Развитие познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности
|
Введение 4
1. Теоретические основы развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 8
1.1. Понятие познавательной активности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития познавательной активности у младших школьников 13
Вывод по первой главе: 20
Глава 2. Экспериментальное изучение развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 21
2.1. Выявление уровня познавательной активности у младших школьников 21
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности у младших
школьников в процессе игровой деятельности 33
2.3. Динамика развития познавательной активности у младших школьников 42
Вывод по второй главе: 51
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения
1. Теоретические основы развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 8
1.1. Понятие познавательной активности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития познавательной активности у младших школьников 13
Вывод по первой главе: 20
Глава 2. Экспериментальное изучение развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 21
2.1. Выявление уровня познавательной активности у младших школьников 21
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности у младших
школьников в процессе игровой деятельности 33
2.3. Динамика развития познавательной активности у младших школьников 42
Вывод по второй главе: 51
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании. Согласно (Федеральному государственному стандарту начального общего образования далее ФГОС НОО) главная цель образования заключается не в передаче знаний, а в формировании активной личности, которая будет самостоятельно ставить, и решать учебные задачи. Перед современными педагогами стоят задачи по развитию у младших школьников таких личностных качеств, которые заложены в основе стремления к активному познанию и тем самым подготовить учащихся к жизни, для того чтобы они стали активными участниками процессов: научных, технических и социальных. Современный учитель должен наполнять учебный процесс занимательным содержанием, который не только представляет собой неисчерпаемый источник для стимулирования познавательных интересов у младших школьников, но также дает все необходимые знания и умения.
Поскольку процесс активного познания у учащихся начальной школы не всегда целенаправлен, но все же достаточно устойчив, именно поэтому педагогу необходимо активно формировать познавательную активность младших школьников. Огромная роль в становлении личности отводится познавательному развитию, в том числе и в процессе игровых видов деятельности. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для младших школьников способов развития познавательной активности.
Как показывают исследования (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф. Талызина, Л.М. Аристовой, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) развитие познавательной активности у младших школьников позволяет оценить эффективность всего педагогического процесса.
Проблемам активизации познавательной деятельности у младших школьников посвящены многочисленные исследования Л.Г. Петерсон, Э.И. Александровой, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягина, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, И.И. Аргинской, Н.Д. Раздобарова, В.Ю. Лыскова и др. Вместе с тем, научные исследования в области активизации познавательной деятельности не отражают развития этого процесса в условиях игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития познавательной активности у младших школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогической работы, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по развитию познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: какова эффективность игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у младших школьников будет эффективнее если:
- строить процесс обучения на основе использования игровой деятельности, которая обеспечит не только лучшее усвоение знаний, но также обеспечит стремление к самостоятельному получению знаний;
- ориентировать на познавательные мотивы младших школьников при разработке игровых упражнений;
- разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень познавательной активности у младших школьников.
3. Разработать комплекс уроков на основе игровой деятельности направленных на развитие познавательной активности у младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения игровой деятельности у младших школьников на уроках по развитию познавательной активности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также учителями-предметниками, в своей практической деятельности для повышения познавательной активности учащихся посредством игровой деятельности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (55 наименований), 8 приложений. Текст иллюстрируют 12 рисунков и 1 таблица.
База исследования: МБУ СОШ №86 г. о. Тольятти, класс 3 «Е» в количестве 29 учащихся.
Поскольку процесс активного познания у учащихся начальной школы не всегда целенаправлен, но все же достаточно устойчив, именно поэтому педагогу необходимо активно формировать познавательную активность младших школьников. Огромная роль в становлении личности отводится познавательному развитию, в том числе и в процессе игровых видов деятельности. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для младших школьников способов развития познавательной активности.
Как показывают исследования (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф. Талызина, Л.М. Аристовой, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) развитие познавательной активности у младших школьников позволяет оценить эффективность всего педагогического процесса.
Проблемам активизации познавательной деятельности у младших школьников посвящены многочисленные исследования Л.Г. Петерсон, Э.И. Александровой, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягина, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, И.И. Аргинской, Н.Д. Раздобарова, В.Ю. Лыскова и др. Вместе с тем, научные исследования в области активизации познавательной деятельности не отражают развития этого процесса в условиях игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития познавательной активности у младших школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогической работы, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по развитию познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: какова эффективность игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у младших школьников будет эффективнее если:
- строить процесс обучения на основе использования игровой деятельности, которая обеспечит не только лучшее усвоение знаний, но также обеспечит стремление к самостоятельному получению знаний;
- ориентировать на познавательные мотивы младших школьников при разработке игровых упражнений;
- разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень познавательной активности у младших школьников.
3. Разработать комплекс уроков на основе игровой деятельности направленных на развитие познавательной активности у младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения игровой деятельности у младших школьников на уроках по развитию познавательной активности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также учителями-предметниками, в своей практической деятельности для повышения познавательной активности учащихся посредством игровой деятельности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (55 наименований), 8 приложений. Текст иллюстрируют 12 рисунков и 1 таблица.
База исследования: МБУ СОШ №86 г. о. Тольятти, класс 3 «Е» в количестве 29 учащихся.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (А.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф.Талызина, Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) по проблеме развития познавательной активности младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы познавательного сознания, мышления и начинают закладываться начальные элементы творческой активности.
Развитие познавательной активности представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на формирование процесса познания, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к обучению, в ответственном отношении к учению, сформированных ценностных ориентаций на получение новых знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной активности младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию в качестве средства обучения игровую деятельность.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - разработка и апробирование комплекса игровой деятельности, который направлен на развитие познавательной активности младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по познавательной активности младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы существенно повысился уровень познавательной активности, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (А.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф.Талызина, Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) по проблеме развития познавательной активности младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы познавательного сознания, мышления и начинают закладываться начальные элементы творческой активности.
Развитие познавательной активности представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на формирование процесса познания, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к обучению, в ответственном отношении к учению, сформированных ценностных ориентаций на получение новых знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной активности младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию в качестве средства обучения игровую деятельность.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - разработка и апробирование комплекса игровой деятельности, который направлен на развитие познавательной активности младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по познавательной активности младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы существенно повысился уровень познавательной активности, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
Подобные работы
- Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе игровой деятельности
Бакалаврская работа, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В
ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Развитие творческого воображения у младших школьников в музыкально-игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках математики
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Интерактивные приложения в сервисе LearningApps как средство развития познавательного интереса у младших школьников
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательного интереса у младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4375 р. Год сдачи: 2018 - ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021



