Введение 10
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы в дошкольном образовании 14
1.1. Дошкольное образовательное учреждение как среда формирование
социальной личности ребенка 14
1.2 Значение деятельности социальной работы в дошкольном образовании. 20 Глава 2. Специфика социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска 29
2.1. Особенности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска ... 29
2.2. Направление, формы и методы социальной работы с детьми в МАДОУ
№86 г. Томска 36
Глава 3. Социальная работа с детьми в МАДОУ №86 г. Томска 48
3.1. Опыт социальной работы в МАДОУ №86 г. Томска 48
3.2. Анализ эффективности социальной работы с детьми в мадоу №86 г.
Томска 66
Заключение 76
Список литературы 81
Приложения 88
Социальный педагог как работник детского сада появился совсем недавно. В его основные функциональные обязанности входит защита прав ребенка и обеспечение его благополучия, не только в рамках детского дошкольного учреждения, но и за его пределами.
У детей дошкольного возраста могут возникать определенные проблемы, к ним можно отнести проблемы детей-инвалидов, детей из неблагополучных и социально-опасных семей, детей из не полных семей, проблемы детей, которые отстают в образовательной деятельности.
Причины возникновения данных проблем разнообразны: отсутствие любви в семье, плохие отношения со сверстниками, низкая квалификация педагогов, плохое состояние здоровья, пр.
Для решения проблем данного типа для детей дошкольного возраста, во многих детских садах, работают социальные педагоги, которые должны:
- планировать работу по выполнению Федерального закона РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и организация работы по реализации окружных программ «Социум», «Семья», «Образование и здоровье»;
- собирать и накапливать информацию о детях, которые нуждаются в социальной защите;
- изучать психолого-педагогические особенности, отклонения в поведении дошкольников;
- оказывать детям своевременную помощь и поддержку, социально их адаптировать;
- собирать информацию о семьях и выявлять социально опасные семьи и проводить с ними работу;
- постоянно изучать и применять опыт работы, связанный с охраной прав детей и воспитанием;
- проводить работу с воспитателями по социальной адаптации детей;
- проводить консультации с родителями по вопросам социальной адаптации детей;
- взаимодействовать со всеми муниципальными структурами, которые занимаются социальной работой с детьми.
Таким образом, социальный педагог необходим в любом детском саду, но нельзя забывать, что его деятельность должна осуществляться совместно с детьми, родителями, воспитателями и различными муниципальными службами и учреждениями, что, в результате, приведет к эффективному результату.
Актуальность социальной работы обусловлена динамичным развитием нашего общества и самой системы социальной работы, потребностями современного общества в ее осмыслении и развитии.
Развитие концепта дошкольного образования в системе социальной работы связано с гуманизацией учебного и воспитательного процесса, с внедрением новых образовательных технологий и сложностью семейного устройства в современном мире. При смене парадигмы педагогического процесса и обращение к личности ребенка, требуется разработка профессиональных психолого - педагогических и социально-педагогических способов сопровождения естественного развития детей, подготовка их к сознательной взрослой жизни, и чем раньше начать такую подготовку, тем больше шансов воспитать здоровое поколение.
У детей дошкольного возраста в зависимости от психологического климата в семье наблюдаются различные расстройства, отставания в развитии и поведении. Возникает необходимость в социально-педагогическом сопровождении таких детей для того, чтобы помочь детям в дальнейшем развитии и социализации их личности.
Указанная проблема особо важна в современных условиях на всех уровнях в Российской Федерации. Принятый Правительством Российской Федерации новый федеральный государственный стандарт дошкольного образования определяет основные принципы: полноценное проживание ребенком на всех этапах его жизни, в том числе и в дошкольном возрасте.
Анализ литературы свидетельствуют, что на сегодняшний день в практике социальной работы не сформулирована конкретная модель деятельности в отношении детей дошкольного возраста, а применяются общие технологии социальной работы с детьми разных возрастов. Проблема оптимизации социальной работы с детьми дошкольного возраста исследовались в трудах таких авторов как: Лукьяненко О.Д., Воробьёва О.Н., Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В., Некрасова О.А., Пацера Е.А., Павлова Ю.Ю., Ростовщикова Ю.А., Романюк Г.И., Шульц С.И., Собкин В.С., Верясова Е.С. и др.
По мнению большинства исследователей в этой области, фундаментальными факторами определяющими потребность в социальной работе с такими детьми являются: низкий социальный статус ее членов; выраженные материальные, жилищные проблемы; наличие в семье членов с алкогольной (наркотической) зависимостью, склонных к проявлению различных видов насилия; нарушение детско-родительских и супружеских отношений.
Особенности социальной работы с детьми как профессиональной деятельности рассматривали такие авторы как: Федосеева Г.В., Цыбуленко Т.С., Эльконин Д.Б., Юмшанова Н.П., Егорова Г.Н., Асмолов А.Г., Апалькова Е., Федосеева Е., Токарева Т., Суздальцева И., Иванов А.В., Ильина О.В., Кондратьев М.Ю., Куделина Е.М. и др.
Объект исследования - дети дошкольного возраста и их социальные проблемы.
Предмет исследования - профессиональная деятельность специалистов по социальной работе с детьми МАДОУ №86 г. Томска.
Целью настоящей работы является - оценка эффективности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать теоретические аспекты социальной работы в дошкольном образовательном учреждение;
2. Исследовать специфику социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска;
3. Провести анализ эффективности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска.
4. Разработать рекомендации по улучшению социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска.
В работе использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; анализ и обобщение передового социально-педагогического опыта; изучение дошкольной документации; эмпирические методы: анкетирование, наблюдение, анализ документации. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Первая глава носит теоретический характер. В ней описаны теоретические аспекты социальной работы в дошкольном образовательном учреждение.
Во второй главе исследована специфика социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска.
Третья глава носит практический характер. В ней проведен анализ эффективности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска.
В последнее время наблюдается рост запросов населения на социальную поддержку. При этом данные запросы постоянно меняются, индивидуализируются, что обусловлено изменением типов людей, изменением условий их жизнедеятельности. Это привело к становлению и развитию профессии социального работника. Таким образом, социальная работа представляет собой новый, динамично развивающийся вид
профессиональной деятельности.
Социальная работа в детских дошкольных учреждениях должна осуществлять специально обученными социальными педагогами, а не только воспитателями, что, как правило, присутствует в современных детских садах.
Технологии социальной работы в детском дошкольном учреждении имеют свои специфические особенности. Во-первых, технологии социальной работы применяются не только в детском саду, но и разных специализированных детских клубах, кружках, которые действуют совместно с детским садом или на его базе. Во-вторых, особенность технологий социальной работы связана с теми проблемами, которые не только проявляются в детском саду, но и порождаются им.
Основными социальными проблемами детских садов являются следующие:
- проблемы качества дошкольного образования;
- социальные проблемы детей из неблагополучных семей, малообеспеченных семье, неполных семей, девиантных семей, семей не справляющиеся с воспитанием детей;
- проблемы, которые порождены способами взаимодействия сторон в образовательном процессе.
Все эти взаимодействия связаны между собой, так как современные дети гиперактивные, ощущают дефицит внимания, проявляют немотивированную агрессию и др.
В дипломной работе описаны теоретические аспекты социальной работы в дошкольном образовательном учреждение. В ходе проделанной работы было выявлено, что социальный педагог ДОУ занимает особое место в системе воспитания ребенка дошкольника. Социальный педагог должен обладать следующими качествами: специальная компетентность, профессиональные умения, профессиональное самосознание, стремление к самосовершенствованию, творчество и высокий образовательный уровень, широкий кругозор, целенаправленность, организаторские способности, оперативность, уверенность в себе, толерантность, внимательность, коммуникативность, адаптивность, самоэффективность и гуманность.
Теоретический анализ литературы позволил рассмотреть, что социальная работа охватывает многие сферы личности ребенка: поддержка здоровья, духовно-нравственное развитие, развитие способностей и креативности, подготовка ребенка к школе, помощь в адаптации в группе детского сада и многое другое. Социальному педагогу необходимо четко координировать свои действия, учитывая желания и потребности ребенка, запросы родителей и результаты психологической диагностики. Дошкольный возраст - это начальный этап формирования личности, поэтому социальному педагогу крайне важно уметь учитывать психологические, физические и личностные особенности детей в этом возрасте, готовя его к дальнейшей взрослой жизни.
А так же была исследована специфика социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска, при исследовании были выявлены особенности социальной работы в МАДОУ №86 г. Томска, а так же направление, формы и методы социальной работы с детьми. Социальный педагог, использует такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия.
Организация комплексного подхода, наполнение его определенным содержанием, умениями осуществлять сопровождение дошкольников из социально-неблагополучных семей, способствует решению определенных задач, направленных на полноценное вхождение ребенка в социум, помощь ребенку в становлении его личности.
Социальный педагог необходим в любом детском саду, но нельзя забывать, что его деятельность должна осуществляться совместно с детьми, родителями, воспитателями и различными муниципальными службами и учреждениями, что, в результате, приведет к эффективному результату.
Был проведен анализ эффективности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска, в ходе, которой выяснилось, что в детском саду социальную работу выполняют все специалисты и педагоги. Для развития ребенка с речевыми нарушениями в детском саду создано единое речевое пространство. Для этого логопедом выполняются определенные задачи. Работа по данному направлению ведется уже много лет, при этом выработаны определенные эффективные формы работы с родителями. За 2016г. были проведены встречи на разнообразные темы. Проводимые мероприятия помогают родителям объединяться, осознать взаимную значимость воспитания детей и позитивного опыта организации жизни.
В детском саду функционирует театр-студия, который был образован пять лет назад. За это время была составлена программа по реализации задач развития песенно-творческих способностей детей. В детском саду существует добрая традиция «День Открытых Дверей». В этот день родители и дети становятся активными участниками театрализованных представлений. При этом родители активно помогают оформлять зал, создавать костюмы, учить текст.
Из этого следует, что социальная работа направлена. на просвещение родителей. В рамках работы осуществляется передача информации по вопросам прав ребенка и его социального развития.
Для анализа эффективности социальной работы с детьми в МАДОУ №86 г. Томска было проведено анкетирование.
Исследование было нацелено на выявление удовлетворенности родителей социально-воспитательной работой в детском саду по различным направлениям и качество проводимых мероприятий в МАДОУ №86 г. Томска. Результаты проведённого исследования показали, что родители полностью удовлетворены работой детского сада, работа логопеда, психолога и руководителей музыкальной и физической деятельности полностью устраивает. Актуальной для детей оказалась занятие с педагогами дополнительно образования. Наиболее эффективными формами работы с родителями считают индивидуальные беседы и консультации. Оценка качества проводимых мероприятий показало, что родители довольны качеством предоставляемых образовательных услуг. В основном родители не довольны ограниченным временем для общения. В связи с большим объёмом работы, педагоги бывают в физическом и эмоциональном упадке.
Учитывая результаты проведенного исследования, с целью выявление удовлетворенности родителей социально-воспитательной работой в детском саду по различным направлениям. МАДОУ №86 г. Томска было рекомендовано:
• Необходимо новые разработки для активного включения родителей во взаимодействие с детским садом. Внедрять наиболее эффективных формы взаимодействия с семьями воспитанников с учетом выявленного мнения родителей.
• Продолжать повышать значимость воспитательной роли отца.
• Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях;
• Увеличить штат педагогов, которые осуществляли именно социальную работу.
Реализация перечисленных в работе рекомендаций позволит увеличить участие родителей в совместных мероприятиях.
Позволит повысить мотивацию у родителей-отцов к воспитательной деятельности в семье и вовлечь отцов в педагогическую деятельность, заинтересовать в необходимости развития своего ребенка, а так же воспитать у отцов чувство уверенности в своих силах.
Увеличить штат педагогов, которые осуществляли именно социальную работу, тем самым бы снизили нагрузку воспитателей.
В целом социальная работа в детском саду ведется эффективно, о чем свидетельствует проведенное исследование и награды детского сада, которые представлены в Приложении Б.
1. Алиева Т.И. Выстраивание и апробация моделей оценки качества дошкольного образования // Психологическая наука и образование //
2013. - № 3.
2. Анализ работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района Города Томска за 2014 год // Официальный портал МО «Город Томск», // [Электронный ресурс]: URL: http: //www.admin.tomsk.ru/pgs/3 oh
Дата обращения: 08.05.2015 г.
3. Андреева Г.М. Социальная психология: учебник для ВУЗов / Г.М. Андреева. - М.: Аспект-Пресс, 2011.- 469 с.
4. Багулина Н.В. Методика работы социального педагога / Н.В. Багулина // Проблемы и перспективы развития образования. - Пермь: Меркурий,
2014. - С. 99-102.
5. Баркан А.И. Адаптация ребенка в детском саду // Дошкольник. - 2007. - № 5. - С. 435
6. Белая К.Ю. Модернизация образовательного процесса в ДОУ // [Электронный ресурс]: URL: http://www.myshared.ru/
Дата обращения: 18.05.2016 г.
7. Богуславская Т.Н. Формирование подходов к оценке качества дошкольного образования // Интернет-журнал «Проблемы современного образования», 2012. - № 4.
8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 248 с.
9. Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Воронина. - М.: Юрайт, 2013. - 245 с.
10. Зебзеева В. А. Системы дошкольного образования за рубежом: их педагогический потенциал //Научно-исследовательские публикации. - 2014. № 8 (12). - С. 161-166.
11. Иванов А.В. Социальная педагогика: Учебное пособие под общ. Ред. Проф. А.В. Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 424 с.
12. Ильина О.В. Игровые технологии в работе с детьми как основа социально-воспитательной деятельности в детском саду // В сборнике: Категория "социального" в современной педагогике и психологии материалы Научно-практической конференции (заочной) с международным участием. / Редколлегия сборника: А.Н. Ярыгин, А.А. Коростелев, О.И. Донина и др. 2013. - С. 46-49.
13. Капшук О.Н. Игротерапия и сказкотерапия: развиваемся играя / О Н. Капшук. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 221 с.
14. Киселева М.В. Арт-терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и спец., работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб.: Речь, 2013. - 160 с.
15. Клячко Т. Образование в России: основные проблемы и возможные решения / Т. Клячко // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2013. - . 34 с.
16. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения: монография / С.Ф. Багаутдинова, Г.Ш. Рубин, Н.Г. Корнещук, А.Н. Старков. - 2-е изд., стер. - М.: ФЛИНТА,
2015. - 148 с.
17. Кондратьев М.Ю. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. Москва, 2012.- 255с.
18. Куделина Е.М. Работа взрослых по социально-личностному развитию детей третьего года жизни // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2012. - № 2. - С. 58-63.
19. Кузнецова Н.В. Роль навыков общения в управленческой культуре будущего специалиста.// Социально-гуманитарное знание: традиции и инновации: Сборник научных статей. - Москва: Издательство «Перо»,
20. Лодкина Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: учебное пособие для вузов по спец. «Соц. педагогика» / Т.В. Лодкина. - 6-е изд., стер. - М.: Академия, 2012. - 208 с.
21. Лукьяненко О.Д., Воробьёва О.Н. Из опыта работы воспитателя с родителями младших дошкольников // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2015. - № 1 (3). - С. 69-74.
22. Майданкина Н.Ю., Михайлова Е.Н., Верещагина Н.Н. Детская деятельность как фактор освоения социального мира в условиях дошкольной организации // Детский сад: теория и практика. 2015. - № 1 (49). - С. 80-87.
23. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник / Л.В. Мардахаев. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2014. - 797с.
24. Медведев Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы / Г.П. Медведев. - М.: Академия, 2011. - 272с.
25. Мельников С.В. Основы социальной работы в схемах: учебнометодическое пособие / С.В. Мельников. - М.: РГУТиС, 2012. - 258 с.
26. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие для вузов / В.Д. Менделевич. - СПб: Речь, 2013. - 445с.
27. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / А.В. Мудрик. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013. - 224 с.
28. Нестерова Г.Ф. Технология и методика социальной работы: учебное пособие для вузов / Г.Ф. Нестерова. - М.: Академия, 2011. - 208 с.
29. Осипова А.А. Общая психокоррекция: учебное пособие для вузов / А.А. Осипова. - М.: ТЦ Сфера, 2014. - 512 с.
30. Пацера Е.А., Павлова Ю.Ю. Работа педагогов ДОУ с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, в рамках проектной деятельности // В сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов III Международной научнопрактической конференции. 2014. - С. 105-107.
31. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.М. Платонова, М.Ю. Платонов. - 2-е изд., стер. - М.: Юрайт, 2012.
- 278 с.
32. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. - 2013. - 25 ноября. - № 6241.
33. Распоряжение Губернатора Томской области от 29 декабря 2008 г. N 407-р (ред. от т 14 января 2015 г.) "О взаимодействии исполнительных органов государственной власти Томской области с иными органами и организациями по вопросам выявления детей, нуждающихся в государственной защите, и устранения причин нарушения их прав и законных интересов" (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс]: Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». URL: http://base.garant.rU/7716110/#ixzz3odfJkK84 Дата обращения: 08.03.2016 г.
34. Ремизова К.А. Концепт дошкольного образования в системе социальной работы // В сборнике: Социокультурные концепты в социальной работе Сборник научных и учебно-методических статей. Российский государственный социальный университет. Москва, 2015.
- С. 154-177.
35. Ростовщикова Ю.А., Романюк Г.И., Шульц С.И. Из опыта социальной работы МДОУ с родителями // В сборнике: Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. 2014. - С. 127-130.
36. Сабирова Р.Р. Взаимодействие семьи и ДОУ по вопросам воспитания дошкольников // В сборнике: Современное дошкольное образование: опыт, проблемы и перспективы сборник научно-методических статей. Йошкар-Ола, 2014. - С. 269-276.
37. Самойлова Г.С. Социально-коммуникативное развитие дошкольников // В сборнике: Актуальные вопросы модернизации российского образования материалы XX Международной научно-практической конференции. Центр научной мысли. Москва, 2014. - С. 133-136.
38. Сафонова О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / О.А. Сафонова. - М.: Издательский центр «Академия», 2011. - 224
39. Смирнова В.В. Модель социализации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. 2015. - № 2 (5). - С. 110-113.
40. Собкин В.С., Верясова Е.С. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и личностные перспективы на разных этапах профессиональной карьеры // Социология образования, Москва, 2012.
- С. 22-31.
41. Собкин В.С., Гумен Е.С. Социологический анализ профессиональной позиции воспитателя детского сада // Социология образования, Москва, 2011. - С. 29-58.
42. Социальная педагогика: курс лекций / Под ред. М.А. Галагузовой. - М., 2014. - 260 с.
43. Социология дошкольного детства. // Труды по социологии образования Том XVII, Выпуск XXIX. Москва, 2013. - - № 13. - С.98
44. Специальная педагогика: учебное пособие для пед. вузов / под ред. Н.М. Назаровой. - 8-е изд., испр. - М.: Академия, 2013. - 400 с.
45. Столяренко Л.Д. Социальная педагогика: учебное пособие для бакалавров / Л.Д. Столяренко. - М.: Дашков и К., 2014. - 496 с.
46. Сухова Е.И. Социальная педагогика / Е.И. Сухова. - М.: Юрайт, 2015.
- 348 с.
47. Тепишкина Е.Ю. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста // Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2014. - № 2. - С. 138.
48. Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: учебное пособие / Под ред. проф. П.Д. Павленка. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 379 с.
49. Тютченко А.М. Патриотическое воспитание детей раннего возраста в образовательных учреждениях // Актуальные проблемы социальногуманитарного знания (Выпуск 1). Сборник учебно-методических статей. - М.: Издательство «Перо», 2015. - С. 118-125.
50. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // [Электронный ресурс]: Официальный сайт справочно-правовой системы «Гарант». URL:
http://base.garant.ru/12116087/#help Дата обращения: 08.05.2016 г.
51. Федосеева Г.В. Роль социального педагога ДОУ в социализации личности ребенка // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 12. - С. 2633
52. Фисенко О.С. Концепт гроза в русском языковом сознании. - Автореф. дисс. ... канд. филол. н. - Воронеж: ВГУ, 2005. - 23 с.
53. Цыбуленко Т.С. Педагогические условия воспитания социально адаптированного ребенка // В сборнике: Психолого-педагогические исследования качества образования в условиях инновационной деятельности образовательной организации сборник научных трудов VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2 частях. Филиал Кубанского государственного университета в г. Славянске-на- Кубани. 2014. - С. 139-142.
54. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова. - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2014. - 272 с.
55. Шептенко Г.А. Методика и технология работы социального педагога / Г.А. Шептенко. - М.: Юрайт, 2013. - 425 с.
56. Шипунова Т.В. Технология социальной работы. Социальная работа с лицами девиантного поведения: учебное пособие / Т. В. Шипунова. - М.: Академия, 2011. - 240 с.
57. Шишов С.Е. Концептуальные проблемы мониторинга качества образования. - М.: НЦСиМО, 2012. - 404 с.
58. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 3-е изд. - М.: Московский психологосоциальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. - 416 с.
59. Юдина Е.Г. Государственный образовательный стандарт дошкольного образования - основной фактор повышения качества деятельности дошкольных образовательных учреждений // Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. - М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2012. - С. 129 - 142.
60. Юзефавичус Т.А. Технологии социальной работы: учебное пособие / Т.А. Юзефавичус. - М.: Юрайт, 2014. - 278 с.
61. Юмшанова Н.П., Егорова Г.Н. Создание здоровье-сберегающей среды на основе социального партнерства // В сборнике: Россия и Европа: связь культуры и экономики, 2015. - 278 с.