Введение
Глава 1 Теоретический анализ проблемы развития навыков сотрудничества младших школьников
1.1Характеристика навыков сотрудничества и особенности их развития в младшем школьном возрасте
1.2Педагогические условия развития навыков сотрудничества в
младшем школьном возрасте в групповой проектной деятельности
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию навыков сотрудничества младших школьников в групповой проектной деятельности
2.1. Диагностика уровней развития навыков сотрудничества младших школьников
2.2Содержание работы по развитию навыков сотрудничества в групповой проектной деятельности
2.3Результаты исследования эффективности групповой проектной деятельности как формы развития навыков сотрудничества младших школьников
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Карта наблюдений (А.М. Щетинина, М.А. Никифорова)
Приложение Б Методика «Ковёр» (Р. Овчарова)
Приложение В Сводные данные (методика «Ковёр»)
Приложение Г Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман)
Приложение Д Сводные данные (методика «Кто прав?»)
Приложение Е Методика «Совместная сортировка» (Г.В. Бурменская)
Приложение Ж Сводные данные (методика «Совместная сортировка»)
Актуальность исследования. Проблема развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста в современном мире приобрела особую значимость и актуальность. Это связано, в первую очередь, с высокой потребностью достигать определенных результатов, решения многих задач одновременно, взаимодействуя с другими. Наряду с этим, возросло число детей, потерявших интерес к учебному процессу, не имеющих желания общаться, сотрудничать с другими, причинами которых являются низкое развитие навыков сотрудничества, способности вести конструктивный диалог, проявление агрессии по отношению к другим во время выполнения общего дела, неумение распределять силы и возможности.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рассмотрена и раскрыта значимость развития навыков сотрудничества учащихся начальной школы с взрослыми и сверстниками «в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить решение в конфликтных ситуациях» [28].
В федеральном образовательном стандарте выделяются важные особенных характеристик личности будущего выпускника начальной школы: уважающий мнение других, толерантный, умеющий вести конструктивный, рациональный диалог, умеющий сотрудничать для достижения общих целей [28].
В метапредметных результатах начального общего образования выделяют:
-готовность слушать собеседника и вести диалог;
-готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
-излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
-готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Исходя из этого, можно сказать о том, что важная задача образовательного процесса - это развитие у учащихся навыков сотрудничества. И эта тема актуальна как в системе образования, так и в обществе в целом. Но этого результата невозможно достичь при традиционной форме обучения в ситуации таких отношений как учитель- ученик.
Когда ребенок поступает в школу, вся его жизнь, весь тот упорядоченный уклад его жизни, меняется: его социальное положение, статус в обществе, положение в коллективе, семье. Для ребенка, поступившего в школу, открывается новый коллектив, в котором он будет «жить», учиться, развиваться и взрослеть долгие годы, при этом познавая и развивая себя как личность, а также новый окружающий его мир. Это новый виток, новый период развития каждого ребенка. Если этот период развития будет проходить легко, то ребенок будет активно общаться с окружающими его людьми, налаживать новые контакты, от этого зависит его дальнейшая учебная, а в дальнейшем и рабочая деятельность. Этот период отвечает за зарождение таких навыков, как: ответственное отношение за собственное сотрудничество с окружающими людьми; навыков правильного восприятия и построения общения. Закладываются навыки собственной организованности, понимания ценностей сотрудничества, общения, взаимодействия в той или иной деятельности [4].
Современная школьная жизнь построена так, что учебная деятельность учеников начальной школы как учебное сотрудничество слабо сказывается на процессе развития сотрудничества самих детей, его богатые возможности практически не используются, так как весь процесс учебной деятельности основан лишь на «выдаче материала, информации» [10].
Но самой важной, главной и малоизученной остается проблема взаимодействия и взаимовлияния вышеуказанных сфер общения между собой.
Методика и механизмы различных уроков представляются учителями начальных классов по-разному. Но недостаточно уделяется внимание методике развития элементов сотрудничества в условиях групповых форм учебной работы [19].
При традиционной форме обучения учащиеся в начальной школе на уроках не общаются, учеников рассаживают за разные парты, не учитываются их индивидуальные предпочтения при выборе партнера по парте, ученики не взаимодействуют непосредственно друг с другом - учитель выступает главным связующим между учащимися.
Теме сотрудничества педагога и ученика посвятили свои работы многие учёные отечественной и зарубежной педагогики: О.М. Дьяченко [9], Е.С. Полат [23], В.П. Панюшкин [20], В.Я. Ляудис [18], В.В. Рубцов [25], Г.А. Цукерман [30], К. Фоппель [32] и др.
Актуальность данной темы исследования обозначена присутствием противоречий между:
-общей установкой современного начального образования на развитие младшего школьника (как субъекта учебной деятельности) и традициями обучения в учебной деятельности учащихся, ориентированными на передачу ее исполнения всех компонентов;
-планируемыми личностными результатами ФГОС начального общего образования, требованиями, представленным к коммуникативным УУД и низким уровнем освоения детьми младшего школьного возраста навыками сотрудничества;
-важностью и первоочередностью развития навыков сотрудничества у младших школьников и недостаточной ясностью педагогических условий для организации сотрудничества в учебное время [28].
Исходя из вышесказанного, была обозначена проблема в виде вопроса: «При помощи каких педагогических условий развитие навыков сотрудничества в проектной деятельности будет наиболее результативным?»
Следуя из актуальности данной проблемы, была поставлена цель исследования: выявить и реализовать в образовательном процессе условия, обеспечивающие использование проектной деятельности младших школьников для развития навыков сотрудничества, экспериментально проверить их результативность.
Исходя из цели, были обозначены задачи исследования:
-провести анализ научной литературы для раскрытия понятия навыков сотрудничества, особенности их развития у учащихся начальной школы;
-выявить условия, способствующие развитию навыков сотрудничества младших школьников в проектной деятельности;
-определить критерии развития навыков сотрудничества младших школьников, подобрать диагностические методики, провести констатирующее исследование;
-разработать и реализовать содержание групповой проектной деятельности младших школьников, включающее условия, способствующие развитию навыков сотрудничества обучающихся;
-провести контрольную оценку результатов развития навыков сотрудничать младших школьников в групповой проектной деятельности.
Объект исследования: процесс формирования навыков сотрудничества в начальной школе.
Предмет исследования: групповая проектная деятельность как форма развития навыков сотрудничества младших школьников.
Гипотеза исследования: групповая проектная деятельность является эффективной формой развития навыков сотрудничества младших школьников, если реализовать ее на основе организации следующих условий: 7
-заинтересованность обучающихся в достижении успеха в совместной деятельности;
-заинтересованность всеми участниками проектной деятельности выбором темы проекта;
-эффективность инструктажа до начала и в процессе работы над проектной деятельностью;
-определение ролей и функций всех участников проектной
деятельности (как распределялись роли, кто является лидером в группе, кто исполнителем, были ли согласованы действия по распределению ролей и функций со всеми участниками проектной деятельности, учитывалось ли мнение и желание каждого).
Для решения поставленных задач применялись общетеоретические методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, изучение и подведение итогов педагогического опыта, наблюдение, эксперимент, методы количественной обработки.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов для помощи в развитии навыков сотрудничества младших школьников с применением метода проектов (как на уроках, так и во внеурочное время).
Структура работы: выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа) состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (34 источника), 7 приложений. Текст проиллюстрирован 1 таблицей и 11 рисунками.
Современный мир не стоит на месте, ежедневно появляются новые образовательные технологии. Но не всегда «новое» может повлиять на развитие навыков сотрудничества школьников в образовательном процессе. Важным остается применение традиционного обучения с применением метода проектной деятельности. Многие учёные отечественной и зарубежной педагогики описывали и выделяли метод проектной деятельности как самый эффективный способ для повышения уровня развития навыков сотрудничества у детей младшего школьного возраста.
Групповая проектная деятельность - это «метод организованного педагогически освоения обучающимися окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной групповой практической деятельности по достижению намеченных целей» [5, с. 9]. Этот метод основан на групповой деятельности, темы проектов обязательно связаны с интересами детей.
Групповая форма деятельности по развитию навыков сотрудничества у учащихся происходит через групповую и парную работу, потому что в процессе взаимодействия между учениками происходит распределение ролей (каждому отведена роль с учетом его индивидуальных особенностей, интересов, талантов) при решении поставленной учебной задачи. Данная совместная деятельность активизирует развитие творческой личности, также помогает справиться сразу с несколькими задачами: «понимание каждым младшим школьником того, что он не сможет достичь успеха один, а только совместно с ребятами; развитие коммуникативных навыков, умения помогать друг другу в реализации задач как учебных, так и жизненных; воспитание ответственности за собственный вклад в коллективный результат; развитие навыков самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного (рефлексия)» [24].
Проектная деятельность - это совместная работа учеников, которая раскрывает потенциал каждого ребенка, это творческая деятельность обучающихся, у которой поставлена цель, определены задачи, утверждены основные методы и способы, направленные на достижение наивысшего положительного результата.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что данный метод повышает информационную активность школьников, расширяет кругозор обучающихся, также дети получают более устойчивые, глубокие знания в той или иной области, развивается устная и письменная речь, развивается умение к творчеству [12].
Особенно важна и необходима поддержка педагога в проектной деятельности для развития навыков сотрудничества, именно педагог может направить коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста в необходимом направлении.
Систематическое осуществление младшими школьниками учебной деятельности способствует возникновению и развитию у них основных психологических новообразований данного возраста: субъекта этой
деятельности; основ теоретического мышления; произвольности учебнопознавательных действий, учебно-познавательной мотивации. Чтобы это выявить, была проведена экспериментальная работа.
Экспериментальная работа исследования осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Результаты исследования на констатирующем этапе говорят о том, что значительная часть учащихся нуждается в организованной работе по развитию навыков сотрудничества. Основные проблемы учащихся - неумение организовывать и контролировать собственное поведение для эффективного учебного взаимодействия с одноклассниками.
Далее был проведен формирующий этап в исследовании. Цель формирующего эксперимента: разработать и внедрить групповые проекты, которые направлены на развитие навыков сотрудничества младших школьников. В данной совместной деятельности было выявлено, что у детей развиваются такие качества личности, как: навыки сотрудничества и нахождения общего компромисса при выполнении совместной деятельности, умение распределять обязанности, анализировать свою работу и вклад других в общий труд; оценивать свои действия, действия других в конечном результате (исходный продут - сколько вложено собственных сил, творчества, какие действия других участников повлияли на удачный исход проекта).
Сравнительный анализ данных позволяет говорить о том, что развитие навыков сотрудничества у младшего школьника будет результативным в условиях проектной деятельности (проектная работа).
Результаты исследования допускают продолжить работу по следующим направлениям:
-продолжение работы в этом направлении с разными классами начальной школы;
-возможна реализация проекта на следующий учебный год.
Считаю, что данные исследования необходимы в дальнейшей работе при построении будущей профессиональной деятельности.
1.Абрамовских Н.В., Григорьева М.Ю. Формирование навыков социального взаимодействия младших школьников // Дошкольное и начальное образование: проблемы, перспективы, инновации развития: Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием: сургут. пед. у-тет. Сургут, 2015. С. 37-40.
2.Баранец H.A. Технология формирования социальной успешности младшего школьника: автореф. дис...канд. пед. наук. Тамбов: 2011. 24 с.
3.Балашов А.И. Управление проектами. М.: Издательство Юрай, 2013. 383 с.
4.Велкин Е.Л. Педагогические основы активных методов обучения. Орел: Прайм-пресс, 2009. 65 с.
5.Волков Н.И., Карандышев В.Н., Носова Н.В., Щепелина О.Н. Организация учебной деятельности в малых группах // Педагогическая психология: хрестоматия. СПб. : Питер, 2006. 412 с.
6.Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции // Инновационные проекты и программы в образовании. 2010. №1. С. 32-37.
7.Гузеев В.В. Групповая учебная деятельность в образовательном процессе // Педагогические технологии. 2009. №6. С.3-32.
8.Двуреченская С.Е. Проблема проектной деятельности в процессе формирования коммуникативной работы учащихся Молодой ученый. 2020. № 6. С. 194-196.
9.Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учебной работы: Кн. для учителя (мастерство учителя: идеи, советы, предложения). Просвещение. 2009. 420 с.
10.Джонсон Д., Джонсон Р., Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве. - СПб. : Экономическая школа, 2001. 256 с.
11.Землянская Е.А. Обучение в сотрудничестве: групповая работа учащихся и учителя // Лучшие страницы педагогической прессы. 2007. №1. С.11-13.
12.Золотухина А.Г. Групповая работа как одна из форм деятельности учащихся на уроке // Математика. Газета Изд. дома "Первое сентября". 2010. №4. С.3-5.
13.Климанова Л.Ф., Бойко М.В. Авторская программа по литературному чтению для 1-4 класса «Литературное чтение» // Сборник рабочих программ «Школа России» для 1-4 классов в общеобразовательных школах. М.: Просвещение, 2014.
14.Климанова Г.Н. Технология сотрудничества: банк
педагогической информации. Тамбов: 2010. - 340 с.
15.Кондрашова Е.Н., Майорова А.А., Колесова Е.М. Формирование у младших школьников навыков социального взаимодействия // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. №6. С. 22-26...