Введение 3
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия учителя с родителями
1.1 Педагогическое взаимодействие с родителями младших школьников в психолого- педагогической литературе 8
1.2 Условия взаимодействия учителя с родителями младших школьников 14
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимодействия учителей и родителей младших школьников
2.1 Диагностика уровня развития младших школьников как результат взаимодействия учителей и родителей 27
2.2. Разработка и внедрение комплекса педагогических мероприятий для родителей развитию младших школьников 37
2.3 Анализ результатов опытно экспериментального исследования 44
Вывод по второй главе 48
Заключение 50
Список использованных источников 54
Приложение 59
В настоящее время следует отметить повышение внимания к семье со стороны институтов воспитания. В период бурной перестройки социально-экономического и политического укладов жизни государства и общества, значительные изменения претерпевает система семейного воспитания. Интерес к семье как к педагогической системе обусловлен тем, что на протяжении последних десятилетий всё больше проявляются признаки кризиса российской семьи. К реформаторским изменениям государственного масштаба, семья как ключевой институт в устройстве общества особенно чувствительна поскольку их последствие находят свое отражение на её уровне жизни, стабильности и воспитательной деятельности. Потенциал возможностей семьи, её жизнедеятельность, воспитание детей и социальные установки, отношение к образованию и ценностные ориентации переживают серьёзные трансформации, что во многом обусловлено её адаптацией и приспосабливаемостью к новым условиям.
Для школы кризис семейного воспитания проявляется в затруднении педагогической работы как с детьми, так и их родителями. Результатом экономических реформ стало то, что семья оказалась в нетипичной педагогико-воспитательной ситуации, когда многие родители уходят от решения вопросов, связанных с развитием личности ребенка и его воспитанием. Отсутствие знаний о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребёнка, не позволяет родителям осуществлять воспитание, которое принесло бы позитивный результат. Как правило, в таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми. В итоге авторитетом для них становиться внешнее, зачастую негативное окружение, что может привести к выходу ребёнка из-под влияния семьи.
Причинами возникновения нетипичных проблем воспитательного характера стало возникновение материальных и психологических трудностей, переживаемые семьёй. Неуверенность родителей приводит к тому, что они перестают быть образцом для подражания у своих детей, а так же авторитетом. Дети перестали обращаться к родителям за помощью и за советом считая их неспособными в новых условиях к выживанию. На этом фоне происходит снижение воспитательной роли семьи. В последние годы утрачивают свою силу многие ценности, которые на протяжении веков считались основой семейного воспитания.
При выполнении своих педагогико-воспитательных функций семья испытывает большие трудности. Объективно она остается ведущим социальным институтом в формировании и развитии социально значимых ценностей и установок личности, в воспитании подрастающего поколения (Р.Л.Болотина [4], В.С.Глушкова, В.Н. Гуров, А.Г.Хрипкова). Основные преимущества и ценные средства в семейном воспитании необходимо формировать с учетом возрастных особенностей, возможности индивидуального подхода к детям, родительского авторитета, положительного примера родителей, духовной связи и нравственной преемственности поколений. Чрезвычайно устойчивое влияние семья оказывает на остро воспринимающую мир психологическую структуру человека. Многие из этих влияний оставляют неизгладимый след на всю жизнь, они как будто «впечатываются» в личностную структуру человека через первичные образы, стиль поведения, слова, действия.
Педагог не может отрицать глубокого влияния семьи на школьника. Он не может свободно кардинальным образом изменить семейные условия жизни детей, не иметт полномочий вмешиваться в семейной уклад жизни.
Предмет профессиональной деятельности педагога - ребенок, пришедший в школу из семьи.
Взаимодействие родителей и учителя значимо на всех этапах школьной жизни (О.С.Богданова, Р.Л.Болотина [4], В.С.Глушкова, М.Ф.Матюхина, О.Н. Урбанская, Л.М.Фридман, Н.Е.Щуркова56] ). В первые годы пребывания в школе ребенок еще особенно тесно связан с семьей, он еще не приобрел способность самостоятельно управлять своими чувствами, своим поведением.
Начальная школа значится особой ступенью в жизни ребенка. Приходя в школу, ребенок переходит к учебной деятельности, осваивает новую для себя социальную позицию, новую роль ученика, происходит расширение сферы его взаимодействия с окружающим миром. У ребенка начинает формироваться положительное отношение к образованию, школе, педагогам и сверстникам. Успешное и своевременное формирование указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности тесно связано с активной позицией учителя и родителей, что определяет важность их взаимодействия в начальной школе [44].
От семьи функция воспитания передается школе, продолжая оказывать сильное влияние на ребенка. В процессе формирования его личности он приобретает двух мощных субъектов воспитания. Первичным субъектом выступает семья, вторичным, таким же же мощным — школа. Первейшее условие их взаимодействия основывается на исчерпывающем представление функций и содержании воспитательной деятельности. Это дает обоим субъектам возможность понимания друг друга, и, при наличии адекватного образа воспитательных возможностей друг друга, могут выполнять реальные взаимные действия, вполне отдавая себе отчет в задачах, средствах и конечном результате [50].
У современного школьника должно быть стремление реализовать себя в жизни и стать успешным. Задача педагогов и родителей - поддержать его на этом пути, оказать ему помощь в этом становлении. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешна при условии, если они станут союзниками. Это даст им возможность лучше узнать ребенка, позволит увидеть его в разных ситуациях и таким образом взрослые начнут понимать индивидуальные особенности детей, осознано развивать их способности при формировании ценностных жизненных ориентиров, помогать в преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. С связи с этим возникает необходимость создания поля совместной деятельности, конструктивных отношений, общего бытия, на котором нет знающих больше или меньше, а есть ищущие, объединенные единой целью.
Современные родители и педагоги должны четко понимать, что жизненным успехом ребёнка, является сегодняшняя работа на единой территории, в едином пространстве, так как взаимопонимание и взаимодействие - слагаемые формулы воспитания [50].
Воспитание личности является сегодня первоочередной задачей. Именно тесное взаимодействие всех субъектов воспитательной деятельности (педагогов, родителей, детей) будет выступать главным средством ее решения.
По мнению В.А. Сухомлинского, в работах которого широко используется понятие «школьно-семейное воспитание» - воспитание нельзя рассматривать только как школьное или только как семейное, так как процесс формирования личности ребенка един и носит целостный характер.
Ведущая роль в процессе воспитания отводится школе, которая продолжает оставаться важнейшим социальным институтом, призванным обеспечивать воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребёнка, родителей и социума.
Педагогическое воздействие учителя и родителей определяет множество задач, решение которых по сути направлено на поиск оптимальных решений. В этом случае требуется избирать тот путь, при котором выбор будет связан с определением результата педагогического воздействия, с его исходом. Полученные знания о механизме педагогической деятельности, ее преобразованиях, ведущих к поставленной цели, достигнутых результатах позволят выявить ее эффективность.
На сегодняшний день проблема совместной деятельности семьи и школы, приобретая разносторонний характер, стала объектом специального изучения.
Целью исследования является выявление, обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Объектом исследования выступает взаимодействие учителя и родителей как субъектов воспитательного процесса.
Предмет исследования — психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемам взаимодействия учителей с родителями.
Определить формы и методы взаимодействия с родителями и выделить наиболее эффективные.
2. Разработать и внедрить эффективность использования психолого-педагогического консультирования родителей, как средство повышения их компетенций в развитии младших школьников.
Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы: Педагогический эксперимент, беседа, анкетирование.
База исследования: МБОУ средняя общеобразовательная школа № 82 городского округа Тольятти.
Практическая значимость: Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогической деятельность учителей начальных классов.
Важность и сложность педагогического процесса для учителя при взаимодействии с родителями, с семьей определяется рядом причин. Это и значимость семьи в процессе социализации ребенка, ее роль в формировании поведения ребенка. Процесс воспитания, а тем более исправление недостатков в поведении, возможны только при тесном сотрудничестве семьи и школы. Непонимание данного процесса, неудовлетворенность результатами очень часто можно услышать как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Следствием этого становятся обвинения педагогов и родителей в некомпетентности и отсутствие желания сотрудничать.
Однако именно в успешном их взаимодействии кроется секрет воспитания успешной личности.
Целью данного исследования было выявление и научное обоснование психолого-педагогических условий эффективного взаимодействия учителя и родителей в начальной школе, и она успешно достигнута.
Приведенное теоретическо-экспериментальное исследование позволяет отметить следующее. Рассматривая интеллектуальное развитие как процесс, результатом которого оказывается воздействие на обстоятельства жизни и социальной среды ребенка, нельзя не заметить и повышение уровня познавательной деятельности подрастающего человека в знаниях, познавательных процессах, способностях и т.д. Наследственность, семейный фонд задатков имеет большое значение. Однако, определяющую роль в интеллектуальном развитии следует отвести систематическому воспитанию интеллекта. Воздействуя педагогически целенаправленно, оно должно включать не только организацию и руководство процессом освоения знаний, а также управление процессом формирования системы интеллектуальных действий и познавательных способностей. Интеллектуальное воспитание протекает как планомерный процесс, позволяющий подрастающему поколению овладеть общественно-историческим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, навыках и умениях, в нормах, правилах, оценках и т.д.
Это воздействие осуществляется взрослыми и включает систему разнообразных средств, методов, создание условий, обеспечивающих интеллектуальное развитие детей.
Большую роль в формировании интеллекта ребенка играет семья, в которой он растет и воспитывается, являясь его ближайшим окружением.
Эффективность интеллектуального развития детей в семье, прежде всего, зависит от содержания совместной деятельности ребенка и взрослого и от характера знаний об окружающем мире, которые даются детям. Таким образом, мы можем говорить о необходимости создания условий в семье для развития вербального интеллекта через общение взрослого и ребенка. Оно является единственно возможным контекстом, в котором ребенок постигает и усваивает общественно исторический опыт человечества, реализует свои задатки. Поэтому общение рассматривается как важнейший фактор психического и в частности интеллектуального развития ребенка.
Практическая часть работы содержит анализ результатов экспериментального изучения интеллектуального уровня у детей младшего школьного возраста в условиях формирующего родительского воздействия на познавательную сферу ребенка. Целью моей практической части явилось изучение возможности педагогического влияния на интеллектуальное развитие младших школьников в семье. Задачами моей исследовательской работы являлось выявление уровня интеллектуального развития детей до и после экспериментального обучения, отработка наиболее эффективных приемов и методов развития интеллектуальной сферы младших школьников по средством влияния на детей через работу с родителями по составленной мною программе психолого- педагогического консультирования.
Для развития поставленных нами задач были использованы исследовательские методы наблюдения за детьми, беседы со взрослыми и детьми, тестирование детей, анкетирование родителей, опытно - экспериментальное обучение с формирующей направленностью.
Исходя их полученных данных по всем показателям интеллектуального развития детей младшего школьного возраста, стало очевидно, что более наглядные и количественные изменения произошли в значениях высокого уровня. Это и послужило в дальнейшем для уровня развития при сопоставлении данных по каждому их рассматриваемых показателей интеллектуального развития детей.
Таким образом, при сравнении показателей интеллектуального развития на предварительном и итоговом диагностировании выявились следующие факты:
1. При сравнении исходного уровня развития интеллекта у детей экспериментальной и контрольной группы результаты оказались сравнительно одинаковы.
После окончания эксперимента явилось характерным увеличением показателей уровня интеллекта детей в экспериментальной группе, что может быть свидетельство объективных процессов становления и развития интеллекта детей, путем опосредованного влияния на их интеллектуальную сферу через работу с родителями, при создании необходимых условий для всестороннего развития ребенка, при использовании методик, обеспечивающих единство мыслительной и практической деятельности.
Для оценки достоверности различий между процентными и долями двух выборок, в которых зарегистрирован интересующий меня эффект увеличения того или иного показателя интеллектуального развития младших школьников. На основании полученных результатов можно сделать заключение, что данные в контрольной группе до и после проведения формирующего эксперимента отличаются незначимо, а данные в экспериментальной группе до и после проведения формирующего эксперимента отличаются значимо.
Таким образом, гипотетическое предположение о том, что повышение уровня информированности родителей об интеллектуальном развитии младших школьников и осуществление родителями целенаправленного формирующего воздействия на познавательную сферу ребенка, создает условие для максимального развития кругозора, умственной активности, что повышает уровень его интеллектуального развития, подтвердилось.
1. Анчокова, М.К. Общественный смотр знаний - одна из форм работы с родителями // Начальная школа - 2007. - № 10. - С. 9-10.
2. Берестов, Н.И., Кулик Л.А. Семейное воспитание. // М.: Просвещение, 2014.-189с.
3. Божович, Л.И. Формирование личности в детском возрасте. // М.: Просвещение ,2013. - 386с.
4. Болотина, Р.Л. Роль классного руководителя в современной начальной школе // Начальная школа. 1995. - № 6. - С. 23 - 25.
5. Бондаревская, Е.В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич // Педагогика. - 2014. №10. С.23-31.
6. Васильченко, Л.В. Воспитание и развитие младших школьников / Л.В. Васильченко - М, 2016
7. Вопросы психологии ребенка младшего школьного возраста. Сб. статей/ Под ред. А.Н.Леонтьева, А.В. Запорожца. М.: Феникс, 2015.-328 с.
8. Воспитательные возможности семьи. / Под ред. Низовай А.М. М.: Знание , 2015.- 91с.
9. Выготский, Л.С. Проблема возраста. - М.: Изд-во МГУ, 2012. - 190с.
10. Гаврилова, О.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй. Интернет-источник. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/11/12/formirovanie-psihologo-pedagogicheskoy- kompetentnosti
11. Галина, А.И , Головнева Н.А. формы и методы взаимодействия классного руководителя с родителями младших школьников. Интернет- источник. Режим доступа: https://www.scienceforum.ru/2015/pdf/16538.pdf
12. Гончаров, B.C. Факторы взаимодействия учителей с учениками на уроке // Школьные технологии. 2006. - № 6. - С. 119-121.
13. Гордеев, Е.В., Дмитрюк М.В. Воспитание школьника в семье// Нач.шк.- 2015. №3.С.8-14.
14. Гребенников, И.В. Педагогические проблемы руководства семейным воспитанием . М.: Педагогика, 2014.-282с.
15. Громова, Ч.Р. психолого-педагогические условия организации взаимодействия учителя начальных классов и родителей в процессе педагогической коррекции агрессивного поведения младшего школьника. Интернет-источник. Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2012/4/psix%D0%BEl%D0%BEgiy%D0%B0/ gromova.pdf
...