Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы организации проектной деятельности как средства развития интеллектуальной деятельности у младших школьников 8
1.1 Описание основных видов деятельности младших школьников и их реализация по ФГОС НОО 8
1.2 Понятие «проект», «проектная деятельность», «метод проектов», «интеллект», «интеллектуальная деятельность» и «интеллектуальные способности» в современном обществе 10
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проектной деятельности в процессе развития интеллектуальных способностей у младших школьников 15
2.1 Методика исследования сформированности интеллектуальной деятельности у младших школьников 15
2.2 Внедрение проектирования в процесс развития интеллектуальной деятельности младших школьников 25
2.3 Анализ результатов исследования 31
Заключение 38
Список используемой литературы 41
Приложение А Материал к методике «Прогрессивные матрицы Равена» 44
Приложение Б Тест «Найди несколько различий» 51
Приложение В Методика «Выделение существенных признаков» 52
Приложение Г Методика Э.Ф. Замбацявичене 53
Национальная доктрина образования в Российской Федерации, обращаясь к основным целям и задачам образования, отмечает, что система образования призвана обеспечить то, чтобы образование было непрерывным на протяжении всей жизни человека. Этот вопрос рассматривается как социально - психологический компонент, определяющий потенциальную возможность личности в дальнейшем самоопределении, целенаправленном развитии и творческой самоактуализации и как мера государства для обеспечения развития материального производства.
Множество исследователей обращали свое внимание на развитие интеллектуальной деятельности человека. По словам Б.С. Гершунского: «каждого человека, вступающего в жизнь, следует в первую очередь научить учиться, прививать ему интерес к знаниям. В тоже время у взрослого человека сохранить мотивацию непрерывно учиться трудно. Как компетенция личности и устойчивая потребность, стремление к непрерывному образованию не возникнет, если целенаправленно не закладывать и не формировать основы этой потребности в течение его школьных лет» [3]. Отсюда можно сделать вывод о том, что потребность в непрерывном образовании необходимо закладывать тогда, когда человек находится в школе, то есть в процессе школьного обучения. В первую очередь у младших школьников возникает интерес к познанию нового, процессу поиска информации, способов ее усвоения, переработки и применения как в учебной деятельности, так и во внеучебной.
Актуальность настоящего исследования обусловлена стремительными геополитическими процессами, необходимостью гибко реагировать на внешние перемены, затрагивающие все социальные сферах общественной жизни. Перед системой образования стоит задача не только дать определенный набор знаний, но и сформировать интеллект, который позволит успешно реализовываться и адаптироваться в современном мире.
К такому типу интеллекта относится «креативный интеллект», данное понятие вошло в жизнь по причине кадрового вопроса служб занятости, озвучивших запрос работодателей к профессиональным и личностным компетенциям личности наемного сотрудника: обучаемость, стрессоустойчивость, творческий подход к работе, коммуникабельность, гибкость (нестандартность) мышления, владение словесно-мыслительным анализом и др. Для этого необходим пересмотр традиционных подходов к обучению и воспитанию школьников.
Развитие интеллектуальной деятельности младших школьников является одним из важнейших требований ФГОС НОО к результатам обучения: «Для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности» [4]. Разработкой теоретических аспектов развития интеллектуальной деятельности школьников также занимались многие исследователи (П. П. Блонский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, Н.Б. Истомина, С.Л. Рубинштейн и другие).
В современной литературе (Е. П. Асаулюк, Г. Бокарева, Е. Кикоть, Н.А. Грачева) особое внимание уделяется проблеме обеспечения качества образовательного процесса обучающихся средствами повышения уровня развития продуктивной деятельности детей; внедрение в процесс обучения специальных творческих заданий; создание проблемных ситуаций.
Н.А. Грачева считает: «Развитие интеллектуальных способностей, как часть структурного формирования личности в ходе образовательного процесса, последовательно реализуется, в деятельности, из которой складывается жизненный опыт, позволяющий ребенку находить решения в проблемных ситуациях» [16]. Владение навыком поисковой активности, применение многовариантности творческого подхода, развитый словесно-мыслительный аппарат, формирование сотрудничества и коммуникабельность в групповой и парной работе и многое другое, — все это компоненты, формирование и оттачивание которых происходит в условиях реализации творческих и научных проектов. Следовательно, деятельностью, обеспечивающей условия для приобретения и активной реализации знаний, является проектная деятельность.
Вопросами изучения взаимосвязи формирования интеллектуальных способностей и использования проектной деятельности занимались такие исследователи, как Н.И. Гайворонская [12], Е.И. Долян [17], Н.В. Иванова [19], А.П. Колесник [22].
Исходя из этого, можно понять, что проектная деятельность в младшей школе изучена в достаточном количестве, но содержание учебного материала, который влияет на интеллектуальную деятельность обучающихся в рамках проектирования (проектной деятельности), рассмотрено не в полной мере, а также нет конкретики в критериях и принципах отбора и условий применения необходимого материала. Актуализирован запрос: объективно рассмотреть практическую сторону реализации условий развития интеллекта, с опорой на результаты эмпирических исследований научного эксперимента с использованием приемов и методик проектной деятельности.
В связи с этим представляется актуальной тема исследования: «Развитие интеллектуальной деятельности школьников начальной школы в проектировании (проектной деятельности).
Объект исследования: интеллектуальная деятельность младших школьников в проектировании.
Предмет исследования: проектная деятельность как средство развития интеллектуальной деятельности младших школьников.
Цель исследования: создать условия для развития интеллектуальной деятельности младших школьников посредством проектирования.
Гипотеза исследования: развитие интеллектуальной деятельности школьников начальной школы будет эффективным, если:
• определить и реализовать наиболее эффективные методы и приемы развития интеллектуальной деятельности обучающихся;
• разработать и провести комплекс мероприятий для младших школьников с применением проектной деятельности.
Исходя из поставленной цели, определены задачи исследования:
1. Проанализировать способы организации проектирования младших школьников.
2. Выявить и обосновать педагогические условия развития интеллектуальной деятельности младших школьников в проектной деятельности.
3. Выявить и исследовать уровни развития интеллектуальной деятельности.
4. Доказать эффективность разработанного комплекс мероприятий по развитию интеллектуальной деятельности младших школьников.
Методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе научного исследования.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования опыта, описанного в данной работе, для развития интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста.
Экспериментальной базой исследования было выбрано ГБОУ СОШ с. Васильевка имени Героя Советского Союза Е. А. Никонова.
Структура работы: работа включает введение, две главы, список литературы, приложения.
В процессе исследования были поставлены и решены такие задачи как: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; выявлен уровень интеллектуальной деятельности младших школьников; разработаны приемы и методы, с помощью которых можно развить интеллектуальную деятельности младших школьников в процессе реализации проекта; выявлена эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
С помощью анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что в современной литературе (В. И. Андреев, Г. С. Альтшуллер, С. П. Зубова, Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин и др.) особое внимание уделяется тому, чтобы в полной мере обеспечить качество образовательного процесса младших школьников посредством повышения уровня развития продуктивной деятельности детей, а также, с помощью внедрения в процесс обучения специальных творческих заданий и созданием проблемных ситуаций. Развитие интеллектуальных способностей, происходит целенаправленно, на протяжение жизни через практическую деятельность. Ребенок развивается, проходя через проблемную ситуацию. Видом деятельности способствующей активно получать и использовать знания, является проектная деятельность.
Также, был изучен «метод проектов» Джона Дьюи, который показывает, что посредством детальной разработки проблемы, дидактическая цель будет выполнена в полной мере. Этот метод определял определенную трехэтапную последовательность. Основываясь на нем, была проведена дальнейшая работа.
Проведение опытно-экспериментального исследования строилось по результатам диагностического среза уровня развития интеллектуальной деятельности учащихся начальных классов на этапе констатации фактов. По результатам проведенного исследования по всем методикам было отмечено, что большинству участникам контрольного (53 %) и экспериментального (54 %) классов присущ средний уровень развития интеллектуальной деятельности, что проявляется в следующем: присутствуют способности к систематизации в мышлении, раскрывать существенные связи между предметами, но слабо развиты операции дополнения до целого и установления отношений по принципу простых аналогий.
Низкий уровень интеллектуальной деятельности был определен у 31% учеников контрольного класса и 32% экспериментального. У детей данного возраста отмечается достаточно низкий уровень сформированности словесно-логического мышления, а также бедность словарного запаса, трудности в применении логических связей и понятий.
Проведенный анализ позволил нам подтвердить актуальность эксперимента, организации комплекса мероприятий с использованием проектной деятельности.
В соответствии с выдвинутой гипотезой на формирующем этапе работы была осуществлена серия занятий, которые были структурированы в календарно-тематическом планировании в заданных педагогических условиях.
По результатам проведенного исследования всеми методиками отметили, что большинству участникам контрольного (55 %) и экспериментального (48 %) классов присущ средний уровень развития интеллектуальной деятельности.
Высокому уровню соответствует 38% учащихся экспериментального класса, то есть показатели выросли на 23%, в контрольном классе - 18%, изменения составили 3%. Низкий уровень - 14% учащихся экспериментального класса, показатели снизились на 18%, 26% - контрольного класса, показатели снизились на 5%.
Полученные в процессе исследований, проведенных на контрольном этапе, данные подтверждают, что проведенная опытно-экспериментальная развивающая работа, которая направлена на развитие интеллектуальной деятельности школьников младших классов посредством проектной деятельности, достаточно эффективна. На формирующем этапе эксперимента осуществили реализацию комплекса мероприятий, который направлен на формирование интеллектуальной деятельности у младших школьников в проектировании.
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи:
• проведен анализ способов организации проектной деятельности младших школьников;
• выявлены педагогические условия для развития интеллектуальной деятельности;
• исследованы уровни развития интеллектуальной деятельности;
• доказана эффективность разработанного комплекса мероприятий по развитию интеллектуальной деятельности младших школьников в проектировании.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанный и апробированный комплекс мероприятий поспособствовал повышению интеллектуальной деятельности у младших школьников и может использоваться в практике учителями начальных классов. Задачи, поставленные ранее решены, гипотеза подтверждена, цель достигнута.
1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательных задач / Генрих Альтшуллер. М., 2007. 400 с. ISBN 987-5-9614-0534-7
2. Андреев В.И. Эвристическое программирование учебно-исследовательской деятельности: Методическое пособие. / В.И. Андреев. М., 1983. 214 с.
3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учебно-методическое пособие; Архангельск: АО ИННК РО 2009. 58 с.
4. Асаулюк Е. П. Интеллектуальное развитие младших школьников в процессе проектно-исследовательской деятельности. Общественные науки. 2012. № 6-1. С. 98-102.
5. Баимбетова Л.Р. Новые методы обучения // 12-летнее образование - 2014. №10, С. 4-9.
6. Беликов В.А. Образование. Деятельность. Личность: Монография. / В.А. Беликов - М.: Академия Естествознания 2010. 164 с.
7. Бокарева Г., Кикоть Е. Исследовательская готовность как цель процесса развития учащихся // Alma-mater. 2002. № 6. С. 52-54.
8. Блейхер В.М, Крук И.В. «Толковый словарь психиатрических терминов» М. 1995 г. стр. 321-336.
9. Блонский, П.П. Педагогика и психология [Электронный ресурс]: В 2 т. / П.П. Блонский. М.,1979. 78с.
10. Блинова Т.Л. Активизация познавательного интереса учащихся в процессе обучения математики: Учеб. пособ. / Т.Л. Блинова. - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2005. - 100 с.
11. Воронцов А. Б., Заславский, В. М., Клевцова, С. В. и др. / Под ред. А. Б. Воронцова. Сборник проектных задач. Начальная школа. В 2 выпусках. Выпуск 1. М.: Просвещение. 2011. 80 с.
12. Гайворонская Н. И. Формирование УУД младших школьников через исследовательскую деятельность // Начальная школа плюс до и после. 2012. №7. С. 69-78.
13. Гальперин П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка // Вопросы психологии. 1969. № 1. С. 23-31.
14. Глусова Е.Е. Теоретическое обоснование проектной деятельности в начальной школе // Классный руководитель 2015. № 6. С. 54-58.
15. Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство воспитания творческой личности // Дополнительное образование. 2002. № 8. С. 6-11.
...