МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 8
§1. Функции задач в обучении математике 8
§2. Цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке учащихся 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа» 9
§3. Методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов 12
§4. Основные типы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математике 5-9 классов 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 20
§5. Методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы 20
§6. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 25
§7. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 класса 30
§8. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе алгебры 7-9 класса 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 8
§1. Функции задач в обучении математике 8
§2. Цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке учащихся 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа» 9
§3. Методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов 12
§4. Основные типы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математике 5-9 классов 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 20
§5. Методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы 20
§6. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 25
§7. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 класса 30
§8. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе алгебры 7-9 класса 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач.
Как выделяет Н.Ю. Потапова [30, С. 43] основной целью учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике. Все, что нас окружает - это скрытые примеры и задачи.
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи - это основное средство развития математического мышления учащихся. Не случайно в учебниках по математике нестандартным задачам отводится значительное место.
Задачи повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» встречаются во всех учебниках математики, а также их можно увидеть и в школьных олимпиадах по математике.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть функции задач в обучении математике.
2. Раскрыть основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определить основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов.
4. Провести анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов.
5. Разработать методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
6. Выполнить анализ ОГЭ по теме исследования.
7. Составить систему задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов, в курсе алгебры 7-9 классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы; определено содержание системы задач.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены системы задач по обучению учащихся задачам повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации обучения решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
2. Системы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обучения учащихся задачам повышенной трудности в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Изучены функции задач в обучении математике. Раскрыты основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Выявлены основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме исследования. Выполнен анализ основных типов задач повышенной трудности в 5-9 классах.
В Главе II бакалаврской работы представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов и в курсе алгебры 7-9 классов. Проведен анализ задач ОГЭ по теме исследования. Составлена система задач повышенной трудности по теме исследования для обучающихся 5-6 классов и 7-9 классов.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 49 наименования.
Как выделяет Н.Ю. Потапова [30, С. 43] основной целью учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике. Все, что нас окружает - это скрытые примеры и задачи.
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи - это основное средство развития математического мышления учащихся. Не случайно в учебниках по математике нестандартным задачам отводится значительное место.
Задачи повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» встречаются во всех учебниках математики, а также их можно увидеть и в школьных олимпиадах по математике.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть функции задач в обучении математике.
2. Раскрыть основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определить основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов.
4. Провести анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов.
5. Разработать методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
6. Выполнить анализ ОГЭ по теме исследования.
7. Составить систему задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов, в курсе алгебры 7-9 классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы; определено содержание системы задач.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены системы задач по обучению учащихся задачам повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации обучения решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
2. Системы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обучения учащихся задачам повышенной трудности в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Изучены функции задач в обучении математике. Раскрыты основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Выявлены основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме исследования. Выполнен анализ основных типов задач повышенной трудности в 5-9 классах.
В Главе II бакалаврской работы представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов и в курсе алгебры 7-9 классов. Проведен анализ задач ОГЭ по теме исследования. Составлена система задач повышенной трудности по теме исследования для обучающихся 5-6 классов и 7-9 классов.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 49 наименования.
Выделим основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Рассмотрены функции задач в обучении математике: обучающие функции задач; развивающие функции задач; воспитывающие и контролирующие функции задач.
2. Раскрыты основные цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определены основные методы (арифметический способ, метод полной и неполной индукции, метод перебора, метод «Проб и ошибок», метод малых изменений, опровергающий пример) и приемы (инверсия, рассмотрение крайних случаев, принцип Дирихле, введение вспомогательной неизвестной, перефразирование и прием получения следствий) решения задач решения задач повышенной трудности по данной теме.
4. Выделены важнейшие направления, по которым изучается данная тема - 4 блока; типы задач (уровневые: базовый, продвинутый и высокий) повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов. Проведен анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов. Анализ показал, что существуют различные типы задач повышенной трудности, также различный ур овень задач (показатель сложности).
5. Представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы по 4 выделенным блокам. Установлено, что в 56 классах учащиеся как можно больше должны рассуждать вслух, дети должны проговаривать действия с целыми числами. В 7-9 классах материал должен разбираться с активным участием учащихся. Учащиеся в свою очередь должны владеть формулировками свойств, которые даны в виде правил, уметь их записывать и доказывать.
6. Выполнен анализ ОГЭ по теме исследования. Анализ показал, что в первой части государственного экзамена содержатся задачи на: изучение сложения и вычитания целых чисел; расположение чисел на координатной прямой; изучение свойств степени с целым показателем; задачи на решение квадратных неравенств. Во второй части основного государственного экзамена встречаются задачи на: использование всех арифметических действий с целыми числами; умножение и деление целых чисел; изучение свойств степени с целым показателем; решение уравнений с одной переменной.
7. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).
8. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 7-9 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).
1. Рассмотрены функции задач в обучении математике: обучающие функции задач; развивающие функции задач; воспитывающие и контролирующие функции задач.
2. Раскрыты основные цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определены основные методы (арифметический способ, метод полной и неполной индукции, метод перебора, метод «Проб и ошибок», метод малых изменений, опровергающий пример) и приемы (инверсия, рассмотрение крайних случаев, принцип Дирихле, введение вспомогательной неизвестной, перефразирование и прием получения следствий) решения задач решения задач повышенной трудности по данной теме.
4. Выделены важнейшие направления, по которым изучается данная тема - 4 блока; типы задач (уровневые: базовый, продвинутый и высокий) повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов. Проведен анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов. Анализ показал, что существуют различные типы задач повышенной трудности, также различный ур овень задач (показатель сложности).
5. Представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы по 4 выделенным блокам. Установлено, что в 56 классах учащиеся как можно больше должны рассуждать вслух, дети должны проговаривать действия с целыми числами. В 7-9 классах материал должен разбираться с активным участием учащихся. Учащиеся в свою очередь должны владеть формулировками свойств, которые даны в виде правил, уметь их записывать и доказывать.
6. Выполнен анализ ОГЭ по теме исследования. Анализ показал, что в первой части государственного экзамена содержатся задачи на: изучение сложения и вычитания целых чисел; расположение чисел на координатной прямой; изучение свойств степени с целым показателем; задачи на решение квадратных неравенств. Во второй части основного государственного экзамена встречаются задачи на: использование всех арифметических действий с целыми числами; умножение и деление целых чисел; изучение свойств степени с целым показателем; решение уравнений с одной переменной.
7. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).
8. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 7-9 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).
Подобные работы
- МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, математика и информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Задачи на использование свойств целых чисел в углубленном курсе математики общеобразовательной школы
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЭЛЕМЕНТАМ ТЕОРИИ ДЕЛИМОСТИ В КУРСЕ АЛГЕБРЫ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Особенности счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2020 - Методические особенности формирования вычислительной культуры в 5-6 классах
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023





