности, способной к продуктивному саморазвитию и личностному росту - одно из главных условий благополучия и успешности человека
В психологии понятия «жизненная и временная перспектива» связывают с принятием решений, проблемой свободы выбора, целеполагания и самовыражения, сопрягают с вопросами формирования Я-концепции личности. Временная перспектива рассматривается как один из главных процессов и механизмов саморегуляции личности. Актуальность исследования, так же детерминируется тем, что понятие «жизненная перспектива» включает в свою структуру несколько компонентов, одним из которых является организационно - деятельностный, который по своей сути, является практической стороной жизненной перспективы, и в свою очередь включает в себя стили поведения человека. Выстраивая адаптивную модель копинг - поведения, которая представляет из себя, эффективные стратегии преодоления и снижения стресса, личность укрепляет данный компонент, и условно говоря, закладывает прочный фундамент в конструктивную жизненную перспективу, что способствует снижению стресса и увеличивает психическое благополучие личности.
Основным противоречием, которое необходимо решить в работе, является факт недостаточной разработанности проблемы использования копинг - стратегий в составе компонентов жизненной перспективы, при её построении, корректировки и эффективной реализации.
Цель исследования: выявление особенностей жизненной перспективы способствующих снижению уровня тревоги и стрессового состояния
Объект исследования: жизненная перспектива личности.
Предмет исследования: особенности жизненной перспективы
личности, способствующие снижению уровня тревоги и стрессового состояния
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование копинг - стратегий в составе организационно - деятельностного компонента жизненной перспективы личности является условием, способствующим снижению уровня тревоги и стресса.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ научных работ по исследуемой проблеме.
2. Обосновать выбор методов исследования и сформировать методологические процедуры, отвечающие исследовательским задачам.
3. Провести эмпирическое исследование по выявлению характерных копинг - стратегий в составе жизненной перспективы, направленность временной перспективы, уровня реактивной, личностной тревоги и стрессового состояния личности
4. Провести статистический анализ полученных данных и проанализировать результаты исследования.
Методы исследования:
1. Методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования.
2. Метод констатирующего эксперимента с применением психодиагностических методик:
1) Шкала психологического стресса PSM25 Лемура-Тесье-Филлиона, в русскоязычной адаптации Н.Е. Водопьяновой.
2) Шкала тревоги Спилбергера в адаптации Ю.Л. Ханин
3) Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой.
4) Опросник «Временная перспектива» Ф. Зимбардо в русскоязычной адаптации А. Сырцовой, Е.Т. Соколовой, О.В. Митиной.
5) Авторская анкета для выявления выраженности копинг - стратегий в составе организационно - деятельностного компонента жизненной перспективы личности.
3. Методы математической статистики: критерий Колмогорова- Смирнова, критерий коэффициент корреляции Пирсона.
Организация и этапы исследования:
1) Теоретико-аналитический этап - сентябрь 2017 - январь 2018 г. - анализ степени разработанности изучаемой проблемы с помощью теоретического анализа литературных источников по проблеме исследования, определение целей, задач, гипотезы, методов исследования. Разработка авторской анкеты на основе выявленных теоретических признаков.
2) Эмпирический этап - февраль 2018 - январь 2019 г. - исследование уровня стресса, личностной и ситуативной тревоги, степени направленности временной перспективы, выраженности копинг - стратегий в выборке и в составе компонентов жизненной перспективы респондентов.
3) Аналитический этап - январь - май 2019 г. - анализ результатов исследования, обработка, их систематизация и обобщение. Подведение итогов работы.
Методологическую основу нашего исследования составляют основные принципы отечественной психологии: принцип единства сознания и деятельности (А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), теоретические положения субъектного - деятельностного подхода (С.Л. Рубинштейн, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова), когнитивная теория стресса (Р. Лазарус, С. Фолкман). Такому явлению как стресс, в своих трудах уделяют внимание многие отечественные и зарубежные авторы Китаев - Смык Л.А., Бодров В.А., Щербатых Ю.В., Журавлев А.Л., Серебрякова Т.А, Реан А.А, Леонова А.Б., Водопьянова Н.Е., Селье Г., Абабков В.А., Ланьер Р. Научные воззрения на проблему жизненной перспективы раскрываются в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, Р.А. Ахмерова, Л.И. Божович, Б.С. Братуся, Е.И. Головахи, Ф. Зимбардо, В.Н. Карандышева, В.И. Ковалева, Т. Коттле, A. А. Кроника, К. Левина, А.Н. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, М.Ш. Магомед- Эминова, Т.Д. Марцинковской, Ж. Нюттена, С.Л. Рубинштейна, Л. Франка. Исследованием тревожности и тревоги занимались многие отечественные и зарубежные авторы А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский, В.А. Ганзен, B. Р. Кисловская, Ч. Спилбергер, Ю.Л. Ханин, Л.Н. Собчик, Е.И. Соколов, Е.В. Белова, Л.М. Костина, А.В. Микляева, П.В. Румянцева.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты расширяют научные представления о содержании понятия «жизненная перспектива», о критериях её конструктивности и способах совладания со стрессовыми ситуациями при возникновении критических ситуаций в процессе построения и изменения жизненного пути.
Практическая значимость проведенного исследования заключаются в возможности использования полученных эмпирических результатов в практической работе при консультировании людей со сложностями жизненного самоопределения, находящихся в ситуации принятия решения и выбора. А также для формирования навыков совладающего поведения, которые помогают сохранять внутренние ресурсы человека в процессе адаптации к изменяющимся условиям жизненного пути. Также механизм связи тревоги с копингом может использоваться психологами для повышения потенциала преодоления стрессогеных событий за счет изменения способа реагирования и приспособительных стратегий поведения у людей с низким и высоким уровнем тревоги.
Достоверность и надежность. Комплексный подход к анализу проблемы обеспечивает результаты надежностью. А использование апробированных и валидных в психологической науке методик исследования; с применением количественного и качественного анализа результатов дает достаточную достоверность исследования.
Структура исследования включает в себя цели и задачи работы, введение, два теоретических параграфа, составляющих первую главу и раздел с описанием эмпирического исследования. Каждая глава содержит выводы, в заключении подводятся итоги работы. Работа включает список используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Жизненная перспектива часто рассматривается как важная часть самосознания и одна из главных детерминант психологического и эмоционального благополучия. Теоретический анализ, позволяет сделать вывод, что жизненна перспектива - это целостная картина своего будущего, связанная с прогнозируемыми событиями, от которых зависит смысл жизни личности и её социальная ценность. Исследование проблемы жизненных перспектив, позволяет дать ответ на вопрос как от стихийного способа жизни, человек может перейти к такому, который он будет определять сам. Жизненная перспектива, тесно связанна с планированием своего времени, личность разделяет планы на ближайшие, средние и отдаленные. Структура жизненной перспективы включает в себя: ценностно-смысловой и
мотивационный, эмоционально-оценочный, когнитивный, организационно - деятельностный аспекты, последний играет большую роль в её конструктивности и эффективности, так как включает в себя активные действия личности, стратегии и формы поведения. Активность сильно влияет на формирование жизненной перспективы, она определяет мотивы и цели личности и выступает как потребность в действиях, являясь при этом источником активизации потенциала личности. Активность помогает моделировать свою собственную жизнь и корректировать своё поведение, в зависимости от требований внешней среды. Организационно - деятельностный компонент является ведущим в нашем исследовании, ведь именно он отвечает за активность личности в настоящем, регулирует деятельность, стили поведения в стрессе и общую организацию своих действий. Для эффективного совладания со стрессом, необходимо понимать, что стресс - это психофизиологический адаптационный механизм, который влияет на личность во всех сферах жизнедеятельности. Он негативно влияет на человека, но в небольших дозах даже полезен. На возникновение стресса влияют как внутренние, так и внешние факторы. Для понимания феномена стресса, его можно представить его в виде четырех основных положений:
• Стресс как трансактный процесс столкновения человека и окружающего мира.
• Стресс как событие или раздражающий феномен усложняющий ситуацию.
• Стресс как реакция, связанная с эмоциональными переживаниями и психическим напряжением.
• Стресс как промежуточная переменная, обусловленная процессом воздействия раздражителя и реакции на него.
Состояние тревоги же, в свою очередь может выступать в двух видах: личностная тревога - стабильная склонность в реакциях на угрожающие для личности ситуации, является постоянной личностной характеристикой. данный вид тревоги определяется типом высшей нервной системы, характером, темпераментом и выученными стратегиями поведения при воздействии внешних факторов и реактивная (ситуативная) тревога - динамическая характеристика, проявляющаяся как реакция повышенного напряжения и нервозности в ответ на угрожающие для личности ситуации. Такая тревога зависит от текущих и актуальных проблем. При этом тревога может быть дезорганизующая, которая снижает общую эффективность жизнедеятельности и мобилизующая, которая активирует резервы организма и дает дополнительный импульс к действию. Нередко в научных трудах, уровень тревоги выступает как внутренний ресурс личности, определяющий его поведения в стрессовых ситуациях.
Но для борьбы со стрессом и тревогой у человека в процессе его развития, вырабатываются определенные способы совладания или преодоления негативного влияние данных феноменов на жизнедеятельность и эффективность существования. Данные механизмы совладания носят несколько разных названий «копинг - механизмы», «копинг - стратегии», «совпадающее поведение», но все они либо являются частью друг друга, либо выступают как синонимы
В результате эмпирического исследования мы выявили, взаимосвязь между эффективными копинг - стратегиями организационно - деятельностного компонента жизненной перспективы, уровнем психического напряжения. Такая взаимосвязь показывает, что использование эффективных и активных действий и форм поведения в составе организационно - деятельностного компонента жизненной перспективы, снижает уровень стресса. Активные действия по планированию решения проблемы в составе данного компонента жизненной перспективы снижает уровень психического напряжения. Данный компонент характеризуется планирование и целеполаганием, осмыслением и осуществлением жизненных планов среди ежедневной деятельности. Действие осуществляется с учетом приоритетов, а не импульсивных желаний и средовых воздействий. Приоритетные поступки личности связаны с планами на будущее, в настоящем присутствуют виды деятельности, способствующие развитию личностного потенциала для достижения долгосрочных целей; усилия концентрируются на том, что имеет реальные основания для реализации в будущем; при прогнозировании потерь или неудач осуществляется поиск того, что могло бы сократить риск или преодолеть последствия ожидаемых трудностей. Проявление таких адаптивных форм поведения как использования эффективного копинга, помогает личности снижать уровень стресса в процессе жизнедеятельности, и осуществлять поставленные цели. Использование эффективных стратегий для преодоления стресса повышает адаптивности личности и усиливает конструктивность жизненной перспективы. Так же мы наблюдаем отрицательную корреляционную взаимосвязь между выявленной нами с помощью авторской анкеты эффективной стратегией «поиск социальной поддержки» (а) и уровнем ситуативной тревоги. Такая связь, показывает, что использование социальных ресурсов в активных действиях по преодолению стресса и тревоги и в поведении в процессе жизнедеятельности снижает уровень ситуативной тревоги. Чем больше человек использует в составе организационно - деятельностного компонента, среди форм поведения, адаптивную копинг - стратегию «поиск социальной поддержки», там слабее его внутреннее напряжение, по отношению к угрожающей ситуации. Обращение за помощью к другим людям, ориентированность на социальное взаимодействие, получение совета, эмоциональной поддержки, сочувствия и эмпатичной ответной реакции, помогает снизить уровень реактивной тревоги в сложных жизненных ситуациях и преодолеть стрессовое состояние. В целом, можно сделать вывод, что такие особенности жизненной перспективы как копинг - стратегии, входящие в состав организационного компонента, с учетом уровня личностной и реактивной тревоги, будут способствовать её конструктивной реализации и помогут эффектно адаптироваться к стрессовому воздействию в процессе её реорганизации в динамичном обществе. Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.



1. Абабков, В.А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии [Текст] / В.А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004. - 165 с.
2. Абульханова-Славская, К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни [Текст] / К.А. Альбуханова-Славская. - М.: Просвещение, 2007. - 321 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
4. Абульханова-Славская, К.А. Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова-Славская, Т.Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
5. Александров, Ю.И. Психофизиология [Текст] / Ю.И. Александров. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 464 с.
6. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 1977. - 380 с.
7. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
8. Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита [Текст] / Л.И. Анцыферова // Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия по ред В.А. Бодрова. - М.: Пер СЭ, 2007. - С. 143-154.
9. Арестова, О.Н. Мотивация и перспективное целеполагание в мыслительной деятельности [Текст] / О.Н. Арестова // Вестник МГУ // Психология. - 1999. - № 3. - С. 64-75.
10. Арестова, О.Н. Операциональные аспекты временной перспективы личности [Текст] / О.Н. Арестова // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 61-73.
11. Березина, Т.Н. Пространственно-временные особенности внутреннего мир личности [Текст] / Т.Н. Березина / Автореферат к.псх.н. - М., 2003. - 44 с.
12. Бодров, В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. - М.: ПЕР СЭ, 2006. - 528 с.
13. Бороздина, Л.В. Возрастные изменения временной транспективы субъекта [Текст] / Л.В. Бороздина, И.А. Спиридонова // Психологический журнал. - 1998. - №2. - С. 40-50.
14. Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии [Текст] / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - №5. - С. 3-19.
15. Василюк, Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций [Текст] / Ф.Е. Василюк // Журнал практической психологии и психоанализа. - 2001. - № 4. - С. 24.
16. Водопьянова, Н.Е. Психодиагностика стресса [Текст] / Н.Е. Водопьянова. - СПб.: Питер, 2009. - 336 с.
17. Гарбер А.Н. Совладающее поведение: аналитический обзор зарубежных исследований [Текст] / А.Н. Гарбер // Актуальные вопросы современной психологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2015. — С. 17-19.
18. Головаха, Е.И. Жизненные перспективы и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов [Текст] / Е.И. Головаха. - СПб.: Питер, 2001. - 464 с.
19. Головаха, Е.И., Кроник, А.А. Психологическое время личности [Текст] / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев: Наукова Думка, 1994. - 351 с.
20. Гримак, Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в
психологию активности [Текст] / Л.П. Гримак. - М.: Политиздат, 1989. - 319 с.
21. Демина, Л.Д. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: учебное пособие [Текст] / Л.Д. Демина, И.А. Ральникова. - 2-е изд. - Барнаул: Алтайский университет, 2005. - 132 с.
Т1. Ермолаева, М.В. Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах: Учебное пособие [Текст] / М. В. Ермолаева. - М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. - 280 с.
23. Журавлев, А.Л. Стресс, выгорание, совладание в современном
контексте [Текст] / А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт
психологии РАН, 2011. - 512 с.
24. Зейгарник, Б.В. Теория личности Курта Левина [Текст] / Б.В.
Зейгарник. - М.: Издательство МГУ, 1981. - 118 с.
25. Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов [Текст] / А. Карелин. - М: Эксмо, 2006. - 416 с.
26. Карпинский, К.В. Психология жизненного пути личности: Учебное пособие для студентов вузов [Текст] / К.В. Карпинский. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 167 с.
27. Китаев - Смык, Л.А. Психология стресса. Психологическая антропология стресса [Текст] / Л.А. Китаев - Смык. - М.: Академический проект, 2009. - 943 с.
28. Ковалев, В.И. Категория времени в психологии [Текст] / В.И. Ковалев // Категории материалистической диалектики в психологии / Под ред. Л.И. Анцыферовой. - М.: Наука, 1988. - С. 216-230.
29. Ковалев, В.Н. Психологические особенности личностной организации времени жизни [Текст] / В.Н. Ковалев. - М.: Мысль, 1999. - 101 с.
30. Кондаков, И.М. Психология. Иллюстрированный словарь [Текст] / И.М. Кондаков. - 2-е издание доп. и перераб.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. - 632 с.
31. Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд., - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
32. Крюкова, Т.Л. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы [Текст] / Т.Л. Крюкова, А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко. - М.:
Институт психологии РАН, 2008. - 474 с.
33. Купер, К.Л. Организационный стресс. Теории, исследования, практическое применение [Текст] / К.Л. Купер, Ф.Дж. Дэйв, М.П. О’Драйскол. - Харьков: Гуманитарный центр, 2007 - гл.1,6,9. - 128 с.
34. Куприянов, С.Н. Копинг-стратегии и характеристики временной перспективы личности [Текст] / С.Н. Куприянов / Проблемы образования на современном этапе // Материалы студенческой научно-практической конференции. - Тольятти: Издательство ТГУ. - Выпуск VII. - 2018. - С.78-84.
35. Куприянов, С.Н. Особенности жизненной перспективы личности,
способствующие снижению уровня тревожности и состояния стресса / С.Н. Куприянов / Молодежь. Наука. Общество // Электронный сборник материалов всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции. - Тольятти: Издательство ТГУ. - 1
оптический диск. - 2018. - С. 385-387.
36. Левин, К. Определение понятия «поле в данный момент» [Текст] / К. Левин // Хрестоматия по истории психологии. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 296 с.
37. Леонтьев, Д.А. Профессиональное самоопределение как
построение образов возможного будущего [Текст] / Д.А. Леонтьев, Е.В. Шелобанова // Вопросы психологии. - 2001. - № 1. - С. 57-65.
38. Либин, А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами? [Текст] / А.В. Либин, Е.В. Либина // Стиль человека: психологический анализ. - М.: Смысл, 1998. - С.190 - 204.
39. Литвак, М.Е. Психологическое айкидо [Текст] / М.Е. Литвак. - 25¬е изд. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011. - 217 с.
40. Логинова, Н.А. Жизненный путь человека как проблема психологии [Текст] / Н.А. Логинова // Вопросы психологии. - 1985. - № 1. - С. 103-110.
41. Лютова, Е.К. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст] / Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - СПб.: Речь, 2001. - 176 с.
42. Малкина - Пых, И.Г. Психосоматика: Справочник практического психолога [Текст] / И.Г. Малкина - Пых. - М.: Эксмо, 2008. - 563 с.
43. Мандрикова, Е.Ю. Современные подходы к изучению временной перспективы личности [Текст] / Е.Ю. Мандрикова // Психологический журнал. - 2008. - Т.29. - №4. - С. 54-56.
44. Мартынюк, И.О. Проблемы жизненного самоопределения молодежи [Текст] / И.О. Мартынюк. - Киев: Наукова Думка, 1993. - 116 с.
45. Мудрак, В.И. Процессы целеполагания в организации времени студентов высшей школы [Текст] / В.И. Мудрак, Т.А. Павлова // Психология личности и время: Тез. Докл. - Черновцы, 1991. - Т.2. - С. 37-39.
46. Муздыбаев, К. Стратегия совладания с жизненными трудностями [Текст] / К. Муздыбаев // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Том I № 2. - С. 100-111.
47. Набиуллина, Р.Р. Механизмы психологической защиты и совладания со стрессом [Текст] / Р.Р. Набиуллина, И.В. Тухтарова. - Казань: Казанская Государственная Медицинская Академия, 2003. - 98 с.
48. Нартова - Бочавер, С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности [Текст] / С.К. Нартова - Бочавер // Психологический журнал. - 2007. - Т.18. - № 5. - С. 20-30.
49. Немов, Р.С. Психология [Текст] / Р.С. Немов // Общие основы психологии. - Том 1. - 4е изд. - М.: Владос, 2003. - 688 с.
50. Пантелеева, В.В. Индикаторы конструктивной жизненной перспективы личности [Текст] / В.В. Пантелеева, О.Н. Кузьмина, Д.А. Богомолова / Человек в современном мире: возможности личностной и профессиональной реализации в изменяющихся условиях // Материалы региональной научно-практической конференции. - Тольятти: Издательство ТГУ. - 2017. - С. 15-23.
51. Пантелеева, В.В. Взаимосвязь временной перспективы с уровнем личностной и ситуативной тревожности личности [Текст] / В.В. Пантелеева, С.Н. Куприянов // Научен вектор на балканите. - 2019. - Том 3. - № 1(3). - Пловдив: Научен хронограф ЕООД. - С. 63-66.
52. Платонов, К.К. Система психологии и теория отражения [Текст] / К.К. Платонов. - М.: Наука, 1982. - 301 с.
53. Полшкова, Т.А. Проблема ситуативной тревожности в психолого-педагогических исследованиях [Текст] / Т.А. Полшкова // Актуальные вопросы современной психологии: материалы II Международной научной конф. (г. Челябинск, февраль 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 107-110.
54. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: Издательство Московский психолого-социальный институт, 2000. - 304 с.
55. Рассказова, Е.И. Копинг - стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Е.И. Рассказова, Т.О. Гордеева. - [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. - 2011. - № 3 (17).
56. Романин, А.Н. Практическая психология и психотерапия [Текст] / А.Н. Романин. - М.: Проспект, 2013. - 700 с.
57. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
58. Савенко, Ю.С. Проблема психологических компенсаторных механизмов и их типология [Текст] / Ю.С. Савенко // Проблемы клиники и патогенеза психических заболеваний - М., 1974. - С. 95-112.
59. Северный, А.А. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста [Текст] / А.А. Северный, С.Ю. Циркин. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 896 с.
60. Селье, Г. Стресс без дистресса [Текст] / Г. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 128 с.
61. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги [Текст] / Ч.Д. Спилбергер. / сост. В.М. Астапов // Тревога и тревожность: хрестоматия. - СПб.: Пер Сэ, 2008. - С. 85-99.
62. Сырцова, А. Адаптация опросника временной перспективы личности Ф. Зимбардо [Текст] / А. Сырцова, Е.Т. Соколова, О.В. Митина // Психологический журнал. - 2008. - Т. 29 - № 3. - М.: Наука. - С. 101-109.
63. Толстых, Н.Н. Роль временной перспективы в развитии личности и индивидуальности в юношеском возрасте [Текст] / Н.Н. Толстых // Научные основы прикладной психологии. - М. Академия, 1988. - 152 с.
64. Трущенко, М.Н. Проблема совладающего поведения в психологической литературе [Текст] / М.Н. Трущенко // Психологические науки: теория и практика: материалы Междунар. науч. конф. г. Москва, февраль 2012. - М.: Буки - Веди, 2012. - С. 13-16.
65. Фресс, П. Экспериментальная психология [Текст] / П. Фресс, Ж. Пиаже. - выпуск 5. - М.: Прогресс, 1975. - 288 с.
66. Ханин, Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы личностной и реактивной тревожности Ч.Д. Спилбергера [Текст] / Ю.Л. Ханин. - Л.: ЛНИИФК, 1976. - 28 с.
67. Хачатурова, М.Р. Совладающий репертуар личности: обзор зарубежных исследований [Текст] / М.Р. Хачатурова // Психология. Журнал высшей школы экономики. - 2013. - Т.10 - № 3. - С. 160-169.
68. Хорни, К. Тревожность / К. Хорни // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.psychology-online.net/articles/doc-1799.html. - (Дата обращения: 03.09.2018).
69. Церковский, А.Л. Современные взгляды на копинг - проблему [Текст] / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ. - 2006. - Т.5. - № 3. - С.112-121.
70. Эйдемиллер, Э.Г. Семейная психотерапия [Текст] / Э.Г.
Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. - Л.: Медицина, 1989. - 192 с.
71. Ялтонский, В.М. Психология совладающего поведения: развитие, достижения, проблемы, перспективы [Текст] / В.М. Ялтонский // Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы / под ред. Т.Л. Крюковой, А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. - М.: Институт психологии РАН, 2008. - С.21-54.
72. Brissette, I. The Role of Optimism in Social Network Development, Coping, and Psychological Adjustment During a Life Transition / I. Brissette, M. F. Scheier, C. S. Carver // Journal of Personality and Social Psychology. - 2002. - Vol. 82, No. 1 - C. 102-111.
73. Cannon, W.B. The Wisdom of the Body / W.B. Cannon. - NY.: W.W.Norton, 1932. - 312 с.
74. Cottle, T. J., Klineberg, S. L. The Present of Things Future: Exploration of Time in Human Experience / T.J. Cottle, S.L. Klineberg. - N.Y.:Free Press, 1974.
- 290 p.
75. Fraisse, P. Psychologie du Temps. / P. Fraisse // Journal de psychologie normale et pathologique. - 1960. - № 15-1. - P. 172-175.
76. Frank, L. K. Time Perspective / L.K. Frank // Journal of Social Philosophi. - 1939.- №4. - P. 293-312.
77. Frydenberg, E. Coping competencies: What to teach and when / E. Frydenberg // Theory into Practice. - 2004. - № 43(1). - С. 14-21.
78. Kennard, J. A Brief History of term Stress / J. Kennard // Электронный научный.журнал. - Health Central. - 10 июня. - 2008. P. 20-30.
79. Lazarus, R. S. Psychologial stress and coping processes / R.S. Lazarus.
- NY.: McGraw-Hill, 1966 - 466 с.
80. Lazarus, R.S. Stress, Appraisal, and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman.
- NY.: Springer Publishing, 1984. - 444 с.
81. Moos, R. H. Life Transitions and Crises: A Conceptual Overview Eds / R.H. Moos. J.A. Schaefer // Coping with life crises: An integrated approach. - NY.: Plenum, 1986. - C. 3-28.
82. Zimbardo, P.G. A New Perspective on Psychological Time: Theory, Research and Assessment of Individual Differences in Temporal Perspective / P.G. Zimbardo // Psychology of Time. Part 2. Special Issues, Theory & Modeli. - 1998. - №3 - P. 23-55.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ