Работа носит методический характер.
Есть приложения.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения функциональной линии 5
1.1. Разноуровневое изучение темы «Элементарное исследование функций»: методические аспекты 5
1.2. Анализ УМК по математике по проблеме изучения тему «Элементарные исследования функций» 11
Глава 2. Практические аспекты изучения раздела «Элементарное исследование функции» в 9 классе 17
2.1. Разработка урока для учащихся 9 класса по теме «Элементарные исследования функций. График функции y = ax2 + bx + c» 17
2.2. Анализ урока по теме «Элементарные исследования функций. График функции y = ax2 + bx + c» 23
Заключение 28
Список использованных источников и литературы 29
Приложение 32
Актуальность исследования. Одной из важных задач в наше время – это повышение уровня образования и воспитания, крепкое усвоение основам наук, а также обеспечение повышения научного уровня преподавания всякого предмета. Для того, чтобы произошло обновление в сфере образования необходимо разработать школы нового типа, составить новые учебники по предметам, а также программы обучения, разработать и внедрить новые методики обучения. В настоящий момент одна из основных направленностей в развитии школы – это дифференциация образовательного процесса, реализуемая через разноуровневое обучение.
Также подчеркнем, что в ФГОС второго поколения основной акцент сделан на активном использовании обучающимися знаний, укреплении межпредметных связей и приложении изученного материала к реальной жизни. В этом случае функция предоставляет возможность упорядочить представления о различных зависимостях, полученные в повседневной жизни и из других предметов, позволяет развить у обучающихся способность мыслить в терминах функциональной зависимости, развить представление о взаимозависимых величинах – это сыграет огромную роль в познании ребёнком реального мира и повысит уровень усвоения функциональной линии. Немаловажным является рассмотрение методики разноуровневого обучения учащихся теме «Элементарные исследования функции» в связи с тем, что она в научной литературе представлена неоднозначно. Следовательно, данная тема актуальна.
Степень изученности проблемы. Методика обучения в основной и средней школе функциям рассмотрена в работах У.Я. Жумаевой, Г.И. Саранцева, А.А. Темербековой и др. Особенности обучения элементарным исследованиям функции раскрыта в трудах С.Г. Манвелова, Ю.В. Мальченко и др. Подходы к методике разноуровневого обучения функциям в основной и старшей школе – деятельностный и развивающий раскрыты Л.О. Денищевой, Е.А. Тагаевой и др.
Однако, несмотря на имеющие работы по проблеме методике обучения функциям в основной и старшей школе, актуальным остается проблема: какова методика разноуровневого обучение теме «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
Объект исследования – обучение теме «Элементарные исследования функции».
Предмет исследования – методика разноуровневого обучение теме «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
Цель исследования – изучить методику разноуровневого обучение теме «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие методики разноуровневого обучение теме «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
2. Проанализировать УМК по математике по проблеме обучения теме «Элементарные исследования функции».
3. Разработать урок по теме «Элементарные исследования функции» для учащихся 9 класса с использованием разноуровневого обучения.
Эмпирические данные: исследование проводилось на основе изучения методики разноуровневого обучение теме «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
Методы исследования: теоретические – анализ научных источников, методы классификации и сопоставления, синтез и обобщение, экспериментальные – моделирование и проектирование.
Практическая значимость заключается в том, что результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы учителями математики при изучении темы «Элементарные исследования функции» в 9 классе.
Структура исследования: введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
В современной научно-методической литературе имеет место множество определений понятия разноуровневого обучения. В каждом толковании терминов есть что-то общее сближающее их все, но в тоже время прослеживается и собственное видение каждого автора, отличающее все определения друг от друга. Описана методика преподавания темы «Элементарные исследования функции» в условиях разноуровневого обучения в 9 классах, которая состоит из следующих компонентов: цели и задачи изучения темы, содержание, методы обучения, средства обучения.
Анализ УМК Ю.Н. Макарычева, А.Г. Мордковича, Н.Я. Виленкина показал, что тема «Элементарные исследования функций» даётся в разных классах и в различной степени усвоения. В учебнике А.Г. Мордковича идёт интуитивное ознакомление с понятиями функции и её свойствами в 7 классе и формальным определениям к 9 классу. В учебнике Ю.Н. Макарычева формальное определение функции даётся в 7 классе, что вызывает определённые трудности восприятия детьми данных терминов, понятий и действий над ними. В учебнике Н.Я. Виленкина вводятся понятия функции и её свойств только в 9 классе.
В ходе работы над темой исследования был разработан урок по теме «Элементарные исследования функций. График функции y = ax2 + bx + c» для учащихся 9 класса. В урок были выключены разноуровневые задания для самостоятельной работы учащихся 9 класса, которая проводилась в рамках урока. Также разноуровневая дифференциация была применена в домашнем задании для учащихся 9 класса. Разработанный урок по теме «Элементарные исследования функций. График функции y = ax2 + bx + c» был проведен в ходе прохождения практики в 9-м классе, что позволило сделать его самоанализ. На уроке используется интерактивная доска, учитывается личностно-ориентированный подход к учащимся, благодаря дифференцированному подходу и при выполнении заданий и в результате самостоятельной работы.
1. Айрапетян, К. А. Применение свойств функций для решения уравнений и неравенств / К. А. Айрапетян // Вестник современных исследований. – 2018. – № 8.3 (23). – С. 78-82.
2. Бронникова, Л. М. Особенности изучения свойств функции в старшей школе / Л. М. Бронникова // В сборнике : Наука и образование : проблемы и тенденции развития. Материалы V Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор О. Б. Нигматуллин. – 2017. – С. 41-43.
3. Виленкин, Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 7 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 264 с.
4. Виленкин Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 8 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 301 с.
5. Виленкин Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 9 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 369 с.
6. Виленкин Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 10 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 401 с.
7. Виленкин Н. Я. Алгебра. Учебник для учащихся 11 класса с углубленным изучением математики / Н. Я. Виленкин, Г. С. Сурвилло, А. С. Симонов, А. И. Кудрявцев. – Москва : Просвещение, 2006. – 398 с.
8. Грань, Т. Н. Дифференциация учебного материала по математике как одна из форм индивидуализации обучения / Т. Н. Грань, Н. С. Караськова // Проблемы теории и практики инновационного развития и интеграции современной науки и образования. – 2019. – № 1. – С. 15–18.
9. Денищева, Л. О. Теория и методика обучения математике в школе : учебное пособие / Л. О. Денищева, А. Е. Захарова, М. Н. Кочагина и др. – Москва : Бином. Лаборатория знаний, 2011. – 247 с.
10. Жумаева, У. Я. Методика изучения функций в курсе алгебры основной школы / У. Я. Жумаева // В сборнике : Развитие науки и техники: механизм выбора и реализации приоритетов. сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 52-53.
11. Курушин, П. Д. Цифровые технологии при изучении темы «Функция» в средней школе / П. Д. Курушин // Вестник научных конференций. – 2020. – № 9-3 (61). – С. 66-68.
12. Макарычев, Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И .Е. Феоктистов. – 7-е изд., испр. и доп. – Москва : Мнемозина, 2008. – 447 с.
13. Манвелов, С. Г. О развитии функциональных умений учащихся при изучении монотонности функций в основной школе / С. Г. Манвелов // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-1. – С. 229-234.
14. Манвелов, С. Г. К проблеме вариативности обучения школьников решению математических задач / С. Г. Манвелов, Н. С. Манвелов // Проблемы современного педагогического образования. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – Вып. 54. – Ч. 6. – С. 167-173
15. Математика. ОГЭ 2017 : учебно-методическое пособие / под ред. Д. А. Мальцева. – Москва : Народное образование, 2017. – 333 с.
16. Математика, 7 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Яскир. – Москва : Издательский центр «Вентана-Граф», 2015. – 223 с.
17. Мальченко, Ю. В. Приёмы и способы организации смыслового чтения при изучении функций в основной школе с позиций деятельностного подхода / Ю. В. Мальченко // В сборнике : Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2019. – С. 66-69.
18. Мордкович, А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч.1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. – 17-е изд., стер. – Москва : Мнемозина, 2021. – 456 с.
19. Саранцев, Г. И. Методика обучения математике : методология и теория : учеб. пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань : Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
20. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса / Г. К. Селевко. – Москва : Народное образование, 2005. – 556 с.
21. Тагаева, Е. А. Изучение темы «Графики функций» в условиях реализации преемственности между школой и вузом / Е. А. Тагаева // В сборнике : Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях. – 2017. – С. 138-142.
22. Темербекова, А. А. Методика обучения математике : Учебное пособие / А. А. Темербекова, И. В. Чугунова, И. В. Байгонакова – Санкт-Петербург : Издательство «Лань», 2015. – 512 с.
23. Толстова, Н. Ю. Структура изучения элементарных функций в курсе математики основной школы / Н. Ю. Толстова // В сборнике : Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах. материалы Всероссийской научно-практической конференции студентов математических факультетов. – 2017. – С. 52.
24. Утеева, Р. А. Теоретические основы организации учебной деятельности учащихся при дифференцированном обучении математике в средней школе: монография / Р. А. Утеева. – Москва : Прометей, 1997. – 363 с.