Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ ТГУ

Работа №109830

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы44
Год сдачи2018
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
139
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Проблема социально-психологической адаптации личности в новых социокультурных условиях 7
1.1 Проблема социально-психологической адаптации личности в психологической литературе 7
1.2 Условия и факторы, влияющие на социально-психологическую адаптацию личности 11
1.3 Психологические особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов 14
Выводы по первой главе 16
Глава 2. Эмпирическое изучение социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 18
2.1 Организация и методы исследования 18
2.2 Результаты эмпирического изучения социально-психологической адаптации иностранных студентов в вузе 19
Выводы по второй главе 36
Заключение 38
Список используемой литературы 40

Актуальность нашего исследования обуславливается тем, что Россия стала более доступна для иностранцев в плане получения высшего образования. В частности, Тольяттинский государственный университет (далее ТГУ) принимает в свои ряды иностранных граждан. Иностранцы должны адаптироваться не только к новой социальной среде, климату, культуре, традициям и законам страны, но также и решить круг определенных проблем, связанных с особенностями проживания в общежитии и требованиям вуза.
Данная тема не просто интересна в наше время, но еще и максимально актуальна тем, что проблеме адаптации и психологического сопровождения студентов в высших учебных заведениях уделяется мало внимания. Проблема интернационализации университета должна быть решаема социально-психологической помощью в адаптации иностранным студентам. Данные мероприятия в период обучения в вузе помогут положить начало для правильного и плодотворного развития обучающихся студентов. ТГУ получил звание опорного университета, и наша задача заключается в помощи своему вузу для разрешения данной проблемы по адаптации иностранных студентов.
Проблемы адаптации в своих исследованиях рассматривали многие ученые. Например, Г. Айзенк (адаптация как единство организма со средой), Л. Филипс (адаптация как взаимодействие с социальной средой), З. Фрейд (адаптация как соотношение сознательных и бессознательных механизмов психики).
Адаптацию иностранных студентов к вузу изучали К. Оберг (ввел понятие «культурный шок»), Я. Путинга, Д. Берри, М. Сегалл, П. Дазен (они предложили термин «стресс аккультурации»), Н.М. Лебедева (изучала социально-психологический аспект аккультурации).
Цель бакалаврской работы: выявить особенности социально-психологической адаптации иностранных студентов на примере ТГУ.
Объект исследования: социально-психологическая адаптация.
Предмет исследования: социально-психологическая адаптация иностранных студентов.
Гипотеза исследования: тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретическую литературу по проблеме адаптации.
2. Подобрать адекватные методики исследования.
3. Изучить социально-психологическую адаптацию иностранных студентов ТГУ и выявить особенности социально-психологической адаптации.
4. Проанализировать результаты и сделать выводы.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы, количественные и качественные методы исследования.
2. Психодиагностические методики («Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду; «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского).
Практическая значимость исследования заключается в использовании полученных при проведении эмпирического исследования данных для усовершенствования работы психологической службы университета, которая оказывает помощь в социально-психологической адаптации иностранных студентов.
Экспериментальная база исследования: Тольяттинский государственный университет. Выборку исследования составили 32 иностранных студентов, прибывших из Таджикистана.
Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической главы, эмпирической главы, выводов, заключения, списка используемой литературы, таблиц и рисунков.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психологической литературы показал, что адаптация - это приспособление к изменяющимся внешним и внутренним условиям. В общей форме явление адаптации в природе рассматривалось как отображение целесообразности в устройстве и жизнедеятельности организмов, как прямое приспособление.
Процесс адаптации является основным процессом во взаимоотношениях человека с окружающим миром, который выражается в приспособлении к изменяющимся условиям этой среды. Данный процесс неоднозначен, и зависит от многих факторов и критериев.
Факторы адаптации бывают внешние и внутренние. К внутренним относятся ряд психологических свойств личности, ценностные ориентации, социально-демографические характеристики (семейное положение, наличие детей, возраст, пол). К внешним факторам относятся специфические характеристики деятельности и особенности социальной организации коллектива.
Мероприятия по помощи в разрешении проблем социально - психологической адаптации студентов к новой среде должны быть комплексными, и направлены на создание внешних факторов, которые только поспособствуют данному процессу. Так же, необходимо применение методов психолого-педагогического воздействия и психологического сопровождения, что позволит быстрее адаптироваться к новым условиям и повысить продуктивность учебной деятельности.
Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к вузу имеет определенную специфику. Вхождение в новую социальную среду, систему обучения, присваивает иностранцу новый статус - студент. В связи с этим образуются новые способы и стили поведения, чтобы соответствовать новой социальной роли. Это запускает процесс социально-психологической адаптации, который повышает уровень работы высших психических функций, коммуникативные навыки, а также уровень самостоятельности в быту.
Наше исследование проводилось на базе Тольяттинского государственного университета. В нем приняли участие 32 иностранных студента из Таджикистана.
Были использованы такие психодиагностические методики, как «Шкала субъективного благополучия» А. Перуэ-Баду и «Адаптация личности к новой социокультурной среде» Л.В. Янковского.
Согласно результатам исследования по данным методикам:
1. Преобладающий тип социально-психологической адаптации у иностранных студентов - адаптивный.
2. Преобладающий уровень субъективного благополучия у иностранных студентов - нейтральный.
Большая часть иностранных студентов адаптируется к условиям новой страны и к новой социальной роли студента, не испытывая при этом тотальных трудностей, но и не чувствуя полного эмоционального комфорта тоже, что, в принципе, характерно для процесса адаптации к новым условиям.
У одного из иностранных студентов был выявлен неблагоприятный уровень субъективного благополучия и депрессивный тип адаптации, который нуждается в психологическом сопровождении.
Имеются расхождения между типом социально-психологической адаптации и условно соответствующим ему уровнем субъективного благополучия. У основного числа выборки уровень субъективного благополучия - нейтральный. Это значит, что даже при успешной социально-психологической адаптации, далеко не все иностранные студенты испытывают субъективное благополучие.
Таким образом, гипотеза исследования о том, что тип социально-психологической адаптации иностранных студентов будет совпадать с уровнем их субъективного благополучия, не подтвердилась.


1. Авдиенко, Г.Ю. Влияние мероприятий психологической помощи студентам в начальный период обучения на успешность адаптации к образовательной среде вуза [Текст] / Г.Ю. Авдиенко // Вестник психотерапии. • 2007. - № 24.
2. Адаптация первокурсников: проблемы и тенденции [Текст] / Л.Н. Боронина, Ю.Р. Вишневский, Я.В. Дидковская и др. // Университетское управление: практика и анализ. - 2001. - № 4(19).
3. Алехин, И.В. Изменение условий подготовки студентов высших учебных заведений и их адаптации в условия трансформации Российского общества [Текст] / И.В. Алехин // Вестник психотерапии. - 2008. - № 2.
4. Ананьев, Б.Г. Личность, субъект деятельности индивидуальность [Текст] / Б. Г. Ананьев. - М.: Директ-Медиа, 2008.
5. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Андреева. • М.: Аспект Пресс, 2003.
6. Андреева, Д.А. О понятии адаптации. Исследования адаптации студентов к условиям учебы в вузе [Текст] /Д.А. Андреева // Человек и общество. - Выпуск № 11. - 1973.
7. Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст] / Е.В. Андриенко. - М., 2001.
8. Антипова, Л.А. Педагогические технологии успешной адаптации личности студента в процессе обучения в вузе [Текст] / Л. А. Антипова // Казанский педагогический журнал. - 2008. - №2.
9. Архипова, А.А. Адаптация студентов как одно из условий самореализации личности [Текст] / А. А. Архипова // Педагогические науки. - 2007. - №3.
10. Бисалиев, Р.В. Психологические и социальные аспекты адаптации студентов [Текст] / Р.В. Бисалиев, О.А. Куц, И.Ф. Деманова // Современные наукоёмкие технологии. - 2007. - № 5.
11. Витенберг, Е.В. Социально-психологические факторы адаптации к социальным и культурным изменениям [Текст] / Е.В. Виттенберг. - СПб., 1995.
12. Емельянов, В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни [Текст] / В.В. Емельянов // Социс. - 2001. - №9.
13. Жмыриков, А.И. Диагностика социально-психологической адаптированности личности в новых условиях деятельности и общения [Текст] / А.И. Жмыриков. - М., 1989.
14. Зинченко, В.П., Мещеряков, Б.Г. Психологический словарь [Текст] / В.П. Зинченко, Б.Г. Мещеряков. - М.: Педагогика, 2007.
15. Исмагилов, Р.М. Адаптация студента к образовательному процессу в условиях формирования компетенций [Текст] / Р.М. Исмагилов, Л.С. Рыкунова // Инновационная экономика и общество. - 2014. - №3 (5).
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ