Изъятие (выкуп) земельного участка для государственных или муниципальных нужд
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 8
1.1 Понятие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 8
1.2 Законодательное регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 25
Глава 2 Условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 30
2.1 Государственные и муниципальные нужды как основание изъятия (выкупа) земельного участка 30
2.2 Земельный участок как объект изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд 33
2.3 Предварительное и равноценное возмещение как условие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 36
Глава 3 Порядок изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 41
3.1 Принятие решения об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 41
3.2 Уведомление и регистрация при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 42
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 51
Введение 4
Глава 1 Общая характеристика изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 8
1.1 Понятие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 8
1.2 Законодательное регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 25
Глава 2 Условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 30
2.1 Государственные и муниципальные нужды как основание изъятия (выкупа) земельного участка 30
2.2 Земельный участок как объект изъятия (выкупа) для государственных и муниципальных нужд 33
2.3 Предварительное и равноценное возмещение как условие изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 36
Глава 3 Порядок изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд 41
3.1 Принятие решения об изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 41
3.2 Уведомление и регистрация при изъятии (выкупе) земельного участка для государственных и муниципальных нужд 42
Заключение 48
Список используемой литературы и используемых источников 51
На современном этапе развития общества наблюдается активный рост производства, и деятельность любого современного государства направлена, в том числе, на социально-экономический прогресс и повышение качества жизни человека. Активному росту производства способствует развитие инфраструктуры, в связи с чем государство вынуждено заниматься строительством различных крупных объектов. В связи с реализацией на федеральном и региональном уровнях большого количества разнообразных проектов в областях строительства, транспортной и иной инфраструктуры возникает потребность в поиске новых пространств для их осуществления.
Постоянный рост потребности государства в выделении под указанные объекты строительства земельных участков обуславливает существование механизма изъятия земельных участков, находящихся в частном пользовании. Таким образом, процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд призвана обеспечить баланс государственных интересов, однако она должна осуществляться и с учетом частных интересов собственников земли.
Проблема регулирования механизма изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Практика показывает, что зачастую собственники земельных участков не соглашаются с условиями изъятия и рыночной ценой изымаемых участков, а должностные лица государственных и муниципальных органов власти, осуществляющие процедуру изъятия (выкупа) не всегда действуют в установленных законодательством рамках, соблюдая конституционный принцип законности.
На сегодняшний день вопросы, связанные с гарантиями правовой защиты вещных и обязательственных прав, касающихся земельных участков, являются крайне актуальными. Изъятие (выкуп) земельных участков не должно являться противоправной мерой и никаким образом нарушать законные права и интересы правообладателей этих земель. Неукоснительное соблюдение процедуры изъятия (выкупа) способствует соблюдению законности процедуры, эффективной защите прав и интересов собственников земельных участков, снижает риски незаконного поведения должностных лиц государственных и муниципальных органов. Большую роль в процессе соблюдения законности играют судебные органы, реализуя на практике механизм судебной защиты нарушенных законных прав и интересов правообладателей земельных участков.
Таким образом, актуальные проблемы изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд дают причину для их дальнейшего анализа, а все вышеперечисленные обстоятельства обуславливают актуальность и выбор цели нашего исследования.
Целью исследования является теоретический анализ изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд как совокупности гражданско-правовых норм.
Достижение данной цели может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
• дать общую характеристику изъятию (выкупу) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
• раскрыть условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
• рассмотреть порядок изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных и муниципальных нужд..
Предметом исследования является совокупность гражданско-правовых норм, а так же норм земельного законодательства, регламентирующих процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Методологическая основа исследования - общие методы научного познания, в том числе методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение), а также методы, применяемые как на теоретическом (анализ, моделирование, синтез, прогнозирование), так и на практическом уровне.
Нормативно-правовая основа исследования - действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, в числе которых Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс и другие.
Работа основана на положениях действующего законодательства, материалах судебной практики, научной литературы по гражданскому и земельному праву, а также научных статей по исследуемой теме.
Исследование проводилось с использованием трудов отечественных авторов в области гражданского и земельного права, работы которых составили теоретическую основу исследования. Исследованию института изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд посвящены научные труды А.П. Анисимова, Н.С. Белякова, Б.В. Ерофеева, А.Л. Корнеева и других выдающихся ученых.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях по вопросам гражданского и земельного права, связанным с проблемами изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В первой главе работы дается понятие, раскрывается сущность принудительного прекращения прав на земельные участки и приводится классификация его оснований; проводится историко-правовой анализ становления и развития института принудительного прекращения прав на земельные участки; определяется место института изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд в системе принудительного прекращения прав на земельные участки.
Во второй главе работы исследуется соотношение понятий «выкуп» и «изъятие» земельных участков для государственных и муниципальных нужд; исследуется механизм правового регулирования изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд; рассматриваются основания изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В третьей главе работы проводится анализ судебной практики по гражданско-правовым спорам, связанным с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности раскрывается проблема, связанная с размером возмещения за изымаемый земельный участок, а так же проблема, связанная с несоблюдением порядка изъятия земельных участков.
Структура работы обусловлена предметом, целью, задачами и последовательностью исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников. Объем работы 56 печатных страниц.
Постоянный рост потребности государства в выделении под указанные объекты строительства земельных участков обуславливает существование механизма изъятия земельных участков, находящихся в частном пользовании. Таким образом, процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд призвана обеспечить баланс государственных интересов, однако она должна осуществляться и с учетом частных интересов собственников земли.
Проблема регулирования механизма изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Практика показывает, что зачастую собственники земельных участков не соглашаются с условиями изъятия и рыночной ценой изымаемых участков, а должностные лица государственных и муниципальных органов власти, осуществляющие процедуру изъятия (выкупа) не всегда действуют в установленных законодательством рамках, соблюдая конституционный принцип законности.
На сегодняшний день вопросы, связанные с гарантиями правовой защиты вещных и обязательственных прав, касающихся земельных участков, являются крайне актуальными. Изъятие (выкуп) земельных участков не должно являться противоправной мерой и никаким образом нарушать законные права и интересы правообладателей этих земель. Неукоснительное соблюдение процедуры изъятия (выкупа) способствует соблюдению законности процедуры, эффективной защите прав и интересов собственников земельных участков, снижает риски незаконного поведения должностных лиц государственных и муниципальных органов. Большую роль в процессе соблюдения законности играют судебные органы, реализуя на практике механизм судебной защиты нарушенных законных прав и интересов правообладателей земельных участков.
Таким образом, актуальные проблемы изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд дают причину для их дальнейшего анализа, а все вышеперечисленные обстоятельства обуславливают актуальность и выбор цели нашего исследования.
Целью исследования является теоретический анализ изъятия (выкупа) земельных участков для государственных или муниципальных нужд как совокупности гражданско-правовых норм.
Достижение данной цели может быть достигнуто посредством решения следующих задач:
• дать общую характеристику изъятию (выкупу) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
• раскрыть условия изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
• рассмотреть порядок изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с изъятием (выкупом) земельных участков для государственных и муниципальных нужд..
Предметом исследования является совокупность гражданско-правовых норм, а так же норм земельного законодательства, регламентирующих процедуру изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
Методологическая основа исследования - общие методы научного познания, в том числе методы эмпирического исследования (сравнение, наблюдение), а также методы, применяемые как на теоретическом (анализ, моделирование, синтез, прогнозирование), так и на практическом уровне.
Нормативно-правовая основа исследования - действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, в числе которых Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Земельный кодекс и другие.
Работа основана на положениях действующего законодательства, материалах судебной практики, научной литературы по гражданскому и земельному праву, а также научных статей по исследуемой теме.
Исследование проводилось с использованием трудов отечественных авторов в области гражданского и земельного права, работы которых составили теоретическую основу исследования. Исследованию института изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд посвящены научные труды А.П. Анисимова, Н.С. Белякова, Б.В. Ерофеева, А.Л. Корнеева и других выдающихся ученых.
Результаты исследования могут быть использованы в учебном процессе и научных исследованиях по вопросам гражданского и земельного права, связанным с проблемами изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В первой главе работы дается понятие, раскрывается сущность принудительного прекращения прав на земельные участки и приводится классификация его оснований; проводится историко-правовой анализ становления и развития института принудительного прекращения прав на земельные участки; определяется место института изъятия (выкупа) земельного участка для государственных или муниципальных нужд в системе принудительного прекращения прав на земельные участки.
Во второй главе работы исследуется соотношение понятий «выкуп» и «изъятие» земельных участков для государственных и муниципальных нужд; исследуется механизм правового регулирования изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд; рассматриваются основания изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд.
В третьей главе работы проводится анализ судебной практики по гражданско-правовым спорам, связанным с изъятием (выкупом) земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в частности раскрывается проблема, связанная с размером возмещения за изымаемый земельный участок, а так же проблема, связанная с несоблюдением порядка изъятия земельных участков.
Структура работы обусловлена предметом, целью, задачами и последовательностью исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и источников. Объем работы 56 печатных страниц.
Принудительное прекращение прав на земельные участки представляет особый институт гражданского права, состоящий из совокупности взаимосвязанных норм, регулирующих однородные общественные отношения. Выделение принудительного прекращения прав на земельные участки в отдельный гражданско-правовой институт обусловлено тем фактом, что совокупность его норм связана с законным односторонним прекращением прав собственности, определяет основания, условия и порядок принудительного прекращения прав на земельные участки, и имеет своей целью не только смену собственника земель как объекта гражданских прав, но и предполагает рациональное перераспределение земель в соответствии с общественными задачами.
Сущность принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, что они являются следствием правопрекращающих юридических фактов в отношении прав субъектов гражданских правоотношений, и обусловлены переходом имущественных прав на земельные участки от одного субъекта к другому помимо и против воли о отчуждателя.
Тот факт, что рассматриваемые нами нормы не относятся к исключительной компетенции гражданского законодательства, а многие из них содержатся так же в нормах земельного законодательства, позволяет прийти к выводу о том, что институт принудительного прекращения прав на земельные участки является комплексным (межотраслевым) институтом.
Стоит, безусловно, подчеркнуть тот факт, что обязанность правоприменителя учитывать законодательные нормы двух отраслей права - гражданского и земельного, затрудняет их реализацию. Дело в том, что многие нормы Земельного кодекса противоречат нормам Гражданского кодекса, что, в свою очередь, вызывает ряд сложностей на практике. Тем не менее, правовое регулирование оснований принудительного прекращения прав на земельные участки исходит из положения о том, что они, в первую очередь, должны соответствовать гражданско-правовым нормам и, соответственно, регулироваться гражданским законодательством, а во вторую очередь, учитывать нормы земельного законодательства.
Историко-правовой анализ становления и развития института принудительного прекращения прав на земельные участки позволяет прийти к выводу, что в любой исторический период данный институт представляет собой отношения власти и подчинения, с одной стороны которых находится государство, а с другой - собственник земли (либо её владелец).
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, однако помимо этого может рассматриваться как правовой институт и юридическая деятельность.
Изъятие (выкуп) земель осуществляется принудительным административным актом, исходящим из принципа возмездности. Необходимо отметить, что выкуп осуществляется в исключительном порядке и только с целью обеспечения публичных нужд. Изъятие (выкуп) земель удовлетворяет общественные потребности, и осуществляется только в том случае, если альтернативные способы удовлетворения публичных интересов невозможны.
Институт изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд является комплексным (межотраслевым) институтом, который включает в себя нормы как гражданского, так и земельного законодательства. Полагаем, что такой сложный правовой институт, как изъятие (выкуп) земельных участков, не может функционировать в рамках одной отрасли, поскольку это снизило бы эффективность механизма правового регулирования данных правоотношений. Именно закрепление норм, касающихся данного института, в различных (но во многом смежных) отраслях права - гражданском и земельном, позволит законодателю осуществлять более цельное правовое регулирование.
Наблюдается необходимость в законодательном закреплении критерия общеполезности, который бы жестко регламентировал деятельность лиц, ответственных за изъятие земли. Заполнение этого законодательного пробела позволит решить проблему злоупотребления правом, и как следствие, минимизировать коррупционную деятельность должностных лиц государственных и муниципальных органов в данной области.
Анализ судебной практики по проблемам, связанным с размером возмещения за изымаемый земельный участок, показал, что практика не единообразна, а значит действующие законодательные акты содержат пробелы, которые должны быть восполнены законодателем путем совершенствования нормативно-правовой базы.
Анализ судебной практики по проблемам, касающимся размера возмещения за изымаемый участок, а так же по проблемам, связанным с несоблюдением порядка изъятия земельных участков, показал, что случаи нарушения законных интересов и прав собственников участков встречаются достаточно часто. В связи с этим правообладатели вынуждены прибегать к механизмам судебной защиты для восстановления своих нарушенных прав, компенсации им убытков. То, насколько эффективно действует судебный механизм защиты прав собственников земельных участков, принудительно изымаемых государственными или муниципальными органами власти, напрямую влияет на соблюдение конституционного принципа законности.
На сегодняшний день вопросы, связанные с гарантиями правовой защиты вещных и обязательственных прав, касающихся земельных участков, являются крайне актуальными. Неукоснительное соблюдение процедуры изъятия (выкупа) способствует соблюдению законности процедуры, эффективной защите прав и интересов собственников земельных участков, снижает риски незаконного поведения должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Сущность принудительного прекращения прав на земельные участки состоит в том, что они являются следствием правопрекращающих юридических фактов в отношении прав субъектов гражданских правоотношений, и обусловлены переходом имущественных прав на земельные участки от одного субъекта к другому помимо и против воли о отчуждателя.
Тот факт, что рассматриваемые нами нормы не относятся к исключительной компетенции гражданского законодательства, а многие из них содержатся так же в нормах земельного законодательства, позволяет прийти к выводу о том, что институт принудительного прекращения прав на земельные участки является комплексным (межотраслевым) институтом.
Стоит, безусловно, подчеркнуть тот факт, что обязанность правоприменителя учитывать законодательные нормы двух отраслей права - гражданского и земельного, затрудняет их реализацию. Дело в том, что многие нормы Земельного кодекса противоречат нормам Гражданского кодекса, что, в свою очередь, вызывает ряд сложностей на практике. Тем не менее, правовое регулирование оснований принудительного прекращения прав на земельные участки исходит из положения о том, что они, в первую очередь, должны соответствовать гражданско-правовым нормам и, соответственно, регулироваться гражданским законодательством, а во вторую очередь, учитывать нормы земельного законодательства.
Историко-правовой анализ становления и развития института принудительного прекращения прав на земельные участки позволяет прийти к выводу, что в любой исторический период данный институт представляет собой отношения власти и подчинения, с одной стороны которых находится государство, а с другой - собственник земли (либо её владелец).
Изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд является одним из оснований принудительного прекращения прав на земельные участки, однако помимо этого может рассматриваться как правовой институт и юридическая деятельность.
Изъятие (выкуп) земель осуществляется принудительным административным актом, исходящим из принципа возмездности. Необходимо отметить, что выкуп осуществляется в исключительном порядке и только с целью обеспечения публичных нужд. Изъятие (выкуп) земель удовлетворяет общественные потребности, и осуществляется только в том случае, если альтернативные способы удовлетворения публичных интересов невозможны.
Институт изъятия (выкупа) земельных участков для государственных и муниципальных нужд является комплексным (межотраслевым) институтом, который включает в себя нормы как гражданского, так и земельного законодательства. Полагаем, что такой сложный правовой институт, как изъятие (выкуп) земельных участков, не может функционировать в рамках одной отрасли, поскольку это снизило бы эффективность механизма правового регулирования данных правоотношений. Именно закрепление норм, касающихся данного института, в различных (но во многом смежных) отраслях права - гражданском и земельном, позволит законодателю осуществлять более цельное правовое регулирование.
Наблюдается необходимость в законодательном закреплении критерия общеполезности, который бы жестко регламентировал деятельность лиц, ответственных за изъятие земли. Заполнение этого законодательного пробела позволит решить проблему злоупотребления правом, и как следствие, минимизировать коррупционную деятельность должностных лиц государственных и муниципальных органов в данной области.
Анализ судебной практики по проблемам, связанным с размером возмещения за изымаемый земельный участок, показал, что практика не единообразна, а значит действующие законодательные акты содержат пробелы, которые должны быть восполнены законодателем путем совершенствования нормативно-правовой базы.
Анализ судебной практики по проблемам, касающимся размера возмещения за изымаемый участок, а так же по проблемам, связанным с несоблюдением порядка изъятия земельных участков, показал, что случаи нарушения законных интересов и прав собственников участков встречаются достаточно часто. В связи с этим правообладатели вынуждены прибегать к механизмам судебной защиты для восстановления своих нарушенных прав, компенсации им убытков. То, насколько эффективно действует судебный механизм защиты прав собственников земельных участков, принудительно изымаемых государственными или муниципальными органами власти, напрямую влияет на соблюдение конституционного принципа законности.
На сегодняшний день вопросы, связанные с гарантиями правовой защиты вещных и обязательственных прав, касающихся земельных участков, являются крайне актуальными. Неукоснительное соблюдение процедуры изъятия (выкупа) способствует соблюдению законности процедуры, эффективной защите прав и интересов собственников земельных участков, снижает риски незаконного поведения должностных лиц государственных и муниципальных органов.
Подобные работы
- ИЗЪЯТИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2020 - Правовое регулирование изъятия (выкупа) земельного участка для государственных и муниципальных нужд
Бакалаврская работа, земельное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Определение размера возмещения в связи с изъятием объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд
Магистерская диссертация, геодезия. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2022 - Земельный участок как объект недвижимости (Кемеровский Государственный Университет)
Курсовые работы, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2021 - ИЗЪЯТИЕ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ ПОД ЗАСТРОЙКУ В ПРОЦЕССЕ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИМИ ТЕРРИТОРИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, география. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2022 - ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Гражданско-правовое регулирование осуществления государственных закупок (Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019





