Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Работа №110136

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы84
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
121
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ЗАДАЧИ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ 8
§1. Функции задач в обучении математике 8
§2. Цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке учащихся 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа» 9
§3. Методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов 12
§4. Основные типы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математике 5-9 классов 15
Выводы по первой главе 19
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ ПОВЫШЕННОЙ ТРУДНОСТИ ПО ТЕМЕ «НАТУРАЛЬНЫЕ И ЦЕЛЫЕ ЧИСЛА» В КУРСЕ МАТЕМАТИКИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 20
§5. Методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы 20
§6. Анализ задач ОГЭ по теме исследования 25
§7. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 класса 30
§8. Система задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе алгебры 7-9 класса 39
Выводы по второй главе 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 61

Актуальность исследования. Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию учащихся, обеспечить овладение учащимися умениями в решении различных практических и межпредметных задач.
Как выделяет Н.Ю. Потапова [30, С. 43] основной целью учебного курса является обучение решению нестандартных задач по математике. Все, что нас окружает - это скрытые примеры и задачи.
Состояние математической подготовки учащихся характеризуется в первую очередь умением решать задачи. С другой стороны, задачи - это основное средство развития математического мышления учащихся. Не случайно в учебниках по математике нестандартным задачам отводится значительное место.
Задачи повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» встречаются во всех учебниках математики, а также их можно увидеть и в школьных олимпиадах по математике.
Проблема исследования состоит в выявлении методических особенностей организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: методика организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Цель исследования: выявить методические особенности организации подготовки обучающихся к решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть функции задач в обучении математике.
2. Раскрыть основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определить основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов.
4. Провести анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов.
5. Разработать методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
6. Выполнить анализ ОГЭ по теме исследования.
7. Составить систему задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов, в курсе алгебры 7-9 классов.
Для решения задач были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы; анализ школьных программ и учебников; изучение опыта работы учителей математики; обобщение и систематизация материала.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем выявлены методические особенности обучения учащихся решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы; определено содержание системы задач.
Практическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены системы задач по обучению учащихся задачам повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по организации обучения решению задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
2. Системы задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и Приложений.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования: актуальность, проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования.
Глава I бакалаврской работы посвящена теоретическим основам обучения учащихся задачам повышенной трудности в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Изучены функции задач в обучении математике. Раскрыты основные цели и требования к математической подготовке в курсе математики и алгебры в 5-9 классах. Выявлены основные методы и приемы решения задач повышенной трудности по теме исследования. Выполнен анализ основных типов задач повышенной трудности в 5-9 классах.
В Главе II бакалаврской работы представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности в курсе математики 5-6 классов и в курсе алгебры 7-9 классов. Проведен анализ задач ОГЭ по теме исследования. Составлена система задач повышенной трудности по теме исследования для обучающихся 5-6 классов и 7-9 классов.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Список литературы содержит 49 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Выделим основные выводы и полученные результаты проведенного исследования.
1. Рассмотрены функции задач в обучении математике: обучающие функции задач; развивающие функции задач; воспитывающие и контролирующие функции задач.
2. Раскрыты основные цели изучения математики в основной школе и требования к математической подготовке в курсе математики 5-9 классов по теме «Натуральные и целые числа».
3. Определены основные методы (арифметический способ, метод полной и неполной индукции, метод перебора, метод «Проб и ошибок», метод малых изменений, опровергающий пример) и приемы (инверсия, рассмотрение крайних случаев, принцип Дирихле, введение вспомогательной неизвестной, перефразирование и прием получения следствий) решения задач решения задач повышенной трудности по данной теме.
4. Выделены важнейшие направления, по которым изучается данная тема - 4 блока; типы задач (уровневые: базовый, продвинутый и высокий) повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-9 классов. Проведен анализ основных типов задач повышенной трудности в курсе математики 5-9 классов. Анализ показал, что существуют различные типы задач повышенной трудности, также различный ур овень задач (показатель сложности).
5. Представлены методические рекомендации по использованию задач повышенной трудности по теме «Натуральные и целые числа» в курсе математики основной школы по 4 выделенным блокам. Установлено, что в 5­6 классах учащиеся как можно больше должны рассуждать вслух, дети должны проговаривать действия с целыми числами. В 7-9 классах материал должен разбираться с активным участием учащихся. Учащиеся в свою очередь должны владеть формулировками свойств, которые даны в виде правил, уметь их записывать и доказывать.
6. Выполнен анализ ОГЭ по теме исследования. Анализ показал, что в первой части государственного экзамена содержатся задачи на: изучение сложения и вычитания целых чисел; расположение чисел на координатной прямой; изучение свойств степени с целым показателем; задачи на решение квадратных неравенств. Во второй части основного государственного экзамена встречаются задачи на: использование всех арифметических действий с целыми числами; умножение и деление целых чисел; изучение свойств степени с целым показателем; решение уравнений с одной переменной.
7. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 5-6 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).
8. Составлена система задач повышенной трудности по теме: «Натуральные и целые числа» в курсе математики 7-9 классов. Система задач составлена в соответствии с основными требованиями по трем уровням (базовый, продвинутый, высокий).


1. Бартенев Ф.А. Нестандартные задачи по алгебре. Пособие для учителей. М., «Просвещение», 1976. - 93 с.
2. Виленкин Н.Я. Математика 5 класс. : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений/ Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.: ил.
3. Виноградова, Л.В. Методика преподавания математики в средней школе [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Виноградова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 252 с.
4. Егупова М.В. Изучение практических приложений геометрии в школе: учебно-методическое пособие. - М.МПГУ, 2011. - 46 с.
5. Зубарева А.Г. Программы. Математика. 5-6 классы. Алгебра. 7-9 классы. Алгебра и начала и начала математического анализа. 10-11 классы / авт.-сост. И.И. Зубарева и А.Г. Мордкович. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Мнемозина, 2009. - 63 с.
6. Зубарева И.И. Математика. 5 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 14-е изд., испр. и доп. - М. : Мнемозина, 2013. - 270 с.
7. Зубарева И.И. Математика. 6 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. - 8-е изд., стер. - М. : Мнемозина, 2009. - 264 с.
8. Истомина Н.Б. Уроки математики: 6 класс. Содержание курса. Планирование уроков. Методические рекомендации: пособие для учителей / Н.Б. Истомина, З.Б. Редько. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 224 с.: ил.
9. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7­9 классов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 239 с.
10. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе математики 4-5 классов: Кн. для учителя. / Н.П. Кострикина - М.: Просвещение, 1986. - 94 с.
11. Кузнецова Г.М. Программы для общеобразоват. школ, гимназий, лицеев: Математика. 5-11 кл. / Сост. Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002. - 320 с.
12. Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 280-281.
13. Лященко, Е.И. Лабораторные и практические работы по методике преподавания математики [Текст]: учебное пособие для студентов физ. -мат. спец. пед. ин-тов/ Е.И. Лященко, К.В. Зобкова, Т.Ф. Кириченко и др.; под ред. Е.И. Лященко. - М.: Просвещение, 1988. - 223 с.
14. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс [Текст]: учеб. для общеобразо - ват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2013. - 287 с.
15. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс [Текст]: учеб. для общеобразо - ват. учреждений/ Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова; под ред. С.А. Теляковского. - 18-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 271 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ