ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТГУ
|
Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Проблема социально-психологической адаптации личности в новых социокультурных условиях 7
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе 7
1.2 Условия и факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию личности 11
1.3 Психологические особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты эмпирического изучения социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 19
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Введение 4
Глава 1. Проблема социально-психологической адаптации личности в новых социокультурных условиях 7
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе 7
1.2 Условия и факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию личности 11
1.3 Психологические особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты эмпирического изучения социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 19
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список используемой литературы 40
Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что Россия стала более доступна для иностранцев в плане получения высшего образования. В частности, Тольяттинский государственный университет (далее ТГУ) принимает в свои ряды иностранных граждан. Иностранцы должны адаптироваться не только к новой социальной среде, климату, культуре, традициям и законам страны, но также и решить круг определенных проблем, связанных с особенностями проживания в общежитии и требованиям вуза.
Данная тема не просто интересна в наше время, но еще и максимально актуальна тем, что проблеме адаптации и психологического сопровождения студентов в высших учебных заведениях уделяется мало внимания. Проблема интернационализации университета должна быть решаема социально-психологической помощью в адаптации иностранным студентам. Данные мероприятия в период обучения в вузе помогут положить начало для правильного и плодотворного развития обучающихся студентов. ТГУ получил звание опорного университета, и наша задача заключается в помощи своему вузу для разрешения данной проблемы по адаптации иностранных студентов.
Проблемы адаптации в своих исследованиях рассматривали многие ученые. Например, Г. Айзенк (адаптация как единство организма со средой), Л. Филипс (адаптация как взаимодействие с социальной средой), З. Фрейд (адаптация как соотношение сознательных и бессознательных механизмов психики).
Адаптацию иностранных студентов к вузу изучали К. Оберг (ввел понятие «культурный шок»), Я. Путинга, Д. Берри, М. Сегалл, П. Дазен (они предложили термин «стресс аккультурации»), Н.М. Лебедева (изучала социально-психологический аспект аккультурации).
Цель бакалаврской работы: выявить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов на примере ТГУ.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация иностранных студентов.
Гипотеза исследования: тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации.
2. Подобрать адекватные методики исследования.
3. Изучить социально-психологическую адаптацию иностранных студентов ТГУ и выявить особенности социально-психологической адаптации.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы, количественные и качественные методы исследования.
2. Психодиагностические методики («Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду; «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского).
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных при проведении эмпирического исследования данных для усовершенствования работы психологической службы университета, которая оказывает помощь в социально-психологической адаптации иностранных студентов.
Экспериментальная база исследования: Тольяттинский государственный университет. Выборку исследования составили 32 иностранных студентов, прибывших из Таджикистана.
Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы, таблиц и рисунков.
Данная тема не просто интересна в наше время, но еще и максимально актуальна тем, что проблеме адаптации и психологического сопровождения студентов в высших учебных заведениях уделяется мало внимания. Проблема интернационализации университета должна быть решаема социально-психологической помощью в адаптации иностранным студентам. Данные мероприятия в период обучения в вузе помогут положить начало для правильного и плодотворного развития обучающихся студентов. ТГУ получил звание опорного университета, и наша задача заключается в помощи своему вузу для разрешения данной проблемы по адаптации иностранных студентов.
Проблемы адаптации в своих исследованиях рассматривали многие ученые. Например, Г. Айзенк (адаптация как единство организма со средой), Л. Филипс (адаптация как взаимодействие с социальной средой), З. Фрейд (адаптация как соотношение сознательных и бессознательных механизмов психики).
Адаптацию иностранных студентов к вузу изучали К. Оберг (ввел понятие «культурный шок»), Я. Путинга, Д. Берри, М. Сегалл, П. Дазен (они предложили термин «стресс аккультурации»), Н.М. Лебедева (изучала социально-психологический аспект аккультурации).
Цель бакалаврской работы: выявить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов на примере ТГУ.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация иностранных студентов.
Гипотеза исследования: тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации.
2. Подобрать адекватные методики исследования.
3. Изучить социально-психологическую адаптацию иностранных студентов ТГУ и выявить особенности социально-психологической адаптации.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы, количественные и качественные методы исследования.
2. Психодиагностические методики («Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду; «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского).
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных при проведении эмпирического исследования данных для усовершенствования работы психологической службы университета, которая оказывает помощь в социально-психологической адаптации иностранных студентов.
Экспериментальная база исследования: Тольяттинский государственный университет. Выборку исследования составили 32 иностранных студентов, прибывших из Таджикистана.
Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы, таблиц и рисунков.
Анализ психологической литературы показал, что адаптация - это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление.
Процесс адаптации является основным процессом во взаимоотношениях человека с окружающим миром, который выражается в приспособлении к изменяющимся условиям этой среды. Данный процесс неоднозначен, и зависит от многих факторов и критериев.
Факторы адаптации бывают внешние и внутренние. К внутренним относятся ряд психологических свойств личности, ценностные ориентации, социально-демографические характеристики (семейное положение, наличие детей, возраст, пол). К внешним факторам относятся специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива.
Мероприятия по помощи в разрешении проблем социально - психологической адаптации студентов к новой среде должны быть комплексными, и направлены на создание внешних факторов, которые только поспособствуют данному процессу. Так же, необходимо применение методов психолого-педагогического воздействия и психологического сопровождения, что позволит быстрее адаптироваться к новым условиям и повысить продуктивность учебной деятельности.
Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к вузу имеет определенную специфику. Вхождение в новую социальную среду, систему обучения, присваивает иностранцу новый статус - студент. В связи с этим образуются новые способы и стили поведения, чтобы соответствовать новой социальной роли. Это запускает процесс социально-психологической адаптации, который повышает уровень работы высших психических функций, коммуникативные навыки, а также уровень самостоятельности в быту.
Наше исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В нем приняли участие 32 иностранных студента из Таджикистана.
Были использованы такие психодиагностические методики, как «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду и «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского.
Согласно результатам исследования по данным методикам:
1. Преобладающий тип социально-психологической адаптации у иностранных студентов - адаптивный.
2. Преобладающий уровень субъективного благополучия у иностранных студентов - нейтральный.
Большая часть иностранных студентов адаптируется к условиям новой страны и к новой социальной роли студента, не испытывая при этом тотальных трудностей, но и не чувствуя полного эмоционального комфорта тоже, что, в принципе, характерно для процесса адаптации к новым условиям.
У одного из иностранных студентов был выявлен неблагоприятный уровень субъективного благополучия и депрессивный тип адаптации, который нуждается в психологическом сопровождении.
Имеются расхождения между типом социально-психологической адаптации и условно соответствующим ему уровнем субъективного благополучия. У основного числа выборки уровень субъективного благополучия - нейтральный. Это значит, что даже при успешной социально-психологической адаптации, далеко не все иностранные студенты испытывают субъективное благополучие.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия, не подтвердилась.
Процесс адаптации является основным процессом во взаимоотношениях человека с окружающим миром, который выражается в приспособлении к изменяющимся условиям этой среды. Данный процесс неоднозначен, и зависит от многих факторов и критериев.
Факторы адаптации бывают внешние и внутренние. К внутренним относятся ряд психологических свойств личности, ценностные ориентации, социально-демографические характеристики (семейное положение, наличие детей, возраст, пол). К внешним факторам относятся специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива.
Мероприятия по помощи в разрешении проблем социально - психологической адаптации студентов к новой среде должны быть комплексными, и направлены на создание внешних факторов, которые только поспособствуют данному процессу. Так же, необходимо применение методов психолого-педагогического воздействия и психологического сопровождения, что позволит быстрее адаптироваться к новым условиям и повысить продуктивность учебной деятельности.
Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к вузу имеет определенную специфику. Вхождение в новую социальную среду, систему обучения, присваивает иностранцу новый статус - студент. В связи с этим образуются новые способы и стили поведения, чтобы соответствовать новой социальной роли. Это запускает процесс социально-психологической адаптации, который повышает уровень работы высших психических функций, коммуникативные навыки, а также уровень самостоятельности в быту.
Наше исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В нем приняли участие 32 иностранных студента из Таджикистана.
Были использованы такие психодиагностические методики, как «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду и «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского.
Согласно результатам исследования по данным методикам:
1. Преобладающий тип социально-психологической адаптации у иностранных студентов - адаптивный.
2. Преобладающий уровень субъективного благополучия у иностранных студентов - нейтральный.
Большая часть иностранных студентов адаптируется к условиям новой страны и к новой социальной роли студента, не испытывая при этом тотальных трудностей, но и не чувствуя полного эмоционального комфорта тоже, что, в принципе, характерно для процесса адаптации к новым условиям.
У одного из иностранных студентов был выявлен неблагоприятный уровень субъективного благополучия и депрессивный тип адаптации, который нуждается в психологическом сопровождении.
Имеются расхождения между типом социально-психологической адаптации и условно соответствующим ему уровнем субъективного благополучия. У основного числа выборки уровень субъективного благополучия - нейтральный. Это значит, что даже при успешной социально-психологической адаптации, далеко не все иностранные студенты испытывают субъективное благополучие.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия, не подтвердилась.
Подобные работы
- Особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов к новым условиям жизни и обучения (на примере студентов ТГУ)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Социально-культурная адаптация иностранных студентов в условиях вуза
Дипломные работы, ВКР, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ПРОЦЕССУ ОБУЧЕНИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2019 - Социально-психологическая адаптация учебных мигрантов из Узбекистана: особенности
процесса адаптации этнических узбеков
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2022 - Образ и стиль жизни китайских и корейских студентов в Санкт-Петербурге
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5690 р. Год сдачи: 2020 - СПЕЦИФИКА КОНФЛИКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ (УЧЕБНОЙ) МИГРАЦИИ: НА ПРИМЕРЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТЕКСТ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ИНОСТРАННОГО СТУДЕНТА: НА ПРИМЕРЕ ТЕКСТОВ О ХАКАСИИ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4975 р. Год сдачи: 2024 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ АГРОИНЖЕНЕРНЫХ ВУЗОВ
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Исследование психоэмоционального состояния людей с заболеваниями гастроэнтерологического профиля (на примере женщин с диагнозом хронический панкреатит)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022





