Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1 Историческое развитие института опеки и попечительства 7
1.2 Понятие и правовая природа опеки и попечительства 11
1.3. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия в России 17
2. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ 21
2.1 Возникновение и прекращение правоотношений по опеке и попечительству 21
2.2 Содержание правоотношений по опеке и попечительству 29
2.3 Правовое положение органов опеки и попечительства 32
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В Г.О. ТОЛЬЯТТИ 50
3.1 Особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти 50
3.2 Динамика деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти 54
3.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности органов опеки и попечительства 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1 Историческое развитие института опеки и попечительства 7
1.2 Понятие и правовая природа опеки и попечительства 11
1.3. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия в России 17
2. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ 21
2.1 Возникновение и прекращение правоотношений по опеке и попечительству 21
2.2 Содержание правоотношений по опеке и попечительству 29
2.3 Правовое положение органов опеки и попечительства 32
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В Г.О. ТОЛЬЯТТИ 50
3.1 Особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти 50
3.2 Динамика деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти 54
3.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности органов опеки и попечительства 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102
Выбранная тема для проведения исследования является актуальной в связи с острой постановкой важнейшей проблемы социальной политики в Российской Федерации в отношении положения детей-сирот в обществе и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящий момент Российская Федерация имеет множество очень серьезных проблем, которые требуют немедленного решения. Для того чтобы усыновить, опекать и брать под опеку детей приходится проходить бюрократические трудности.
В России в последнее время стоит вопрос об упразднении детским домов как таковых, а также любых учреждений, которые специализируются на содержании детей-сирот. Наша страна хочет увеличить долю детей, над которыми оформляется опека и попечительство, до 80 % от всех детей, которые остались без попечения родителей. Связано это с очень низкой степенью доверия к детским домам и приютам для детей.
В Федеральном законе «Об опеки и попечительства» сформированы принципы государственного регулирования органов по опеки и попечительства, главными задачами которых являются выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а так же защита прав и законных интересов подопечных, обеспечения государственной поддержки. Так же в законе определены права и обязанности органов опеки и попечительства, прохождения процедуры назначения опеки и попечительства.
Таким образом, возникает объективная необходимость в глубоком анализе такого института права, как опека и попечительство.
Объектом настоящей диссертации является опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.
Предметом исследования правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Целью данной квалификационной работы является рассмотрение и выявление проблем в законодательстве опеки и попечительства на примере департамента социального обеспечения г.о. Тольятти.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
• проанализировать историческое развитие института опеки и попечительства;
• раскрыть понятия «опеки» и «попечительства»;
• рассмотреть задачи, полномочия органов опеки и попечительства в России;
• проанализировать особенности возникновения и прекращения правоотношений по опеке и попечительству;
• выявить особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, прекращением опеки попечительства в российском законодательстве;
• изучить правовое положение органов опеки и попечительства;
• раскрыть проблемы функционирования института опеки и попечительства в Российской Федерации;
• изучить особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти;
Рассмотреть динамику деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти;
• выявить проблемы деятельности опеки и попечительства;
• в результате проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации.
Методическая база исследования. При написании магистерской диссертации использовались метод научного исследования (системный, диалектический), а так же частично, научные приемы - сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, конкретно-исторический, статический и другие методы исследования.
Теоретическая основа работы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды ученых социологов, философов, администраторов, специалистов в области гражданского права, а так же теории государства и права.
Были использованы труды следующих авторов: С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Е.М. Ворожейскина, Н.М. Ершова, О.Ю. Ильина, Д.И. Мейер, В.А. Рясенцев, О.С. Иоффе, А.Ю. Бахтиарова, И.П. Виськина, В.В. Куропацкой, В.А. Цветкова, Ю.М. Осипова и т.д.; диссертации Л.Ю. Михеевой, А.М. Рабец, Т.О. Урумовой, Степанян А.С. и т.д..
Нормативная база исследования. В качестве фундамента нормативной базы исследования были заложены соответствующие теме исследования, постулаты гражданского, семейного и административного законодательства Российской Федерации, регулирующие правовые вопросы оформления опеки и попечительства в отношении детей сирот.
Эмпирическая основа исследования. В основе эмпирической концепции исследования данной магистерской диссертации - положения Конституции РФ, конкретные нормы об опеке и попечительстве, которые закреплены в семейном и гражданском законодательстве, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, опубликованные материалы практики судов общей юрисдикции и материал правоприменительной практики.
Научная новизна магистерской работы. В ходе изысканий исследовались новые право-регулирующие акты, регламентирующие правовые вопросы предмета и объекта исследования, которые заключают в себе научное обоснование, а также те, что подвергались обоснованное критике. В ходе работы над диссертацией нами были выявлены логические не состыковки и законодательные упущения современного права в вопросах регулирования опеки и попечительства как способа определения детей, оставшихся без попечения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость с теоретической точки зрения состоит в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть полезны для последующей научной разработки и изучения вопросов, связанных с опекой и попечительства в Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в перспективе использования ее результатов для подготовки лекций, учебно-методических пособий, возможность применения практикующими юристами и в адвокатской практике.
Структура работы. Магистерская диссертация включат в себя введение, три главы, каждая из которой состоит из трёх параграфов, заключение и список использованной литературы.
В настоящий момент Российская Федерация имеет множество очень серьезных проблем, которые требуют немедленного решения. Для того чтобы усыновить, опекать и брать под опеку детей приходится проходить бюрократические трудности.
В России в последнее время стоит вопрос об упразднении детским домов как таковых, а также любых учреждений, которые специализируются на содержании детей-сирот. Наша страна хочет увеличить долю детей, над которыми оформляется опека и попечительство, до 80 % от всех детей, которые остались без попечения родителей. Связано это с очень низкой степенью доверия к детским домам и приютам для детей.
В Федеральном законе «Об опеки и попечительства» сформированы принципы государственного регулирования органов по опеки и попечительства, главными задачами которых являются выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а так же защита прав и законных интересов подопечных, обеспечения государственной поддержки. Так же в законе определены права и обязанности органов опеки и попечительства, прохождения процедуры назначения опеки и попечительства.
Таким образом, возникает объективная необходимость в глубоком анализе такого института права, как опека и попечительство.
Объектом настоящей диссертации является опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.
Предметом исследования правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Целью данной квалификационной работы является рассмотрение и выявление проблем в законодательстве опеки и попечительства на примере департамента социального обеспечения г.о. Тольятти.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
• проанализировать историческое развитие института опеки и попечительства;
• раскрыть понятия «опеки» и «попечительства»;
• рассмотреть задачи, полномочия органов опеки и попечительства в России;
• проанализировать особенности возникновения и прекращения правоотношений по опеке и попечительству;
• выявить особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, прекращением опеки попечительства в российском законодательстве;
• изучить правовое положение органов опеки и попечительства;
• раскрыть проблемы функционирования института опеки и попечительства в Российской Федерации;
• изучить особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти;
Рассмотреть динамику деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти;
• выявить проблемы деятельности опеки и попечительства;
• в результате проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации.
Методическая база исследования. При написании магистерской диссертации использовались метод научного исследования (системный, диалектический), а так же частично, научные приемы - сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, конкретно-исторический, статический и другие методы исследования.
Теоретическая основа работы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды ученых социологов, философов, администраторов, специалистов в области гражданского права, а так же теории государства и права.
Были использованы труды следующих авторов: С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Е.М. Ворожейскина, Н.М. Ершова, О.Ю. Ильина, Д.И. Мейер, В.А. Рясенцев, О.С. Иоффе, А.Ю. Бахтиарова, И.П. Виськина, В.В. Куропацкой, В.А. Цветкова, Ю.М. Осипова и т.д.; диссертации Л.Ю. Михеевой, А.М. Рабец, Т.О. Урумовой, Степанян А.С. и т.д..
Нормативная база исследования. В качестве фундамента нормативной базы исследования были заложены соответствующие теме исследования, постулаты гражданского, семейного и административного законодательства Российской Федерации, регулирующие правовые вопросы оформления опеки и попечительства в отношении детей сирот.
Эмпирическая основа исследования. В основе эмпирической концепции исследования данной магистерской диссертации - положения Конституции РФ, конкретные нормы об опеке и попечительстве, которые закреплены в семейном и гражданском законодательстве, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, опубликованные материалы практики судов общей юрисдикции и материал правоприменительной практики.
Научная новизна магистерской работы. В ходе изысканий исследовались новые право-регулирующие акты, регламентирующие правовые вопросы предмета и объекта исследования, которые заключают в себе научное обоснование, а также те, что подвергались обоснованное критике. В ходе работы над диссертацией нами были выявлены логические не состыковки и законодательные упущения современного права в вопросах регулирования опеки и попечительства как способа определения детей, оставшихся без попечения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость с теоретической точки зрения состоит в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть полезны для последующей научной разработки и изучения вопросов, связанных с опекой и попечительства в Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в перспективе использования ее результатов для подготовки лекций, учебно-методических пособий, возможность применения практикующими юристами и в адвокатской практике.
Структура работы. Магистерская диссертация включат в себя введение, три главы, каждая из которой состоит из трёх параграфов, заключение и список использованной литературы.
В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы, что институт опеки и попечительства прошел долгий путь развития от Русской правды до ФЗ «Об опеке и попечительстве», встретив немало преобразований, недоработок и трудностей. В процессе создания системы правового регулирования отношений опекуна или попечителя и подопечного были определены порядок выявления и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, порядок признания гражданина способным выполнять обязанности опекуна или попечителя и установления опеки или попечительства над ребенком. В процессе исследования были глубоко изучены все процессы, регулируемые институтом опеки и попечительства, обязанности опекунов и попечителей, порядок оформления и прекращения опеки и попечительства. Проведенный анализ позволил выявить проблемы и перспективы развития данной сферы правового регулирования.
На современном этапе развития институт опеки и попечительства и его правовое регулирование в России вызывает множество споров в научных кругах. Принятие новых законов, введение новых понятий требует их тщательного анализа и подтверждения их справедливости. Поскольку вопросы опеки и попечительства являются весьма важными для такого государства, как наше (проводящего активную социальную политику), решение проблем правового регулирования опеки и попечительства носит приоритетный характер. Исходя из проведенного исследования, основными направлениями улучшения деятельности органов опеки и попечительства являются усиление их взаимодействия с другими социальными учреждениями (медицинскими, образовательными и т.п.), увеличение информированности граждан об их деятельности (создание информационных буклетов, брошюр, социальная реклама, просветительские программы на телевидении и радио), а также индивидуальная работа с семьями и детьми. На мой взгляд, последний аспект является чрезвычайно важным, ибо лучший способ избавления от социального сиротства как явления - это его предотвращение. Необходимо отслеживать положение и состояние детей, находить семьи, атмосфера в которых угрожает жизни и здоровью ребенка, проводить беседы, медицинские, психологические и иные необходимые мероприятия, способные предотвратить ухудшение ситуации в семье и лишение родителей родительских прав.
Для более успешного устройства детей, все же лишившихся родительского попечения, необходимо сделать процесс установления опеки и попечительства максимально более быстрым и учитывающим интересы ребенка, однако необходимо установить строгий контроль над гражданами, высказавшими желание стать опекунами или попечителями, во избежание использования опеки или попечительства в корыстных целях или ущемления прав и интересов ребенка. Также необходимо оказывать максимальную правовую и психологическую поддержку на официальном уровне опекунам и усыновителям и их подопечным. Возможно создание специального информационного центра, способного, во-первых, ознакомить граждан с процедурой подготовки документов на установление опеки или попечительства, во-вторых, помочь оценить собственные силы по воспитанию и заботе о ребенке, изучить особенности развития и состояния здоровья детей в разном возрасте. В-третьих, помочь детям восстановиться после моральных травм и негативного опыта, полученных в кровной семье и детских учреждениях, а родителям - изучить педагогические приемы, способствующие общению с детьми, установлению с ними доверительных отношений. Наконец, такой центр должен предоставлять возможность обсуждения с компетентными лицами возникающих проблем и вопросов, получение профессиональной психологической помощи. На сегодняшний день работники органов опеки и попечительства и детских учреждений, как правило, не дают необходимую будущим опекунам и попечителям информацию, к ним нельзя обратиться за советом, поэтому создание подобного центра могло бы повысить эффективность деятельности института опеки и попечительства в России.
В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
На современном этапе развития институт опеки и попечительства и его правовое регулирование в России вызывает множество споров в научных кругах. Принятие новых законов, введение новых понятий требует их тщательного анализа и подтверждения их справедливости. Поскольку вопросы опеки и попечительства являются весьма важными для такого государства, как наше (проводящего активную социальную политику), решение проблем правового регулирования опеки и попечительства носит приоритетный характер. Исходя из проведенного исследования, основными направлениями улучшения деятельности органов опеки и попечительства являются усиление их взаимодействия с другими социальными учреждениями (медицинскими, образовательными и т.п.), увеличение информированности граждан об их деятельности (создание информационных буклетов, брошюр, социальная реклама, просветительские программы на телевидении и радио), а также индивидуальная работа с семьями и детьми. На мой взгляд, последний аспект является чрезвычайно важным, ибо лучший способ избавления от социального сиротства как явления - это его предотвращение. Необходимо отслеживать положение и состояние детей, находить семьи, атмосфера в которых угрожает жизни и здоровью ребенка, проводить беседы, медицинские, психологические и иные необходимые мероприятия, способные предотвратить ухудшение ситуации в семье и лишение родителей родительских прав.
Для более успешного устройства детей, все же лишившихся родительского попечения, необходимо сделать процесс установления опеки и попечительства максимально более быстрым и учитывающим интересы ребенка, однако необходимо установить строгий контроль над гражданами, высказавшими желание стать опекунами или попечителями, во избежание использования опеки или попечительства в корыстных целях или ущемления прав и интересов ребенка. Также необходимо оказывать максимальную правовую и психологическую поддержку на официальном уровне опекунам и усыновителям и их подопечным. Возможно создание специального информационного центра, способного, во-первых, ознакомить граждан с процедурой подготовки документов на установление опеки или попечительства, во-вторых, помочь оценить собственные силы по воспитанию и заботе о ребенке, изучить особенности развития и состояния здоровья детей в разном возрасте. В-третьих, помочь детям восстановиться после моральных травм и негативного опыта, полученных в кровной семье и детских учреждениях, а родителям - изучить педагогические приемы, способствующие общению с детьми, установлению с ними доверительных отношений. Наконец, такой центр должен предоставлять возможность обсуждения с компетентными лицами возникающих проблем и вопросов, получение профессиональной психологической помощи. На сегодняшний день работники органов опеки и попечительства и детских учреждений, как правило, не дают необходимую будущим опекунам и попечителям информацию, к ним нельзя обратиться за советом, поэтому создание подобного центра могло бы повысить эффективность деятельности института опеки и попечительства в России.
В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.
Подобные работы
- Опека и попечительство над несовершеннолетними: вопросы правового регулирования
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2020 - Технологии опеки и попечительства несовершеннолетних детей
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК СПОСОБ ЗАЩИТЫ ПРАВ
ДЕТЕЙ, УТРАТИВШИХ РОДИТЕЛЬСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ДЕТЬМИ В БЕЛГОРОДСКОМ РАЙОНЕ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА НАД НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ГРАЖДАНАМИ
Дипломные работы, ВКР, гражданско-процессуальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Опека и попечительство над несовершеннолетними
Курсовые работы, семейное право. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Опека и попечительство над несовершеннолетними в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития
Магистерская диссертация, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2022





