Введение 4
1. Теоретические основы развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 8
1.1. Понятие познавательной активности у младших школьников в психолого-педагогической литературе 8
1.2. Игровая деятельность как средство развития познавательной активности у младших школьников 13
Вывод по первой главе: 20
Глава 2. Экспериментальное изучение развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности 21
2.1. Выявление уровня познавательной активности у младших школьников 21
2.2. Содержание работы по развитию познавательной активности у младших
школьников в процессе игровой деятельности 33
2.3. Динамика развития познавательной активности у младших школьников 42
Вывод по второй главе: 51
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложения
Актуальность исследования обусловлена тем, стремительные перемены в современном мире обуславливают необходимость перемен и в образовании. Согласно (Федеральному государственному стандарту начального общего образования далее ФГОС НОО) главная цель образования заключается не в передаче знаний, а в формировании активной личности, которая будет самостоятельно ставить, и решать учебные задачи. Перед современными педагогами стоят задачи по развитию у младших школьников таких личностных качеств, которые заложены в основе стремления к активному познанию и тем самым подготовить учащихся к жизни, для того чтобы они стали активными участниками процессов: научных, технических и социальных. Современный учитель должен наполнять учебный процесс занимательным содержанием, который не только представляет собой неисчерпаемый источник для стимулирования познавательных интересов у младших школьников, но также дает все необходимые знания и умения.
Поскольку процесс активного познания у учащихся начальной школы не всегда целенаправлен, но все же достаточно устойчив, именно поэтому педагогу необходимо активно формировать познавательную активность младших школьников. Огромная роль в становлении личности отводится познавательному развитию, в том числе и в процессе игровых видов деятельности. Именно поэтому на современном этапе особую актуальность приобретает выявление и использование эффективных, целесообразных, интересных и занимательных для младших школьников способов развития познавательной активности.
Как показывают исследования (Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф. Талызина, Л.М. Аристовой, М.А. Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) развитие познавательной активности у младших школьников позволяет оценить эффективность всего педагогического процесса.
Проблемам активизации познавательной деятельности у младших школьников посвящены многочисленные исследования Л.Г. Петерсон, Э.И. Александровой, A.M. Пышкало, Ю.М. Колягина, Л.П. Стойловой, М.Н. Скаткиным, И.И. Аргинской, Н.Д. Раздобарова, В.Ю. Лыскова и др. Вместе с тем, научные исследования в области активизации познавательной деятельности не отражают развития этого процесса в условиях игровой деятельности.
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между существующим вниманием к проблеме развития познавательной активности у младших школьников и недостаточной разработанностью психолого-педагогической работы, обеспечивающих эффективность образовательного процесса по развитию познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Развитие познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности».
Проблема исследования: какова эффективность игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования игровой деятельности в развитии познавательной активности у младших школьников.
Объект исследования: процесс развития познавательной активности у младших школьников в процессе игровой деятельности.
Предмет исследования: игровая деятельность, как средство развития познавательной активности у младших школьников.
Гипотеза исследования: развитие познавательной активности у младших школьников будет эффективнее если:
- строить процесс обучения на основе использования игровой деятельности, которая обеспечит не только лучшее усвоение знаний, но также обеспечит стремление к самостоятельному получению знаний;
- ориентировать на познавательные мотивы младших школьников при разработке игровых упражнений;
- разработать и внедрить комплекс игровых упражнений, направленный на развитие познавательной активности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и
специальную литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень познавательной активности у младших школьников.
3. Разработать комплекс уроков на основе игровой деятельности направленных на развитие познавательной активности у младших школьников.
4. Проанализировать полученные результаты.
Методы исследования: теоретические (по исследуемой проблеме анализ психолого-педагогической литературы; систематизация, обобщение (анализ полученных данных); эмпирические (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Теоретическая значимость исследования заключается в теоретическом обосновании возможностей применения игровой деятельности у младших школьников на уроках по развитию познавательной активности.
Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов, а также учителями-предметниками, в своей практической деятельности для повышения познавательной активности учащихся посредством игровой деятельности.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, 2 глав, заключения, списка используемой литературы (55 наименований), 8 приложений. Текст иллюстрируют 12 рисунков и 1 таблица.
База исследования: МБУ СОШ №86 г. о. Тольятти, класс 3 «Е» в количестве 29 учащихся.
В работе в обобщенном виде излагаются основные результаты, формулируются основные выводы. Касающиеся теоретических, экспериментальных и прогностических аспектов работы.
Теоретическое изучение психолого-педагогической литературы (А.А.Коменского, Ж.Ж. Руссо, Н.Ф.Талызина, Л.М. Аристовой, М.А.Данилова, П.И. Пидкасистого, Г.И. Щукиной) по проблеме развития познавательной активности младших школьников, подтвердило, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике, требует дальнейшего теоретического осмысления. Именно у младших школьников начинают формироваться первоосновы познавательного сознания, мышления и начинают закладываться начальные элементы творческой активности.
Развитие познавательной активности представляет непрерывный процесс обучения, воспитания и развития учащихся, который направлен на формирование процесса познания, проявляющейся в эмоционально-положительном отношении к обучению, в ответственном отношении к учению, сформированных ценностных ориентаций на получение новых знаний и умений.
Результаты констатирующего этапа эксперимента свидетельствуют о недостаточном уровне познавательной активности младших школьников. Это на наш взгляд обусловлено как возрастными особенностями младших школьников, так и недостаточным вниманием педагогов к использованию в качестве средства обучения игровую деятельность.
На основе результатов констатирующего эксперимента, нами был запланирован и проведен формирующий эксперимент, в ходе которого была реализована работы - разработка и апробирование комплекса игровой деятельности, который направлен на развитие познавательной активности младших школьников.
На контрольном этапе эксперимента была поставлена цель - доказать эффективность предложенной методики работы по познавательной активности младших школьников. По результатам контрольного эксперимента было выявлено, что у учащихся экспериментальной группы существенно повысился уровень познавательной активности, что свидетельствует о том, что цель исследования достигнута и гипотеза доказана.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2019) [Электронный ресурс], Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/, свободный.
2. Абрамова Г.С. Возрастная психология. : учебник и практикум для академического бакалавриата. 2-е изд., испр. и доп. — М. :Юрайт, 2014. 811 с.
3. Амирова А.Х. Самостоятельная работа с учебником, как способ активизации познавательной деятельности // Химия в школе. 2017. № 8. С. 50-52.
4. Баранова О.В. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста. М.: Каро. 2014. 770 c.
5. Банников В.Н. Влияние проектно-исследовательской деятельности на развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся // Педагогическое образование и наука. 2018. N 3. С. 83-86.
6. Божович А.И. Личность и ее формирование в детском возрасте М. : АСТ, 2012. 298с.
7. Бондарева И.И. Современные технологии проведения урока в начальной школе с учетом требований ФГОС. М.: АРКТИ, 2013. 325с.
8. Выготский Л.С. Лекции по психологии. М. : Мозаика-Синтез, 2013. 286с.
9. Гаврилова Г.Ф. Изучение грамматики русского языка в школе. Ростов н/Д : Феникс, 2018. 160 c.
10. Ганелин Ш.И. Обучение и воспитание школьника. Вопросы активности и самостоятельности в учебно-воспитательном процессе. М. : ЛТУ, 1982. 250 с.
11. Губарева Л.И. Самостоятельная работа как основа формирования и развития познавательной самостоятельности учащихся // Образование и общество. 2014. N 2. С. 61-62.
12. Зимняя И.А. Исследовательская работа. Ижевск : ИЦКПС, 2001. 103с.
13. Ивашова О.А. Развитие исследовательских умений у младших школьников. СПб. :Информ-Пресс, 2012. 385с.
14. Карсонов В. А. Система мониторинга самостоятельной познавательной деятельности учащихся // Стандарты и мониторинг в образовании, 2017. N 5. С. 14-16.
15. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. М. : Педагогика, 1982. 665с.
16. Красновский Э.А. Активизация учебного познания // Советская педагогика. 1989. №5. С. 9-15.
17. Коноваленко В.В. Карточки и дидактически игры для дошкольников и младших школьников. М. : ГНОМ и Д, 2016. 339 с.
18. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2014. 312с.
19. Крутецкий В.А. Психология. М.: Инфра-М, 2012. 164с.
20. Кулагина И.В. Развитие познавательных способностей школьников как способ активизации их учения // Наука и школа. 2015. N 2. С. 55-56.
21. Лапенок М.В. Организация познавательной деятельности школьников на основе системы дистанционного обучения // Образование и общество. 2014. N 2. С. 60-64.
22. Леонтьев А.М. Психическое развитие. М. : Наука, 2013. 498 с.
23. Люблинская А.А. Детская психология. М. : ЮНИТИ, 2013. 289с.
24. Мухамадиярова Г.В. Исследовательская культура учащихся. Казань, 2007. 234 с
25. Мухина В.С. Формирование исследовательских умений младших школьников //Дисс. ... канд. пед. наук М. : 2011. 159 с.
26. Мирзоев С. С. Активизация познавательного интереса учащихся // Биология в школе. 2012. N 6. С. 35-38.
27. Немов Р.С. Психология : учебник для вузов. М. : Инкос, 2010. 606 с.
28. Паскевич Н.В. Методика определения уровня сформированности познавательной активности учащихся (на примере изучения математики) // Педагогическое образование и наука. 2017. N 4. С. 82-84.
29. Петунин О.В. Проблема познавательной самостоятельности школьников в отечественной педагогике // Инновации в образовании. 2004. N 6. С. 62-76.
30. Психология : Учебник / Под ред. А.А. Крылова. М. : Академия, 2012. 352 с.
31. Примерные программы начального общего образования. М. : Просвещение, 2015. 339 с.
32. Поддьяков А.Н. Развитие исследовательской инициативности М. : Просвещение, 2011. 350 с.
33. Развитие исследовательских умений младших школьников / под ред. Н.Б. Шумаковой. М. : Просвещение, 2011. 157 с.
34. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии : пособие для педагогов. Ярославль : Академия развития, 2012. 236 с.
35. Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода. М. : Просвещение, 2016. 479 с.
36. Савенков А.И. Маленький исследователь. Ярославль : Академия Холдинг, 2012. 208 с.
37. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших
школьников. Самара : Фёдоров, 2010. 192 с.
38. Савинов Е.С. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. М. : Просвещение, 2015. 342 с.
39. Семёнова Н.А. Формирование исследовательских умений младших школьников // Дисс. ... канд. пед. наук. Томск, 2007. 203 с.
40. Середенко П.В. Исследовательская работа со школьниками. М.: М111У, 2006. 110 с.
41. Соловейчик М. С. Русский язык: Оценка достижения планируемых результатов освоения. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. 256 с.
42. Тихонова Т.Е. Индивидуальная тетрадь младшего школьника по творческой работе. М. : Легион, 2014. 626 с.
43. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М. : ТЦ Сфера, 2012. 208с.
44. Узорова О.В. Большой справочник по русскому языку для начальной школы. М. : АСТ, 2012. 850 с.
45. Ушинский К.Д. Избранные педагогические труды. М. : Дрофа, 2005. 640 с.
46. Ушакова О.Д. Интересный русский язык для младших школьников. М. : Литера, 2018. .136 с.
47. Шамардина Т.В. Формируем учебно-познавательную компетентность учащихся // Директор школы. 2016. N 4. С. 57-62.
48. Шамова Т. И. Активизация учения школьников. М.: Педагогика, 1982. 209 с.
49. Шиленков Р.В. Развитие самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения [Текст] /Р.В. Шиленков // Химия в школе. — 2016. - N 5. — С. 58-61.
50. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. М. : Просвещение, 1986. 144 с.
51. Воронцов А.Б. Выявление уровня познавательной активности младших школьник. URL: http://nsportal.ru/(дата обращения: 20.06.2019).
52. Замбацявичене Э., Чупров Л. Диагностика младших школьников. URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения: 20.06.2019).
53. Савенков А.И. Развитие познавательной активности. URL:
http://festival.1september.ru/(дата обращения: 20.06.2019).
54. Райков Б.Е. Исследовательский метод. URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения: 20.06.2019).
55. Шушарина Н.Н, Кортнева К.П. Классификация исследовательских умений. URL: http://festival.1september.ru/(дата обращения: 20.06.2019).