Аннотация 2
Введение 3
Глава 1 Понятие, цель, система, назначение административного наказания 6
1.1 Административные наказания: понятие, признаки, цель, система 6
1.2 Правила назначения мер административной ответственности 17
Глава 2 Содержание некоторых административных наказаний 24
2.1 Приостановление деятельности как вид административного наказания 24
2.2 Лишение права как мера административного наказания 31
2.3 Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ 34
2.4 Штраф в системе административных наказаний 41
2.5 Административный арест 54
Заключение 59
Список используемой литературы и используемых источников 66
В действующем законодательстве содержание административного наказания закреплено в ст. 3.1 КоАП РФ и представляет собой установленную государством меру ответственности за совершение административного правонарушения.
Отметим, что правовая категория «административное наказание» появилось только в КоАП РФ в 2001 году и таким образом стало более близким к уголовному. До 2001 года в КоАП РСФСР существовало в качестве понятия исключительно «административное взыскание».
КоАП РФ, в ст. 3.2 приводит исчерпывающий перечень видов административных наказаний, в том числе:
• предупреждение;
• административный штраф;
• конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
• лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
• административный арест;
• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
• дисквалификация;
• административное приостановление деятельности;
• обязательные работы;
• административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.
Виды административных наказаний составляют в свою очередь их систему. Отличие наказаний по степени тяжести, характеру порождающих прав и обязанностей обеспечивает справедливость административного наказания.
Отметим, что цели административного наказания, которые заложены в санкции норм особенной части КоАП РФ, направлены на положительный результат воздействия мер и собственно эффективность административного наказания в итоге. Однако существующая система административных наказаний зачастую оказывается недостаточной.
Так, при действующем в настоящее время механизме назначения административного наказания практически отсутствует ориентирование на индивидуализацию.
Кроме того, административное наказание назначается в пределах санкций статей Особенной части КоАП РФ, при этом ряд составов административных правонарушений имеют безальтернативные санкции, полагаем, что данное правило напрямую противоречит общим правилам назначения административного наказания.
Вышесказанное указывает на актуальность исследования вопросов понятия, сущности и видов административных наказаний.
Цель дипломного исследования заключается в определении понятия, сущности, признаков и системы административных наказаний.
Для реализации обозначенной цели дипломной работы, необходимо разрешить следующие задачи:
• раскрыть понятие, вытекающие из него признаки административного наказания, а также цели их назначения;
• дать характеристику общим правилам назначения административных наказаний физическим и юридическим лицам;
• рассмотреть правила назначения административного приостановления деятельности как вида административного наказания;
• проанализировать содержание лишения специального права, предоставленного физическому лицу как меры административного наказания;
• определить особенности административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы РФ;
• провести анализ штрафа в системе административных наказаний.
Теоретическую основу исследования составили труды российских учёных, таких как: Н. В. Анискина, А.Б. Агапов, Д.Ф. Абдулин, М.В. Антоньянц, Д.Н. Бахрах, Ю.Г. Бубнова, А.Н. Дерюга, А.П. Дуртуева, И.Г. Елесина, Е.Ю. Жога, Т.М. Занина, А.В. Ивашкина, Т.Ю. Коурова, А.Ю. Коркин, К.А. Куликова, И.В. Максимов, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов, С.Н. Шаклеин, А.П. Шергин, Ю.В. Шилов и другие.
Нормативную основу исследования составили Конституция РФ, федеральные законы, такие как КоАП РФ, УК РФ, в том числе федеральные законы о внесении изменений в КоАП РФ.
Методологическая основа исследования базируется на изучении научной литературы, в частности в работе используются методы логического анализа, институционального, структурно - функционального анализа, сравнения.
Структура дипломной работы обусловлена поставленной целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.
Административное наказание является видом мер административного принуждения. Наказания отличаются от других видов такого принуждения тем, что они имеют карательный характер за счет определенных санкций, добиваются специфических целей и применяются в строго урегулированном нормами права процессуальном порядке.
К основным признакам наказания относятся:
• это государственная мера ответственности. Данный тезис имеет как поверхностную (формальную), так и сущностную (содержательную) ценность. Формальный признак говорит о том, что данный вид наказаний определяется правовыми актами государства, которые приняты законодательными органами. Содержательный признак административного наказания заключается в равенстве всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных;
• наказания применяется только за совершение конкретных правонарушений. Важной особенностью второго признака является то, что он применятся одновременно с институтом правонарушения.
Наказание и правонарушение термины, взаимообусловленные и взаимозависимые, и все же они явно нетождественны друг другу. Без правового закрепления понятия правонарушения нет возможности четко и правильно определить функциональную роль ответственности, что отрицательно отражается в обеспечении справедливости законов. Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административное правонарушение — это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Отсюда стоит заметить следующее, а именно: административное правонарушение — это действие (бездействие), опасное (вредное) направленное против интересов государства и общества. Наказание же является мерой защиты нарушенных интересов и прав.
Таким образом, они взаимосвязаны между собой как вред и борьба с ним, как действие и противодействие, как нарушение закона и отрицательная реакция на него.
Административное наказание выступает в качестве отрицательной реакции общества и государства на правонарушение, которое выражается в принудительном воздействии на нарушителя. А, с позиции правонарушителя наказание является результатом совершенного им противоправного действия (бездействия).
Таким образом, административное наказание — это выражение общественного, государственного (юридического) отношения, которое возникло между правонарушителем и государством, которые изменяют интересы общества и государства или угрожают им;
• административное наказание применяется исключительно к виновному лицу. В данном признаке реализованы задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, установленный ст. 1.4; 1.6; ч. 2, 3, 5 ст. 4.1; ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Административный кодекс закрепляет две группы субъектов ответственности: индивидуальный (физические лица) и корпоративный (юридические лица). Исходя из субъектного состава административного правонарушения законодателем регулируются, а уполномоченным органом применяются вопросы виновной ответственности субъекта и определенные виды ответственности;
• административное наказание является карой, которая заключается в ограничении или лишении прав и свобод нарушителя. Наказание — это форма, в которой кара представлена в виде средства и свойства наказания. Административное наказание объективно причиняет виновному лицу, конкретные ограничения и лишения прав и свобод, однако цель причинить ему страдания или унижение человеческого достоинства отсутствует;
• наказания носит личный характер и не затрагивает интересы третьих лиц. Этот признак говорит о том, что административные положения не применимо к правовым санкциям, где ответственность применима и после смерти правонарушителя. Личный характер административных наказаний специально не оговорен в КоАП РФ, однако он косвенно зафиксирован в ч. 1 ст. 1.5; ст. 3.1; ст. ст. 4.1-4.4 КоАП РФ. Личный характер административного наказания возникает из индивидуальной ответственности, которая основывается на следующих положениях: основанием ответственности является поведенческий акт, совершенный конкретным человеком; лицо отвечает за противоправное деяние, которое совершил лично; наказание не распространяется на других лиц. Согласно ч. 1 ст. 2.3 возраст, с которого наступает административная ответственность, составляет 16 лет. В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 24.5 обстоятельством, исключающие производство по делу об административном правонарушении, является не достижение виновным лицом шестнадцатилетнего возраста;
• наказания применяется компетентными органами. Этот признак показывает качественное различие административных наказаний от уголовных, дисциплинарных, гражданских и трудовых. В научной литературе этот признак определяется как налагаемое в порядке, установленном федеральным законом.
В качестве итога считаем целесообразным резюмировать тот факт, что административное наказание — это государственная мера ответственности, которая налагается за совершение конкретных правонарушений к виновному лицу, заключается в ограничении или лишении прав и свобод нарушителя, носит личный характер, не затрагивает интересы третьих лиц и возможно применяться исключительно компетентными органами.
Раскрывая содержание отдельных административных наказаний были выявлены некоторые проблемы.
1) Административный арест - наказания, которое может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом характера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализации задач административной ответственности. Тем не менее, административный арест не выполняет в надлежащей степени реализацию принципов, функций и задач административной ответственности, в частности, принципа справедливости и задачи предупреждение правонарушений. Немедленное исполнение административного ареста, не позволяет предполагаемому нарушителю эффективно обжаловать соответствующее постановление. Так положение о том, что постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения ограничивает для лица возможность обжаловать наказание и противоречит по этой причине Конституции РФ. Кроме того, само слово «немедленно» не раскрывается. В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по административному делу вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования ст. 30.3. КоАП РФ, то есть по истечении десяти дней. Таким образом, постановление о назначении наказания в виде административного ареста формально исполняется органами внутренних дел до его вступления в законную силу. То есть лицо, в отношении которого осуществляется производство по делу, фактически лишается предусмотренного Основным законом права защиты своих прав и свобод. В этой связи полагаем, что целесообразно уменьшить список административных наказаний, за которые лицо может быть подвергнуто административному аресту, а, с другой, увеличить срок наказания. Кроме того, полагаем, что альтернативой административному аресту могут стать обязательные работы, как наиболее эффективная воспитательная мера воздействия на правонарушителя.
2) Административный штраф является наиболее часто применяемым наказанием за совершение правонарушений, предусмотренных КоАП РФ, основной причиной неэффективности его применения это неплатежеспособность привлекаемых к ответственности лиц и уклонение от исполнения наказания.
Составление протокола в порядке ст.20.25 КоАП РФ «Уклонение от исполнения административного наказания» и наложение штрафа в двойном размере или административный арест лишь усугубляет ситуацию и приводит к прекращению административного производства за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
3) Согласно ст. 32.9 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства исполняется пограничными органами и службой судебных приставов. При исполнении указанного административного наказания возникает проблема отсутствия срока помещения выдворяемого лица в специальное учреждение и возможность его продления. Фактически помещение в специальные учреждения выдворяемых лиц является бессрочной мерой обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, которая продолжается до принудительного выдворения. Это противоречит ст. 22 Конституции РФ, согласно которой арест, заключение под стражу и содержание под стражей только по судебному решению и ограничивающим срок досудебного задержания лица 48 часами. При этом в законодательстве отсутствуют четкие сроки исполнении указанного вида административного наказания.
Постановление судьи о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства передается судебному приставу-исполнителю одновременно с имеющимися документами для принудительного выдворения.
Судебный пристав возбуждает исполнительное производство, запрашивает необходимые документы и не позднее дня, следующего за днем поступления к нему документов, выносит постановление о препровождении иностранного гражданина до пункта пропуска через государственную границу РФ, однако сроки представления указанных документов, сроки утверждения вынесенного постановления и передачи для непосредственного исполнения судебному приставу — законом не установлены.
Таким образом, период, в течение которого производится препровождение иностранного гражданина до пункта пропуска и официальная передача указанных лиц пограничным органам с составлением двустороннего акта, не определен, что является нарушением прав человека.
Принимая во внимание все вышеизложенное, полагаем, что целесообразно внести в ч. 1 ст. 3.2 и в ч. 2 ст. 3.3 КоАП РФ изменения, предусматривающие введение особой меры наказания «судебное предупреждение», которая может назначаться судом как альтернативная мера наказания за любое правонарушение если оно совершено впервые, с угрозой применения наказания в двукратном размере в случае совершения правонарушителем аналогичного административного проступка в течение одного года.
И в заключении отметим, что системе административного наказания необходимо придать гибкость, повысить эффективность индивидуальности его назначения и при этом исключить образование правового вакуума. Наличие вариативности видов, размеров, сроков административных наказаний, согласно степени общественной опасности совершенного административного деликта, поспособствует индивидуализации наказания, благоприятствуя общей превенции, как устрашающий фактор перед неизвестностью наказания.
1. Анискина Н. В. Субъекты и объекты административного принуждения в уголовно-исполнительной системе // Вопросы современной науки и практики. 2020. №1 (2). С.8-13
2. Административное право России: учебник / отв. ред. Л.Л. Попов. — М.: Проспект, 2010. С. 417.
3. Агапов А. Б. Административная ответственность: учебник. — М.: Эксмо, 2015. С. 48
4. Административное право Российской Федерации / под ред. Н. Ю. Хаманевой. — М.: Юристь, 2011. С. 319
5. Абдулин Д. Ф. Административное наказание как мера административного принуждения // Символ науки: международный научный журнал. 2018. № 9. 26-28 с.
6. Антоньянц М. В. Наказание в административном праве // NovaUm.Ru. 2019. № 21. С. 182-184.
7. Бахрах Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. М., 2004. С. 509
8. Бубнова Ю. Г. Лишение специального права как вид административного наказания // Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2017. № (3). С. 95-98.
9. Дерюга А. Н. Соотношение понятий административного наказания и административной ответственности // Сибирское юридическое обозрение. 2020. Т. 17. № 1. 93- 99 с.
10. Дуртуева А. П. Административное приостановление деятельности: проблемы применения административного наказания // Молодой ученый. 2020. № 42 (332). С. 196-199.
11. Елесина И. Г., Елесина Е. А. Административное принуждение как способ воздействия в современном обществе // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 65. С.36-39
12. Жога Е. Ю. Порядок исполнения постановления о лишении специального права // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 2. С. 65.
13. Занина Т. М., Федотова О. А. К Вопросу об административных наказаниях как меры административного принуждения // Научно-практический юридический журнал общество. Закон. Правосудие. 2020. № 4 (49). С.29-32
14. Ивашкина А. В. К вопросу о классификации мер административного принуждения // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2019. Т. 22. № 4. С. 218-221
15. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (часть I). Ст. 1.
...