ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1.Понятие и место полиции в системе правоохранительных органов
1.2.Правовые основы и принципы деятельности полиции
1.3.Организация полиции
ГЛАВА 2. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ
2.1.Формы административной деятельности полиции
2.2.Административно-правовое обеспечение прав и свобод граждан в
деятельности полиции
2.3.Деятельность полиции по профилактике и предупреждению
правонарушений и охране общественного порядка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Реформа, проводимая сегодня в сфере внутренних дел, многое изменила. На смену милиции появился новый орган власти - полиция. Полиция, как орган, способствующий восстановлению нарушенных прав граждан, нуждается в постоянном развитии, в силу постоянно меняющихся общественных отношений, быстро идущему вперед научно-техническому прогрессу. Действующий Федеральный закон «О полиции», в который вносилось много изменений, по сей день имеет ряд пробелов, среди которых можно назвать следующие.
Во-первых, Федеральный закон «О полиции» не определяет природу полиции, не дает ее понятие, ограничиваясь категорией «полиция предназначена». Более того, отказавшись от понимания милиции (полиции) как органа исполнительной власти, не предложил нового подхода к природе полиции, что является пробелом и породило новую дискуссию среди ученых.
Во-вторых, существенным пробелом в Федеральном законе «О полиции» является отсутствие четкого раскрытия структуры полиции
Кроме того, достаточно много правовых и организационных проблем, возникают в процессе деятельности полиции, которые несмотря на то, что решаются, совершенствуются формы и методы административной деятельности, однако ряд из них остается не решенным, в частности это вопросы совершенствования юрисдикционной, разрешительной и контрольнонадзорной деятельности полиции.
По сей день актуальной остается проблема обеспечения законности, дисциплины и противодействия коррупции в деятельности полиции, от решения которой зависит и обеспечение прав и свобод граждан, а также завоевание доверия граждан.
Одним из важнейших направлений деятельности полиции является профилактика и предупреждении правонарушений. Однако нет как единого доктринального подхода к раскрытию содержания «профилактика правонарушений», так и легального определения данного понятия.
Все выше изложенное, свидетельствует об актуальности темы настоящей бакалаврской работы «Правовое регулирование организации и деятельности полиции в России».
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности полиции.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, регулирующие организацию и деятельности полиции в Российской Федерации.
Цель бакалаврской работы - провести теоретико-правовой анализ организации и деятельности полиции по действующему законодательству Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)определить понятие и место полиции в системе правоохранительных органов Российской Федерации;
2)рассмотреть правовые основы и принципы деятельности полиции Российской Федерации;
3)исследовать организационную структуру органов полиции;
4)проанализировать формы административной деятельности полиции;
5)выявить особенности административно-правового обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности полиции;
6)исследовать деятельность полиции, направленную на профилактику и предупреждение правонарушения.
Теоретической базой исследования являются труды следующих ученых: Ю.Е. Аврутина, И.А. Адмираловой, А.Ю. Афанасьева, С.И. Барсукова, А.Н. Борисова, С.П. Булавина, А.В. Коркина, А.В. Куракина, Р.Н. Самойлюк, Ю.П.. Соловей, Ю.Н. Старилова, В.В. Черникова, С.В. Шевченко и др.
Нормативно-правовая основа бакалаврской работы представлена Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами «О полиции», «Об оперативно-розыскной деятельности» и другими федеральными, законами и нормативно-правовыми актами, регулирующими организацию и деятельность полиции в Российской Федерации.
Структура бакалаврской работы, обусловленная целью и задачами исследования, включает: введение, две главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
Проведенное исследование правового регулирования организации и деятельности полиции, позволяет сформулировать следующие выводы.
Полиция - это государственный орган, призванный защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенный правом применения мер государственного принуждения в пределах, установленных федеральным законодательством.
В действующем Федеральном законе «О полиции необходимо четко определить природу полиции и закрепить понятие полиции. В противном же случае дискуссия по поводу природы полиции, ее определения будет продолжаться до бесконечности.
Правовое регулирование деятельности полиции отличается множественностью источников, что обусловлено множественностью и разнообразием поставленных законодателем задач перед полицией.
Составной частью правовой основы деятельности полиции выступают федеральные законы, к числу которых, прежде всего, относится Федеральный закон «О полиции». В работе было обращено внимание на то, что из названия данного Закона не ясно о полиции какого государства идет речь, в связи с чем, рассматриваемый закон целесообразно было бы переименовать как Федеральный закон «О полиции Российской Федерации».
Кроме того в Федеральном законе «О полиции» не раскрыта структура полиции. Поэтому в данный Закон целесообразно было бы добавить соответствующий раздел, который включил бы следующие структурные подразделения полиции с описанием функции каждого из отделов:
1)отдел по охране общественного порядка (по борьбе с административными правонарушениями);
2)отдел по борьбе с преступностью;
3)отдел по обеспечению безопасности дорожного движения;
4)отдел по борьбе с экономическими преступлениями;
5)отдел по борьбе с преступлениями в сфере водных биологических ресурсов;
6)и так далее.
В осуществлении полицией, обозначенных законодательством Российской Федерации для нее множественных функций и задач, большое значение играет административная деятельность с необходимыми для этой деятельности административно-правовыми средствами и методами. В связи с чем, в виду большого объема направлений деятельности полиции, автор настоящей работы ограничился исследованием лишь некоторых видов административной деятельности полиции.
При этом прежде было определено, что форма административной деятельности полиции представляет собой внешне выраженные группы действий, однородные по своему характеру и правовой природе, а также результаты таких действий, при помощи которых осуществляются функции, возложенные на полицию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Это не что иное, чем средство, с помощью которого происходит исполнение должностных обязанностей сотрудниками полиции.
Институт форм административной деятельности полиции находит свое отражение во всех сферах служебной деятельности органа внутренних дел. Данное обстоятельство связано с тем, что свои функции полиция выполняет каждый день, а форма административной деятельности неразрывно с ними связана. Не обращая внимания на значимость и наличие данного института в профессиональной деятельности, сотрудники полиции с ним сталкиваются, ибо иное просто невозможно.
В ходе осуществления административной деятельности полиции осуществляется правоприменение как позитивного, так и «негативного» характера. В частности, первая группа отношений возникает в ходе предоставления органами полиции тех или иных государственных услуг, вторая группа отношений, это отношения негативного характера, они возникают тогда, когда имеют место различного рода правонарушения, на которые полиция обязана реагировать.
Независимо от видов административных правоотношений, а также оснований их возникновения, полиция в пределах своей компетенции обязана максимально обеспечивать права и свободы гражданина. Для того чтобы эта деятельность была максимально эффективной, необходим комплекс условий, которые в своей совокупности дадут возможность полиции на всех стадиях правоприменительного процесса принимать правильные как материальные, так и процессуальные решения.
В работе было обращено внимание на недостаточную регламентацию в ведомственных нормативных актах участия в охране общественного порядка оперативных подразделений полиции. В связи с чем необходима нормативная конкретизация обязанностей оперативных подразделений, что должно повысить эффективность их деятельности при решении поставленных задач. Реализация методов оперативно-розыскной деятельности оперативными подразделениями во взаимодействии с методами административной деятельности подразделениями ООП (УУП) позволит наиболее эффективно решать задачи охраны общественного порядка, особенно при проведении профилактической работы с подучетным элементом.
Анализ прав и обязанностей полиции позволяет прийти к выводу, что в настоящее время законодательством, регламентирующим ее деятельность, не предусматриваются полномочия по предупреждению и пресечению бродяжничества и попрошайничества. В связи с чем требует своего разрешения ряд правовых и организационных вопросов, не нашедших своего практического отражения в нормах действующего законодательства, что свидетельствует о важности дальнейшей работы в сфере противодействия бродяжничеству и попрошайничеству в России как на законодательном, так и на исполнительном уровне.
Учитывая актуальность названных проблем для охраны общественной нравственности и здоровья населения, пробельность федерального законодательства в рассматриваемой сфере, требуют юридического закрепления такие меры предупреждения и пресечения бродяжничества и попрошайничества, как задержание и доставление лиц в центры социальной реабилитации; регистрация лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество; постановка на учет лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество; медицинское освидетельствование лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество; лечение лиц, задержанных за бродяжничество или попрошайничество. Заслуживает внимания и вопрос о возможности создания в системе МВД России приемников-распределителей для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество.
Таким образом, в настоящее время профилактика правонарушений полицией осуществляется в условиях недостаточной нормативной правовой базы, реализуется с согласия профилактируемого лица и является сопутствующим направлением деятельности. Предупреждение
правонарушений осуществляется путем применения предупредительных мер административного принуждения, реализуется не зависимо от воли и желания лица, к которому эти меры применяются, и является одним из основных направлений деятельности полиции.
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
2.Международный Пакт от 16.12.1966 г. «О гражданских и политических правах» // БВС РФ. 1994. № 12.
3.Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) // СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
4.Европейская конвенция о пресечении терроризма (ETS № 90) (Заключена в г. Страсбурге 27.01.1977) (с изм. от 15.05.2003) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 202.
5.Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990) // СЗ РФ. 2003. № 3. Ст. 203.
6.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Заключена в г. Минске 22.01.1993) (с изм. от 28.03.1997) // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1472.
7.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
8.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2001. № 52 (Ч. 1). Ст. 4921.
9.Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1.
10.Федеральный закон от 23.02.2013 г. № 15-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» // СЗ РФ. 2013. № 8. Ст. 721.
11.Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) «О полиции» // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.
12.Федеральный закон от 29.12.2010 г. № 436-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // СЗ РФ. 2011. № 1. Ст. 48.
13.Федеральный закон от 09.02.2009 г. № 8-ФЗ (ред. от 09.03.2016) «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // СЗ РФ. 2009. № 7. Ст. 776.
14.Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. 1999. № 26. Ст. 3177.
15.Федеральный закон от 15.07.1995 г. № 103-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759...