Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Понятие, система, этапы и формы предварительного расследования 6
1.1 Понятие предварительного расследования 6
1.2 Система предварительного расследования 10
1.3 Этапы предварительного расследования в основных мировых системах уголовного судопроизводства 17
1.4 Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе 19
2 Понятие и виды общих условий предварительного расследования 26
2.1 Понятие и система общих условий предварительного расследования 26
2.2 Общие условия предварительного расследования, связанные с выбором надлежащего субъекта расследования и его процессуальным положением 31
2.3 Общие условия предварительного расследования, связанные с его всесторонностью, объективностью, полнотой и быстротой 40
2.4 Общие условия предварительного расследования, связанные с обеспечением прав и законных интересов его участников 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования. За прошедшие годы российское предварительное расследование существенно изменилось - возрождении судебного следователя, находящегося в составе судебного ведомства и наделенного такими полномочиями, как избрание и применение отдельных мер принуждения, привлечение в качестве обвиняемого, приостановление и прекращение производства по делу, депонирование показаний участников процесса, а также производство по требованию сторон иных следственных действий для придания собираемым материалам статуса судебных доказательств и т.д. В то же время подобная реформа периодически обсуждается, причем не только в уголовно-процессуальной науке, но и в коридорах власти.
Планируя производство следственных действий, следователь должен учитывать возможность выполнить их наличными в органе внутренних дел силами и средствами. Руководителю следственной группы следует подумать о транспортных средствах (своевременно добраться до места преступления), о составе следственной группы (привлечении сотрудников полиции, специалистов и представителей общественности и т.п.), о подготовке технических средств и о тактике проведения намечаемого следственного действия и др. Иными словами, каждое следственное действие должно планироваться - только тогда оно будет проведено правильно и успешно.
Предварительное расследование по уголовным делам производится следователями Следственного комитета Российской Федерации, следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов федеральной службы безопасности.
Настоящая работа посвящена исследованию порядка производства предварительного расследования.
Предметом настоящей работы, определившим тему исследования, стали особенности порядка производства предварительного расследования.
Объект - производство предварительного расследования.
Целью работы является изучение производства предварительного расследования.
Задачи исследования следующие:
1) изучить понятие, систему, этапы и формы предварительного расследования;
2) исследовать понятие и виды общих условий предварительного расследования.
В данной работе использованы следующие методы: метод исследования, системного анализа, сравнительного исследования действующего законодательства.
Источниковая база состоит из Конституции РФ и законов.
Работа состоит из введения, двух глав, подразделенных на параграфы, заключения, списка используемой литературы.
В заключение хотелось бы сделать следующие выводы.
Оценка результатов деятельности предварительного расследования в нашей стране осуществляется по разным параметрам и критериям. При этом оценивается деятельность всех органов, которые уполномочены законом на ведение этого вида процессуальной деятельности, отдельных из указанных учреждений, конкретных сотрудников, а также по расследованию совокупности или единственного уголовного дела.
В ходе предварительного расследования должностные лица и государственные органы собирают, проверяют, оценивают доказательства. Как результат, принимается решение о прекращении уголовного дела или о его направлении в суд с обвинительным заключением.
Работа следователя по планированию расследования преступлений имеет свои отличительные особенности. Прежде всего он планирует отдельные узловые тактические приемы, общую стратегию расследования, определяет основные этапы следственно-поискового процесса, логику каждого следственного действия в отдельности и систему следственных действий. Помимо всего вышеперечисленного планируется использование следственной группы с привлечением специалистов, экспертов, оперативно-разыскных сотрудников и т.д. Дальнейшее развитие событий по расследованию дела во многом зависит от правильно спланированного начала следствия.
Решение о возбуждении уголовного дела необходимо связывать с преступным событием вне зависимости от того, насколько исчерпывающе установлен круг лиц, его совершивших. При выявлении в ходе расследования дополнительного субъекта преступления следует уведомить такое лицо об осуществлении в отношении его уголовного преследования, наделить статусом подозреваемого и разъяснить ему соответствующие права, обязанности и ответственность, что обеспечит фактический статус такого субъекта.
Если в ходе предварительного расследования выявляется новое преступное событие, решение о возбуждении уголовного дела следует соотносить с видом преступления: единичное, объединенное одним умыслом (продолжаемое) или взаимосвязанные преступления.
Если имеет место продолжаемое преступление, то все преступные факты необходимо расследовать в рамках одного уголовного дела, поскольку речь идет об одном событии.
Если деяния, даже будучи тождественными по содержанию, умыслом не объединены, то это единичные преступные факты и по каждому событию необходимо принимать решение о возбуждении уголовного дела.
По уголовным делам о взаимосвязанных преступлениях решение о возбуждении уголовного дела принимается по каждому событию отдельно, поскольку речь идет о разных составах.
С самого начала планирования расследования следователю необходимо предвидеть все действия заинтересованных в деле лиц, которые могут дать ему определенное преимущество. Одна из основных исходных задач следователя - раскрыть замыслы оказывающего противодействие подозреваемого или обвиняемого, определить меры нейтрализации их противодействия.
В органах внутренних дел существуют различные формы планирования, в том числе и планирования расследования преступлений. Планы могут быть составлены не только в письменной форме, но и в табличной, графической, мысленно и т.п. Процесс продумывания по несложному делу обстоятельств, подлежащих установлению, или набросок в личном блокноте тактических приемов производства того или иного следственного действия будет тоже являться одной из форм планирования. Однако необходимо помнить, что письменное планирование путем составления следственных действий в целом по делу является самой основной формой для работы в органах внутренних дел.
Действительно, следственные действия дознаватель сможет осуществлять в суде, но только когда он сам желает закрепить доказательства немедленно, опасаясь либо утраты важной доказательственной информации, либо того, что эти доказательства станут объективно недостижимы в судебном разбирательстве дела по существу (например, свидетель может изменить свои показания, не явиться в суд и т.п.).
Следует отметить, что в производстве следователей некоторых региональных управлений Следственного комитета находится большое количество материалов, проверяемых на стадии возбуждения уголовного дела. В большинстве своем такие проверки проводятся по фактам наступления смерти людей без признаков преступления. В некоторых территориальных управлениях по согласованию с руководством Следственного комитета и региональных Управлений внутренних дел в качестве эксперимента проверка таких материалов поручалась полицейским дознавателям. В результате нагрузка на следователей значительно снизилась. Однако это не привело к немедленному и пропорциональному увеличению количества оконченных ими уголовных дел. Для объективного вывода о причинах такого положения необходимо продолжение эксперимента и выявление всех факторов, влияющих на производительность труда следователей.
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 4, ст. 44
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 14, ст. 1145.
3. Алиэскеров М.А. Состязательный уголовный процесс в правовом социальном государстве // Российская юстиция. 2017. N 11. С. 5 - 8.
4. Безруков А.В. Конституционное право России: учебное пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юстицинформ, 2017. 304 с
5. Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие. 9-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2018. 304 с.
6. Безруков С.С. Теоретико-правовые проблемы системы и содержания принципов уголовного процесса. М.: Юрлитинформ, 2016. 559 с.
7. Белов В.А. Наука права (правоведение или юриспруденция): кризисное состояние и пути его преодоления // Закон. 2018. N 11. С. 33 - 49.
8. Волеводз А.Г. Истина в уголовном судопроизводстве: точки зрения, сомнения и аргументы науки // Библиотека криминалиста. 2017. N 4 (5). С. 5 - 6.
9. Ефимичев П.С., Ефимичев С.П. Расследование преступлений: теория, практика, обеспечение прав личности. М.: Юстицинформ, 2018. 504 с.
10. Исакова Т.В. Состязательность российского уголовного процесса как структурообразующее начало конфликтной деятельности участников уголовного судопроизводства // Администратор суда. 2018. N 1. С. 23 - 26
11. Исаенко В.Н. Назначение судебной экспертизы как объект процессуального контроля // Российский следователь. 2016. N 4. С. 22 - 26.
12. Качалов В.И. Действие уголовно-процессуальных принципов состязательности и всесторонности, полноты и объективности в стадии исполнения итоговых судебных решений // Мировой судья. 2017. N 3. С. 31 - 36.
13. Макаренко И.А. Некоторые способы фальсификации доказательств на предварительном следствии // Российский следователь. 2018. N 2. С. 17 - 20.
14. Курс уголовного процесса / А.А. Арутюнян, Л.В. Брусницын, О.Л. Васильев и др.; под ред. Л.В. Головко. М.: Статут, 2016. 1278 с.
15. Носков Ю.Г. Достижение истины и состязательность сторон в судебном процессе // Современное право. 2018. N 4. С. 57 - 62.
...