Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Аналитический инструментарий поддержки программного продукта на основе методов полнотекстового поиска

Работа №109699

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы132
Год сдачи2019
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
72
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретико-методологические основы технической поддержки программного
обеспечения 8
1.1 Проблемы технической поддержки программного обеспечения 8
1.2 Процесс обеспечения гарантии качества программных средств 12
1.3 Процесс решения проблем в программных средствах 16
2 Анализ существующих методов и подходов к решению проблемы
инструментария поддержки программных средств 23
2.1 Сравнение современных продуктов работы с данными 24
2.2 Моделирование тестовой среды 27
3 Представление авторского решения поставленной в исследовании проблемы 34
3.1 Проектирование аналитического инструмента 34
3.2 Реализация аналитического инструмента 40
4 Представление экспериментальных и расчетных результатов апробации 52
4.1 Проверка соответствия решения заданным требованиям 52
4.2 Оценка применимости решения в процессе сопровождения 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 70


С каждым годом информационные технологии все обширнее охватывают быт человека, проникая в новые сферы, укрепляясь и совершенствуясь в уже достигнутых вершинах. Там, где технологии ранее не использовались - они активно разрабатываются и внедряются. К ярким примерам таких технологий можно отнести:
• SD-печать на принтерах материалами: пластик, металл;
• «умные» дома, «умные» города, - жилая местность, оснащенная
автоматизированными технологиями для поддержания жизнеобеспечивающей инфраструктуры при отсутствии человеческого контроля и управления;
• технология blockchain - развитие крипто-валюты, которая может заменить традиционные товарно-денежные отношения.
В других областях, где, казалось бы, за последние годы развитие уже перешагнуло через все вообразимые границы, технологии тоже продолжают развиваться и внедряться в человеческий быт:
• 5G - новое поколение сетей передачи данных, превышающее в 10 -15 раз предыдущее поколение 4G;
• централизация государственных социальных услуг населению в России в единую систему «ГосУслуги»;
• «андроидизация» услуг: с учетом массовости и доступности
использования смартфонов и мобильных сетей, быстрыми темпами растет количество компаний, имеющих собственные андроид- приложения для предоставления различного вида услуг .
Каждая технология помимо технической составляющей (оборудование) подразумевает также и программную составляющую, которая имеет непрерывный цикл развития и перерождения в течение всего периода конкурентоспособности продукта. Несмотря на развитие способов и методов ведения разработки, проектирования и реализации, любому продукту необходима поддержка и ресурсы, осуществляющие поддержку, выделяются в каждой компании, занимающейся разработкой программного обеспечения. Длительность поддержки программного продукта напрямую зависит от его востребованности. Но даже на продукты с низким уровнем популярности отсутствие либо низкое качество поддержки может сыграть крайне негативную роль: в случае с заказной разработкой компания может лишиться заказчика и получить негативную огласку, а если приложение создано не на заказ, то на конкурентном рынке аналогичных приложений спрос на него упадет.
Важность процесса поддержки программных средств, коммерческая обоснованность качественного предоставления услуг по сопровождению программных продуктов, необходимость в непрерывном совершенствовании организационных процессов жизненного цикла программного обеспечения обусловили выбор темы исследования, определили цель, объект и предмет исследования.
Актуальность диссертационного исследования определила проблема некачественной поддержки программных средств как в России, так и за рубежом.
Объект исследования - процесс сопровождения программных средств.
Предмет исследования - аналитический инструмент поддержки программного продукта.
Цель исследования - теоретическое обоснование и практическая реализация модели аналитического инструмента поддержки программного продукта на основе системы полнотекстового поиска для улучшения процесса работы с централизацией и анализом данных работы продукта, повышения качества услуг сопровождения.
В процессе исследования автором выдвинута рабочая гипотеза о том, что процесс сопровождения программных средств может быть улучшен, если:
• выявлены и сформулированы проблемы осуществления поддержки;
• определены функциональные нужды процесса поддержки и
разработан аналитический инструмент для покрытия недостающего функционала.
Цель исследования и сформулированная рабочая гипотеза обусловили следующие задачи:
1. Исследовать процесс сопровождения программного обеспечения.
2. Смоделировать имитацию процесса с применением доработанного продукта программного обеспечения с открытым исходным кодом в качестве инструмента поддержки программного обеспечения.
3. Протестировать полученный продукт с использованием сгенерированных тестовых данных.
4. Определить оправданность использования продуктов с открытым исходным кодом в качестве инструмента поддержки программного обеспечения.
Теоретической и методологической основой магистерского исследования являются методологические основы сопровождения программных систем М. Аншиной, К.А. Бутузова, П. Джалота, С. Орлик, В.П. Селезнева, В.Л. Хан, Б. Висванатана, П. Дюваля, П.Д. Виндлея; анализ достоинств применения продуктов с открытым исходным кодом Н. Барановой; подходы к оценке деятельности на основе метрических показателей О. Кулагина, В.В. Липаева, Б. Фрэнкса; статистические исследования затрат рабочего времени сотрудников А. Бочкина, Д. Брауна; методологические основы разработки программных средств А.К. Дадыкина, А.А. Ермолаева, Г. Ефимова, Н.Ю. Иванова, В.Г. Маняхиной, В.В. Липаева, В.П. Селезнева, А.А. Смирнова; подходы к проведению исследовательской работы Ю.В. Казаковой; методы мониторинга информационных систем М.Г. Дубровина, И.Н. Глухих, С.А. Славкова; сравнительный анализ полнотекстовых поисковых систем А. Клименко.
В процессе исследования использованы следующие методы:
- теоретические: анализ научно-технической литературы, нормативной документации;
- эмпирические: наблюдение процессов поддержки на основе опыта работы в аналогичной сфере в компании по разработке программного обеспечения, моделирование процесса поддержки.
Научная новизна. Как результат исследования, разработан аналитический инструмент поддержки на основе системы полнотекстового поиска, позволяющий оптимизировать процессы работы специалистов сопровождения программных средств и повысить качество предоставляемых услуг.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в развитии информационных технологий в узкой сфере сопровождения программных средств, анализе процессов поддержки с целью улучшения, рассмотрении качества программного продукта на конечном этапе жизненного цикла на практической основе.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в разработке аналитического инструмента для применения в сфере поддержки программного обеспечения, развитии процессов сопровождения продуктов с использованием специализированных средств, функционально подготовленных для использования.
На защиту выносятся:
1. Модель аналитического инструмента поддержки на основе системы полнотекстового поиска.
2. Имплементация аналитического инструмента поддержки, готового к использованию на практике.
3. Апробация разработанного продукта, анализ применимости данного вида решения для улучшения процессов сопровождения программных средств и повышения качества предоставляемых услуг.
Апробация. Тестирование полученного продукта с использованием критериев оценки следующих групп проверки:
- консистентность данных;
- покрытие функциональных требований.
В результате апробации имплементация аналитического инструмента подтвердила правильность реализации и подтвердила возможность применения полученного продукта в сфере поддержки программных средств.
Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа изложена на 75 страницах, содержит 26 рисунков, 5 таблиц.
В первой главе рассматриваются процессы сопровождения программных средств, анализируются нужды инженеров поддержки, конкретизируются проблемы и определяются функциональные требования к аналитическому инструменту.
Во второй главе сравниваются современные популярные системы полнотекстового поиска, осуществляется выбор системы для реализации аналитического инструмента, разрабатывается тестовая среда, структура тестовых данных и методов их генерации, составляется набор тестов для проверки реализации.
В третьей главе проектируется модель инструмента и его компонентов, алгоритмов их работы, выполняется имплементация аналитического инструмента, включающая настройку и конфигурирование, разработку и отладку компонентов.
В четвертой главе выполняется тестирование аналитического инструмента, полученный продукт проверяется на соответствие обозначенным функциональным требованиям, оценивается его применимость.
В заключении подводятся итоги выполненной работы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Тенденции современного информационного сообщества ведут к повышению ценности информации, особенно если эта информация максимально структурирована и имеет выжимку статистических данных за период времени. Генерируемые объемы данных уже не позволяют обходиться простыми средствами в виде записей на бумаге, либо ведением таблицы в MS Excel, масштабы проектов все больше приходят к решению эксплуатации собственных систем для ведения своевременной аналитики и решения проблем на основе обдуманных и взвешенных решений, обработанных данных и предсказаниях последствий. Это объясняет популярность разработки сторонних систем, появление NoSQL технологий, распространение продуктов свободной лицензии и открытого кода, который можно изменить.
Анализ процессов поддержки показал, что, несмотря на развитие программных технологий, есть проблемы, с которыми ежедневно сталкивается персонал компаний разработки при сопровождении программного обеспечения. Для повышения эффективности работы команды поддержки использование средств аналитической поддержки существенно облегчит работу по поиску нужной информации и снизит до минимума затраты времени на получение структурированной информации, учитывая что некоторую информацию невозможно получить из консольных приложений. Технологии полнотекстового поиска позволяют быстро получать данные из массива неорганизованных и неструктурированных документов, избегать работ по составлению структур и объявлению полей, которые необходимо добавить в существующую структуру индексов, что упрощает эксплуатацию и повышает практическую значимость инструментов, основанных на этой технологии.
В ходе исследовательской работы удалось получить модель аналитического инструмента. Модель включает в себя основные компоненты для работы с поиском данных, создания отчетов, анализа данных, обслуживания работы аналитического инструмента. Тестирование инструмента показало пригодность использования для аналитики в процессах поддержки программных средств. Разработанные утилиты Report Tool, Indices Join Tool, работающие на основе API хранилища данных, могут быть использованы в промышленной эксплуатации в интеграции с Elasticsearch.
Проверка соответствия функциональным требованиям показала, что полученная модель аналитического инструмента позволяет решить проблемы процессов поддержки программных средств, а именно:
• обеспечить проектную команду инструментом централизованного доступа к информации для анализа проблем;
• снизить нефункциональную нагрузку на базы данных в сборе статистики;
• сократить процент времени, затрачиваемый сотрудниками на ведение отчетности.
На основе полученной модели можно сделать вывод о том, что использование программного обеспечения с открытым исходным кодом целесообразно и имеет смысл для выделения ресурсов, даже с учетом необходимости доработки до проектных нужд. Полнотекстовые системы поиска могут использоваться не только по прямому назначению поиска информации, но и для статистических нужд, построению аналитики, ведения мониторинга работы систем.
Полученный опыт в разработке и тестировании модели показал, что к требованиям аналитических инструментов, ввиду специфики сферы применения, следует также отнести (помимо общих требований хранилищ Big Data):
1. Поддержка различных источников данных для сбора информации (в том числе базы данных, текстовые файлы).
2. Минимизация нагрузки на базу данных при репликации данных.
3. Возможности очистки данных по фильтрам.
4. API для работы с хранилищем данных для использования внешними
системами.
5. Поддержка построения агрегированных отчетов.
6. Визуальное представление данных.
7. Возможность планирования запусков расчета показателей (для системы мониторинга и отчетности) с выходом в виде файлов отчета либо почтового сообщения.
Реализованный аналитический инструмент может быть использован в поддержке программных средств.



1. ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207—2010 Процессы жизненного цикла программных средств.— Введ. 2010—11—30.— М.:Изд—во стандартов, 2011.— С. 105.
2. ГОСТ Р ИСО/МЭК 14764—2002. Информационная технология.
Сопровождение программных средств.— Введ. 2002—06—25.— М.:Изд—во стандартов, 2002.— С. 32.
Научная и методическая литература
3. Джалота, П. Управление программным проектом на практике. М.: Изд-во «ЛОРИ».- 2005.- 223 с.
4. Липаев, В.В. Программная инженерия. Методологические основы [Текст]: Учеб. / В. В. Липаев; Гос. ун—т — Высшая школа экономики.— М.: ТЕИС, 2006.— 608 с.— 1000 экз.— ISBN 5—7598—0424—3 (в пер.).
5. Липаев, В.В. Стандартизация характеристик и оценивания качества программных средств // Информационные технологии. Приложение. - 2001.- №4.
6. Селезнев, В.П. Современные технологии разработки и сопровождения специального программного обеспечения систем административно- организационного управления: Учеб. пособ.- М.: МГГУ.- 2007.
Электронные ресурсы
7. Любопытная статистика: на что менеджеры тратят свое рабочее время [Электронный ресурс] / Бочкин А. // RUSBASE.- Режим доступа: https://rb.ru/opinion/time-killing.-(Дата обращения: 07.06.2018).
8. 6 причин, почему государству и бизнесу надо разрабатывать проекты с открытым кодом [Электронный ресурс] / Баранова Н. // Теплица социальных технологий.- Режим доступа: https://te-st.ru/2017/10/16/6-reasons-choose-open- source-software.-(Дата обращения: 07.06.2018).
9. Этапы информационного моделирования [Электронный ресурс] / Липунцов Ю.П. // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки №6(233) 2015.- Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/etapy- informatsionnogo-modelirovaniya.-(Дата обращения: 07.06.2018).
10. PMBOK Guide 6. Руководство к своду знаний по управлению проектами [Электронный ресурс] // Бюро проектов.- Режим доступа: http://projectbureau.ru/standard/pmbok6.-(Дата обращения: 07.06.2018).
11. Методы проактивного мониторинга информационных систем [Электронный ресурс] / Дубровин М.Г., Глухих И.Н. // Системный администратор.- Режим доступа: http://samag.ru/archive/article/3599.-(Дата обращения: 07.06.2018).
12. Устройство полнотекстового индекса [Электронный ресурс] // ruhighload.- Режим доступа: https://ruhighload.com/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%82 %D0%B5%D0%BA%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D0%B2%D 1 %8B%D0%B9+%D
0%BF%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA.- (Дата обращения: 10.07.2018).
13. Сравнение движков полнотекстового поиска [Электронный ресурс] // Custis.- Режим доступа: http://lib.custis.ru/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B5%D0 %BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B4%D0%B2%D0%B8%D0%B6%D0%BA%D0%
BE%D0%B2_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B 5%D0%BA%D 1 %81 %D 1 %82%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B3%D0%BE_% D0%BF%D0%BE%D0%B8%D 1 %81 %D0%BA%D0%B0.- (Дата обращения: 10.07.2018).
14. Система KPI (Key Performance Indicator): разработка и применение показателей бизнес-процесса. Показатели эффективности [Электронный ресурс] // Business studio.- Режим доступа:
https://www.businessstudio.ru/articles/article/sistema_kpi_key_performance_indicato r_razrabotka_i/.- (Дата обращения: 05.06.2018).
15. Имитационное моделирование [Электронный ресурс] // Информационно-образовательный сайт.- Режим достуnа:http://info- tehnologii.ru/IMIT_MOD/index.html.-(Дата обращения: 05.06.2018).
16. Леонид brujeo Быстрый полнотекстовый поиск ElasticSearch [Электронный ресурс] / Леонид brujeo // .- Режим доступа:https://habr.com/ru/post/122531.- (Дата обращения: 05.06.2018).
17. Разворачиваем cron в Windows [Электронный ресурс] / deko // habr.- Режим доступа: https://habr.com/ru/post/149545.-(Дата обращения: 10.06.2018).
18. Документация к PostgreSQL 9.6.12 [Электронный ресурс] // postgrespro.- Режим доступа:https://postgrespro.ru/docs/postgresql/9.6/index.- (Дата обращения: 05.06.2018).
19. Аншина, М. Сопровождение программных систем [Электронный ресурс] / М. Аншина // Управляем предприятием № 05.— 2012.— № 16.- Режим доступа: http://upr.ru/upload/iblock/1f7/anshina_lWdI.pdf.—( Дата обращения: 05.04.2017).
20. Бутузов, К. А. Порядок передачи программных средств и организация сопровождения программного обеспечения [Электронный ресурс] / К. А. Бутузов // Известия Петербургского университета путей сообщения.— 2004.— №1. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/poryadok—peredachi—programmnyh—sredstv—i—organizatsiya—soprovozhdeniya—programmnogo— obespecheniya (Дата обращения: 02.04.2017).
21. Дадыкин, А. К. Современная методика организации процесса разработки программ [Электронный ресурс] / А. К. Дадыкин, Ермолаев А. А. // Системный анализ и прикладная информатика.— 2013.— №1—2. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya—metodika—organizatsii—protsessa— razrabotki—programm (Дата обращения: 02.04.2017).
22. Ефимов, Г. Жизненный цикл информационных систем [Электронный ресурс] / Г. Ефимов // Журнал «Сетевой».— 2001.— № 2.- Режим доступа: http://www.setevoi.ru/cgi—bin/text.pl/magazines/2001/2/44.—( Дата обращения: 04.04.2017).
23. Иванова, Н.Ю. Системное и прикладное программное обеспечение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Иванова Н.Ю., Маняхина В.Г.— Электрон. текстовые данные.— М.: Прометей, 2011.— 202 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/58201.html.— (Дата обращения: 03.04.2017).
24. Кулагин, О. Какие KPI выбрать и почему [Электронный ресурс] / О. Кулагин // Корпоративный менеджмент.- 2014.- Режим доступа:
http: //www.cfin.ru/management/controlling/kpi_choice. shtml. — (Дата обращения: 04.04.2017).
25. Орлик, С. Программная инженерия. Сопровождение программного обеспечения (Software Maintenance) [Электронный ресурс] / С. Орлик. - 2004-2005.- Режим доступа: http://software-testing.ru/files/se/3-5- software_engineering_maintenance.pdf.-(Дата обращения: 04.04.2017).
26. Системы принятия решений [Электронный ресурс]: учебно-методический комплекс по специальности 080801 «Прикладная информатика (в информационной сфере)», специализации «Информационные сети и системы», квалификация «информатик-аналитик»/ — Электрон. текстовые данные.— Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2013.— 56 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/29703.html.— (Дата обращения: 05.04.2017).
27. Славков, С. А. Анализ систем ведения проектов и багтрекинга для последующей интеграции [Электронный ресурс] / С. А. Славков // Научный журнал Novainfo.ru.— 2016.— №46—4.— Режим доступа: http://novainfo.ru/article/6377.— (Дата обращения: 03.04.2017).
28. Смирнов, А.А. Прикладное программное обеспечение [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Смирнов А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Евразийский открытый институт, 2011.— 384 с.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11079.html.— (Дата обращения: 03.04.2017).
29. Фрэнкс, Б. Укрощение больших данных: как извлекать знания из массивов информации с помощью глубокой аналитики [Электронный ресурс]: / Б. Фрэнкс.— Электрон. текстовые данные.— М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.— 340 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/39433.html.— (Дата обращения: 03.04.2017).
30. Хан, В. Л. Сопровождение систем автоматизации программного обеспечения [Электронный ресурс] / В. Л. Хан, А. Кизим // Молодой ученый.— 2011.— №5. Т.1.— С. 110—112.— Режим доступа: https://moluch.ru/archive/28/3173.— (Дата обращения: 04.04.2017).
Литература на иностранном языке
31. Number of available applications in the Google Play Store from December 2009 to December 2018 [Электронный ресурс] // Statista.- Режим доступа: https://www.statista.com/statistics/266210/number-of-available-applications-in-the- google-play-store.-(Дата обращения: 05.06.2018).
32. Google Play Categories [Электронный ресурс] // 42 matters.- Режим доступа: https://42matters.com/docs/app-market-data/android/apps/google-play- categories.-(Дата обращения: 05.06.2018).
33. DB-Engines Ranking of Search Engines [Электронный ресурс] // 14. DB¬
Engines.- Режим доступа: https://db-engines.com/en/ranking/search+engine.-(Дата обращения: 10.07.2018).
34. Elasticsearch vs. solr vs. sphinx: best open source search platform comparison [Электронный ресурс] / Klimenko A. // greenice.- Режим доступа: https://greenice.net/elasticsearch-vs-solr-vs-sphinx-best-open-source-search-platform- comparison.-(Дата обращения: 10.07.2018).
35. Supporting Your Product: How To Provide Technical [Электронный ресурс] // Smashing magazine.- Режим доступа: https://www.smashingmagazine.com/2011/10/supporting-product-providing-
technical-support.- (Дата обращения: 05.06.2018).
36. Elasticsearch: The Definitive Guide [2.x] » Administration, Monitoring, and Deployment » Production Deployment » Hardware [Электронный ресурс] // elasticsearch docs.- Режим доступа:
https: //www.elastic.co/guide/en/elasticsearch/guide/current/hardware.html. - (Дата обращения: 10.06.2018).
37. The quick and simple editor for cron schedule expressions by Cronitor [Электронный ресурс] // crontab guru.- Режим доступа: https://crontab.guru.-(Дата обращения: 11.06.2018).
38. Apache Solr vs Elasticsearch [Электронный ресурс] // solr-vs- elasticsearch.com.- Режим доступа:http://solr-vs-elasticsearch.com.-(Дата обращения: 05.06.2018).
39. Elasticsearch Reference [Электронный ресурс] // elastic. - Режим доступа: https: //www. elastic. co/guide/en/elasticsearch/reference/current/index.html. - (Дата обращения: 05.06.2018).
40. Kibana User Guide [Электронный ресурс] // elastic.- Режим доступа: https: //www. elastic. co/guide/en/kibana/current/index. html. - (Дата обращения: 05.06.2018).
41. Logstash Reference [Электронный ресурс] // elastic.- Режим доступа: https://www. elastic.co/guide/en/logstash/current/index. html. - (Дата обращения: 05.06.2018).
42. Filebeat Reference [Электронный ресурс] // elastic. - Режим доступа: https://www. elastic.co/guide/en/beats/filebeat/5.6/index.html.- (Дата обращения: 05.06.2018).
43. Duvall, PauM. Continuous Integration Improving Software Qualityand Reducing Risk / PauM. Duvall, Stephen Матиас, Andrew Glover. -USA,«Addison- Wesley».- 2007.- 336 с.
44. Brown, D. Reengineering Customer Support [Электронный ресурс] / D. Brown // AFSM International.- November/December.- 2005, с.61 - 64.- Режим доступа: http://www.supportcenteru.com/images/Article-Reengineering6- DesignNewModel.pdf.—(Дата обращения: 05.04.2017).
45. Viswanathan, B. Understanding The Different Levels of Help Desk Support [Электронный ресурс] / B. Viswanathan // Project-Management.com.- 2016.- Режим доступа: https://project-management.com/understanding-the-different-levels- of-help-desk-support.—(Дата обращения: 04.04.2017).
46. Windley, P. J. Delivering High Availability Services Using a Multi-Tiered Support Model [Электронный ресурс] / P. J. Windley.- 2002.- Режим доступа: https://ru.scribd.com/document/129058297/Tiered-Support-pdf.-(Дата обращения: 04.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ