Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования

Работа №110046

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы59
Год сдачи2022
Стоимость3850 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Теоретические аспекты проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
1.1Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
как психолого-педагогическая проблема исследования
1.2Конструирование как средство развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
2.1Выявление уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
2.2Содержание и организация работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством
конструирования
2.3Оценка динамики уровня развития наглядно-действенного
мышления у детей 2-3 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложение А Характеристика выборки исследования
Приложение Б Количественные результаты констатирующего этапа эксперимента
Приложение В Количественные результаты контрольного этапа эксперимента
Приложение Г Конспекты непрерывной образовательной деятельности детей

В последнее время проблема познавательного развития дошкольников важна как никогда. Современные учебники для начальной школы предназначены для детей с активной мыслительной деятельностью, что диктует дошкольным образовательным организациям обратить внимание на специальную педагогическую работу, связанную с развитием наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
Время после рождения, когда мозг ребёнка дозревает и становится способным к деятельности, является самым лучшим для начала развития всевозможных человеческих способностей, в том числе и наглядно-действенного мышления. Ребёнок от рождения до трёх лет осваивает половину своего умственного развития. Данный период в жизни дошкольника уникален своим стремительным развитием, поэтому требует пристального внимания родителей и воспитателей.
Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Теоретические основы решения проблемы развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет широко представлены также в целом ряде зарубежных и отечественных психолого-педагогических исследований Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой. В исследованиях Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского и В.Ф. Шаталова, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреева и А.В. Хуторского мы находим не только концептуальные положения, но также разработанные методы и методические приемы развития наглядно-действенного мышления детей дошкольного возраста.
По мнению исследователей, успешное решение проблемы развития наглядно-действенного мышления в дошкольных образовательных учреждениях связано с внедрением специальных программы дошкольного образования, представленных не только методами и технологиями воспитания и образования детей, а также педагогическими условиями их реализации.
Для реализации поставленных задач особый интерес представляет изучение конструирования как средства развития наглядно-образного мышления дошкольников. Именно конструирование является важным направлением, способствующим формированию данных качеств у дошкольников. На сегодняшний день в мире придуманы и созданы различные виды конструктора.
Вопросы, связанные с конструированием и возможностью развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования, были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы, научных публикаций, диссертационных работ по данной проблеме позволил выделить противоречие между необходимостью развития нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет и недостаточным использованием возможностей конструирования в данном процессе.
В связи с выявленным противоречием возникает актуальная проблема исследования: каковы возможности конструирования в развитии нагляднодейственного мышления у детей 2-3 лет?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Объект исследования: процесс развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Предмет исследования: развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
Гипотеза исследования состоит в предположении, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования будет возможным, если:
-подобраны задания по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
-совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Задачи исследования.
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу
по проблеме развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
2.Выявить уровень развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
3.Разработать и апробировать содержание работы по развитию наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования.
4.Выявить динамику в уровне развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Методы исследования: теоретические (анализ и обобщение
источников по проблеме исследования); эмпирические (психолого-педагогический эксперимент - констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретико-методологическая основа исследования:
-концепции возрастного развития детей 2-3 лет, описанные в трудах О.А. Карабановой, Г. Крайга, Ф. Райс, Д.Б. Эльконина, Э. Эриксона;
-исследования развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет, представленные в работах Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, П.И. Божович, А.В. Запорожца, Т.А. Марковой;
-исследования возможностей конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет были рассмотрены в работах А.В. Белошистой, Н.А. Уразлиной, Л.А. Парамоновой, И.А. Яковлевой, Л.С. Лоренсо, В.Г. Гоголевой.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ начальная школа- детский сад № 682, город Санкт-Петербург. В данном исследовании приняли участие 40 детей в возрасте 2-3 лет.
Новизна исследования заключается в том, что подобраны задания по конструированию в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснованы возможности использования конструирования в развитии наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана поэтапная совместная деятельность педагога и детей с применением конструирования, которая может быть использована педагогом-психологом, воспитателями в процессе развития наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой (25 источников) и 4 приложений. Текст работы иллюстрирован 3 таблицами, 12 рисунками. Основной текст работы изложен на 51 странице.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ проблемы исследования показал, что нагляднодейственное мышление выступает основой для формирования других, более сложных видов мышления. Наглядно-действенное мышление - это способ практического решения задач, предполагающий зрительное изучение ситуации и практические действия в ней с материальными предметами.
Экспериментальная часть исследования данной проблемы осуществлялась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе работы был выявлен низкий уровень развития наглядно-действенного мышления у 45 % детей 2-3 лет. Дети не владеют навыками наглядно-действенного мышления: не умеют составлять картинки из нескольких частей; не способны к концентрации в процессе предметных действий; не умеют сравнивать два предмета по одному признаку (по цвету, размеру, форме, количеству); не умеют комбинировать части разных предметов. Складывание картинки происходит хаотично, без системы, детей больше интересует игрушка и манипуляции с ней, чем задание педагога.
Средний уровень - был диагностирован у 55 % детей 2-3 лет. Дети частично владели навыками наглядно-действенного мышления. Они умеют составлять картинку из нескольких частей, но не способны к концентрации в процессе предметных действий; могут сопоставлять два и более предмета (сравнивая их по цвету, размеру, форме, количеству) только при помощи педагога, могут комбинировать части разных предметов после подсказки взрослого. Складывание картинки происходит путем проб, с большим количеством ошибок. Эти показатели одинаковы как для экспериментальной, так и контрольной групп. Высокого уровня не выявлено.
Мы предположили, что развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет будет возможно, если будут:
- подобраны занятия по конструированию в соответствии с возрастными особенностями детей;
- совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных моментах поэтапно реализована в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
С учетом возрастных особенностей детей 2-3 лет был осуществлен подбор занятий по конструированию: «Построим башенку из кубиков», «Найди картинку - половинку», «Скамеечка для куклы Маши», «Как мы маленькую машину конструировали», «Домик для животных», «Воротики в садик для больших и маленьких игрушек», «Дворец Снежной королевы», «Собери картинку из кубиков», «Соберем матрешку», «Найди заплатку», «Собери пирамидку», «Закати шар в воротики».
Далее была поэтапно реализована совместная деятельность педагога и детей по конструированию в режимных в соответствии с показателями развития наглядно-действенного мышления.
Посредством повторной диагностики (контрольного среза) было выявлено, что в экспериментальной группе уровень развития нагляднодейственного мышления существенно повысился: количество детей 2-3 лет с низким уровнем снизилось на 25 % (с 45 % до 20 %), а средний уровень повысился на 15 % (с 55 % на этапе констатации до 70 % на контрольном срезе). Высокий уровень развития наглядно-действенного мышления выявлен у 10 % детей 2-3 лет, что на 10 % выше, чем на констатирующем этапе. Результаты контрольной группы не изменились относительно результатов, полученных на первом этапе работы.
Исходя из полученных результатов, был сделан вывод, что разработанное и апробированное содержание работы по развитию у детей 2-3 лет наглядно-действенного мышления посредством конструирования, возможно, что подтверждает верность выдвинутой гипотезы.
Таким образом, задачи исследования решены, а цель - достигнута.


1.Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : МПСИ, 2016.352 с.
2.Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование. Логикопсихологический анализ. М. : Наука, 2019. 203 с.
3.Брэдвей Л., Хил Б.А. Ребёнок от 2 до 7 лет. М. : ЮНВЕС, 2016. 160 с.
4.Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2019. 127 с.
5.Ветрова В. В. Во что играть с ребенком до трех лет. М. : ТЦ Сфера, 2017. 176 с.
6.Выготский Л. С. Мышление и речь. Собр. Соч. Т. 2. М.: Педагогика, 2013. 68 с.
7.Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. М. : Эксмо, 2016. 277 с.
8.Григорьева Г. Г. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: Пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений и родителей. М. : Просвещение, 2019. 80 с.
9.Ишмакова Л. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС. М.: ИПЦ Маска, 2016. 32 с.
10.Комарова Л. Г. «Строим из ЛЕГО. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО». М. «Линка- Пресс», 2020. 312 с
11.Круподерова Е. А. Занимательное конструирование // Обучение Дошкольников. 2017. № 5. С. 25-35.
12.Куница И.М. Конструктор ТИКО как средство формирования познавательных действий, становления сознания дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http : //www.mechtadetsad.narod.ru/doc/VOD/MK_TIKO.pdf
13.Куцакова Л. В. Занятия по конструированию и ручному труду в детском саду». М. «Просвещение». 2020. 208 с.
14.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. М. : Слово, 2014. 237 с.
15.Логинова И.В. Методические рекомендации по конструированию плоскостных фигур детьми дошкольного и младшего школьного возраста. ООО НПО «РАНТИС», 2018. 114 с...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ