Зарождение мавританского искусства в Испании относится к эпохе расцвета Кордовского халифата — обширного и мощного государства, независимость которого была в 929 году провозглашена перед лицом всего мусульманского мира. Но в XI веке Кордовский халифат распался, однако это не задержало дальнейшего развития «мавританского стиля» в искусстве. Он только приобрел черты большего лиризма, интимности, утонченной чувственности и вместе с тем еще большей жизненной энергии.
Своей вершины мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе «Альгамбра», с которым ассоциируется множество легенд о любви и рыцарстве. Дворцовый ансамбль складывался в Гранаде в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством.
Честь основания Альгамбры как новой правительственной резиденции династиии Насридов принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком холме Гранады — Красном холме, где еще в IX веке существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нас дворцовые и административные здания Амальгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи — Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он общался с архитекторами, художниками и рабочими; много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и красивые цветы.
За многие века Гранада изменила свой облик, город потерял свои могучие стены, имевшие, как говорят, тысячу сто башен. Его минареты теперь перестроены, а мечети разрушены. Улицы, за исключением Калье-Закатын (Улица золотых дел мастеров), давно носят испанские названия. Но до сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады - Альгамбра ("Красный замок"), выстроенная из красновато-розового кирпича. В настоящее время "Красный замок" является самым ярким образцом мавританского зодчества. В разные времена за массивными стенами Альгамбры располагались и гарем, и покои придворных. Ганс Христиан Андерсен сравнил изысканную резьбу, украшающую этот мавританский рай, с "окаменевшим кружевным базаром".
"Если смотреть со стороны, то это просто нелепое скопище башенок и крыш, без тени логики, без намека на сообразность и архитектурное изящество. Невозможно догадаться о красоте и очаровании, которые ожидают посетителя там, внутри". Такое описание Альгамбры оставил в 1829 году американский писатель Вашингтон Ирвинг. Этот контраст между внешним обликом и внутренним убранством Альгамбры и поныне способен кого угодно привести в изумление.