Исследование влияния акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1. Характер как индивидуально- психологическая особенность
личности 8
1.2. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной
психологии 20
1.3. Стратегии поведения в конфликте 36
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 70
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1.1. Характер как индивидуально- психологическая особенность
личности 8
1.2. Исследование конфликтов в отечественной и зарубежной
психологии 20
1.3. Стратегии поведения в конфликте 36
Выводы по первой главе 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ
АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
2.1. Методы и организация исследования 43
2.2. Результаты исследования 52
2.3. Анализ, обобщение и интерпретация результатов исследования 70
Выводы по второй главе 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 84
Период подросткового возраста является одним из самых непростых и неоднозначных из всех возрастных периодов. В связи с этим, он становится предметом исследования и педагогики, и социологии, и психологии. Подросток представляет из себя личность, которая находится на специфической стадии развития ее главнейших черт и качеств. Данная стадия находится на границе детства и взрослого возраста. Личность ребенка в это время еще недостаточно сформирована, для того, чтобы быть взрослой. Но вместе с тем до такой степени развита, что способна осознано вступать во взаимоотношения с окружающими людьми и обуславливать свои поступки и действия нормами и правилами, имеющимися в обществе. Подросток способен принимать четко проанализированные решения, совершать здравые, целесообразные поступки и нести за них моральную и юридическую ответственность. Собственно в подростковом возрасте происходит формирование ацентуаций черт характера. Акцентуации характера - это что-то промежуточное непосредственно между психопатией и нормой. Они могут способствовать появлению отклоняющегося поведения подростков, увеличению уровня тревожности, неврастеничности, эмоциональной неуравновешенности. В подростковом возрасте вид акцентуации характера существенно обуславливает специфику поведения в разнообразных условиях, в том числе и в конфликтных ситуациях.
Вопросу исследования акцентуаций характера посвящены работы А.Е. Личко [38], В.С. Мерлина [41], К. Леонгарда [36], А.В. Лазурского [32], И.В. Страхова [48] и других ученых.
Проблема конфликтов является одной из самых непростых и актуальных в становлении личности и в воспитании подростков. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной в современный период общественного развития. Сложное материальное положение семьи, изменение мировоззрения и несформированность нового, недостаток свободного времени у родителей, скудность необходимых жизненных знаний и навыков у подростка обуславливают появление значительных затруднений и внутриличностных конфликтов. Данный факт детерминирует увеличение разнообразных девиаций в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особенные опасения вызывает не столько увеличивающаяся отстраненность, нравственное опустошение детей, но и их циничность, безжалостность, высокая тревожность и конфликтность поведения.
Проблема конфликтного поведения детей подросткового возраста, затрагивает социум в целом, вызывает сильную обеспокоенность со стороны педагогов и родителей, так и большой научно-практический интерес ученых.
Проблемы конфликтов отражаются в зарубежной и отечественной психологии, социологии и конфликтологии, в трудах З. Фрейда [51], А. Адлера [2], К. Хорни [52], Н.В. Гришиной [13], А.К.Зайцева [21], Н.И. Леонова [34], В.И. Андреева [4], Ф.М. Бородкина [7] и др.
В нашей работе мы опираемся на научные взгляды на проблему эффективности стратегий поведения в конфликте таких ученых, как К. Томас [49], Килмен [49], М. Дойча [17], А.Г. Здравомыслова [23], Т. Шеллинга [53]. Согласно их мнению, имеется пять стратегий разрешения конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание, соперничество, приспособление.
Вопреки достаточной разработанности понятий «акцентуации характера» и «стратеги и поведения в конфликте» в прикладной психологии существует противоречие между потребностью в создании программ коррекции конфликтного поведения и наличием эмпирических данных о характере влияния акцентуаций характера на выбор стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации. Изменение конфликтного поведения необходимо выстраивать на основе коррекции личностных особенностей подростков, таких как акцентуации характера. В связи с этим следует провести эмпирическое изучение и теоретическое обоснование влияние акцентуаций характера на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у детей подросткового возраста. Необходимость определения действительных психологических причин конфликтного поведения подростков, определение условий, механизмов, средств его предупреждения обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: акцентуации характера и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования: влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Цель исследования: изучить характер влияния различных акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: акцентуации характера являются условием формирования стратегий поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать понятия «акцентуации характера», «конфликт» и « стратеги поведения в конфликте».
2. Эмпирически изучить влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
3. Обработать результаты исследования, сформулировать выводы о влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
Методы исследования:
1. Метод теории (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические:
• «Методика определения акцентуаций характера» К. Леонгарда;
• Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» - ССП - 98 (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз).
• «Методика оценки способов реагирования в конфликте» К. Томаса;
3. Методы математической статистики: х2- критерий Пирсона, критерий ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 40» Автозаводского района г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 8-х классов, в количестве 36 человек.
Вопросу исследования акцентуаций характера посвящены работы А.Е. Личко [38], В.С. Мерлина [41], К. Леонгарда [36], А.В. Лазурского [32], И.В. Страхова [48] и других ученых.
Проблема конфликтов является одной из самых непростых и актуальных в становлении личности и в воспитании подростков. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится очевидной в современный период общественного развития. Сложное материальное положение семьи, изменение мировоззрения и несформированность нового, недостаток свободного времени у родителей, скудность необходимых жизненных знаний и навыков у подростка обуславливают появление значительных затруднений и внутриличностных конфликтов. Данный факт детерминирует увеличение разнообразных девиаций в личностном развитии и поведении подростков. Среди них особенные опасения вызывает не столько увеличивающаяся отстраненность, нравственное опустошение детей, но и их циничность, безжалостность, высокая тревожность и конфликтность поведения.
Проблема конфликтного поведения детей подросткового возраста, затрагивает социум в целом, вызывает сильную обеспокоенность со стороны педагогов и родителей, так и большой научно-практический интерес ученых.
Проблемы конфликтов отражаются в зарубежной и отечественной психологии, социологии и конфликтологии, в трудах З. Фрейда [51], А. Адлера [2], К. Хорни [52], Н.В. Гришиной [13], А.К.Зайцева [21], Н.И. Леонова [34], В.И. Андреева [4], Ф.М. Бородкина [7] и др.
В нашей работе мы опираемся на научные взгляды на проблему эффективности стратегий поведения в конфликте таких ученых, как К. Томас [49], Килмен [49], М. Дойча [17], А.Г. Здравомыслова [23], Т. Шеллинга [53]. Согласно их мнению, имеется пять стратегий разрешения конфликта: сотрудничество, компромисс, избегание, соперничество, приспособление.
Вопреки достаточной разработанности понятий «акцентуации характера» и «стратеги и поведения в конфликте» в прикладной психологии существует противоречие между потребностью в создании программ коррекции конфликтного поведения и наличием эмпирических данных о характере влияния акцентуаций характера на выбор стратегии поведения подростков в конфликтной ситуации. Изменение конфликтного поведения необходимо выстраивать на основе коррекции личностных особенностей подростков, таких как акцентуации характера. В связи с этим следует провести эмпирическое изучение и теоретическое обоснование влияние акцентуаций характера на выбор стратегии поведения в конфликтной ситуации у детей подросткового возраста. Необходимость определения действительных психологических причин конфликтного поведения подростков, определение условий, механизмов, средств его предупреждения обуславливает актуальность настоящего исследования.
Объект исследования: акцентуации характера и стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования: влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Цель исследования: изучить характер влияния различных акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в конфликтных ситуациях.
Гипотеза исследования: акцентуации характера являются условием формирования стратегий поведения подростков в конфликтной ситуации.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать понятия «акцентуации характера», «конфликт» и « стратеги поведения в конфликте».
2. Эмпирически изучить влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
3. Обработать результаты исследования, сформулировать выводы о влияние акцентуаций характера подростков на стратегии поведения в ситуации конфликта.
Методы исследования:
1. Метод теории (анализ литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические:
• «Методика определения акцентуаций характера» К. Леонгарда;
• Опросник «Стиль саморегуляции поведения - 98» - ССП - 98 (В.И. Моросанова, Е.М. Коноз).
• «Методика оценки способов реагирования в конфликте» К. Томаса;
3. Методы математической статистики: х2- критерий Пирсона, критерий ранговой корреляции Спирмена.
База исследования: исследование проводилось на базе МБУ «Школа № 40» Автозаводского района г.о. Тольятти. В исследовании приняли участие 8-х классов, в количестве 36 человек.
Важнейшей проблемой характерологии как учения о характерах является установление основных типов характера и его проявлений в отдельных жизненных ситуациях, что дает возможность целостного индивидуально-психологического понимания и прогнозирования поведения человека в определенном кругу ситуаций.
В данном исследовании рассматривалась проблема взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Проблемность вопроса заключается в возможности решения проблемы направленности связи. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний, представляет собой динамическую сторону характера. Характер как и темперамент, являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что акцентуации характера являются первичными по отношению к стратегиям поведения личности к конфликтной ситуации, то есть говорить о влиянии переменных. В этом случае акцентуации характера выступают в качестве субъективной независимой переменной, а стратегии поведения в конфликтной ситуации - зависимая переменная.
Результатом данного исследования являются выводы о характере влияния акцентуаций характера на стратегии поведения в конфликте. В качестве третьей переменной выступает общий уровень саморегуляции деятельности и поведения. В конфликте подростки чаще выбирают стратегии соперничества, избегания и приспособления. Существенно реже используют в конфликте стратегии сотрудничества и компромисса. Гипертимный, возбудимый и неуравновешенный типы акцентуаций влияют на выбор стратегии соперничества в конфликте. Данные типы акцентуаций характеризуются низкими показателями развития волевых черт личности, их отличает поверхностность или отсутствие интересов, излишняя самоуверенность, склонность к провокациям.
Подростки демонстративного типов акцентуаций выбирают стратегии соперничества и избегания. Демонстративные подростки легко устанавливают контакты, легко приспосабливаются, неординарны, их отличают средние показатели саморегуляции деятельности и поведения. Тревожные подростки контролируют себя, в конфликтных ситуациях склонны выслушать партнера, децентрироваться, дружелюбны и самокритичны, поэтому выбирают компромиссную стратегию.
Выбор стратегии избегания определяется разнообразными типами акцентуаций, кроме неуравновешенного и возбудимого типов. Подростки редко вступающие в конфликтные отношения, играют в них пассивную роль. Они отличается средне-высокими показателями саморегуляции, «не выплескивают» эмоции наружу, ищут поддержки и опоры.
Экзальтированная, педантичная и циклотимная акцентуации характера обусловливают приспособительное поведение в конфликте. Подростки выступают то активной, то пассивной стороной и в зависимости от этого могут быть либо агрессивными, либо альтруистичными, сострадать и уступать другим.
Отечественная психология исходит из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Из этого следует возможность коррекции негативных сторон отдельных акцентуаций характера и усиление позитивных. Результаты данного исследования обосновывают возможности коррекции акцентуаций характера через механизм оптимизации стратегий поведения в конфликтной ситуации. Целенаправленная работа психолога и педагогов, направленная на обучение подростков эффективным стратегиям решения конфликтных ситуаций, позволит оптимизировать и позитивные стороны акцентуаций, научит подростков навыкам саморегуляции собственного поведения.
В данном исследовании рассматривалась проблема взаимосвязи акцентуаций характера и стратегий поведения в конфликтной ситуации у подростков. Проблемность вопроса заключается в возможности решения проблемы направленности связи. В своем формировании, развитии и функционировании характер человека тесным образом связан с темпераментом. Последний, представляет собой динамическую сторону характера. Характер как и темперамент, являются достаточно устойчивыми и малоизменяемыми. Поэтому, можно с уверенностью сказать, что акцентуации характера являются первичными по отношению к стратегиям поведения личности к конфликтной ситуации, то есть говорить о влиянии переменных. В этом случае акцентуации характера выступают в качестве субъективной независимой переменной, а стратегии поведения в конфликтной ситуации - зависимая переменная.
Результатом данного исследования являются выводы о характере влияния акцентуаций характера на стратегии поведения в конфликте. В качестве третьей переменной выступает общий уровень саморегуляции деятельности и поведения. В конфликте подростки чаще выбирают стратегии соперничества, избегания и приспособления. Существенно реже используют в конфликте стратегии сотрудничества и компромисса. Гипертимный, возбудимый и неуравновешенный типы акцентуаций влияют на выбор стратегии соперничества в конфликте. Данные типы акцентуаций характеризуются низкими показателями развития волевых черт личности, их отличает поверхностность или отсутствие интересов, излишняя самоуверенность, склонность к провокациям.
Подростки демонстративного типов акцентуаций выбирают стратегии соперничества и избегания. Демонстративные подростки легко устанавливают контакты, легко приспосабливаются, неординарны, их отличают средние показатели саморегуляции деятельности и поведения. Тревожные подростки контролируют себя, в конфликтных ситуациях склонны выслушать партнера, децентрироваться, дружелюбны и самокритичны, поэтому выбирают компромиссную стратегию.
Выбор стратегии избегания определяется разнообразными типами акцентуаций, кроме неуравновешенного и возбудимого типов. Подростки редко вступающие в конфликтные отношения, играют в них пассивную роль. Они отличается средне-высокими показателями саморегуляции, «не выплескивают» эмоции наружу, ищут поддержки и опоры.
Экзальтированная, педантичная и циклотимная акцентуации характера обусловливают приспособительное поведение в конфликте. Подростки выступают то активной, то пассивной стороной и в зависимости от этого могут быть либо агрессивными, либо альтруистичными, сострадать и уступать другим.
Отечественная психология исходит из признания общественно-исторической обусловленности характера и роли воспитания в его формировании. Из этого следует возможность коррекции негативных сторон отдельных акцентуаций характера и усиление позитивных. Результаты данного исследования обосновывают возможности коррекции акцентуаций характера через механизм оптимизации стратегий поведения в конфликтной ситуации. Целенаправленная работа психолога и педагогов, направленная на обучение подростков эффективным стратегиям решения конфликтных ситуаций, позволит оптимизировать и позитивные стороны акцентуаций, научит подростков навыкам саморегуляции собственного поведения.
Подобные работы
- ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Связь акцентуации характера подростков со
стратегией поведения в конфликтной
ситуации
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2016 - ВЛИЯНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ВЫБОР СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Акцентуации характера подростков с психологическими проблемами (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2019 - СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗЛИЧНЫМИ АКЦЕНТУАЦИЯМИ ХАРАКТЕРА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2017 - Взаимосвязь акцентуаций характера подростка и особенностей его взаимоотношений со сверстниками
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - СВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ И СТРАТЕГИЙ
ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ В ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Акцентуаций характера подростков с отклоняющимся поведением (Социально-психологическая коррекция)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024 - Влияние личностных качеств и особенностей подростков на стиль поведения в конфликтной ситуации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2022



