Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
|
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
1.1Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
как психолого-педагогическая проблема исследования
1.2Конструирование как средство развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
2.1Выявление уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
2.2Содержание и организация работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством
конструирования
2.3Оценка динамики уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение В Количественные результаты контрольного этапа эксперимента
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности детей
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
1.1Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
как психолого-педагогическая проблема исследования
1.2Конструирование как средство развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
2.1Выявление уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
2.2Содержание и организация работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством
конструирования
2.3Оценка динамики уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение В Количественные результаты контрольного этапа эксперимента
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности детей
В последнее время проблема познавательного развития дошкольников важна как никогда. Современные учебники для начальной школы предназначены для детей с активной мыслительной деятельностью, что диктует дошкольным образовательным организациям обратить внимание на специальную педагогическую работу, связанную с развитием наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Время после рождения, когда мозг ребёнка дозревает и становится способным к деятельности, является самым лучшим для начала развития всевозможных человеческих способностей, в том числе и наглядно-действенного мышления. Ребёнок от рождения до трёх лет осваивает половину своего умственного развития. Данный период в жизни дошкольника уникален своим стремительным развитием, поэтому требует пристального внимания родителей и воспитателей.
Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Теоретические основы решения проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет широко представлены также в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. В исследованиях Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреева и А.В. Хуторского мы находим не только концептуальные положения, но также разработанные методы и методические приемы развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
По мнению исследователей, успешное решение проблемы развития наглядно-действенного мышления в дошкольных образовательных учреждениях связано с внедрением специальных программы дошкольного образования, представленных не только методами и технологиями воспитания и образования детей, а также педагогическими условиями их реализации.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение конструирования как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников. Именно конструирование является важным направлением, способствующим формированию данных качеств у дошкольников. На сегодняшний день в мире придуманы и созданы различные виды конструктора.
Вопросы, связанные с конструированием и возможностью развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей конструирования в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности конструирования в развитии нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Объект исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования будет возможным, если:
-подобраны задания по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
-совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
2.Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
3.Разработать и апробировать содержание работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
4.Выявить динамику в уровне развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение
источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
-концепции возрастного развития детей 2-3 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
-исследования развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет, представленные в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой;
-исследования возможностей конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ начальная школа- детский сад № 682, город Санкт-Петербург. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны задания по конструированию в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности использования конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана поэтапная совместная деятельность педагога и детей с применением конструирования, которая может быть использована педагогом-психологом, воспитателями в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой (25 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 51 странице.
Время после рождения, когда мозг ребёнка дозревает и становится способным к деятельности, является самым лучшим для начала развития всевозможных человеческих способностей, в том числе и наглядно-действенного мышления. Ребёнок от рождения до трёх лет осваивает половину своего умственного развития. Данный период в жизни дошкольника уникален своим стремительным развитием, поэтому требует пристального внимания родителей и воспитателей.
Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Теоретические основы решения проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет широко представлены также в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. В исследованиях Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреева и А.В. Хуторского мы находим не только концептуальные положения, но также разработанные методы и методические приемы развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
По мнению исследователей, успешное решение проблемы развития наглядно-действенного мышления в дошкольных образовательных учреждениях связано с внедрением специальных программы дошкольного образования, представленных не только методами и технологиями воспитания и образования детей, а также педагогическими условиями их реализации.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение конструирования как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников. Именно конструирование является важным направлением, способствующим формированию данных качеств у дошкольников. На сегодняшний день в мире придуманы и созданы различные виды конструктора.
Вопросы, связанные с конструированием и возможностью развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей конструирования в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности конструирования в развитии нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Объект исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования будет возможным, если:
-подобраны задания по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
-совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
2.Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
3.Разработать и апробировать содержание работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
4.Выявить динамику в уровне развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение
источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
-концепции возрастного развития детей 2-3 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
-исследования развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет, представленные в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой;
-исследования возможностей конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ начальная школа- детский сад № 682, город Санкт-Петербург. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны задания по конструированию в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности использования конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана поэтапная совместная деятельность педагога и детей с применением конструирования, которая может быть использована педагогом-психологом, воспитателями в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой (25 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 51 странице.
Теоретический анализ проблемы исследования показал, что нагляднодейственное мышление выступает основой для формирования других, более сложных видов мышления. Наглядно-действенное мышление - это способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
Экспериментальная часть исследования данной проблемы осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе работы был выявлен низкий уровень развития наглядно-действенного мышления у 45 % детей 2-3 лет. Дети не владеют навыками наглядно-действенного мышления: не умеют составлять картинки из нескольких частей; не способны к концентрации в процессе предметных действий; не умеют сравнивать два предмета по одному признаку (по цвету, размеру, форме, количеству); не умеют комбинировать части разных предметов. Складывание картинки происходит хаотично, без системы, детей больше интересует игрушка и манипуляции с ней, чем задание педагога.
Средний уровень - был диагностирован у 55 % детей 2-3 лет. Дети частично владели навыками наглядно-действенного мышления. Они умеют составлять картинку из нескольких частей, но не способны к концентрации в процессе предметных действий; могут сопоставлять два и более предмета (сравнивая их по цвету, размеру, форме, количеству) только при помощи педагога, могут комбинировать части разных предметов после подсказки взрослого. Складывание картинки происходит путем проб, с большим количеством ошибок. Эти показатели одинаковы как для экспериментальной, так и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Мы предположили, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет будет возможно, если будут:
- подобраны занятия по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
- совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
С учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет был осуществлен подбор занятий по конструированию: «Построим башенку из кубиков», «Найди картинку - половинку», «Скамеечка для куклы Маши», «Как мы маленькую машину конструировали», «Домик для животных», «Воротики в садик для больших и маленьких игрушек», «Дворец Снежной королевы», «Собери картинку из кубиков», «Соберем матрешку», «Найди заплатку», «Собери пирамидку», «Закати шар в воротики».
Далее была поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе уровень развития нагляднодейственного мышления существенно повысился: количество детей 2-3 лет с низким уровнем снизилось на 25 % (с 45 % до 20 %), а средний уровень повысился на 15 % (с 55 % на этапе констатации до 70 % на контрольном срезе). Высокий уровень развития наглядно-действенного мышления выявлен у 10 % детей 2-3 лет, что на 10 % выше, чем на констатирующем этапе. Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию у детей 2-3 лет наглядно-действенного мышления посредством конструирования, возможно, что подтверждает верность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель - достигнута.
Экспериментальная часть исследования данной проблемы осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе работы был выявлен низкий уровень развития наглядно-действенного мышления у 45 % детей 2-3 лет. Дети не владеют навыками наглядно-действенного мышления: не умеют составлять картинки из нескольких частей; не способны к концентрации в процессе предметных действий; не умеют сравнивать два предмета по одному признаку (по цвету, размеру, форме, количеству); не умеют комбинировать части разных предметов. Складывание картинки происходит хаотично, без системы, детей больше интересует игрушка и манипуляции с ней, чем задание педагога.
Средний уровень - был диагностирован у 55 % детей 2-3 лет. Дети частично владели навыками наглядно-действенного мышления. Они умеют составлять картинку из нескольких частей, но не способны к концентрации в процессе предметных действий; могут сопоставлять два и более предмета (сравнивая их по цвету, размеру, форме, количеству) только при помощи педагога, могут комбинировать части разных предметов после подсказки взрослого. Складывание картинки происходит путем проб, с большим количеством ошибок. Эти показатели одинаковы как для экспериментальной, так и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Мы предположили, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет будет возможно, если будут:
- подобраны занятия по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
- совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
С учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет был осуществлен подбор занятий по конструированию: «Построим башенку из кубиков», «Найди картинку - половинку», «Скамеечка для куклы Маши», «Как мы маленькую машину конструировали», «Домик для животных», «Воротики в садик для больших и маленьких игрушек», «Дворец Снежной королевы», «Собери картинку из кубиков», «Соберем матрешку», «Найди заплатку», «Собери пирамидку», «Закати шар в воротики».
Далее была поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе уровень развития нагляднодейственного мышления существенно повысился: количество детей 2-3 лет с низким уровнем снизилось на 25 % (с 45 % до 20 %), а средний уровень повысился на 15 % (с 55 % на этапе констатации до 70 % на контрольном срезе). Высокий уровень развития наглядно-действенного мышления выявлен у 10 % детей 2-3 лет, что на 10 % выше, чем на констатирующем этапе. Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию у детей 2-3 лет наглядно-действенного мышления посредством конструирования, возможно, что подтверждает верность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель - достигнута.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ С ДЦП ПОСРЕДСТВОМ ЛЕПКИ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ КОНСТРУИРОВАНИЯ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Моделирование как средство развития математических представлений в дошкольном возрасте
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ СКАЗОК В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2018 - ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2019 - Оригами как средство развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЯ
ГЕЙМИФИКАЦИИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО РАЗВИТИЮ
МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - Формирование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в процессе конструирования из природного материала (Елецкий государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022





