Введение 4
Глава 1 Теоретические основы эмоционального развития младших школьников во внеурочной деятельности 8
1.1 Особенности эмоционального развития детей младшего школьного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Условия эмоционального развития детей младшего школьного
возраста во внеурочной деятельности 15
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по эмоциональному развитию младших школьников во внеурочной деятельности 21
2.1 Исследование уровня эмоционального развития детей младшего
школьного возраста (констатирующее исследование) 21
2.2 Разработка и реализация условий, оказывающих положительное
влияние на эмоциональное развитие младших школьников во внеурочной деятельности, 31
2.3 Динамика уровня эмоционального развития детей младшего
школьного возраста (контрольное исследование) 37
Заключение 48
Список используемой литературы 51
Приложение А Проективная методика для диагностики школьной тревожности 55
Приложение Б Стимульный материал к методике 1 56
Приложение В Графическая методика М.А. Панфиловой 61
Приложение Г Методика «Несуществующее животное» 63
Приложение Д Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса 65
В психологии всегда был повышенный интерес к формированию эмоциональной отзывчивости в различных сферах жизни, но в настоящее время он особенно возрос.
Эмоции и чувства являются значимой частью человеческой жизни и постоянно представляют к себе внимание.
Общение детей со сверстниками отличается эмоциональностью и экспрессивностью, что является главным отличием от их взаимодействия с взрослыми.
В последнее время появляется большое количество детей с нарушениями психоэмоционального развития: эмоциональная неустойчивость, агрессивность, враждебность, тревожность, данные нарушения приводят к трудностям во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
Эмоционально-личностная сфера ребёнка является сложным феноменом его психики.
Эмоциональное развитие процесс очень сложный и важный. От уровня эмоционального развития зависит, то, как ребёнок сможет построить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Эмоциональное развитие начинается с раннего детства и во многом определяется социальным окружением и жизненным опытом ребёнка.
Проблема эмоционального развития в детском возрасте привлекала внимание таких педагогов-психологов, как В.А. Сластенина, С.Л. Рубинштейн, Р.С. Немов, Л.И. Божович и других.
Эмоции играют такую же большую роль в развитии личности, как мышление, интеллект, речь.
Л.С. Выготский говорил о том, что у детей развитие познавательной деятельности связано с эмоциональной сферой, а эмоциональная сфера развивается очень динамично. Во всем существует взаимосвязь, если нарушаются эмоциональные качества, то это отрицательно сказывается на развитии личности.
С.Л. Рубинштейн писал, что эмоции находятся во взаимосвязи и единстве с интеллектом и мышлением. Мышление, как психический процесс является единством эмоционального и интеллектуального, а эмоция - единством интеллектуального и эмоционального.
К большому сожалению, современные дети всё чаще имеют различные психоэмоциональные нарушения развития. Подобные проблемы в развитии детей возникают, когда не созданы условия для нормального эмоционального развития детей. Всё это обусловливает актуальность и практическую значимость указанной проблемы.
Современное образование направленно на преодоление негативных тенденций, которые характеризуются деформацией ценностных и этических аспектов жизни, эмоциональной сферы, эмоциональной слепотой, отстранением от мира и самого себя.
Современное образование взяло направление на развитие духовности ребёнка. Результатом данного подхода является обретение таких ценностей, как красота души, эстетическое развитие, нравственность, душевная гармония.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) уделено большое внимание задаче социализации нынешнего школьника. ФГОС НОО требует создавать условия для развития ответственного, высоконравственного, творческого, компетентного, инициативного гражданина России.
Федеральный стандарт, видит выпускника начальной школы уважающим чувства окружающих людей, соблюдающим нормы и морали современного общества, с уважением относящегося к ценностям нашего общества, владеющим эмпатийными переживаниями.
Сознание младшего школьника, в отличие от взрослого, более эмоционально, чувствительно, открыто к восприятию.
Детство является благотворной почвой для эмоционального развития. Рамки данного периода не безграничны, поэтому необходимо заняться эмоциональным развитием младших школьников как можно раньше.
Актуальность данного исследования заключается в том, что эмоции играют важную роль в жизни каждого человека, особенно в жизни ребёнка. Не каждый родитель способен помочь своему ребёнку справиться с эмоциями, правильно их определить и обозначить. У педагога во время учебной деятельности, также недостаточно времени, чтобы уделить внимание эмоциональному развитию ребёнка, именно поэтому лучше использовать возможности внеурочной деятельности для развития эмоциональной сферы детей.
Теоретическая база данного вопроса хорошо разработана, но методических рекомендаций, которые может использовать учитель в практической работе - мало. Именно поэтому было принято решение разработать условия для развития эмоциональной сферы детей во время внеурочной деятельности.
Цель исследования - разработать педагогические условия, эффективно влияющие на эмоциональное развитие младших школьников во внеурочной деятельности и доказать их эффективность.
Объектом исследования является обучение младших школьников во внеурочной деятельности.
Предмет исследования - условия эмоционального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза исследования - эмоциональное развитие младших школьников во внеурочной деятельности будет происходить более успешно, при реализации следующих педагогических условий:
- обогащать эмоциональный опыт детей приемами арт-терапии: сказкатерапия, средства изобразительного искусства;
- применять игровые методы: игры с песком и водой, подвижные игры;
- создавать зоны эмоциональной разгрузки;
- использовать методы эмоционально - образного воздействия, мотивации к сопереживанию;
- использовать приём создания эмоционально-насыщенного фона.
Для реализации поставленной цели и подтверждения выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Выявить уровни эмоционального развития младших школьников.
3. Разработать и реализовать педагогические условия, оказывающие положительное влияние на эмоциональное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.
4. Доказать эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент (констатирующий и контрольный).
Новизна исследования: разработанные педагогические условия, предложенные в работе, ранее не применялись в практической деятельности педагогов.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведённые в работе исследования и разработанные условия могут быть использованы учителями начальных классов в организации работы во время внеурочной деятельности.
Структура бакалаврской работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком используемой литературы и приложениями.
Проблема эмоционального развития детей современного мира является весьма актуальной. В наше время у многих детей преобладают негативные эмоции, дети агрессивно относятся к сверстникам или не общаются с окружающими, нередкими спутниками малышей являются различные страхи и обиды, кроме того дети не всегда умеют адекватно выражать свои эмоции.
Актуальность данной проблемы и обусловила выбор темы бакалаврской работы.
Работа проводилась с целью выделения и доказательства эффективности педагогических условий, необходимых для нормального эмоционального развития младших школьников во внеурочной деятельности.
В первой части работы был проведён анализ педагогической и научно-методической литературы, который позволил раскрыть понятие эмоции.
Эмоциями называют такой класс психических явлений, которые проявляются в виде непосредственного и сильного переживания человеком жизненного смысла явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.
Нами было рассмотрено эмоциональное развитие детей в исследованиях ученых, педагогов и психологов, дана характеристика их особенностей и описаны условия эмоционального развития младших школьников.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что развитие младших школьников во внеурочной деятельности будет происходить более успешно, при реализации определённых педагогических условий. Для подтверждения выдвинутой гипотезы был поставлен ряд задач, которые решались в процессе работы.
Чтобы определить уровень эмоционального развития детей младшего школьного возраста на начальном этапе работы нами были организованы и проведёны констатирующий и контрольный этапы исследования.
Исследование проходило на базе ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный Самарской области.
Исследование было проведено с 40 учениками младшего школьного возраста.
В соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей данной категории были выбраны 4 диагностические методики.
В результате проведения данного исследования мы определили, что у многих детей эмоциональное развитие не является благополучным. У них часто встречаются различные страхи, печаль, грусть, злость, тревожность, агрессивные реакции, неадекватная самооценка и т.д.
Дети не умеют выражать свои эмоции адекватным, приемлемым в обществе способом, а нередко даже не способны понимать свои чувства, а также чувства других людей.
Проведя анализ результатов исследования, мы сделали вывод о том, что необходимо проведение специально организованной работы по развитию эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста. Для этого были разработаны педагогические условия, которые реализовались в период с 13 по 25 апреля 2020г на кружке «Радуга эмоций» во внеурочной деятельности.
На занятиях кружка мы использовали метод арт-терапии, при помощи которого ненавязчиво, через рисунок, игру, сказку осуществлялось эмоциональное развитие детей.
Созданные условия способствовали расширению представлений детей об эмоциях, развитию у них спонтанности, формировали способы самовыражения.
Проведённые занятия помогли детям избавиться от негативных эмоциональных состояний и достичь гармонии в эмоциональной сфере, а также улучшили их психологическое здоровье.
После проведения повторного исследования по тем же методикам нам удалось определить, что эмоциональное состояние и развитие детей улучшилось. Следовательно, уровень развития эмоциональной сферы в исследуемой группе до и после проведения занятий по составленной программе значительно отличаются. До проведения коррекционной работы в группе преобладали негативные эмоции, а после - положительные.
Таким образом, предложенные нами условия, способствуют правильному эмоциональному развитию детей. Они знакомят детей с тем, что же такое эмоции, какими они бывают и с тем как в адекватной форме их можно проявлять. Занятия учат детей, как избавиться от эмоций негативных, как с ними бороться, воспитывают у младших школьников уважительное отношение к чувствам других людей и учат правильно реагировать на проявление эмоций окружающими людьми.
Всё это делает ребёнка уверенным членом окружающего мира. Он знает, как выйти из той или иной конфликтной ситуации, знает и понимает, что порой людям бывает трудно и тяжело и они нуждаются в его помощи, при этом он уверен, что при необходимости такая же помощь и понимание будут оказаны ему. Всё это делает младшего школьника эмоционально развитым и здоровым психологически.
Таким образом, полученные результаты проведённого исследования, подтверждают выдвинутую гипотезу и позволяют нам сделать вывод об эффективности разработанных условий влияющих на эмоциональное развитие младших школьников во внеурочной деятельности.
1. Амельков А.А. Основы возрастной психологии.Мн.: БИП - С Плюс, 2006. 47с.
2. Анохин П. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
3. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Международная
педагогическая академия, 1995. 328 с.
4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб: Питер, 2008. 398 с.
5. Валлон А. От действия к мысли. М.: Директ-Медиа, 2008. 416с.
6. Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб, Питер, 2001. 208 с.
7. Вилюнас В. К.,Гиппенрейтер Ю. Б. Психология эмоций. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 288 с.
8. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М.: МГУ, 1976. 296 с.
9. Волков Б.С. Детская психология: Психическое развитие ребенка до поступления в школу. Изд. 4-е, испр. и доп. СПб.: Питер, 2009. 240 с.
10. Выготский Л. С. Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Умственное развитие детей в процессе обучения: Сборник статей. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1953. 136 с. С. 20 - 32.
11. Гаспарова Е. Эмоции ребенка в игре //Дошкольное воспитание. 1981. № 10. С. 61 - 64.
12. Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас. М.: Речь, 2005. 27 с.
13. Данилина Т.А., Зедгенидзе В.Я., СтепинаН.М. В мире детских эмоций. М.: Айрис - пресс, 2004. 250 с.
14. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М.: Политиздат, 1978. 272 с.
15. Зайцева Н.А.Программа по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Школьный психолог. - 2000. - № 22
16. Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств // Эмоциональное развитие дошкольников / Под редакцией Кошелевой А.Д. М.: Просвещение, 1985. 17 с.
17. Запорожец А.В., Неверович Я.З. Развитие социальных эмоций у детей. М.: Педагогика, 1986. 176 с.
18. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. М.: Гардарики, 2002. 432 с.
19. Изард К. Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2012. 464 с.
20. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика. М.: Академия, 2004. 288 с.
21. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2016. - 752 с.
22. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб.: Питер, 2005. 412 с.
23. Костерина Н.В. Психология индивидуальности (эмоции). Ярославль: Академия развития, 1999. 130 с.
24. Костюк Г.С. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988. 304 с.
25. Кошелева А.Д. Проблема эмоционального мироощущения ребенка // Психолог в детском саду. 2000. № 2. С. 25 - 38.
26. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие школьника. М.: Просвещение, 1985. 179 с.
27. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2002. 512 с.
28. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1996. 208 с.
29. Кулачковская С.Е. Я - школьник. М.: Знание, 1973. 25 с.
30. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М.:
Просвещение, 1964. 79 с.
31. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребёнка / Под ред. Рузской А.Г. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. 384 с.
32. Лурия А. Р. Теория развития высших психических функций в советской психологии // Вопросы Философии. 1966. № 7. С. 72 - 79.
33. Люблинская Г.О. Детская психология. М.: Просвещение, 1971 . 453 с.
34. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1997. 176 с.
35. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология. М.:
Гардарики, 2000. 255 с.
36. Минаева В.М. Развитие эмоций школьников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 1999. 48 с.
37. Миназова Л. И. Эмоциональное развитие детей // Образование и наука в России и за рубежом. 2015. № 2. С. 19 - 28.
38. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2013. 460 с.
39. Петрухова Е.А. Особенности эмоционального развития младших школьников // Начальная школа. №2018. №6 С. 25- 34.
40. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. М.: Институт психологии РАН, 1998. 152 с.
41. Прохоров А.О. Психология состояний. М.: Когито-Центр, 2011. 83 с.
42. Рояк А.А. Эмоциональное благополучие ребенка // Дошкольное воспитание. 1977. № 2. С. 12 - 19.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2002. 720 с.
44. Симонов П.В. Высшая нервная деятельность человека: мотивационно-эмоциональные аспекты. М.: Наука, 1975. 192 с.
45. Степанова В. А. Проявления эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития в изобразительной деятельности. М.: МГНН, Москва, 2004. 19 с.
46. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: Академия, 2006. 194с.
47. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. М.: Академия, 2013. 336 с.
48. Ушакова О.С. Развитие речи школьников. М.: Совершенство, 1998. 368 с.
49. ФедоровичЛ.А. Психолого-педагогическая диагностика развития детей: Учебно-методическое пособие. Кременчуг: Христианская Заря, 2008. 217с.
50. Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Культурно-историческая психология. 2009. № 1 С. 19 - 27.
51. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под. ред. М.И. Буянова. Изд. 2¬е, испр. и доп. М.: Просвещение: ВЛАДОС. 1995. 160 с.
52. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: Юрайт, 2017. 575 с.
53. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М.: Тривола, 1994. 168 с.