Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми: актуальные проблемы правового регулирования

Работа №109898

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы109
Год сдачи2019
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО КАК ИНСТИТУТ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 7
1.1 Историческое развитие института опеки и попечительства 7
1.2 Понятие и правовая природа опеки и попечительства 11
1.3. Органы опеки и попечительства, их задачи и полномочия в России 17
2. ПРАВООТНОШЕНИЯ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ 21
2.1 Возникновение и прекращение правоотношений по опеке и попечительству 21
2.2 Содержание правоотношений по опеке и попечительству 29
2.3 Правовое положение органов опеки и попечительства 32
3. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА В Г.О. ТОЛЬЯТТИ 50
3.1 Особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти 50
3.2 Динамика деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти 54
3.3 Проблемы и пути совершенствования деятельности органов опеки и попечительства 87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 99
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 102

Выбранная тема для проведения исследования является актуальной в связи с острой постановкой важнейшей проблемы социальной политики в Российской Федерации в отношении положения детей-сирот в обществе и детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящий момент Российская Федерация имеет множество очень серьезных проблем, которые требуют немедленного решения. Для того чтобы усыновить, опекать и брать под опеку детей приходится проходить бюрократические трудности.
В России в последнее время стоит вопрос об упразднении детским домов как таковых, а также любых учреждений, которые специализируются на содержании детей-сирот. Наша страна хочет увеличить долю детей, над которыми оформляется опека и попечительство, до 80 % от всех детей, которые остались без попечения родителей. Связано это с очень низкой степенью доверия к детским домам и приютам для детей.
В Федеральном законе «Об опеки и попечительства» сформированы принципы государственного регулирования органов по опеки и попечительства, главными задачами которых являются выявление несовершеннолетних лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а так же защита прав и законных интересов подопечных, обеспечения государственной поддержки. Так же в законе определены права и обязанности органов опеки и попечительства, прохождения процедуры назначения опеки и попечительства.
Таким образом, возникает объективная необходимость в глубоком анализе такого института права, как опека и попечительство.
Объектом настоящей диссертации является опека и попечительство над несовершеннолетними детьми.
Предметом исследования правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними детьми.
Целью данной квалификационной работы является рассмотрение и выявление проблем в законодательстве опеки и попечительства на примере департамента социального обеспечения г.о. Тольятти.
Для достижения данной цели были поставлены задачи:
• проанализировать историческое развитие института опеки и попечительства;
• раскрыть понятия «опеки» и «попечительства»;
• рассмотреть задачи, полномочия органов опеки и попечительства в России;
• проанализировать особенности возникновения и прекращения правоотношений по опеке и попечительству;
• выявить особенности правового регулирования отношений, возникающих в связи с установлением, прекращением опеки попечительства в российском законодательстве;
• изучить правовое положение органов опеки и попечительства;
• раскрыть проблемы функционирования института опеки и попечительства в Российской Федерации;
• изучить особенности деятельности органов опеки и попечительства г.о. Тольятти;
Рассмотреть динамику деятельности по опеки и попечительству в г.о. Тольятти;
• выявить проблемы деятельности опеки и попечительства;
• в результате проведенного исследования сделать выводы и дать рекомендации.
Методическая база исследования. При написании магистерской диссертации использовались метод научного исследования (системный, диалектический), а так же частично, научные приемы - сравнительно-правовой, формально-юридический, метод правового моделирования, конкретно-исторический, статический и другие методы исследования.
Теоретическая основа работы. Теоретическую основу настоящего исследования составляют труды ученых социологов, философов, администраторов, специалистов в области гражданского права, а так же теории государства и права.
Были использованы труды следующих авторов: С.С. Алексеев, С.Н. Братусь, Е.М. Ворожейскина, Н.М. Ершова, О.Ю. Ильина, Д.И. Мейер, В.А. Рясенцев, О.С. Иоффе, А.Ю. Бахтиарова, И.П. Виськина, В.В. Куропацкой, В.А. Цветкова, Ю.М. Осипова и т.д.; диссертации Л.Ю. Михеевой, А.М. Рабец, Т.О. Урумовой, Степанян А.С. и т.д..
Нормативная база исследования. В качестве фундамента нормативной базы исследования были заложены соответствующие теме исследования, постулаты гражданского, семейного и административного законодательства Российской Федерации, регулирующие правовые вопросы оформления опеки и попечительства в отношении детей сирот.
Эмпирическая основа исследования. В основе эмпирической концепции исследования данной магистерской диссертации - положения Конституции РФ, конкретные нормы об опеке и попечительстве, которые закреплены в семейном и гражданском законодательстве, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, опубликованные материалы практики судов общей юрисдикции и материал правоприменительной практики.
Научная новизна магистерской работы. В ходе изысканий исследовались новые право-регулирующие акты, регламентирующие правовые вопросы предмета и объекта исследования, которые заключают в себе научное обоснование, а также те, что подвергались обоснованное критике. В ходе работы над диссертацией нами были выявлены логические не состыковки и законодательные упущения современного права в вопросах регулирования опеки и попечительства как способа определения детей, оставшихся без попечения.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Значимость с теоретической точки зрения состоит в том, что сформулированные выводы и рекомендации могут быть полезны для последующей научной разработки и изучения вопросов, связанных с опекой и попечительства в Российской Федерации.
Практическая значимость работы заключается в перспективе использования ее результатов для подготовки лекций, учебно-методических пособий, возможность применения практикующими юристами и в адвокатской практике.
Структура работы. Магистерская диссертация включат в себя введение, три главы, каждая из которой состоит из трёх параграфов, заключение и список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенных исследований можно сделать следующие выводы, что институт опеки и попечительства прошел долгий путь развития от Русской правды до ФЗ «Об опеке и попечительстве», встретив немало преобразований, недоработок и трудностей. В процессе создания системы правового регулирования отношений опекуна или попечителя и подопечного были определены порядок выявления и устройства детей, оставшихся без родительского попечения, порядок признания гражданина способным выполнять обязанности опекуна или попечителя и установления опеки или попечительства над ребенком. В процессе исследования были глубоко изучены все процессы, регулируемые институтом опеки и попечительства, обязанности опекунов и попечителей, порядок оформления и прекращения опеки и попечительства. Проведенный анализ позволил выявить проблемы и перспективы развития данной сферы правового регулирования.
На современном этапе развития институт опеки и попечительства и его правовое регулирование в России вызывает множество споров в научных кругах. Принятие новых законов, введение новых понятий требует их тщательного анализа и подтверждения их справедливости. Поскольку вопросы опеки и попечительства являются весьма важными для такого государства, как наше (проводящего активную социальную политику), решение проблем правового регулирования опеки и попечительства носит приоритетный характер. Исходя из проведенного исследования, основными направлениями улучшения деятельности органов опеки и попечительства являются усиление их взаимодействия с другими социальными учреждениями (медицинскими, образовательными и т.п.), увеличение информированности граждан об их деятельности (создание информационных буклетов, брошюр, социальная реклама, просветительские программы на телевидении и радио), а также индивидуальная работа с семьями и детьми. На мой взгляд, последний аспект является чрезвычайно важным, ибо лучший способ избавления от социального сиротства как явления - это его предотвращение. Необходимо отслеживать положение и состояние детей, находить семьи, атмосфера в которых угрожает жизни и здоровью ребенка, проводить беседы, медицинские, психологические и иные необходимые мероприятия, способные предотвратить ухудшение ситуации в семье и лишение родителей родительских прав.
Для более успешного устройства детей, все же лишившихся родительского попечения, необходимо сделать процесс установления опеки и попечительства максимально более быстрым и учитывающим интересы ребенка, однако необходимо установить строгий контроль над гражданами, высказавшими желание стать опекунами или попечителями, во избежание использования опеки или попечительства в корыстных целях или ущемления прав и интересов ребенка. Также необходимо оказывать максимальную правовую и психологическую поддержку на официальном уровне опекунам и усыновителям и их подопечным. Возможно создание специального информационного центра, способного, во-первых, ознакомить граждан с процедурой подготовки документов на установление опеки или попечительства, во-вторых, помочь оценить собственные силы по воспитанию и заботе о ребенке, изучить особенности развития и состояния здоровья детей в разном возрасте. В-третьих, помочь детям восстановиться после моральных травм и негативного опыта, полученных в кровной семье и детских учреждениях, а родителям - изучить педагогические приемы, способствующие общению с детьми, установлению с ними доверительных отношений. Наконец, такой центр должен предоставлять возможность обсуждения с компетентными лицами возникающих проблем и вопросов, получение профессиональной психологической помощи. На сегодняшний день работники органов опеки и попечительства и детских учреждений, как правило, не дают необходимую будущим опекунам и попечителям информацию, к ним нельзя обратиться за советом, поэтому создание подобного центра могло бы повысить эффективность деятельности института опеки и попечительства в России.
В действующем законодательстве отсутствуют правовые основания для организации профилактической работы с семьями, где дети находятся в сложной жизненной ситуации. Это делает невозможным раннее вмешательство в такие семьи со стороны органа опеки и попечительства для оказания своевременной помощи и предотвращения изъятия детей и лишения или ограничения родителей родительских прав.
В современных условиях одной из сдерживающих проблем в осуществлении социальной опеки и попечительства, развитии института приемной семьи и других способов защиты прав и интересов детей, лишенных попечительства, является неспособность государства в полной мере выполнять свои обязательства по материальному обеспечению системы социальной опеки и попечительства. И все же есть основания надеяться, что в скором времени в социально-экономическом развитии российского общества произойдут перемены к лучшему, которые позволят успешно развиваться не только социальной опеке и попечительству, но и в целом системе отечественной социальной работы.


1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7- ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2019).
5. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
6. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об опеке и попечительстве».
7. Федеральный закон от 03.12.2011 N 378-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением института Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка».
8. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «Об образовании в Российской Федерации».
9. Постановление Правительства РФ от 14.02.2013 N 117 «Об утверждении перечня заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить (удочерить) ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную или патронатную семью».
10. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 195 (ред. от 24.12.2014) «О детском доме семейного типа» (вместе с «Правилами организации детского дома семейного типа»).
11. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 21.12.2018) «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (вместе с «Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах», «Правилами осуществления отдельных полномочий органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», «Правилами заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного», «Правилами создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье», «Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», «Правилами ведения личных дел несовершеннолетних подопечных»).
12. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р «Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года».
13. Приказ Минобрнауки РФ от 12.02.2009 N 39 «Об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
14. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 6 Федерального закона "Об опеке и попечительстве».
15. Выписка из протокола заседания Совета ГД ФС РФ от 20.01.2009 N 80 О проекте Федерального закона N 147132-5 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ